Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОНФЛИКТНОГО



2020-02-03 197 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОНФЛИКТНОГО 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ

       КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

И СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ................................................................. 5

1.1 Социальные предубеждения: понятие и формы.............................................................      5

1.2  Конфликтные взаимосвязи как тип социального взаимодействия...............................     8

1.2.1 Общая характеристика понятия «конфликт» и «конфликтное

       взаимодействие»................................................................................................................      8

1.2.2 Социальные предубеждения как фактор конфликтного

       взаимодействия..................................................................................................................      21

1.3  Социальные предубеждения в контексте теории атрибуции........................................     26

 

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОНФЛИКТНОГО

       ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ И СОЦИАЛЬНЫХ

       ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ.......................................................................................................       29

2.1  Организация исследования особенностей взаимосвязи конфликтного

взаимодействия в коллективе и социальных предубеждений......................................      29

2.2  Анализ и интерпретация полученных результатов........................................................      30

2.3. Организация и проведение тренинговой программы «Учимся ценить друг

друга»..................................................................................................................................       42

2.4. Оценка эффективности тренинговой программы «Учимся ценить друг друга»

как средства влияния социальных предубеждений на уровень конфликтности

в коллективе.......................................................................................................................      44

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................................       47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................       50

ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................................... 54

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования проблемы конфликтного взаимодействия диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и вопросами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.

Неблагоприятная социальная среда, отрицательно влияя на психическое состояние человека, приводит к снижению его работоспособности, стимулов к жизни, смещению ценностных ориентации, мотивов, возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, вызывает рост агрессивности, напряженности, что так или иначе влияет на возникновение конфликтов между отдельными членами группы и различными группами.

Нетерпимость, несправедливость, грубость, безнравственность и т.д., словом, враждебное поведение порождают и социальные предубеждения, которые являются отрицательное установкой в отношении определенной социальной группы. В основе социальных предубеждений лежат стереотипы. Негативный стереотип – это и есть предубеждение.

Как правило, наличие предубеждений у себя людьми не осознается и, соответственно, их проявления не контролируются. Кроме того, при опросах большинство людей вообще отказываются признать их и у себя, и даже у представителей своей группы (например, этнической). Это не означает, что в данном случае предубеждения действительно отсутствуют, свидетельствует это о том, что с позиции современных социальных норм иметь предубеждения стыдно.

Предубеждения могут и должны контролироваться не только обществом и властью, но и самими индивидами, поскольку помимо объективных существуют еще и субъективные, т.е. коренящиеся в индивидуальной психике причины их возникновения.

Проблемы социальных предубеждений и конфликтного взаимодействия в коллективе рассматривали следующие ученые: В. А. Янчук, А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов, Н. В. Гришина, О. Н. Громова, Е. М. Бабосов, Г. И. Козырев, В. А. Авксентьев, Б. Д. Парыгин, А. И. Донцов, Т. А. Полозова, О. Г. Денисова, К. Г. Гусаева, К. К. Платонов, В. Г. Казаков, Дж. Морено, К. Левин, К. Томас и др.

Научная новизна данного исследования заключается в исследовании взаимосвязи социальных предубеждений и конфликтного взаимодействия в коллективе, а также возможности уменьшения влияния социальных предубеждений на уровень конфликтности в коллективе посредством психологических тренингов.

Цель исследования – изучить взаимосвязь конфликтного взаимодействия в коллективе и социальных предубеждений.

Объект исследования – конфликтное взаимодействие.

Предмет исследования – взаимосвязь конфликтного взаимодействия в коллективе и социальных предубеждений.

Гипотеза исследования – социальные предубеждения оказывают влияние на характер конфликтного взаимодействия в коллективе.

Общая гипотеза представлена двумя частными гипотезами:

1. Социальные предубеждения не могут оказывать влияния на выбор стратегии поведения в конфликте.

2. Существует взаимосвязь между уровнем субъективного контроля, коммуникативной компетентности человека и степенью выраженности у него социальных предубеждений.

       Задачи:

1. Раскрыть содержание понятия «социальные предубеждения».

2. Определить понятийный аппарат понятия «конфликт».

3. Выявить основные причины и стадии конфликтов.

4. Изучить стратегии поведения в конфликте.

5. Провести экспериментальное исследование и на основании анализа полученных результатов сделать вывод об истинности или ложности выдвинутой гипотезы.

Методы исследования: системный анализ научно-теоретических источников и эмпирических данных, эксперимент, методики: «Закончи сказку», «Свободное описание», «Формирование впечатлений и возраст», методика выявления типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной), опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд), тест «Уровень коммуникативного контроля в общении» (М. Шнайдер).

 

1 Теоретические основы изучения взаимосвязи конфликтного взаимодействия в коллективе и социальных предубеждений

 

 

1.1 Социальные предубеждения: понятие и формы

 

Несмотря на многочисленность исследований по проблематике социальных предубеждений, возникают трудности с его определением. Как отмечает В. А. Янчук, эта неопределенность приводит к путанице исследуемых аспектов и разноголосице в интерпретации результатов исследований [50, с.694].

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова предубеждение определяется как «предвзятое отрицательное мнение, отношение к кому-чему-нибудь» [28, с.472]. «Предвзятое» значит «заранее и ложно принятое» [28, с.469]. Близким по своему значению является слово «предрассудок», определяемое как «ставший привычным ложный взгляд на что-нибудь» [28, с.471].

В отечественной социальной психологии строгих определений данного феномена просто нет. Более широкое освещение понятие предубеждения получило в англоязычных источниках по социальной психологии, где используется английское слово «prejudice», переводимое на русский и как предубеждение, и как предрассудок. В Блеквелловской энциклопедии социальной психологии предубеждение определяется как «установление унижающих аттитюдов или представлений, выражение негативного эмоционального отношения или проявление враждебности или дискриминационного поведения в отношении членов группы вследствие их принадлежности к данной группе» [50, с.694].

Давая обобщенную характеристику феномена предубеждения, следует подчеркнуть, что он всегда является характеристикой межгрупповых отношений; имеет место по отношению к какой-либо социальной группе, а также отдельному человеку при условии его идентификации с этой группой. Являясь межгрупповым феноменом, предубеждения проявляются в сфере межличностных отношений. Общие свойства, приписываемые группе, превращаются в частные, свойственные отдельному индивиду. В то же время предубеждение рассматривается как аттитюд (отношение, социальная установка), причем негативный. Подчеркивается, что это негативная оценка группы и ее членов (отрицательное, враждебное, презрительное отношение, антипатия, неприязнь, осуждение). Предубеждения характеризуют неадекватность, необоснованность, ложность, основываются на ошибочной негибкой генерализации, неполной, неверной, неточной информации, а в силу этого являются неоправданными, наконец, препятствуют адекватному восприятию и интерпретации сообщения или действия. В то же время предубеждение носит априорный характер, выступает как предварительное, предшествующее объективному знанию, заранее принятое мнение, преждевременное суждение, не основанное на фактах [50, с.695].

В своем широком смысле понятие «предубеждение» используется не только по отношению к сфере межгрупповых отношений, но охватывает и другие контексты. Например, предубежденное отношение к рекламе, товарам отечественного или зарубежного производства, желтой прессе, бразильским сериалам и т.д.

В. А. Янчук отмечает, что в основе предубеждений может лежать не только стереотип, но и недоверие, страх, неприязнь и непринятие людьми всего, что отличается от них, не похоже на них, неизвестно и, следовательно, непредсказуемо. Принадлежность людей к разным социальным группам подчеркивает их различия, разделение на «мы» и «они», где последние будут рассматриваться как далекие, другие, непонятные, непредсказуемые, вызывающие опасение и т.д. Предубеждения в таком случае могут использоваться для оправдания своего негативного поведения и рационализации негативных чувств. Они также позволяют избежать ответственности и чувства вины за свои поступки, оправдать свои недостатки и поддержать самоуважение, компенсировать чувство неполноценности и подчеркнуть свое преимущество, добиться подчинения себе других, повысить своей статус и т.д. [50, с.695].

       Близким по своему содержанию к понятию «предубеждение» является также термин «дискриминация». Это неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам, часто имеющее в своей основе негативную установку предвзятости, то есть предубеждение. При этом часто ведется речь о комплексе предубеждений и дискриминации в отношении определенной социальной группы и ее представителей. Так, термин «расизм» обозначает установки предвзятости и дискриминирующее поведение в отношении представителей той или иной расы.

       Выступая как межгрупповой феномен, выражая определенное эмоционально-оценочное отношение к представителям группы, предубеждения проявляют себя регуляторами конкретных межличностных отношений. Они выполняют функции оправдания неблаговидного поведения человека или группы и рационализации их негативных чувств. Эти предубеждения часто чреваты негативными, деструктивными последствиями, мешают установлению хороших отношений между людьми, являются причиной непонимания, разногласий, источником межгрупповых и межличностных конфликтов и столкновений, препятствуют объективности и автономности оценок происходящего, подготавливают благоприятную почту для стигматизации и могут проявляться в ней [50, с.696-697].

       Человеческое бытие достаточно многосторонне и изменчиво в своей способности делать практически любую социальную группу объектом предубеждений. Тем не менее, существуют определенные группы, которые подвергаются ему в наиболее острой форме, к числу которых относятся предубеждения, основанные на половых, расовых, этнических, возрастных, сексуальных, физических и умственных особенностях. Отсюда выделяют следующие формы проявления социальных предубеждений:

Сексизм. Исследования сексизма значимы для социальной психологии по крайней мере в двух аспектах:

1. Они говорят нам о социально-психологических механизмах предубеждений в целом;

2. Они адресованы тем формам предубеждений, которые могут влиять на две формы человеческого бытия [50, с.707].

Исследования половых стереотипов показали, что как мужчины, так и женщины убеждены в том, что у мужчин они выше по параметрам интеллекту и независимости, в то время как показатели женщин – выше по показателям теплоты и эмоциональных переживаний. Эти результаты оказались выраженным и в кросскультурном аспекте: в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и некоторых регионах Ближнего Востока. Это согласованные социальные стереотипы. Знание таких стереотипов не обязательно характеризуют различные группы. Фактически соответствие между знаниями и представлениями присутствует только у людей с выраженными предубеждениями. Очевидно и то, что мужчины и женщины наряду с различиями обладают и существенным сходством.

Расизм. Дискриминация по расовому или этническому признаку является одной из наиболее антигуманных. В то время как сексизм ответственен за сохраняющуюся практику избирательного отношения по признаку пола, в преодолении которой достигнуты определенные успехи, геноцид по-прежнему остается универсальным средством решения многих межнациональных проблем.

Предубежденность может проявляться и в практически автоматизированном восприятии, проявляющемся в мгновенной фиксации расовой принадлежности оцениваемых людей. Можно говорить и о символическом расизме, проявляющемся в негативных чувствах в отношении темнокожих и т.п.

Эйджизм. Во многих культурах, особенно тех, в которых сохраняются большие семьи, старики почитаются, как мудрые учителя и руководители. Во многих других странах, в которых доминируют небольшие семьи, эта традиция становится нехарактерной и старость начинает вызывать раздражение. В этих странах больше ценится молодость, а более возрастные люди вызывают негативные стереотипы. И расцениваются как обременительные и немощные члены общества. Они лишаются многих социальных прав и игнорируются их специальные потребности.

Токенизм или символическая благотворительность. Токенизм обозначает совершение актов символической благотворительности или подачек в отношении членов группы (этнических, женщин, неимущих и т.п.) Впоследствии такие символические благотворительные действия выступают в качестве своеобразного знака снижения вероятности проявления более выраженных и более значимых позитивных действий или последующей возможности дискриминации.

Токенизм или символическая благотворительность, подачки могут использоваться организациями и обществами в целом. В Соединенных Штатах Америки, например, критикуется символическое привлечение к работе представителей меньшинств (темнокожих, женщин, испаноязычных) организациями, которые впоследствии не предпринимают никаких действий в отношении обеспечения их подлинного равноправия. Создается впечатление, что эти организации могут использовать меньшинства в качестве символической защиты от возможных обвинений в предубеждениях. Токенизм на этом уровне может иметь крайне вредные последствия для самооценки тех меньшинств, которые используются в качестве такого рода символов [50, с.707-711].

Итак, социальное предубеждение – это установление унижающих аттитюдов или представлений, выражение негативного эмоционального отношения или проявление враждебности или дискриминационного поведения в отношении членов группы вследствие их принадлежности к данной группе.

Формы проявления социальных предубеждений: сексизм, расизм, эйджизм, токенизм или символическая благотворительность.

 

1.2. Конфликтные взаимосвязи как тип социального взаимодействия

 

 

1.2.1. Общая характеристика понятия «конфликт» и «конфликтное взаимодействие»

Взаимодействие признается как универсальная характеристика процессов и явлений, происходящих в природе, обществе, в социальных и педагогических процессах. В исследованиях прослеживается как общая традиционная линия изучения явления взаимодействия (основные характеристики взаимодействия, специфика взаимосвязи субъектов, степень их взаимовлияния и др.), так и отдельные его аспекты  [23, с.7].

В рамках курсового исследования мы рассмотрим конфликтное взаимодействие как стадию развития конфликта.

Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который далеко не всегда развертывается гладко, нередко связан с возникновением и разрешением противоречия.

Конфликты поджидают нас повсюду – дома, на работе, в общественном транспорте, в магазине. «В мире существует лишь одно место, где нет конфликтов – это кладбище», - утверждает французский социолог Б. Гурней. Социальные конфликты неизбежны в любой социальной структуре, т. к. они являются необходимым условием общественного развития.

Но следует различать конструктивные, созидательные конфликты, которые помогают нам решить наши проблемы, и деструктивные, разрушительные. Этими вопросам занимается специальная прикладная отрасль знаний – конфликтология, которая интегрирует в себе более 15 других наук – психологию, педагогику, этику, социологию, юриспруденцию и пр.

Существуют различные точки зрения в определении понятия «конфликт».

В отечественной психологии разработана понятийная схема описания конфликта. Схема, которая была предложена Л. А. Петровской, содержит 4 категориальных группы:

· структура конфликта,

· его динамика,

· функции и

· типология [29, с.298].

       А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым дополнена эта схема: сущность конфликта, классификация, эволюция конфликта, его генезис, причины, структура, функции, информация в конфликте, динамика, методы диагностики и исследования конфликта предупреждение, разрешение (завершение) конфликта.

Под конфликтом эти авторы понимают наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными [2, с.20].

К. К. Платонов и В. Г. Казаков определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений [37, с.146].

А. А. Ершов определяет конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения [15, с.40].

Д. П. Кайдалов и Е. И. Суименко называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности [16, с.254].

Н. В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей [10, с.36].

А. Г. Ковалев считает, что конфликт – это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция [17, с.271].

К. Г. Гусаева утверждает, что конфликты – это зона повышенной социальной напряженности, основой которой являются проблемы, вызванные нереализованными потребностями социальных групп, личности [12, с.12].

Итак, обобщая многообразие дефиниций конфликта, встречающихся в литературе, можно предложить такое его определение. Конфликт (от лат. conflictus столкновение) – это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоре­чий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противо­речия порождают открытые или закрытые конфликты.

Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Признаками конфликта являются:

· наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной,

· неделимость объекта конфликта, т.е. объект конфликта не может быть поделен между участниками конфликтного взаимодействия;

· желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации [11, с.63].

Конфликтное противостояние предполагает определение области (проблемы) противоречия, т.е. предмета конфликта.

Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами (проблема власти, первенства).

Отсюда субъект конфликта – участники конфликта, оппоненты, чьи интересы затронуты непосредственно.

Основными субъектами социального конфликта являются большие социальные группы. Выразителями интересов больших социальных групп в конфликтных ситуациях являются различные политические организации, что приводит к тому, что в конечном счете социальный конфликт становится конфликтом не больших социальных групп, а конфликтом отдельных политических, этнических и других лидеров. Но все же социальный конфликт порождается борьбой как результатом общественных и групповых, но не индивидуальных интересов. Социальный конфликт всегда является следствием социального неравенства, то есть неодинакового доступа к различным ресурсам социальных групп людей [13, с.252].

Уровень и масштабность социального конфликта зависят от вида социальных общностей, выступающих конфликтующими сторонами. Конфликты между обществами (между народами многих стран) относятся к глобальным; между крупными социальными группами внутри данной страны – к макроконфликтам (межклассовые, региональные, национальные); между отдельными группами местных обществ – к местным конфликтам.

Объект конфликта – то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип) ценность [11, с.74-75].

Конфликты протекают в пространстве, во времени и с участием ряда субъектов. Выделяют временные (продолжительность конфликта во времени), пространственные (определение территории, в пределах которой происходит конфликт) и субъектные (количество основных участников) его границы.

В связи с тем, что конфликты имеют самую разную природу возникновения, их количество и разнообразие велико.

Как уже отмечалось, социальные конфликты исследуются целым рядом дис­циплин, и в каждой из них существует множество различ­ных типологий конфликта. Подобное разнообразие типологий конфликта неиз­бежно и оправданно. Изучая конфликт с самых различных точек зрения, исследователи могут выделять самые раз­ные, существенные для их частных целей основания клас­сификации и соответственно получать различные виды типологии. Ввиду этого любые попытки предлагать ка­кую-либо единственную, так сказать, истинную класси­фикацию конфликта представляются заведомо неоправ­данными. Поскольку настоящая статья преследует мето­дологические цели, мы ограничимся в рассмотрении проблемы типологии некоторыми методологическими за­мечаниями. Типологизация конфликта играет важную методоло­гическую роль. Она служит не только средством охвата и упорядочения накопленных знаний, что уже само по себе весьма существенно, но и часто играет заметную эвристи­ческую роль в процессе получения новых знаний. Попыт­ки проанализировать имеющиеся конкретные примеры конфликтных ситуаций с точки зрения выбранного осно­вания классификации нередко обнаруживают совершен­но новые аспекты конфликтов, ускользавшие ранее от внимания исследователя.

Классификация конфликтовпроводится в соответствии с рядом факторов: способом их разрешения (насильственные, ненасильственные), сферой проявления (политические, социальные, экономические, организационные); направленностью воздействия (вертикальные, горизонтальные), степенью выраженности (открытые, скрытые); количеством участников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые); наличием объекта конфликта (объектные, безобъектные), затронутыми потребностями (интересами, взглядами). Принципиально разделение конфликтов на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые) [23, с.492].

Указанные конфликты выполняют различные: позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные) функции. Позитивные функции характеризуют, чем данный конфликт может быть полезен для его участников. Отрицательные функции конфликта определяются затратами (эмоциональными, материальными, временными и прочими) ресурсов на участие в конфликте и преодоление его последствий [11, с.77].

Проявления дест­руктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает со­стояние психологического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению лично­сти. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом.

Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаи­моотношениях. Заметим, что деструктивное влияние кон­фликта может иметь место на каждом из этапов его эволю­ции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе ее осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликт­ных действий.

Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не толь­ко способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным, источником развития лично­сти, ее совершенствования (например, в виде чувства неу­довлетворенности собой).

В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвра­щению застоя (стагнации), служит источником нововве­дений, развития (появление новых целей, норм, ценно­стей и т.п.)

Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практиче­ской проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объектив­ные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конф­ликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации.

Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.

Основные функции конфликтов можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 1.1 – Функции конфликтов

Позитивные Негативные
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
получение новой информации об оппоненте увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом представление о побежденных группах, как о врагах
стимулирование к изменениям и развитию чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
снятие синдрома покорности у подчиненных после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников
диагностика возможностей оппонентов сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

 

Конструктивные функции конфликта, подобно его деструктивным функциям, могут проявлять себя на всех этапах эволюции конфликта.

Итак, конфликт – это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоре­чий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов.

Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.

Конфликты выполняют как позитивные, так и негативные функции. Обычно конфликт несет в себе и то, и другое, поэтому его оценивают по тому, какое начало преобладает. Функциональность конфликта по мере его развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.

Социальная напряженность представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер.

В реальной жизни причины возникновения социальной напряженности могут накладываться одна на другую или подменяться одна другой.

О. Г. Денисова подчеркивает, что конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми. Обычно к конфликтам приводят следующие причины:

- наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов общества или группы;

- присутствие противоборства между различными людьми, группами;

- разрыв отношений между определенными группами и внутри них;

- появление и доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия между членами общества и группами [13, с.254].

Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на вопрос, почему события развиваются именно так, а не иначе.

У. Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:

1. Информационный фактор – это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация и т.д.

2. Структурный фактор – формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.).

3. Ценностный фактор – те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Эти ценности таковы:

· личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);

· групповые системы верований и поведения;

· системы верований и поведения общества;

· ценности всего человечества;

· профессиональные ценности;

· религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.

4. Фактор отношения – удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие.

5. Поведенческий фактор – это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К. Томасу) [14, с.124-125].

В самом общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов:

· социально-экономические – конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий;

· социально-психологические – конфликты из-за разных потребностей, мотивов, целей деятельности и поведения людей;

· социально-демографические – конфликты из-за различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к разным национальным образованиям.

В основе конфликта, по мнению Е. М. Бабосова, лежат субъективно-объективные противоречия. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство. Конфликтное взаимодействие возникает только тогда, когда в самых глубинах социальной жизни существуют объективные предпосылки возникновения конфликтной ситуации [3, с.12].

Конфликты изначально происходят в результате нарушения баланса интересов двух и более сторон.

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:

· объективных,

· организационно-управленческих,

· социально-психологических,

· личностных.

Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая – субъективный.

Понимание объективно-субъективного характера причин конфликтов окажется весьма полезным в дальнейшем при определении способов предупреждения межличностных конфликтов, выработке оптимальных стратегий поведения людей в типичных конфликтах [2, с.212-214].

К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.

Предконфликтная ситуация, по мнению Г. И. Козырева, - это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности [18, с.26].

Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного выше носят главным образом субъективный характер.

Конфликт, как считает Н. В. Гришина, проходит через следующие этапы развития:

1. возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);

2. осознание ситуации как конфликтной;

3. конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);

4. разрешение конфликта [9, с.155-157].

Схематично этапы развития конфликта можно представить следующим образом (рисунок 1.2) [5, с.29]:

 



2020-02-03 197 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОНФЛИКТНОГО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОНФЛИКТНОГО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)