Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ



2020-02-03 177 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Состав финансовой системы ……………………………………………...6

Глава 2. Бюджетная система и внебюджетные целевые фонды ...……………...10

2.1. Развитие бюджетной системы в СССР и России (1920-1990) ……………...10

2.2. Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации …………………....13

2.3 Бюджетный федерализм - основа построения бюджетной системы РФ …...18

2.4. Государственные внебюджетные фонды ………………………………........20

Глава 3. Государственный кредит ………………………………………………...25

3.1. Сущность и значение государственного кредита .…………………………..25

3.2. Формы государственного кредита. Классификация займов ...……………..27

3.3. Государственный долг ………………………………………………………..29

Глава 4. Финансы домашних хозяйств …………………………………………...33

4.1. Социально- экономическая сущность финансов домашних хозяйств ….....33

4.2. Состав и структура денежных доходов и расходов населения ………….....35

Глава 5. Особенности финансов хозяйствующих субъектов …………………...40

5.1. Понятие и сущность финансов предприятия ………………………………..40

5.2 Анализ финансов компании ООО "Инфотелеком" ..………………………...43

Заключение …………………………………………………………………………47

Список использованной литературы ……………………………………………..50


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы невозможно переоценить. В связи с переходом к рыночным отношениям произошли глубокие изменения в экономике России. В значительной степени эти изменения обусловлены уточнением, а иногда и сменой приоритетов, стимулов и факторов развития общества и страны. На смену политической и псевдосоциальной подоплеке принятия решений экономического характера, имевшей место в нашей стране в годы централизованного планирования и управления, пришел здоровый прагматизм, выражающийся в оценке прежде всего экономической целесообразности подобных решений. Большое число предприятий стали самостоятельными, финансовые результаты и экономическая оправданность и эффективность все чаще выступают основными критериями при принятии управленческих решений в системах любого уровня. Этим обуславливается стремительный рост значимости прикладных экономических наук – бухгалтерского учета, финансов предприятий, менеджмента, маркетинга и др.

Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства.

Финансы – это система экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного производства.  

Характерными признаками финансов являются:

1. Распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

2. Односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

3. Создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Главное назначение финансов – обеспечение потребности государства и предприятий в денежных средствах путем образования денежных фондов и обеспечение контроля за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы не могут существовать без субъектов финансовых отношений, ведущих расчеты между собой в денежной форме.

Экономический субъект – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей.

Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:

· между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей;

· между предприятиями и вышестоящими организациями;

· между государством и предприятиями при уплате налогов и других обязательных платежей;

· между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

· между отдельными звеньями бюджетной системы;

· между страховыми организациями и предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;

· денежные отношения, опосредствующие кругооборот внутри предприятия.

С учетом изложенного финансовую систему будем рассматривать как систему форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и домохозяйств).

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: (а) у хозяйствующих субъектов, (б) у населения, (в) у государства и органов местного самоуправления.[1]

Итак, целью исследования в курсовой работе является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы России и тенденции ее развития. Курсовая работа определяет постановку следующих задач:

1. Охарактеризовать финансовую систему как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений;

2. Рассмотреть бюджетную систему РФ и внебюджетные целевые фонды;

3. Раскрыть сущность и значение государственного кредита;

4. Показать роль финансов населения в формировании финансовой системы страны;

5. Определить особенности финансов хозяйствующих субъектов.

Для решения поставленных задач были использованы методы анализа, научной абстракции, сравнительного анализа.

Структуру работы составляют введение, пять глав, заключение и список используемой литературы.

При написании работы была использована научная, учебная и периодическая литература.

 


ГЛАВА 1. СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Финансы – одна из важнейших экономических категорий, отражающих экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.

На первой стадии финансовые отношения возникают в процессе первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие элементы, образуются различные формы денежных доходов и накоплений.

На второй стадии стоимость в денежной форме «движется» обособленно от движения товаров, происходит отчуждение стоимости (переход из рук одних владельцев в руки других).

На третьей стадии распределенная стоимость в денежной форме обменивается на товарную форму. Отчуждение самой стоимости не происходит.[2]

Финансы активно участвуют в процессе воспроизводства – совокупности непрерывно повторяющихся циклов:

Потребление
Обмен
Распределение
Производство

В свою очередь, финансовая система – это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного дохода.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм. Он включает:

· совокупность организационных форм финансовых отношений;

· порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

· методы финансового планирования;

· формы управления финансами и финансовой системой;

· финансовое законодательство.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. В зависимости от степени регулирования со стороны государства подразделяются на директивный и регулирующий. Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т.д.). Регулирующий определяет основные направления использования финансовых  отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Финансовая система – это совокупность сфер, подсистем и звеньев финансовых отношений. Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему России принято подразделять на следующие сферы:

· централизованных финансов (финансы органов власти);

· децентрализованных финансов (финансы домохозяйств).

Финансовая система как форма организации денежных отношений делится три подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: у хозяйствующих субъектов, у населения, у государства и органов местного самоуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: (1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); (2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); (3) финансы домашних хозяйств).[3]

Схема 1.1
Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов. Состав и классификация финансовой системы России по сферам, подсистемам и звеньям приведена на схеме 1.1.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей.

Децентрализованные финансы – это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и накоплений, их распределением и использованием.

На организацию децентрализованных финансов существенное влияние оказывают отраслевые особенности и особенности организационно- правовой формы предприятий.

По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно разделить на финансы: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, строительства, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и т.п. Исходя из организационно-правовых форм децентрализованные финансы делятся на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий.

Особое значение в системе децентрализованных финансов имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. 

Финансы домохозяйств – это денежные средства граждан, которыми они располагают в рамках отдельной экономической ячейки общества. Такой ячейкой является домохозяйство. Домохозяйство охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство, поэтому финансы домохозяйств – это денежные отношения между гражданами, совместно ведущими общее хозяйство. Они используются в целях удовлетворения личных и семейных потребностей и являются материальной основой жизни граждан.[4]

 

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ

2.1 Развитие бюджетной системы в СССР и России (1920-1990)

Бюджетная система СССР просуществовала более шестидесяти лет. За это время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления бюджета сохранился и после объединения советских республик.

С образованием в декабре 1922 г. Союза Советских Социалистических республик и принятием в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему – образован государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджеты социалистических республик и союзный бюджет, на который было возложено финансовое обеспечение обороны, хозяйственного и культурного строительства. Доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных предприятий (отчислений от прибыли).

За 1928-1988 гг. в структуре расходов государственного бюджета постоянно происходили изменения: возрастала доля союзного бюджета и соответственно уменьшалась доля бюджетов союзных республик. Так было до Великой Отечественной войны и в годы войны. В послевоенные годы соотношение расходов союзного бюджета и бюджетов республик стало иметь тенденцию к выравниванию.

  Структура по видам доходов и расходов государственного бюджета характеризуется данными табл. 2.1.

Таблица 2.1

Показатели 1928/29 1940 1946 1960 1965 1970 1980 1990
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Доходы, всего 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе:                
налог с оборота 35,6 58,7 58,7 47,0 40,0 31,5 31,1 25,7
отчисления от прибыли 15,3 12,1 5,1 24,2 33,7 34,6 29,7 24,7
подоходный налог с колхозов - 0,4 0,5 1,6 0,7 0,4 0,3 0,4
подоходный налог с кооперации и общественных организаций 1,8 1,0 0,3 0,8 0,4 0,4 0,3 0,9
государственные займы, 8,2 6,4 7,5 1,2 0,2
из них:                
займы, реализуемые среди населения 3,0 5,1 6,5 0,1 0,2 0,3 0,2 1,6
государственные налоги с населения 10,3 5,2 6,9 7,3 7,9 8,1 8,1 10,2
из общей суммы доходов поступило от государственных и кооперативных предприятий и организаций 81,6 88,8 84,5 91,0 91,0 91,2 92,9 88,7
Расходы, всего 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе:                
на народное хозяйство 43,4 33,5 34,5 46,7 43,0 48,2 54,7 38,5
на социально-культурные мероприятия 29,9 23,5 26,0 34,0 39,0 36,2 33,5 33,1
из них на просвещение 12,7 12,9 12,3 14,1 17,9 16,0 13,6 11,7
здравоохранение и физ. культуру 3,7 5,2 5,4 6,6 6,7 6,1 5,0 5,6
социальное обеспечение 3,2 1,8 5,7 8,9 9,4 8,2 8,1 10,0
государственное социальное страхование 10,3 2,9 2,4 3,8 4,2 4,7 5,4 5,7
государственные пособия многодетным и одиноким матерям - 0,7 1,2 0,7 0,4 0,3 0,1 0,2
на оборону 10,0 32,6 23,9 12,7 13,2 11,5 5,8 13,5
на управление 5,9 3,9 3,8 1,5 1,3 1,1 0,9 1,0
выплаты и расходы по государственным займам 3,6 1,6 1,7 1,0 0,1

Табл. 2.1 Структура доходов и расходов государственного бюджета СССР, в %

Государственный бюджет СССР на всех этапах развития страны успешно решал стоящие перед ним задачи, обеспечивая развитие народного хозяйства, культуры и нужды обороны страны. Доходы от государственных и кооперативных предприятий и организаций составляли основную часть всех доходов бюджета. Доходы бюджета за счет населения составляли относительно небольшую часть. Государственный бюджет СССР был прочным, устойчивым и бездефицитным.

До 1990 г. в России утверждался единый государственный бюджет, который объединял все действующие на ее территории бюджеты и отражал в целом их средства. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы России стал 1991 г.

Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-I «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР» был упразднен государственный бюджет Российской Федерации, в которой входили звенья бюджетной системы России.[5]

Законодательством было предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах Российской Федерации, а также субъектов Федерации и административно-территориальных единиц. В ст.8 этого Закона сказано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов государственного или административно-территориального образования, используемого для расчетов и анализа. В отличие от самостоятельных бюджетов консолидированные бюджеты не подлежат утверждению и правовыми актами не являются.

 

2.2 Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства.

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Согласно ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы РФ относятся:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

· бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· местные бюджеты в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

Каждый из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

Законодательством Российской Федерации принята правовая форма бюджетов Российской Федерации в зависимости от бюджетного уровня.

Статья 11 БК РФ закрепляет правовую форму бюджетов каждого уровня.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. (В ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ.)[6]

Федеральный бюджет – ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год и плановый период, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) российской Федерации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования развития экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между видами экономической деятельности, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных видов деятельности в производственной и непроизводственной сферах.

Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст.71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.[7]

Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

· налоговые доходы, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде трансфертов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;

· неналоговые доходы;

· доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений.

Структура доходов федерального бюджета РФ за 2007 г. приведена в Табл. 2.2.

Доходы, всего

Виды доходов Сумма, млрд. руб. % к общему итогу

1

2

3

6965,3

100,0



2020-02-03 177 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)