ГЛАВА 1. СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………………..3 Глава 1. Состав финансовой системы ……………………………………………...6 Глава 2. Бюджетная система и внебюджетные целевые фонды ...……………...10 2.1. Развитие бюджетной системы в СССР и России (1920-1990) ……………...10 2.2. Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации …………………....13 2.3 Бюджетный федерализм - основа построения бюджетной системы РФ …...18 2.4. Государственные внебюджетные фонды ………………………………........20 Глава 3. Государственный кредит ………………………………………………...25 3.1. Сущность и значение государственного кредита .…………………………..25 3.2. Формы государственного кредита. Классификация займов ...……………..27 3.3. Государственный долг ………………………………………………………..29 Глава 4. Финансы домашних хозяйств …………………………………………...33 4.1. Социально- экономическая сущность финансов домашних хозяйств ….....33 4.2. Состав и структура денежных доходов и расходов населения ………….....35 Глава 5. Особенности финансов хозяйствующих субъектов …………………...40 5.1. Понятие и сущность финансов предприятия ………………………………..40 5.2 Анализ финансов компании ООО "Инфотелеком" ..………………………...43 Заключение …………………………………………………………………………47 Список использованной литературы ……………………………………………..50
Актуальность выбранной темы невозможно переоценить. В связи с переходом к рыночным отношениям произошли глубокие изменения в экономике России. В значительной степени эти изменения обусловлены уточнением, а иногда и сменой приоритетов, стимулов и факторов развития общества и страны. На смену политической и псевдосоциальной подоплеке принятия решений экономического характера, имевшей место в нашей стране в годы централизованного планирования и управления, пришел здоровый прагматизм, выражающийся в оценке прежде всего экономической целесообразности подобных решений. Большое число предприятий стали самостоятельными, финансовые результаты и экономическая оправданность и эффективность все чаще выступают основными критериями при принятии управленческих решений в системах любого уровня. Этим обуславливается стремительный рост значимости прикладных экономических наук – бухгалтерского учета, финансов предприятий, менеджмента, маркетинга и др. Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства. Финансы – это система экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного производства. Характерными признаками финансов являются: 1. Распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме; 2. Односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств; 3. Создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Главное назначение финансов – обеспечение потребности государства и предприятий в денежных средствах путем образования денежных фондов и обеспечение контроля за расходованием финансовых ресурсов. Финансы не могут существовать без субъектов финансовых отношений, ведущих расчеты между собой в денежной форме. Экономический субъект – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают: · между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей; · между предприятиями и вышестоящими организациями; · между государством и предприятиями при уплате налогов и других обязательных платежей; · между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; · между отдельными звеньями бюджетной системы; · между страховыми организациями и предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая; · денежные отношения, опосредствующие кругооборот внутри предприятия. С учетом изложенного финансовую систему будем рассматривать как систему форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и домохозяйств). Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: (а) у хозяйствующих субъектов, (б) у населения, (в) у государства и органов местного самоуправления.[1] Итак, целью исследования в курсовой работе является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы России и тенденции ее развития. Курсовая работа определяет постановку следующих задач: 1. Охарактеризовать финансовую систему как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений; 2. Рассмотреть бюджетную систему РФ и внебюджетные целевые фонды; 3. Раскрыть сущность и значение государственного кредита; 4. Показать роль финансов населения в формировании финансовой системы страны; 5. Определить особенности финансов хозяйствующих субъектов. Для решения поставленных задач были использованы методы анализа, научной абстракции, сравнительного анализа. Структуру работы составляют введение, пять глав, заключение и список используемой литературы. При написании работы была использована научная, учебная и периодическая литература.
ГЛАВА 1. СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ Финансы – одна из важнейших экономических категорий, отражающих экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. На первой стадии финансовые отношения возникают в процессе первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие элементы, образуются различные формы денежных доходов и накоплений. На второй стадии стоимость в денежной форме «движется» обособленно от движения товаров, происходит отчуждение стоимости (переход из рук одних владельцев в руки других). На третьей стадии распределенная стоимость в денежной форме обменивается на товарную форму. Отчуждение самой стоимости не происходит.[2] Финансы активно участвуют в процессе воспроизводства – совокупности непрерывно повторяющихся циклов:
В свою очередь, финансовая система – это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного дохода. Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм. Он включает: · совокупность организационных форм финансовых отношений; · порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; · методы финансового планирования; · формы управления финансами и финансовой системой; · финансовое законодательство. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. В зависимости от степени регулирования со стороны государства подразделяются на директивный и регулирующий. Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т.д.). Регулирующий определяет основные направления использования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях). Финансовая система – это совокупность сфер, подсистем и звеньев финансовых отношений. Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему России принято подразделять на следующие сферы: · централизованных финансов (финансы органов власти); · децентрализованных финансов (финансы домохозяйств). Финансовая система как форма организации денежных отношений делится три подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: у хозяйствующих субъектов, у населения, у государства и органов местного самоуправления. В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений. Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: (1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); (2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); (3) финансы домашних хозяйств).[3]
Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей. Децентрализованные финансы – это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения. Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и накоплений, их распределением и использованием. На организацию децентрализованных финансов существенное влияние оказывают отраслевые особенности и особенности организационно- правовой формы предприятий. По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно разделить на финансы: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, строительства, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и т.п. Исходя из организационно-правовых форм децентрализованные финансы делятся на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Особое значение в системе децентрализованных финансов имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. Финансы домохозяйств – это денежные средства граждан, которыми они располагают в рамках отдельной экономической ячейки общества. Такой ячейкой является домохозяйство. Домохозяйство охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство, поэтому финансы домохозяйств – это денежные отношения между гражданами, совместно ведущими общее хозяйство. Они используются в целях удовлетворения личных и семейных потребностей и являются материальной основой жизни граждан.[4]
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ 2.1 Развитие бюджетной системы в СССР и России (1920-1990) Бюджетная система СССР просуществовала более шестидесяти лет. За это время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления бюджета сохранился и после объединения советских республик. С образованием в декабре 1922 г. Союза Советских Социалистических республик и принятием в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему – образован государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджеты социалистических республик и союзный бюджет, на который было возложено финансовое обеспечение обороны, хозяйственного и культурного строительства. Доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных предприятий (отчислений от прибыли). За 1928-1988 гг. в структуре расходов государственного бюджета постоянно происходили изменения: возрастала доля союзного бюджета и соответственно уменьшалась доля бюджетов союзных республик. Так было до Великой Отечественной войны и в годы войны. В послевоенные годы соотношение расходов союзного бюджета и бюджетов республик стало иметь тенденцию к выравниванию. Структура по видам доходов и расходов государственного бюджета характеризуется данными табл. 2.1. Таблица 2.1
Табл. 2.1 Структура доходов и расходов государственного бюджета СССР, в % Государственный бюджет СССР на всех этапах развития страны успешно решал стоящие перед ним задачи, обеспечивая развитие народного хозяйства, культуры и нужды обороны страны. Доходы от государственных и кооперативных предприятий и организаций составляли основную часть всех доходов бюджета. Доходы бюджета за счет населения составляли относительно небольшую часть. Государственный бюджет СССР был прочным, устойчивым и бездефицитным. До 1990 г. в России утверждался единый государственный бюджет, который объединял все действующие на ее территории бюджеты и отражал в целом их средства. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы России стал 1991 г. Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-I «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» был упразднен государственный бюджет Российской Федерации, в которой входили звенья бюджетной системы России.[5] Законодательством было предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах Российской Федерации, а также субъектов Федерации и административно-территориальных единиц. В ст.8 этого Закона сказано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов государственного или административно-территориального образования, используемого для расчетов и анализа. В отличие от самостоятельных бюджетов консолидированные бюджеты не подлежат утверждению и правовыми актами не являются.
2.2 Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Бюджетная система Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства. Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Согласно ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы РФ относятся: · федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; · бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; · местные бюджеты в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений. Каждый из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов. Законодательством Российской Федерации принята правовая форма бюджетов Российской Федерации в зависимости от бюджетного уровня. Статья 11 БК РФ закрепляет правовую форму бюджетов каждого уровня. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. (В ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ.)[6] Федеральный бюджет – ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год и плановый период, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) российской Федерации. Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования развития экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между видами экономической деятельности, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных видов деятельности в производственной и непроизводственной сферах. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст.71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.[7] Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ. В доходы федерального бюджета зачисляются: · налоговые доходы, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде трансфертов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ; · неналоговые доходы; · доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений. Структура доходов федерального бюджета РФ за 2007 г. приведена в Табл. 2.2.
(0.009 сек.) |