Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Так 24.07.2001 г., поступила компрессорная установка С-412М, стоимостью 7993,5 (в том числе НДС – 1332,25 руб.).



2020-02-03 200 Обсуждений (0)
Так 24.07.2001 г., поступила компрессорная установка С-412М, стоимостью 7993,5 (в том числе НДС – 1332,25 руб.). 0.00 из 5.00 0 оценок




В учете на сумму производственных расходов по приобретению данного объекта основных средств составляется бухгалтерская проводка:

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» - 6661,25 руб.

Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» - 1332,25 руб. К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 7993,5 руб.

По объектам недвижимости сумму задолженности по плате за регистрацию такого рода сделки нужно отразить в учете записью:

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» - К 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по прочим сборам и пошлинам».

Погашение задолженности по обязательствам, связанным с приобретением основных средств, будет показано так:

Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – К 51 «Расчетные счета» - 7993,5 руб.

Ввод в эксплуатацию компрессорной установки С 412-М отразим бухгалтерской записью:

Д 01 К 08 – 6661,25 руб.

В кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» списываются учтенные на дебете данного счета инвестиции по их видам – на отдельные субсчета следующих наименований:

- «Приобретение земельных участков»;

- «Приобретение объектов природопользования»»

- «Строительство объектов основных средств»;

- «Приобретение отдельных объектов основных средств»;

- «Приобретение нематериальных активов»

- «Перевод молодняка животных в основное стадо»;

- «Приобретение взрослых животных».

Долгосрочные инвестиции в таком разрезе учитываются независимо от источников финансирования.

В синтетическом счете объекты, принятые к эксплуатации в порядке строительства, выполненного подрядным способом, принимаются на баланс в сумме фактических затрат на их возведение.

Д 01 «Основные средства» – К 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Если объект приобретен за иностранную валюту, его оценка при принятии к учету проводится в рублях путем пересчета этой валюты по курсу Банка России, действующему на дату приобретения такого имущества по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или по договору аренды [35].

Арендная плата определяется договором аренды и может выступать в форме:

- четко фиксируемой суммы платежей, погашаемых единовременно или периодически;

- предоставления арендатором определенного набора услуг;

- компенсации путем предоставления части продукции или доходов, полученных от использования арендованного имущества;

- передачи арендатором арендодателю определенной вещи в собственность или аренду;

- компенсация арендатором затрат на улучшение арендованного имущества.

Не исключен также вариант, зафиксированный в договоре аренды, сочетающий использование приведенных форм платы аренды.

В том случае, когда основные средства приходуются в качестве взноса (вклада) в уставный капитал, в учете следует отразить погашение дебиторской задолженности, ранее образовавшейся у учредителей:

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» – К 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» - 2000 руб.

Принятие на баланс основных средств в таком случае отражается по первоначальной стоимости, которая представляет собой договорную стоимость, согласованную участниками:

Д 01 «Основные средства» – К 08 «Вложения во внеоборотные активы» - 2000 руб.

При безвозмездном получении имущества или его получении по договору дарения с 1 января 2000 г. объекты основных средств не подлежат отнесению на счет 87 «Добавочный капитал» (с 1 января 2001 г. – счет 83 аналогичного названия). С вводом в действие ПБУ №9/99 «Доходы организации» и ПБУ №10/99 «Расходы организации» полученные подобным путем основные средства рассматриваются как доходы организации одного или более отчетных периодов. После постановки на баланс по рыночной стоимости (п. 1 ст. 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете») их рассматривают как доходы будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования в размере начисленной амортизации на финансовые результаты.

Данный подход существенно меняет методику учета основных средств, поступивших в организацию в результате указанных выше экономических событий.

На сумму этих объектов по рыночной цене принимающая сторона делает в учете запись:

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» - К 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления» - 45000 руб.

После оформления в установленном порядке их оприходуют:

Д 01 «Основные средства» – К 08 «Вложения во внеоборотные активы» - 45000 руб.

В дальнейшем в процессе эксплуатации на сумму начисленной амортизации по объектам, полученным безвозмездно или по договору дарения, по каждому отчетному периоду указанные доходы рассматриваются как внереализационные и подлежат учету в составе прибыли организации от операций, не связанных с уставной деятельностью:

Д 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления» - К 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» - 2250 руб.

Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документы: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутреннее перемещение и др.

В синтетическом учете ООО «Мармед» амортизация основных средств учитывается на пассивном регулирующем контрактивном счете 02 «Амортизация основных средств».

По итоговым месячным данным ведомости начисления износа (амортизации) основных средств в ведомостях №12 и 15, а также в журналах-ордерах 310 и 10/1 составляются бухгалтерские записи:

Д 20 - по основным средствам, используемым в целях основного производства;

Д 25 - по основным средствам общепроизводственного назначения;

Д 26 - по основным средствам общепроизводственного назначения.

ООО «Мармед» 10 января 2002 г. приобрела деревообрабатывающий станок, стоимость которого составляет 24 000 руб. В соответствии с пунктами 3, 4 ст. 258 НК РФ, оно входит в первую амортизационную группу. Срок его полезного использования составляет 2 года. Рассчитаем ежемесячные суммы амортизационных отчислений при использовании линейного и нелинейного метода амортизации.

По имуществу, входящему в группы первую-седьмую, налогоплательщикам предоставлено право применять по своему выбору линейный или нелинейный метод амортизации.

В соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ организация имеет право начинать амортизационные отчисления с 1 февраля 2002 г.

Срок полезного использования имущества - 24 месяца, следовательно, последнее амортизационное отчисление по этому имуществу будет произведено в январе 2004 г.

Разница в применении линейного и нелинейного методов амортизации будет заключаться в размерах сумм, которые будут включаться налогоплательщиком ежемесячно в состав расходов. Если при применении линейного метода амортизации эти суммы будут одинаковыми в течение всего срока использования, то при нелинейном методе размер сумм ежемесячных отчислений будет уменьшаться пропорционально уменьшению остаточной стоимости. В нашем случае все суммы приведены с точностью до рубля.

Рассмотрим случай применения линейного метода амортизации

Срок полезного использования имущества, выраженный в месяцах, в нашем случае равен: 12 мес. х 2 = 24 мес.

Следовательно, норма амортизации по данному объекту составит: (1 : 24 мес.) х 100% = 4,1667%.

Сумма начисленной амортизации за месяц определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации: 24 000 х 4,1667% = 1000 руб. в месяц.

Отсюда делаем вывод, что предприятие при применении линейного метода амортизации имеет право относить на расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, суммы амортизационных отчислений по данному объекту имущества в размере - 1000 руб. в месяц.

Рассмотрим случай применения нелинейного метода амортизации

Вычислим норму амортизации объекта амортизируемого имущества при применении нелинейного метода.

Как мы уже выяснили, срок полезного использования объекта, по которому начисляется амортизация, равен 24 месяцам.

Используя формулу, содержащуюся в п. 5 ст. 259 НК РФ, вычислим норму амортизации, которая будет применяться при использовании нелинейного метода: (2 : 24 мес.) х 100 % = 8,3333%.

Сумма начисленной за месяц амортизации определяется как произведение остаточной стоимости и нормы амортизации.

Поскольку остаточная стоимость амортизируемого имущества при первом начислении амортизации равна его первоначальной (восстановительной) стоимости, то сумма отчисления в феврале 2002 г. составит: 24 000 х 8,3333% = 2000 руб. в месяц.

В бухгалтерском учете ООО «Мармед» учитывается состав видов ремонтных работ по отдельным группам основных средств. От правильности выполнения этого принципа зависит не только обоснованность составленной сметы, но и правильное исчисление фактической себестоимости законченного ремонта, работ по модернизации и реконструкции отдельных объектов.

Для оборудования и транспортных средств капитальным ремонтом считается ремонт с периодичностью свыше одного года и фактическим пробегом для автомобиля свыше 40-55 тыс. км с учетом марки машин.

В объем ремонтных работ входят полная разборка агрегата, отдельных узлов, замена износившихся деталей, сборка, регулировка. В зависимости от вида ремонтируемого объекта в этот объем может быть включено и испытание объекта по окончании ремонта.

Оптимальные сроки ремонта отдельных объектов указываются в графиках планово-предупредительных ремонтов (ППР) и определяют объемы ремонтных работ, хотя неравномерная обеспеченность в течение года оборотными средствами оказывает влияние на изменение этих сроков.

Основным первичным инструментом, согласно которому определяются объем работ по капитальному ремонту, его сменная стоимость и продолжительность, является дефектная ведомость. На ее основании служба главного механика выписывает наряд-заказ в трех экземплярах: первый – цеху-исполнителю, второй остается в указанной службе и используется как основной источник информации для оперативного контроля за выполнением ремонта, а третий – бухгалтерии для организации аналитического учета.

Первичными документами при осуществлении работ на отдельные виды ремонта являются:

- требования-накладные (форма №М-11), выписываемые в двух экземплярах: первый остается на складе как основание для списания с подотчета работника склада запасных частей, других товарно-материальных ценностей, второй используется в ремонтном цехе для их оприходования. В дальнейшем оба экземпляра требований-накладных, подписанные материально-ответственными лицами склада и цеха потребителя, сдают в бухгалтерию для текущего контроля за формированием издержек на отдельные виды ремонта основных средств;

- наряды на заработную плату ремонтных рабочих.

Указанные первичные документы выписывают в соответствии с потребностью и объемом выполненных работ, предусмотренными в дефектной ведомости и нарядах-заказах.

Аналитический учет затрат на капитальный ремонт ведется в карточке многографной формы, открываемой на отдельный заказ, которому присваивается свой шифр (код). Под этим шифром в постатейном разрезе формируются затраты в процессе осуществления данного ремонта: стоимость запасных частей, материалов; заработная плата (основная и дополнительная) ремонтных рабочих; начисления на эту заработную плату; общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

В соответствии с учетной политикой ООО «Мармед» синтетический учет ремонта основных средств осуществляется путем включения фактических затрат в себестоимость продукции по мере выполнения ремонтных работ, с отражением в бухгалтерском учете записью Д 26 К 10, 60, 70, 69.

При проведении аудита ремонта основных средств, в первую очередь, выясняем какой метод отражения затрат используется. В нашем случае, ремонтный фонд и резерв не создаются.

Выбытие основных средств из ООО «Мармед» может происходить по следующим причинам:

- в силу непригодности к дальнейшей эксплуатации из-за физического износа;

- из-за морального износа;

- в качестве вклада (взноса) в уставный капитал другой организации;

- в случае передачи на правах хозяйственного ведения или оперативного управления;

- в результате продажи;

- в порядке товарообменных операций;

- при безвозмездной передаче или дарении;

- вследствие сдачи в аренду;

- под воздействием форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение, хищение и пр.);

- при передаче в совместную деятельность (по договору простого товарищества);

- при передаче в доверительное управление;

- в случае обмена на другое имущество, а также другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Осуществление этих операций связано с формированием финансового результата, от которого зависит финансовое положение организации, поэтому важно его правильное исчисление. Пунктом 62 МСФО 16 «Учет основных средств» признается, что прибыли и убытки, связанные по таким операциям, «должны определяться как разность между оценочной суммой чистых поступлений от выбытия и балансовой стоимостью актива и признаваться как доход или расход в отчете о прибылях и убытках».

В отечественном стандарте – ПБУ 6/01 (п. 31) – говорится лишь об отражении в учете доходов и расходов от списания объектов основных средств, которые подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

Во всех случаях выбытия основных средств (кроме автотранспортных) специальная комиссия составляет на списание по форме №ОС-4, а по автотранспортным акт составляется по форме №ОС-4а.

Акты на списание основных и автотранспортных средств составляют в двух экземплярах за подписью членов комиссии и утверждаются руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр передается в бухгалтерию как основание для списания данного объекта, а второй остается у работника, за которым был закреплен объект, как основание для сдачи на склад полезных отходов от ликвидации. Автотранспортное средство, кроме того, должно быть снято с учета в Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Все расходы, связанные со списанием объекта, а также стоимость материальных ценностей, поступивших в результате сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и пр., показывают в разделе акта «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания» формы №ОС-4. По автотранспортным средствам подобная информация приведена в аналогичной «Справке» формы №ОС-4а.

В синтетическом учете операции по выбытию основных средств отражаются на активно-пассивном счете 91 «Прочие доходы и расходы». На нем накапливается информация о процессе продажи и прочего выбытия основных средств (списания, ликвидации, безвозмездной передаче и др.). По дебету данного счета показывают первоначальную стоимость списываемого объекта и расходы, понесенные организацией в процессе его выбытия. По кредиту отражаются сумма износа, ранее начисленного за период эксплуатации, а также выручка, поступившая в результате ликвидации конкретного объекта.

Во всех случаях выбытия и списания с баланса основных средств их стоимость, учтенная на счете 01 «Основные средства», списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы» в оценке, числящейся в балансе на дату выбытия:

Д 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» – К 01 «Основные средства», субсчет 2 «Выбытие основных средств».

Рассмотрим выбытие установки для сушки пиломатериалов ПАП – с первоначальной стоимостью 25900 руб.

Д 91 К 01 – 25900.

Одновременно списывается сумма износа за период эксплуатации, но не выше балансовой стоимости объекта;

Д 02 «Амортизация основных средств» - К 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Выбытие основных средств» 5400.

В дальнейшем порядок отражения выбытия на счетах бухгалтерского учета зависит от его причины.

В рассматриваемом случае объект основных средств был продан. Задолженность покупателя отразим записью:

Д 62 К 91/2 – 40000

Определение сальдо прочих доходов и расходов и списание на счет прибылей и убытков отразим записью:

Д 91/9 К 99 - 19500 – прибыль от продажи установки для сушки пиломатериалов.

При списании основных средств по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации, то есть в силу физического износа, нужно учитывать, каким способом осуществляется ликвидация объекта: своими силами или с участием подрядной организации.

В первом случае расходы по ликвидации (заработная плата рабочих, начисления на нее во внебюджетные фонды и другие расходы) отражаются в учете следующей записью:

Д 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» - К «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.

Выручка от ликвидации в части полезных отходов (запасные части, металлолом и пр.) приходуется по рыночной цене. Основанием для оприходования является информация, содержащаяся в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания» акта формы №ОС-4.

В том случае, когда ликвидируются объекты недвижимости, на полученные материальные ценности в одном экземпляре выписывается акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма №М-35).

Материальные ценности – запасные части, полученные от списания автотранспортных средств, отражаются по каждому наименованию на оборотной стороне формы №ОС-4а в разделе «Подлежат оприходованию следующие основные детали и узлы».

В учете оприходование таких ценностей зависит от характера списания пришедших в негодность основных средств. Если выбытие конкретного объекта связано с истечением срока его полезной службы, то есть невозможностью дальнейшей эксплуатации в силу физического износа, то полученные от разборки товарно-материальные ценности рассматриваются как прочие операционные доходы:

Д 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» – К 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

В конце месяца сопоставлением оборота по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» и кредиту данного счета, субсчет 1 «Прочие доходы» исчисляется результат по таким операциям. В зависимости от его характера (прибыль или убыток) заключительными оборотами он списывается с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» в кредит счета 99 «Прибыли и убытки» (при наличии прибыли) или в его дебет (если получен убыток).

Если выбытие объекта обусловлено наличием форс-мажорных обстоятельств (авария, пожар и пр.), полезные доходы от ликвидации рассматриваются как чрезвычайные и относятся непосредственно на конечные финансовые результаты организации:

Д 10 «Материалы» – К 99 «Прибыли и убытки».

При подрядном способе ведения работ в соответствии с заключенным договором фактические затраты по ликвидации объекта отражаются в учете подрядной организации. Принятие к оплате со счета за выполненные работы в учете собственника данного имущества будет оформлено бухгалтерской проводкой:

Д 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» – К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Эта задолженность погашается следующим образом:

Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - К 51 «Расчетные счета».

Результат от ликвидации основных средств отражается так:

1. при наличии прибыли:

Д 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» – К 99 «Прибыли и убытки».

2. при наличии убытка:

Д 99 «Прибыли и убытки» - К 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Финансовый результат исчисляется по каждому ликвидационному объекту.

Целью аудиторской проверки операций, связанных с выбытием основных средств, является определение того, что:

- первоначальная стоимость и сумма накопленной амортизации полностью и надлежащим образом списаны со счетов их учета,

- финансовые результаты (прибыль или убыток), образовавшиеся в результате этих операций, правильно отражены на счете 99.

 

2.3. Налоговый учет основных средств на ООО «Мармед»

 

В соответствии со ст. 313 главы 25 части второй НК РФ, налоговый учет в ООО Мармед - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. ООО Мармед исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если Налоговым кодексом предусмотрен порядок группировки и учета объектов для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций для целей налогообложения, а также обеспечения внутренних и внешних пользователей соответствующей информацией для контроля за полнотой и правильностью исчисления, своевременностью уплаты налога в бюджет. Система налогового учета организуется ООО Мармед самостоятельно и фиксируется в учетной политике.

На ООО «Мармед» подтверждением данных налогового учета являются:

- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

- аналитические регистры налогового учета;

- расчет налоговой базы.

Комментируя приведенные элементы налогового учета, следует отметить, что первичные документы на ООО «Мармед» являются методом бухгалтерского учета и, следовательно, не могут рассматриваться как отличительная особенность учета налогового. Аналитические регистры налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Данные налогового учета отражаются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах, группирующих информацию об объектах налогообложения. Основная цель аналитического учета налогов - раскрытие порядка формирования налоговой базы. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных и данных первичных документов разрабатываются ООО Мармед самостоятельно. Следовательно, основным отличием бухгалтерского и налогового учета в данном случае является отсутствие подтверждения аналитического учета налогов синтетическим учетом с использованием метода двойной записи, в то время как одним из основных постулатов учета бухгалтерского является соответствие оборотов и остатков по счетам синтетического и аналитического учета. Так как налоговый учет ООО Мармед призван не только достоверно определять налогооблагаемую прибыль, но и обеспечивать соответствующей информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за своевременностью и полнотой уплаты налога, нельзя не отметить, что отсутствие системы двойной.

3. Анализ состояния и эффективности использования основных средств на ООО «Мармед»

3.1. Анализ состояния основных средств

По методике В.И. Стражева [52] задачами анализа состояния и эффективности использования основных производственных фондов являются: установление обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными фондами – соответствия величины, состава и технического уровня фондов потребности в них; выяснение выполнение плана их роста, обновления и выбытия; изучение технического состояния основных средств и особенно наиболее активной их части – машин и оборудования; определение степени использования основных фондов и факторов, на нее повлиявших; установление полноты применения парка оборудования и его комплектности; выяснение эффективности использования оборудования во времени и по мощности; определение влияния использования основных фондов на объем продукции и другие экономические показатели работы предприятия; выявление резервов роста фондоотдачи, увеличения объема продукции и прибыли за счет улучшения использования основных фондов.

Первым этапом анализа по методике В.И. Стражева является анализ обеспеченности предприятия основными средствами. При этом необходимо изучить, достаточно ли у предприятия основных фондов, каково их наличие, динамика, состав, структура, техническое состояние, уровень производства и его организация.

Н.П. Любушин считает [42] , что при анализе следует учитывать законы развития систем, так как каждый технологический этап или экономический уклад имеет свои пределы роста, определения основных фондов (технологических систем) определяется их «местом» на S-образной кривой развития и положением товаров на рынке. Различные сочетания этих двух параметров характеризуют вполне определенные отношения результатов и затрат.

Анализ основных фондов по методике Н.И Любушина может проводиться по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования основных средств и долгосрочных инвестиций.

Основные направления (тематика) анализа основных средств и соответствующие задачи, решаемые в рамках каждого направления, представлены ниже

Выбор направлений анализа и решаемых аналитических задач определяется потребностями управления. Анализ структурной динамики основных средств, инвестиционный анализ составляют содержание финансового анализа. Оценка эффективности использования основных средств и затрат по их эксплуатации относится к управленческому анализу, однако четкой границы между этими видами анализа, как выше уже отмечалось, нет. В этой главе подробно рассмотрим второе направление анализа основных средств – анализ эффективности их использования.

Анализ затрат по содержанию и эксплуатации оборудования является составной частью анализа себестоимости продукции.

Методика проведения анализа основных средств нацелена на выбор наилучшего варианта их использования. Поэтому главными особенностями анализа являются:

1) вариантность решений по использованию основных средств.

2) нацеленность на перспективу.

Перспективный анализ – основной вид анализа инвестиций, которому должен предшествовать анализ имеющихся на балансе основных средств и эффективности их использования.

Качество анализа зависит от достоверности информации, то есть от качества постановки бухгалтерского учета, отлаженности системы и регистрации операций с объектами основных средств, точности отнесения объектов к учетным классификационным группам, достоверности инвентаризационных описей, глубины разработки и ведения регистров аналитического учета.

 

Таблица 3.1

Основные направления и задачи анализа основных средств

 

Основные направления (тематика) анализа Задачи анализа
Анализ структурной динамики основных средств Оценка размера и структуры вложений капитала в основные средства Определение характера и размера влияния изменения стоимости основных средств на финансовое положение предприятия и структуру баланса
Анализ эффективности использования основных средств Анализ движения основных средств Анализ показателей эффективности использования основных средств Анализ использования времени работы оборудования Интегральная оценка использования оборудования
Анализ эффективности затрат по содержанию и эксплуатации оборудования Анализ затрат на капитальный ремонт Анализ затрат по текущему ремонту Анализ взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат по эксплуатации оборудования
Анализ эффективности инвестиций в основные средства Оценка эффективности капитальных вложений Оценка эффективности привлечения займов для инвестирования

 

Среди экономистов нет единого мнения о составе активной части фондов. В большинстве отраслей промышленности к активной части фондов принято относить машины и оборудование (силовые и рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику, прочие машины и оборудование), а также транспортные средства. Пассивную часть фондов образуют здания и сооружения, а в отдельных отраслях промышленности (нефтедобывающей, газовой, электроэнергетике) сооружения входят в состав активной части фондов. В дальнейших расчетах по анализируемому предприятию активной части фондов. В дальнейших расчетах по анализируемому предприятию к активной части фондов отнесены стоимость машин и оборудования, которая непосредственно влияет на рост выпуска продукции, повышение производительности труда и определяет динамику фондоотдачи.

Повышение удельного веса активной части фондов способствует росту технической оснащенности, увеличению производственной мощности предприятия, возрастанию фондоотдачи. В то же время немаловажна роль и пассивной части основных фондов, поскольку отсутствие нормальных условий труда приводит к болезням, травматизму, текучести кадров, снижению производительности труда. Помимо этого, целесообразно иметь определенную долю производственных основных фондов других отраслей и непроизводственных, которые способствуют расширению сферы услуг, оказываемых работникам предприятия, улучшают их благосостояние, что в свою очередь влияет на рост эффективности производства.

Наиболее полно показатели, характеризующие движение и состояние основных фондов, рассмотрены в методике В.И. Стражева. [52]

По его мнению, обобщающую оценку движения основных фондов дают коэффициенты обновления, выбытия, прироста и воспроизводства, которые также характеризуют техническое состояние основных средств.

Коэффициент обновления (Ко) отражает интенсивность обновления основных фондов и исчисляется как отношение стоимости вновь поступивших за отчетный период основных средств (Фп) и их стоимости на конец этого же периода (Фк):

Ко = Фп / Фк.                                                                  (3.1)

Коэффициенты обновления целесообразно рассчитывать по основным фондам, промышленно-производственным, активной их части, отдельным группам промышленно-производственных основных фондов и основным видам оборудования. Их также можно рассчитывать отдельно по всем наступившим основным фондам и отдельно по введенным в действие. В последнем случае такой коэффициент следует назвать коэффициентом ввода (Кв).

При проведении анализа необходимо сравнить коэффициент обновления по активной части с коэффициентом обновления по всем остальным фондам (промышленно-производственным) и выяснить, за счет какой части основных фондов в большей степени происходит ее обновление. Более высокий коэффициент обновления по активной части, чем по всем основным фондам, покажет, что их обновление на предприятии осуществляется как раз за счет активной части и положительно при прочих равных условиях повлияет на показатель фондоотдачи.

Обновление основных фондов может происходить как за счет приобретения новых, так и за счет модернизации имеющихся, что более предпочтительно, поскольку в этом случае сохраняется овеществленный труд в конструктивных элементах и узлах, не подлежащих замене. Обновление техники характеризует также коэффициент автоматизации (Кавт), рассчитываемый по формуле:

К авт = Фавт / Фм,                                                                             (3.2)

где Фавт – стоимость автоматизированных средств;

Фм – общая стоимость машин и оборудования.

Коэффициент выбытия (Квыб) характеризует степень интенсивности выбытия основных фондов из сферы производства и рассчитывается как отношение стоимости выбывших за отчетный период основных фондов (Фвыб) к их стоимости на начало этого же периода (Фн):

 

Квыб = Фвыб / Фн.                                                                        (3.3)

Коэффициенты выбытия целесообразно рассчитывать по всем основным фондам, активной их части, отдельным группам промышленно-производственных основных фондов и основным видам оборудования. Их также можно рассчитывать отдельно по всем выбывшим основным фондам и отдельно по ликвидированным. В последнем случае такой коэффициент следует назвать коэффициентом ликвидации (Клик).

При проведении анализа необходимо сравнить коэффициент выбытия по активной части с коэффициентом выбытия по всем основным фондам (промышленно-производственным) и выяснить, за счет какой части происходит ее выбытие. Более высокий коэффициент выбытия по активной части, чем по всем основным фондам, покажет, что их выбытие на предприятии осуществляется как раз за счет активной части и отрицательно при прочих равных условиях повлияет на показатель фондоотдачи.

Коэффициент прироста (Кпр) характеризует уровень прироста основных фондов или отдельных его групп за определенный период и рассчитывается как отношение стоимости прироста основных фондов (Фпр) к их стоимости на начало периода (Фн):

 

Кпр = Фпр / Фн.                                                                       (3.4)

 

Методика сравнительного анализа коэффициента прироста аналогична методикам анализа коэффициентов обновления и выбытия основных фондов.

При проведении анализа коэффициенты обновления, выбытия и прироста основных фондов следует рассматривать взаимосвязано. Привлекая дополнительные данные, целесообразно выяснить, осуществляется ли обновление основных фондов за счет нового строительства или модернизации, замены старого оборудования на новое, более высокопроизводительное, и сделать соответствующий вывод об эффективности применения основных фондов.

Коэффициент воспроизводства основных фондов рассчитывается как отношение капитальных вложений к стоимости вводимых основных фондов.

Обобщающими показателями технического состояния основных фондов являются коэффициенты износа и годности.

Коэффициент износа (Ки) определяется как отношение суммы износа (И) к первоначальной стоимости основных средств (Ф):

 

Ки – И / Ф.                                                                    (3.5)

Коэффициент годности (Кг) – это отношение их остаточной стоимости (Фо) к первоначальной (Ф).

 

Кr = Фо : Ф = 1 – Ки.                                                                           (3.6)

Коэффициенты износа и годности рассчитываются как на начало периода, так и на конец (отчетную дату). Чем ниже коэффициент износа (выше коэффициент годности), тем лучше техническое состояние, в котором находятся основные фонды.

Далее все авторы считают необходимым определить показатели эффективности использования основных средств.

Основные средства представляют собой один из видов производственных ресурсов. По мнению Н.П. Любушина [42], оценка эффективности их использования основана на применении общей для всех видов ресурсов технологии оценки, которая предполагает расчет и анализ показателей отдачи и емкости.

Показатели отдачи характеризуют выход готовой продукции на 1 рубль ресурсов.

Показатели емкости характеризуют затраты или запасы ресурсов на 1 рубль выпуска продукции. Под запасами ресурсов понимается наличный объем ресурсов на отчетную дату по балансу, под затратами – текущие расходы ресурсов, в частности, по основным средствам – амортизации.

При сопоставлении запасов ресурсов с объемом выручки за отчетный период следует рассчитывать среднюю величину запасов на тот же период.

Обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондоотдача.

При расчете фондоотдачи следует иметь в виду, что в ст



2020-02-03 200 Обсуждений (0)
Так 24.07.2001 г., поступила компрессорная установка С-412М, стоимостью 7993,5 (в том числе НДС – 1332,25 руб.). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Так 24.07.2001 г., поступила компрессорная установка С-412М, стоимостью 7993,5 (в том числе НДС – 1332,25 руб.).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)