Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 7. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА



2020-02-03 155 Обсуждений (0)
ТЕМА 7. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ····································································································································2

7. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ··············································································································3

ЛИТЕРАТУРА···································································································································19


ТЕМА 7. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. А это в первую очередь является результатом грамотной фискальной политики государства.

Однако для правильного осуществления поставленных перед фискальной политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации фискальной политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной и налоговой системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства.

Поскольку повышение уровня цен приводит к сокращению всех видов плановых инвестиций, равновесный уровень реального национального продукта возрастает на величину, несколько меньшую, чем определенная произведением мультипликатора расходов на увеличение реального объема государственных закупок и заказов.

Это одна из сторон налогово-бюджетной политики (система государственных закупок).

Второй ее стороной являются чистые налоги.

Что такое чистые налоги нам уже известно: это разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов и правительственными трансфертными платежами (или доходы правительства и федеральных органов от сбора налогов за вычетом трансфертных платежей).

Сокращение чистых налогов приведет в действие мультипликативный механизм, как и в случае увеличения объема государственных заказов.

Что касается первого условия – изменения реального объема производства, то его увеличение ведет к повышению реальных доходов от всех главных источников налоговых поступлений (подоходного налога, социального страхования, налога на прибыль корпораций, с продаж, с оборота) в доходную часть бюджета.

Изменение уровня цен, как второе экономическое условие, то при неизменном уровне реального объема производства рост цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. В то же время рост цен увеличивает номинальные расходы, а реальные сокращает.

Фискальная политика подразумевает воздействие государства на экономику через изменение объема государственных расходов и налогообложения.

Основные принципы, на которых должна строиться эффективная бюджетная политика в среднесрочной перспективе, включают в себя:

- недопущение опережающего роста государственных расходов над темпами роста экономики и ограничение уровня непроцентных расходов федерального бюджета;

- безусловное исполнение обязательств, возникающих в секторе государственного и муниципального управления, после завершения их инвентаризации и подтверждения эффективности;

- ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;

- приоритет среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления экономической политики;

- конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов;

- открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.

При этом формирование эффективной бюджетной системы страны требует решения таких задач, как:

- повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;

- усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента, направленного на стимулирование инвестиционной активности;

- учет сроков, содержания и хода выполнения структурных реформ;

- завершение процесса инвентаризации активов и пассивов государственного сектора и поэтапный переход к методу начислений при отражении операций, осуществляемых в рамках бюджетной системы;

- сокращение обязательств, требующих необоснованных и малоэффективных бюджетных расходов, отмена необеспеченных достаточным уровнем финансирования расходных обязательств;

- обеспечение прозрачности процедур выработки и реализации бюджетной политики, делающей ее открытой и понятной;

- обеспечение единства и взаимоувязанности бюджетного процесса и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы;

- повышение качества планирования, исполнения бюджета и обеспечение их соответствия обязательствам, принятым на всех уровнях бюджетной системы;

- завершение разграничения доходных и расходных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечение на этой основе сбалансированности бюджетов всех уровней.

- реорганизация системы государственных и муниципальных унитарных, казенных предприятий и бюджетных учреждений, с целью снижения стоимости и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению.

С учетом вышеперечисленных ограничений и задач бюджетная политика в области доходов должна преследовать следующие цели:

1) обеспечение эффективного функционирования налоговой системы;

2) совершенствование таможенной политики;

3) повышение эффективности управления государственным имуществом;

4) консолидация в рамках бюджетной системы и отражение в бюджетном учете всех операций органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений, связанных с извлечением доходов;

5) формирование в составе бюджета резервного (стабилизационного) фонда, для защиты от неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры с соблюдением требований прозрачности его формирования и максимально публичного характера отчетности о движении его средств, позволяющей обеспечить достаточный общественный контроль над его функционированием. Источниками формирования фонда будет являться часть средств, дополнительно поступивших в бюджет при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Приоритетами использования этих средств станут сглаживание и недопущение секвестра бюджетных расходов при неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, финансирование реформ, приводящих к будущему снижению или повышению эффективности бюджетных расходов, замещение долговых источников финансирования в случае существенного ухудшения условий заимствований на финансовых рынках, финансирование возможных потерь при проведении налоговой реформы.

В области расходов бюджетная политика должна развиваться по следующим основным направлениям:

1. Обеспечение полного финансирования обязательств, принятых на себя государственными органами власти федерального и регионального уровней, а также органами местного самоуправления. В этой связи будет проводиться планомерная работа по инвентаризации бюджетных обязательств, в особенности в социальной сфере. Итогом подобной инвентаризации станет отмена тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому росту экономики и повышению качества оказания социальных услуг, но ложится бременем на бюджетную систему.

2. Внедрение программно-целевого принципа при планировании и исполнении бюджета по статьям расходов. В рамках данного направления будет разработана и внедрена система распределения бюджетных средств по межведомственным программам, нацеленным на решение острых социальных и экономических проблем. При этом для исключения простора для отраслевого лоббизма, будут установлены строго конкурентные принципы отбора программ для бюджетного финансирования, внедрена система институционального и индивидуального контрактирования органов государственной власти и их сотрудников, установлена система оценки эффективности осуществления программ. Исключительно важным в данной связи является приоритет среднесрочного планирования, который позволил бы зафиксировать источники и объемы финансирования программ на несколько лет, чтобы избежать их недофинансирования в будущем.

3. В рамках совершенствования методов осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд будет осуществлено разделение законодательного регулирования вопросов подряда для государственных нужд и закупки товаров для государственных нужд. Будут приняты меры для широкого распространения механизма государственного социального заказа в целях обеспечения конкуренции за бюджетные средства при предоставлении государственных и муниципальных услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и культуры с учетом особенностей функционирования данных отраслей. Законодательство о закупках товаров для государственных нужд будет усовершенствовано для создания необходимых условий для честной конкуренции за бюджетные средства.

4. Одним из важнейших направлений является реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казенных предприятий и бюджетных учреждений. Сокращение государственного сектора должно происходить за счет поэтапного перехода части бюджетных организаций в частный сектор на добровольной основе в условиях постепенного сокращения гарантированной бюджетной составляющей их финансирования. В случае если их передача в частный сектор нецелесообразна, необходимо предусмотреть более гибкую организационно-правовую форму для бюджетных организаций, осуществляющих переход на нормативно-подушевое финансирование. Такой формой может стать специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация. Она должна получить широкое распространение в отраслях социальной сферы, в особенности здравоохранения и образования. Такие организации смогут выступать в качестве получателей бюджетных средств, распределяемых по принципу оплаты за фактически оказанные услуги (нормативно-целевое финансирование, государственный социальный заказ) и будут нести полную ответственность по своим обязательствам. Оставшиеся бюджетные организации будут финансироваться из бюджета по фиксированной смете.

5. Будет осуществлено совершенствование бюджетной отчетности для установления полного охвата государственных и муниципальных операций с бюджетными и внебюджетными средствами, а также повышения прозрачности операций с бюджетными средствами.

6. С целью установление объективных ориентиров для определения бюджетных ассигнований будет осуществлен переход к нормативам минимально необходимого финансирования предоставления государственных и муниципальных услуг от нормативов содержания сети учреждений социальной сферы, а в дальнейшем – и по иным видам бюджетных расходов. Важнейшими условиями эффективности такой системы нормативов являются принцип подушевого финансирования, когда возмещение государственных и муниципальных услуг происходит в соответствии с количеством получателей этих услуг и объемом оказанных им услуг, фиксирование доли софинансирования нормативов из бюджетов различного уровня, определение граждан, предоставление услуг которым должно осуществляться на безвозмездной основе и на основе критериев нуждаемости и, наконец, обеспеченность нормативов достаточным уровнем финансирования.

7. Совершенствование механизмов казначейского исполнения и контроля за расходованием бюджетных средств и их распространение на субфедеральный уровень.

Налоги представляет собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают:

- федеральные налоги;

- региональные налоги;

- местные налоги.

Сущность налогов проявляется в их функциях. Они выполняют 2 основные функции – фискальную и регулирующую. Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.

Основные элементы налога: субъект, объект, источник, единица обложения, ставка налога, налоговые льготы, налогооблагаемая база, налоговый оклад.

Субъект налога – лицо, которое по закону является плательщиком налога.

Объект налога – предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество, дом).

Источник налога – доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты)

Единица обложения – единица измерения объекта.

Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные, и соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные.

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода.

Для пропорциональных налогов взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода.

При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода.

Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций. Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.

Налогооблагаемая база – доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка.

Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая его субъектом.

В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом.

В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабилизацию.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

- по своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

- по функциональному назначению – на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство.

Существуют следующие виды расходов:

- государственное управление (1,6%);

- международная деятельность (6,4%);

- национальная оборона (48,4%);

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства (8,1%);

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу (2,8%);

- промышленность, энергетика, строительство (11,4%);

- сельское хозяйство (3,3%);

- охрана окружающей среды (0,5%);

- образование (3,6%);

- культура и искусство, СМИ (1,2%);

- здравоохранение и физическая культура (1,7%);

- социальная политика (3%);

- обслуживание государственного долга (13,4%);

- финансовая помощь субъектам РФ (12,6%);

- федеральный фонд финансовой поддержки регионов (9%);

- прочие расходы (5,8%);

- расходы целевых бюджетных фондов (6,2%).

Основные задачи в области государственных расходов:

- сократить число федеральных целевых программ; обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

- снизить расходы на содержание государственного аппарата;

- продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

- повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;

- снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

- усилить контроль за использованием бюджетных средств;

- обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет РФ продолжает оставаться резко дефицитным.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).

Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят в продолжение курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований.

Необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения.

Для поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка должна быть обеспечена необходимая координация выпуска федеральных, региональных и имущественных займов.

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, где товарный мир разделяется на два вида товаров: собственно товары и товар-деньги. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.

Из процесса денежного обращения возможно вычленение понятия денежного оборота.

Денежный оборот есть проявление сущности денег в их движении. Денежный оборот охватывает процессы распределения и обмена. На его объем и структуру оказывают влияние стадии производства и потребления. Длительный производственный процесс, требующий повышенного объема производственных запасов, увеличивает денежный оборот, связанный с их приобретением. Выпуск трудоемких изделий относительно увеличивает размеры денежного оборота по оплате труда и соответственно денежных доходов населения, направленных на потребление.

Составной частью денежного оборота является платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа и используются для погашения обязательств. Платежный оборот осуществляется как в безналичной, так и в наличной формах.

Денежное обращение – достаточно сложная конструкция, соединяющая в себе как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.

Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Налично-денежное обращение – это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами.

Безналичное обращение – это движение стоимости без участия наличных денег, перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований и т.д. Осуществляется безналичное обращение с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и др. кредитных инструментов.

Между налично-денежным и безналичным оборотом существует тесная взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на безналичные и наоборот. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и вместе с ним образует единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

Количественная теория денег. Монетаризм. Родоначальником количественной теории денег, возникшей в XVI – XVII вв., был франц. экономист Ж.Боден. Развили эту теорию англичане Д.Юм и Дж.Миль, а также француз Ш.Монтескье. Д.Юм, пытаясь установить причинную и пропорциональную связь между приливом благородным металлов из Америки и ростом цен в XVI – XVII вв., выдвинул тезис: «стоимость денег определяется их количеством». Сторонники количественной теории денег видят в деньгах только средство обращения, ошибочно утверждая, что в процессе обращения в результате столкновения денежной и товарной масс якобы устанавливаются цены и определяется стоимость денег.

Другая ошибка количественной теории денег состоит в представлении, что вся денежная масса находится в обращении. В действительности существует объективный экономический закон, определяющий необходимое количество денег в обращении.

Количественная теория денег игнорировала роль сокровища как стихийного регулятора металлического обращения. Однако следует иметь в виду, что ранняя количественная теория возникла в условиях обращения не бумажных, а металлических денег.

Современная же количественная теория базируется на кредитных деньгах и бумажно-денежном обращении, и изложена в работах таких экономистов, как А.Маршалл, И.Фишер, Г.Кассель, Б.Хансен, М.Фридман.

Известны две разновидности этой теории:

1) «трансакционный вариант» И.Фишера и монетаристов во главе с М.Фридманом;

2) концепция «кассовых остатков» английской кембриджской школы во главе с А.Пигу, а после Второй мировой войны – Д.Патинкиным.

Количественная теория денег И.Фишера. Американский экономист И.Фишер отрицал трудовую стоимость и исходил из «покупательной силы денег». Он выделил 6 факторов, от которых зависит «покупательная сила денег»:

М – количество наличных денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Р – средневзвешенный уровень цен;

Q – количество товаров;

М1 – сумма банковских депозитов;

V1 – скорость депозитно-чекового обращения.

Допуская, что сумма денег, уплаченных за товары, равна количеству товаров, умноженному на уровень товарных цен, Фишер вывел «уравнение обмена»:

MV = PQ

Из функциональной зависимости уравнения, имеющего одинаковое значение для левой и правой частей, Фишер делает вывод о том, что цены товаров Р прямо пропорциональны количеству денег в обращении М и обратно пропорциональны количеству товаров Q.

Современный монетаризм. К сторонникам «трансакционного варианта» количественной теории денег относятся монетаристы во главе с М.Фридманом, К.Бруннером и А.Мельтцером. Исходя из моделей равновесия в экономике, они считают, что оно и сейчас достигается автоматически путем изменения «относительных» цен, или цен на отдельные товары главным предметом исследования должен быть переход от одного уровня равновесия к другому, т.е. «абсолютный» - общий уровень цен. Причину изменения этого уровня они выводят из величины денежной массы. Ш.Фридман относит к денежной массе не только наличные деньги, но и все депозиты коммерческих банков – как до востребования, так и срочные. Динамику национального дохода и уровня цен он рассматривает как явление, производные от денежной массы.

Концепция М.Фридмана выражается формулой, которая лишь внешне отличается от формулы И.Фишера, но по существу призвана обосновать ту же одностороннюю причинную связь между денежной массой и ценами:

М = КРУ,

где М – количество денег,

К – отношение денежного запаса к доходу,

Р – индекс цен,

У – национальный доход в неизменных ценах.

Как и все представители количественной теории, М.Фридман идет от денежной массы к ценам, не ставя при этом вопрос о возможности обратной связи и игнорируя практику монополистического ценообразования. Однако последняя как раз свидетельствует об обратной связи между ценами и денежной массой.

Конечный результат от фискальной политики государства зависит от состояния экономики. При неполной занятости эффект вытеснения проявляется в росте объема выпуска и сохранения стабильного уровня цен. При повышении уровня занятости увеличение государственных расходов способствует росту производства, но влияет и на рост цен. В состоянии полной занятости активная фискальная политика приведет только к росту уровня цен и вызовет инфляцию спроса.

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народно­го хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитная политика в промышленно развитых странах рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос.

Денежно–кредитная политика базируется на принципах монетаризма и имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего, она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Центральным банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма.

Отрицательные моменты денежно-кредитной политики заключаются в том, что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.

Применительно к России, переживающей глубокий кризис переходного периода, который характеризовался устойчивой стагфляцией, задача денежно-кредитной политики состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время сдерживало спад производства.

Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства – очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической систе­ме. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием эконо­мики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практичес­ких решений.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, напри­мер, являются Центральный банк Российской Федерации (Банк Рос­сии), Банк Англии, Банк Японии, Национальный банк Молдовы. В не­которых странах функции центрального денежно-кредитного учрежде­ния выполняет целая группа банков (в США, например – Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики – денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономи­ки. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товар­но-денежной сбалансированности.

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Кредитно-денежная политика на макроуровне – это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро-, микроуровне.

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.

Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разрабо­танные на основе такого выбора основные направления денежно-кре­дитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования и проявлением эффек­та от его реализации.

Основными инструментами денежно-кредитной политики – средс­твами, при помощи которых государство планирует достичь поставленных целей являются:

- операции на открытом рынке,

- изменение резервной нормы

- изменение учетной ставки.

Одним из самых важных средств регулирования денежного обра­щения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используется как метод ее регулирования.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулиро­вания денежного предложения. Это вызвано их прежде всего необык­новенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего вли­ять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

В России рынок государственных облигаций высоко развит (правда, скорее количественно, нежели качественно). Их роль в денежно-кредитной политике несколько отличается от той, которую они играют в западных странах. Безусловно, в любом слу­чае (и в России, и на Западе) главной является фискальная цель – финансирование бюджетного дефицита. Однако как инструмент моне­тарного регулирования государственный долг применяется в России весьма своеобразно.

Казначейские обязательства, например, являются беспреце­дентным инструментом в мировой практике. На финансовом рынке по­явился гибрид, обладающий одновременно свойствами векселя, госу­дарственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета.

На первом этапе своего обращения казначейские обязательства выступают в качестве своеобразного суррогата денег – средства обращения, предназначенного для расшивки неплатежей. Эти обяза­тельства «появляются» в результате оформления за­долженности госбюджета перед предприятиями в виде бумаг с доход­ностью 40%. Но следует отметить, что обращение некоторых серий может быть затруднено из-за дополнительных ограничений (в част­ности, осуществления расчетов только со строго определенными от­раслями народного хозяйства).

После того как бумаги получают определенное количество ин­доссаментов (от одного до пяти), они могут продаваться любому юридическому лицу, т.е. поступают на открытый рынок как госу­дарственные ценные бумаги с доходностью 40%. Объемы про­даж казначейских обязательств на открытом рынке в 1997 году росли. Вот здесь-то и открывались для Центробанка возможности по прове­дению ортодоксальных операций на открытом рынке. Однако многопрофильность КО, в частности, возможность погашения обязательств налоговыми освобождениями, увеличивала фискальную и преуменьшала денежно-кредитную составляющие этого нетривиального инструмента.

<



2020-02-03 155 Обсуждений (0)
ТЕМА 7. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 7. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)