Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мероприятие по гражданскому воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования.



2020-02-03 333 Обсуждений (0)
Мероприятие по гражданскому воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА

 

Тема: «Гражданские права и обязанности подростка»

Цель: Формирование гражданской позиции и ответственного поведения учащейся молодежи.

Задачи:

1. Познакомить учащихся ПТУЗ (ССУЗ) с их правами и обязанностями.

2. Способствовать развитию правовой культуры и правового взаимодействия в социуме.

3. Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства, осознание самоценности личности, уважение к окружающим, миролюбие, терпимость.

Форма: Воспитательный час можно проводить в любой форме: игра «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг», викторина, интеллектуальный турнир для двух и более команд группы, диалог, лекция-рассуждение и др.

Подготовительная работа. При подготовке к воспитательному часу можно провести анкетный опрос:

1. Права человека – это:

а) наука;

б) закон;

в) система мероприятий;

г) нормы.

Для чего необходимы правовые знания?

а) для расширения кругозора и повышения общей культуры;

б) чтобы знать и правильно исполнять свои обязанности, а также использовать свои права в различных сферах деятельности;

в) чтобы способствовать соблюдению законности, а тем самым и справедливости в нашем обществе;

г) затрудняюсь ответить.

3. Кто, по вашему мнению, в первую очередь, должен информировать подростков по правовым вопросам?

а) различные государственные юридические органы;

б) ПТУЗ, ССУЗ;

в) сами подростки (юноши и девушки);

г) родители.

4. Самым главным документом о правах и обязанностях ребенка является:

а) Конституция РБ;

б) Конвенция ООН «О правах ребенка»;

в) Закон РБ «О правах ребенка»;

г) Закон «О гражданстве РБ».

5. Если человеку кто-то мешает жить, вмешивается в его личную жизнь, то он:

а) имеет право просить о защите правоохранительные органы;

б) должен себя защищать сам;

в) имеет право дать любой отпор;

г) должен обратиться к родителям.

6. По каким из перечисленных вопросов вы хотели бы получить больше информации?

а) о трудовом законодательстве;

б) об уголовном законодательстве;

в) о правах и обязанностях граждан;

г) о Законе РБ «О правах ребенка»;

Содержание воспитательного часа

 

1. Вступительное слово ведущего (сообщение темы, формы воспитательного часа, подведение итогов анкетирования, краткое сообщение о значимости знания основ гражданского права в жизни человека).

2. Предлагаются различного рода задания, которые могут быть использованы в любой из названных форм организации воспитательного часа. Если предложенные задания будут проводиться в форме конкурсов, состязаний, соревнований, то:

· четко объясняйте задание;

· создавайте одинаковые условия для их выполнения (место, время, инвентарь);

· судить должно компетентное жюри;

· результаты содержания на каждом этапе должны быть известны участникам и болельщикам;

· обязателен ритуал награждения (это может быть ленточка, венок победителя, грамота, кубок, переходящий приз, сувенир, сделанный руками детей, книги, открытки, круг почета).

Закон и право

Заранее заготавливаются наборы карточек на основе Закона РБ «О правах ребенка». Карточки равным образом распределяются по группам. Ребята должны их составить в пары: статья – расшифровка положений статьи.

Затем ребята из групп поочередно зачитывают карточки, поясняя по ходу, как они понимают смысл статей и пытаются найти реальное их проявление в сегодняшней жизни.

Методические рекомендации: Парные карточки желательно вывесить на доске (планшете) для самостоятельного изучения учащимися. При необходимости возможна дискуссия, комментарии ведущего.

Кто прав, кто виноват

Предлагается несколько ситуаций. Необходимо обсудить каждую из них и разобраться, кто прав, кто виноват:

Ситуация 1. Учащийся, опоздав на практику, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток отвечает: «Ну, подумаешь. Все равно ничего не будет!»

Вопрос: Прав ли он?

Ответ: Поскольку производственная практика приравнивается к труду на производстве, то требования к учащемуся, проходящему практику такие же, как и к рабочим. По Трудовому Кодексу РБ за опоздания к работнику могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

1. замечание;

2. выговор;

3. увольнение.

Ситуация 2. На улице шестнадцатилетние юноши пристают к проходим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос: Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков (юношей) наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое хулиганство и за него предусмотрен штраф до одной минимальной заработной платы.

Ситуация 3. Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос: Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться самостоятельно?

Ответ: Да. По достижению шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность (ст. 21 и ст. 272 Трудового Кодекса).

Методические рекомендации. Для более образного представления модели поведения данные ситуации можно проинсценировать перед постановкой вопроса или проиграть ребятами после заданного вопроса в виде ожидаемого ответа. Выбор модели поведения делается исходя из анализа положительных и отрицательных последствий каждого из возможных вариантов.

Ассоциации

Ребятам предлагаются термины. Необходимо назвать слова-ассоциации.

Например: Конвенция – слова-ассоциации: организация, ассамблея, Конституция, право и др.

Методические рекомендации: Термины для ассоциаций необходимо брать из документов: «Конвенция о правах ребенка», Закон РБ «О правах ребенка».

Информ «+»

Каждой группе дается несколько номеров одной газеты. Газеты берутся абсолютно произвольно, и это нужно подчеркнуть в группе.

Цель работы: найти примеры:

а) иллюстрирующие соблюдение права (гражданского, , трудового и др.);

б) отражающие нарушение прав ребенка;

в) содержащие примеры успешной защиты прав ребенка;

На основе чтения газеты учащиеся могут приводить любые факты, примеры. Главное – правильная аргументация.

Методические рекомендации: В завершение работы можно провести дискуссию по вопросам:

- Какого рода материалов (из трех перечисленных) больше и почему?

- Отражает ли такое соотношение реальную ситуацию в обществе?

Необходимо обратить особое внимание на постановку вопросов, которые должны нацеливать учащегося на выявление сходства и различия каких-либо предметов и явлений, анализ и обобщение тех или иных фактов, обдумывание сравнительной характеристики героев. Иначе говоря, это должны быть вопросы, побуждающие учащегося к самостоятельной мыслительной деятельности.

Среди задач, которые стоят пред педагогами, проводящими дискуссию, одна из главных – воспитание культуры обмена мнениями. Дискуссия должна вестись в доброжелательном тоне, с уважением друг к другу. Это особенно важно для подростков в силу их повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для них излишней резкости суждений, а порой и просто нетерпимости к тому, что кажется им неверным. Здесь очень многое зависит от таких качеств педагога, как его личная убежденность и принципиальность и вместе с тем доброжелательное отношение ко всем детям, большая выдержка, терпение и такт в исправлении ошибочных суждений.

Хронология

Цель: Зафиксировать в сознании учащихся образное представление о развитии Закона РБ «О правах ребенка».

Учащимся вместе с куратором необходимо составить хронологию развития Закона РБ «О правах ребенка»:

1923 г. – Международный Союз Спасения детей составляет и утверждает Декларацию о правах ребенка – известную как Женевская декларация – заявление из 5 пунктов об основах благосостояния ребенка и принципах защиты.

1924 –1989 гг. – работа над Конвенцией о правах ребенка.

1989 г. – Рабочая группа представляет Комиссии по правам человека ООН окончательный проект текста конвенции о права ребенка, и 20 ноября в тридцатилетие со дня утверждения Декларации 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Конвенцию о правах ребенка.

2 сентября 1990 г. Республика Беларусь ратифицировала конвенцию.

31 октября 1990 г. она вступила в силу для нашей страны.

Следующим этапом стала работа на проектом Закона РБ «О правах ребенка», которая длилась полтора года.

11 декабря 1993 г. – Закон РБ «О правах ребенка» вступает в действие.

2 октября 2000 г. – Принята новая редакция Закона РБ «О правах ребенка».

Пословицы

Предлагается несколько пословиц для дискуссии. Ребятам необходимо высказать свое мнение: согласие или несогласие с данной пословицей. Аргументировано объяснить пословицы:

1. «Закон есть закон, его надо соблюдать»;

2. «Где есть закон, там есть защита»;

3. «Закон паутина: шмель проскочит, муха увязнет»;

4. «Закон, что столб: перешагнуть нельзя, а обойти можно»;

5. «Закон любить – в мире жить».

Мои права

Учащимся предоставляется список возможных прав и свобод человека.

Цель: определить, какими правами пользуются подростки в соответствии с законодательством РБ.

Перечень прав:

- Право на жизнь;

- Право на имя;

- Право на гражданство;

- Право на жизнь с родителями;

- Право на труд;

- Право на отдых и др.

Методические рекомендации: Необходимо уделять внимание не только правам, но и обязанностям человека. При этом исходить из того, что права человека и его обязанности находятся в диалектическом единстве. Их нельзя противопоставлять, они как бы дополняют друг друга.

Отрицание прав человека и его основных свобод – не только трагедия личности, это также создает условия для социальной и политической нестабильности общества, порождает насилие и конфликты. Поэтому, дети должны понимать, что у них есть не только права, но и обязанности по отношению к другим людям, есть чувство ответственности. Только взаимная ответственность государства и личности, создают тот политический и морально-психологический климат, при котором обеспечивается подлинное достоинство каждой личности.

3. Подведение итогов: В ходе анализа воспитательного мероприятия ведущий выходит на понятия: «закон», «законопослушание». Необходимо спросить, что значит «быть законопослушным», и попросить ребят прокомментировать, с точки зрения законопослушания, высказывание: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».Согласны ли они с предложенным высказыванием? Если не согласны, то объяснить почему.

Пояснение к высказыванию «Если нельзя, но очень хочется, то можно». В последнее время остро встала проблема свободы выбора (в данном высказывании: «Но очень хочется»), которая тесно сопряжена с ответственностью («Если нельзя»). Ведь «можно» становится тогда, когда человек недостаточно осознает последствия своих поступков. Разумно все взвесить: «Хочется», но какой ценой?

Рефлексия.

УВАЖАЕМЫЕ УЧАЩИЕСЯ !

ОТМЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, С ПОМОЩЬЮ МИМИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ СВОЁ

НАСТРОЕНИЕ И САМОЧУВСТВИЕ ДО НАЧАЛА УРОКА И ПОСЛЕ НЕГО:

БЛАГОДАРЮ ЗА УРОК!

 

 



2020-02-03 333 Обсуждений (0)
Мероприятие по гражданскому воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мероприятие по гражданскому воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)