Кушано-Гуптский период
В первые века н.э. Маурьев сменили цари ондоскифской династии Кушанов. Политическое могущество Кушанской империи было достигнуто в период правления Канишки. В I – III вв. н.э. получила распространение гандхарская школа искусства, сложившаяся под воздействием художественной традиций и народов Северной Индии, Средней Азии, Греко-римской культуры. Своеобразие этой школы заключалось в антропоморфном изображении Будды в виде идеализированного образа гармоничного и прекрасного человека. В долине Ганга сложилась матхурская изобразительная школа. Здесь фигуры Будды хотя и передают земной образ проповедника, но в них уже проявляются некоторые черты отрешенности. Значительное место отведено светской скульптуре – фигурам кушанских правителей и мирян. После распада Кушанской державы в IV в.н.э. произошло новое возвышение Магадхи, где воцарилась династия Гуптов. Держава Гуптов, распространившаяся к V в. На большей части Северной Индии, стала последним рабовладельческим государством в этой части страны. Наряду с трудом рабов внутри общин, в царских поместьях, в хозяйствах рабовладельческой знати начал использоваться труд крестьян-общинников, которым сдавались земельные участки на условиях уплаты доли урожая. В этот период достигла значительного развития материальная культура. Совершенствуется земледелие, распространяются шелководство, искусственное орошение и пр. Заметных успехов добились ремесленники в изготовлении оружия и украшений, тончайших тканей из шелка и хлопка. О высоком искусстве металлургов свидетельствует, в частности, отлитая в начале V в. и сохранившаяся до сих пор в Дели железная колонна высотой более 7 м. Крупные успехи были достигнуты в строительстве зданий из камня. Традиционными становятся пещерные храмы, для сооружения которых использовались сложные расчеты. О богатстве и роскоши искусства Гуптов свидетельствует изобилие скульптуры, резьба и росписи внутри пещер и на фасадах храмов Аджанты. Монументальная живопись покрывала стены и потолки около трех десятков пещер и отражала богатство и широту жизненных впечатлений, в основе которых лежали реалистические народные традиции и разнообразные сюжеты из жизни Будды, великолепные узоры, изображения природы, придворные и бытовые стены. В условиях упадка рабовладельческих отношений важным элементом общественной структуры Индии становится кастовый строй, окончательно сложившийся в период раннего Средневековья. Касты – это замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий, отчужденные друг от друга, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни. В отличие от Варн они обладали внутренней администрацией, их связывали обязательства взаимопомощи, регламентация производственного процесса, определенные правила общения с членами других каст, совместное отправление религиозного культа и т.д. И если Варны возникли в результате общественного неравенства, и в их основе лежало различие в правах и обязанностях по отношению к рабовладельческому государству, то касты – результат разделения труда. Не став господствующей религией Индии, буддизм при Кушанах получил наибольшее распространение там, где рабовладельческие отношения были наиболее развитыми – в долине Ганга, на северо-западе страны. Буддийское духовенство, приспосабливая культ и вероучение к племенным и общинным верованиям, оформляет в I-II вв. н.э. новую форму буддизма. Теперь Будда из учителя окончательно превращается в божество. Создается учение об аде и рае. Все большая роль отводится обрядовой стороне культа с элементами магии. Роскошно и пышно проводятся процессии и церемонии. Жертвоприношения приносятся в виде цветов, воскуривания благовоний, кормления божеств и пр. Однако расцвет буддизма завершился кушанским периодом. Уже при Гуптах эволюционно, без политических потрясений и религиозных войн буддизм начал уступать место индуизму. Объединяющим началом индуизма, исповедуемого жителями Индии и поныне, служат: признание Вед, учение о карме, сансаре и кастах (варнах). Особо почитается индусами триада богов: Брахма (творец, созидатель Вселенной), Вишну (хранитель мирового порядка), Шива (бог-разрушитель, воплощение космической энергии). Отличительная черта древнеиндийской культуры – почитание знаний. Зародившись в глубокой древности, индийская наука развивалась и совершенствовалась в последующие эпохи, в том числе в период гуптов. Развитие астрономии было вызвано нуждами ирригационного земледелия. Древнеиндийские астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, каждые 5 лет добавлялся 13-ый месяц. Год состоял из шести сезонов по два месяца в каждом. Выдвигалась идея о шарообразности Земли и ее вращении вокруг своей оси. Довольно точно вычислялись положение и движение небесных тел по отношению к небесному экватору. В сокровищницу древнеиндийской науки весомый вклад внесли математики. Еще в период Хараппской культуры ими была сформулированная десятичная система счисления. Именно в Индии создана общепринятая ныне система начертания чисел и цифры. Индийцы уже в то время умели исчислять число «пи», извлекали квадратные и кубические корни, знали об общих правилах суммирования арифметических рядов, геометрических прогрессиях, в общем были знакомы с основами тригонометрии и алгебры. Занятия химией и медициной носили религиозно-практический характер. Древнеиндийским химикам была известна термическая обработка металлов, кальцинирование и дистилляция, изготовление кислот, красок, парфюмерии, лекарств и препаратов из ртути. Содержательными работами по хирургии, терапии, фармацевтике обогатили мировую медицину древнеиндийские врачи. Они умели диагностировать и излечивать различные болезни и славились далеко за пределами страны. При операциях использовалось свыше двухсот различных инструментов, применялось обезболивание. Довольно развита и совершенна была древнеиндийская письменность, о чем свидетельствую надписи Ашоки, относящиеся к III веку до н.э. Труды Панини по созданию грамматики санскрита в условиях значительно политической, экономической, этнической и культурной разобщенности страны трудно переоценить. Именно санскрит во многом помогал общению и взаимопониманию самых различных народностей и племен. Расцвет санскритской литературы пришелся на время Гуптов. Именно в этот период на санскрите записаны в своем окончательном виде знаменитые поэмы Махабхарата и Рамаяна, а также трактаты по различным отраслям знаний. Многовековой народной мудростью проникнуты сборники сказок, рассказов, басен.
Заключение В сокровищнице мировой цивилизации достойное место заняла материальная, художественная и духовная культура Древней Индии. Сохранившиеся памятники культуры свидетельствуют о высоком уровне развития литературы и архитектуры, скульптуры и ремесла, градостроительства и т.д. Здесь глубоко почитались знания, мировой известностью пользуются исследования и достижения и достижения древнеиндийских астрономов и математиков, химиков и врачей и др. В Древней Индии сформулированы десятичная система счисления, создана общепринятая ныне система начертания чисел; здесь заложены основы тригонометрии и алгебры, астрономии, медицины. В Древней Индии созданы выдающиеся литературные произведения – Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», трактаты по различным отраслям знания. Индия – страна высокого художественного и архитектурного творчества, включающего совершенные по планировке и уровню цивилизованности древние городские поселения, удивительные храмы, ступы, выдающиеся статуи и скульптурные памятники. В процессе культурной эволюции здесь родились различные религиозные течения – брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм – самая ранняя по времени одна из трех мировых религий, у которой ныне 700 млн. последователей. Глубоко своеобразным был общественный строй Индии: социальное неравенство сформировало Варны, а разделение людей по профессиям – касты. Индия по праву имеет славу одного из древнейших центров мировой культуры.
Список использованной литературы 1. Маркова А.Н. «История мировой культуры»: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2000
2. Трофимова Е.А. «Культурология»: Текст лекций. – Спб: СпбГИЭА, 2000
3. Столяренко Л.Д., Николаева Л.С., Столяренко В.Е., Самыгин С.И., Чепоруха Г.А. «Культурология»: Учебное пособие.- Москва: ИКЦ «МарТ», 2004.
Содержание 1. Введение
2. История возникновения Древней Индии
3. Махадхо-Маурийская эпоха
4. Кушано-Гуптский период
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |