Культура умственного труда
Бурное развитие информационной техники во второй половине XX в. приводит к существенным переменам в культуре умственного труда. С введением в практику персональных компьютеров отходят в прошлое многие привычные представления о формах, условиях, средствах "кабинетной работы". Компьютер выступает как быстрый и надежный помощник, предоставляющий человеку невиданные ранее возможности получения, переработки, сохранения и представления в удобном для использования виде огромных массивов информации. Вот лишь некоторые функции, которые берет на себя компьютер, освобождая силы и время работника-пользователя и при этом не требуя от него каких-либо специальных познаний в компьютерном деле: - Решение разнообразных логико-математических задач, включая такие трудоемкие расчеты, которые человек был бы не в состоянии выполнить за годы. - Анализ данных и автоматическое представление их в нужной пользователю форме — в таблице, графике, выборках по заданным параметрам, переводе на другой язык и т. д. - Подготовка текста, оформление его желаемым для автора образом, корректорская правка и т. д., вплоть до изготовления готового макета книги. - Выполнение работ по специальным программам (например, изготовление бухгалтерских документов, карт и пр., проектирование, планирование, компьютерная графика). - Хранение и быстрое воспроизведение различных материалов, быстрый поиск в них нужных данных. - Замена домашней библиотеки (один компакт-диск может вместить несколько тысяч книг). - Включение в коммуникационные каналы, открывающие доступ ко всем крупнейшим библиотекам мира, информационным агентствам и другим источникам информации, позволяющие вступать в общение с множеством организаций и лиц, получать и распространять информацию через электронную переписку, электронные версии журналов, так называемые "болталки" ("спай") и пр. - Создание новых форм интеллектуальной продукции — электронные публикации, интернетовские конференции, "гиперлитература" и другие виды коллективного творчества. Среди американских специалистов по электронным технологиям получили признание сформулированные Дж. Муром три принципа, которые ограничивают роль компьютеров в принятии решений: на компьютеры нельзя возлагать принятие: 1) решений, которые люди хотят принимать сами; 2) решений, которые человек может принять более компетентно; 3) решений, которые человек не сможет исправить или отменить. Не следует упускать из виду и негативные стороны процесса работы с компьютером. Длительное сидение перед ним в наибольшей мере угрожает глазам: ослабление зрения констатируется медиками у многих его постоянных пользователей. Поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности — держаться на расстоянии не менее 60 см от экрана монитора, делать регулярные перерывы через каждые 1,5-2 часа и т. д. Компьютер может оказывать вредное воздействие на психику: известны случаи психических отклонений, выражающихся в вовлечении личности в "компьютерную реальность" настолько, что она теряет связь с реальным миром ("компьютерный психоз"). В работе с компьютером еще более настоятельно, чем в докомпьютерный век, требуется выполнять общие правила гигиены умственного труда. Физиолог Н. Е. Введенский считал наиболее важными для обеспечения продуктивности труда следующие пять условий: 1.В работу надо входить постепенно. 2.Работа, а также сон, прием пищи и т. п. должны быть ритмичны. 3.Нужно соблюдать привычную последовательность и ритмичность деятельности. 4.Необходимо чередовать труд и отдых. 5.Важно осознавать общественную полезность своего труда. Нельзя и возлагать на компьютеры чрезмерные надежды. Можно и карандашом создавать шедевры, а с компьютером в руках быть беспомощным простофилей. В конечном счете, решающее значение в умственном труде имеют не сценарий его организации, не его условия и орудия, а качества личности, которая им занимается.
Культура учебы
Обыденно-практическое обучение Исторически первой, наиболее древней формой учебного процесса является обыденно-практическое обучение. Демонстративное обучение Вторая форма учебного процесса, исторически сложившаяся по мере усложнения задач учебы, — демонстративное обучение. В этой форме обучение организуется как особый процесс взаимодействия учителя и ученика: учитель показывает, что и как надо делать, ученик копирует действия учителя. Развивающее обучение Третья, более совершенная форма учебного процесса — развивающее обучение. Она возникает в Новое время на основе классической педагогики (Ян Коменский и др.). Развивающее обучение связано с разработкой специальных дидактических приемов, возбуждающих активность учащихся. Креативное обучение В XX в. постепенно обрисовываются контуры новой психолого-педагогической парадигмы: разрабатываются идеи креативного обучения. Сценарий креативного обучения предполагает "штучный подход", индивидуально-ориентированную работу педагога с учащимся.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |