Мероприятие по гражданскому воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА
Тема: «Гражданские права и обязанности подростка» Цель: Формирование гражданской позиции и ответственного поведения учащейся молодежи. Задачи: 1. Познакомить учащихся ПТУЗ (ССУЗ) с их правами и обязанностями. 2. Способствовать развитию правовой культуры и правового взаимодействия в социуме. 3. Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства, осознание самоценности личности, уважение к окружающим, миролюбие, терпимость. Форма: Воспитательный час можно проводить в любой форме: игра «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг», викторина, интеллектуальный турнир для двух и более команд группы, диалог, лекция-рассуждение и др. Подготовительная работа. При подготовке к воспитательному часу можно провести анкетный опрос: 1. Права человека – это: а) наука; б) закон; в) система мероприятий; г) нормы. Для чего необходимы правовые знания? а) для расширения кругозора и повышения общей культуры; б) чтобы знать и правильно исполнять свои обязанности, а также использовать свои права в различных сферах деятельности; в) чтобы способствовать соблюдению законности, а тем самым и справедливости в нашем обществе; г) затрудняюсь ответить. 3. Кто, по вашему мнению, в первую очередь, должен информировать подростков по правовым вопросам? а) различные государственные юридические органы; б) ПТУЗ, ССУЗ; в) сами подростки (юноши и девушки); г) родители. 4. Самым главным документом о правах и обязанностях ребенка является: а) Конституция РБ; б) Конвенция ООН «О правах ребенка»; в) Закон РБ «О правах ребенка»; г) Закон «О гражданстве РБ». 5. Если человеку кто-то мешает жить, вмешивается в его личную жизнь, то он: а) имеет право просить о защите правоохранительные органы; б) должен себя защищать сам; в) имеет право дать любой отпор; г) должен обратиться к родителям. 6. По каким из перечисленных вопросов вы хотели бы получить больше информации? а) о трудовом законодательстве; б) об уголовном законодательстве; в) о правах и обязанностях граждан; г) о Законе РБ «О правах ребенка»; Содержание воспитательного часа
1. Вступительное слово ведущего (сообщение темы, формы воспитательного часа, подведение итогов анкетирования, краткое сообщение о значимости знания основ гражданского права в жизни человека). 2. Предлагаются различного рода задания, которые могут быть использованы в любой из названных форм организации воспитательного часа. Если предложенные задания будут проводиться в форме конкурсов, состязаний, соревнований, то: · четко объясняйте задание; · создавайте одинаковые условия для их выполнения (место, время, инвентарь); · судить должно компетентное жюри; · результаты содержания на каждом этапе должны быть известны участникам и болельщикам; · обязателен ритуал награждения (это может быть ленточка, венок победителя, грамота, кубок, переходящий приз, сувенир, сделанный руками детей, книги, открытки, круг почета). Закон и право Заранее заготавливаются наборы карточек на основе Закона РБ «О правах ребенка». Карточки равным образом распределяются по группам. Ребята должны их составить в пары: статья – расшифровка положений статьи. Затем ребята из групп поочередно зачитывают карточки, поясняя по ходу, как они понимают смысл статей и пытаются найти реальное их проявление в сегодняшней жизни. Методические рекомендации: Парные карточки желательно вывесить на доске (планшете) для самостоятельного изучения учащимися. При необходимости возможна дискуссия, комментарии ведущего. Кто прав, кто виноват Предлагается несколько ситуаций. Необходимо обсудить каждую из них и разобраться, кто прав, кто виноват: Ситуация 1. Учащийся, опоздав на практику, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток отвечает: «Ну, подумаешь. Все равно ничего не будет!» Вопрос: Прав ли он? Ответ: Поскольку производственная практика приравнивается к труду на производстве, то требования к учащемуся, проходящему практику такие же, как и к рабочим. По Трудовому Кодексу РБ за опоздания к работнику могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: 1. замечание; 2. выговор; 3. увольнение. Ситуация 2. На улице шестнадцатилетние юноши пристают к проходим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Вопрос: Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков (юношей) наказать? Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое хулиганство и за него предусмотрен штраф до одной минимальной заработной платы. Ситуация 3. Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Вопрос: Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться самостоятельно? Ответ: Да. По достижению шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность (ст. 21 и ст. 272 Трудового Кодекса). Методические рекомендации. Для более образного представления модели поведения данные ситуации можно проинсценировать перед постановкой вопроса или проиграть ребятами после заданного вопроса в виде ожидаемого ответа. Выбор модели поведения делается исходя из анализа положительных и отрицательных последствий каждого из возможных вариантов. Ассоциации Ребятам предлагаются термины. Необходимо назвать слова-ассоциации. Например: Конвенция – слова-ассоциации: организация, ассамблея, Конституция, право и др. Методические рекомендации: Термины для ассоциаций необходимо брать из документов: «Конвенция о правах ребенка», Закон РБ «О правах ребенка». Информ «+» Каждой группе дается несколько номеров одной газеты. Газеты берутся абсолютно произвольно, и это нужно подчеркнуть в группе. Цель работы: найти примеры: а) иллюстрирующие соблюдение права (гражданского, , трудового и др.); б) отражающие нарушение прав ребенка; в) содержащие примеры успешной защиты прав ребенка; На основе чтения газеты учащиеся могут приводить любые факты, примеры. Главное – правильная аргументация. Методические рекомендации: В завершение работы можно провести дискуссию по вопросам: - Какого рода материалов (из трех перечисленных) больше и почему? - Отражает ли такое соотношение реальную ситуацию в обществе? Необходимо обратить особое внимание на постановку вопросов, которые должны нацеливать учащегося на выявление сходства и различия каких-либо предметов и явлений, анализ и обобщение тех или иных фактов, обдумывание сравнительной характеристики героев. Иначе говоря, это должны быть вопросы, побуждающие учащегося к самостоятельной мыслительной деятельности. Среди задач, которые стоят пред педагогами, проводящими дискуссию, одна из главных – воспитание культуры обмена мнениями. Дискуссия должна вестись в доброжелательном тоне, с уважением друг к другу. Это особенно важно для подростков в силу их повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для них излишней резкости суждений, а порой и просто нетерпимости к тому, что кажется им неверным. Здесь очень многое зависит от таких качеств педагога, как его личная убежденность и принципиальность и вместе с тем доброжелательное отношение ко всем детям, большая выдержка, терпение и такт в исправлении ошибочных суждений. Хронология Цель: Зафиксировать в сознании учащихся образное представление о развитии Закона РБ «О правах ребенка». Учащимся вместе с куратором необходимо составить хронологию развития Закона РБ «О правах ребенка»: 1923 г. – Международный Союз Спасения детей составляет и утверждает Декларацию о правах ребенка – известную как Женевская декларация – заявление из 5 пунктов об основах благосостояния ребенка и принципах защиты. 1924 –1989 гг. – работа над Конвенцией о правах ребенка. 1989 г. – Рабочая группа представляет Комиссии по правам человека ООН окончательный проект текста конвенции о права ребенка, и 20 ноября в тридцатилетие со дня утверждения Декларации 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Конвенцию о правах ребенка. 2 сентября 1990 г. Республика Беларусь ратифицировала конвенцию. 31 октября 1990 г. она вступила в силу для нашей страны. Следующим этапом стала работа на проектом Закона РБ «О правах ребенка», которая длилась полтора года. 11 декабря 1993 г. – Закон РБ «О правах ребенка» вступает в действие. 2 октября 2000 г. – Принята новая редакция Закона РБ «О правах ребенка». Пословицы Предлагается несколько пословиц для дискуссии. Ребятам необходимо высказать свое мнение: согласие или несогласие с данной пословицей. Аргументировано объяснить пословицы: 1. «Закон есть закон, его надо соблюдать»; 2. «Где есть закон, там есть защита»; 3. «Закон паутина: шмель проскочит, муха увязнет»; 4. «Закон, что столб: перешагнуть нельзя, а обойти можно»; 5. «Закон любить – в мире жить». Мои права Учащимся предоставляется список возможных прав и свобод человека. Цель: определить, какими правами пользуются подростки в соответствии с законодательством РБ. Перечень прав: - Право на жизнь; - Право на имя; - Право на гражданство; - Право на жизнь с родителями; - Право на труд; - Право на отдых и др. Методические рекомендации: Необходимо уделять внимание не только правам, но и обязанностям человека. При этом исходить из того, что права человека и его обязанности находятся в диалектическом единстве. Их нельзя противопоставлять, они как бы дополняют друг друга. Отрицание прав человека и его основных свобод – не только трагедия личности, это также создает условия для социальной и политической нестабильности общества, порождает насилие и конфликты. Поэтому, дети должны понимать, что у них есть не только права, но и обязанности по отношению к другим людям, есть чувство ответственности. Только взаимная ответственность государства и личности, создают тот политический и морально-психологический климат, при котором обеспечивается подлинное достоинство каждой личности. 3. Подведение итогов: В ходе анализа воспитательного мероприятия ведущий выходит на понятия: «закон», «законопослушание». Необходимо спросить, что значит «быть законопослушным», и попросить ребят прокомментировать, с точки зрения законопослушания, высказывание: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».Согласны ли они с предложенным высказыванием? Если не согласны, то объяснить почему. Пояснение к высказыванию «Если нельзя, но очень хочется, то можно». В последнее время остро встала проблема свободы выбора (в данном высказывании: «Но очень хочется»), которая тесно сопряжена с ответственностью («Если нельзя»). Ведь «можно» становится тогда, когда человек недостаточно осознает последствия своих поступков. Разумно все взвесить: «Хочется», но какой ценой? Рефлексия. УВАЖАЕМЫЕ УЧАЩИЕСЯ ! ОТМЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, С ПОМОЩЬЮ МИМИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ СВОЁ НАСТРОЕНИЕ И САМОЧУВСТВИЕ ДО НАЧАЛА УРОКА И ПОСЛЕ НЕГО:
БЛАГОДАРЮ ЗА УРОК!
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |