Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Организация и проведение идентификации РНТД как единой технологии



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
II. Организация и проведение идентификации РНТД как единой технологии 0.00 из 5.00 0 оценок




I. Общие положения

 

1. Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией (далее - Методические рекомендации), разработанные в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяют порядок и документальное оформление идентификации результата научно-технической деятельности (далее - РНТД) как единой технологии и признания результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) единой технологией, осуществляемых с целью обеспечения результату научно-технической деятельности правового режима единой технологии и определения прав и обязанностей правообладателя, вытекающих из норм ст. 1542 ГК.

Настоящие Методические рекомендации применяются к отношениям, связанным с созданием, правовой охраной, использованием единых технологий, получаемых в ходе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторский и технологических работ (далее – НИОКТР) за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов или в виде субсидий.

2. Правовое регулирование отношений, связанных с единой технологией, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации[1] и Федеральным законом от 25.12.2008 № 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии"[2].

Из положений п.1 ст.1240 ГК РФ следует, что единая технология – это один из видов сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Согласно ст. 1542 единой технологией в смысле главы 77 ГК РФ признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами настоящего раздела, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере (единая технология). В состав единой технологии могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране на основании правил настоящего раздела, в том числе технические данные, другая информация.

Отношения субъектов научно-технической деятельности и потребителей ее результатов регулируются Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ
«О науке и государственной научно-технической политике», давшим определение основных понятий в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности.

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав единой технологии, признаются и подлежат защите в соответствии с правилами четвертой части Гражданского кодекса. Право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии как в составе сложного объекта (статья 1240 ГК РФ) принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии (право на технологию) на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии. В состав единой технологии могут входить также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, созданные самим лицом, организовавшим ее создание.

Правила главы 77 ГК РФ применяются к отношениям, связанным с правом на технологию гражданского, военного, специального или двойного назначения, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий. Указанные правила не применяются к отношениям, возникающим при создании единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации на возмездной основе в форме бюджетного кредита.

К данным отношениям как к гражданско-правовым отношениям применяются также положения частей первой, второй и третьей ГК РФ. В главе 77 ГК РФ содержатся бланкетные нормы, предполагающие принятие иных нормативных правовых актов и применение положений других глав четвертой части ГК РФ к отношениям, связанным с правом на единую технологию.

Согласно ст. 1544 ГК РФ лицо, которому в соответствии с законом принадлежит право на технологию, обязано незамедлительно принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для признания за ним и получения прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии (подавать заявки на выдачу патентов, на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, вводить в отношении соответствующей информации режим сохранения тайны, заключать договоры об отчуждении исключительных прав и лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, и принимать иные подобные меры, если такие меры не были приняты до создания технологии или в процессе ее создания. В случаях, когда Гражданский кодекс допускает различные способы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии, лицо, которому принадлежит право на технологию, выбирает тот способ правовой охраны, который в наибольшей степени соответствует его интересам и обеспечивает практическое применение единой технологии.

Лицо, которому в соответствии со статьей 1544 ГК РФ принадлежит право на технологию, обязано осуществлять ее практическое применение (внедрение). Такую же обязанность в соответствии со ст. 1545 ГК РФ несет любое лицо, которому передается или к которому переходит это право в соответствии с правилами Гражданского кодекса.

В случаях, когда в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 1546 ГК РФ право на технологию принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, исполнитель обязан в соответствии с пунктом 2 статьи 1544 ГК РФ принять меры для признания за ним и получения прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности для последующей передачи этих прав соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

Согласно ст. 1550 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, лицо, обладающее правом на технологию, может по своему усмотрению распоряжаться этим правом путем передачи его полностью или частично другим лицам по договору или по иной сделке, в том числе по договору об отчуждении этого права, по лицензионному договору либо по иному договору, содержащему элементы договора об отчуждении права или лицензионного договора. Право на технологию передается одновременно в отношении всех результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии как единое целое. Передача прав на отдельные результаты из числа указанных результатов (на часть технологии) допускается лишь в случаях, когда часть единой технологии может иметь самостоятельное значение в соответствии с пунктом 5 статьи 1549 ГК РФ.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии" регулирует отношения по распоряжению правами на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения, которые принадлежат Российской Федерации или субъекту Российской Федерации либо совместно Российской Федерации или субъекту Российской Федерации и иным лицам, путем их передачи на основе проведения конкурсов или аукционов, а также порядок передачи прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов. Положения Федерального закона распространяются также на отношения по распоряжению правами на части единых технологий в случае, если части единых технологий могут иметь самостоятельное значение в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

При идентификации РНТД как единой технологии и признании РИД единой технологией необходимо принимать во внимание нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с вовлечением в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, созданными за счет или с привлечением средств федерального бюджета (см. Приложение 1)

3. Под идентификацией результата научно-технической деятельности как единой технологии понимается  выявление среди результатов НИОКТР такого результата, признаки которого соответствуют юридическим признакам единой технологии и в отношении которого может быть принято решение о признании совокупности результатов интеллектуальной деятельности, включенных в его состав, сложным объектом в виде единой технологии. Идентификация РНТД как единой технологии – это процесс легального (соответствующего принятым нормам права, на законных основаниях) установления тождественности характеристик полученного результата научно-технической деятельности признакам единой технологии. 

Под признанием результатов научно-технической деятельности единой технологией понимается документально оформленное волеизъявление[3] о том, что результаты интеллектуальной деятельности, включенные врезультат научно-технической деятельности, образуютсложный объект в виде единой технологии. Признание РНТД единой технологией означает возложение на лицо, которому принадлежит право на единую технологию, обязанности по признанию и приобретению прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии и выполнение иных обязанностей, вытекающих из правового режима единой технологии. Признание РНТД единой технологией означает согласие на приобретение прав и принятие обязанностей, вытекающих из правового режима единой технологии.   

4. Методические рекомендации предназначены для применения организациями, выполняющими НИОКТР (исполнителями, головными исполнителями, соисполнителями, субподрядчиками), в т.ч. для государственных нужд; государственными заказчиками; заказчиками; органами исполнительной власти; специализированными организациями; организациями, уполномоченными заказчиками или государственными заказчиками в установленном порядке осуществлять приемку результатов НИОКТР, мониторинг выполнения НИОКТР, федеральных целевых программ; иными организациями, а также специалистами, выступающими в качестве экспертов. Методические рекомендации могут также применяться контрольными и надзорными органами в целях осуществления установленных полномочий, а также сторонами договора о выполнении дополнительных работ по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица.

Для урегулирования отношений, связанных с конкретными РНТД, еще до начала выполнения НИОКТР или дополнительных работ по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица (далее – дополнительных работ), рекомендуется в конкурсной документации, государственных контрактах, договорах, технических заданиях, бюджетных заданиях, заданиях учредителя автономного учреждения, приказах и(или) распоряжениях, издаваемых федеральными органами исполнительной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и иных документах, являющихся основанием для выполнения и (или) приемки НИОКТР либо дополнительных работ, заранее предусматривать требование создать результат научно-технической деятельности, соответствующий признакам единой технологии и который возможно идентифицировать как единую технологию. Эти требования могут быть изложены, например, в техническом задании в части требований, предъявляемых к ожидаемым результатам НИОКТР либо дополнительных работ. Указанные в настоящем пункте документы могут также включать отсылку к настоящим Методическим рекомендациям.

Указанные документы в соответствии с правосубъектностью сторон и нормами главы 77 ГК РФ могут определить, на какую из сторон будут возложены обязанность осуществить идентификацию РНТД как единой технологии и правомочие осуществить признание РНТД единой технологией, а также определить соответствующее лицо, уполномоченное принимать решение, издавать приказ о признании РНТД единой технологии (далее – уполномоченное лицо). Указанные документы могут также определить последствия несогласия какой-либо стороны с результатами идентификации РНТД как единой технологии, порядок (в том числе, досудебный) разрешения споров.

 

II. Организация и проведение идентификации РНТД как единой технологии

 

5. Работы по идентификации РНТД как единой технологии могут быть выполнены как независимая задача, так и в виде одного из этапов проведения следующих работ:

- сдача-приемка результатов НИОКТР;

- инвентаризация прав на результаты научно-технической деятельности, в том числе инициативная инвентаризация;

- научная, научно-техническая или судебная экспертиза.

6. Для проведения идентификации РНТД приказом руководителя организации создается экспертная комиссия из числа сведущих лиц, квалифицированных специалистов в области соответствующего научно-технического направления и интеллектуальной собственности, утверждается регламент работы экспертной комиссии, порядок взаимодействия подразделений и предоставления необходимой информации экспертной комиссии. Экспертная комиссия может действовать на постоянной основе, в этом случае рекомендуется утвердить план работ экспертной комиссии на предстоящий период.

Полномочиями экспертной комиссии может быть наделен уже существующий в организации коллегиальный совещательный орган, в т.ч. постоянно действующий, (например, научно-технический совет или его секция, комиссия или совет по рассмотрению предложений по подаче заявок на выдачу патента на служебные объекты патентного права, предложений по охране сведений в режиме коммерческой тайны как секрет производства (ноу-хау), по рассмотрению вопросов по вознаграждению авторам, по инвентаризации РНТД и (или) РИД, нематериальных активов и т.п.).

Результаты идентификации РНТД экспертная комиссия представляет на рассмотрение научно-техническому (научному, ученому) совету, который своим решением может рекомендовать руководителю утвердить подготовленное экспертной комиссией отрицательное заключение или заключение о соответствии РНТД признакам единой технологии и о наличии оснований для принятия решения о признании результатов интеллектуальной деятельности единой технологией, а также рекомендовать руководителю принять решение о признании результатов интеллектуальной деятельности единой технологией.

7. При проведении работ по идентификации РНТД как единой технологии в рамках сдачи-приемки результатов НИОКТР следует руководствоваться соответствующей процедурой сдачи-приемки результатов НИОКТР, установленной нормативными актами и государственным контрактом, договором.

В случае создания по государственному контракту таких охраноспособных РИД, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, нормы п.2 ст. 1373 ГК РФ установили требование к исполнителю направлять государственному заказчику письменное уведомление о получении результата интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца. Письменное уведомление государственному заказчику рекомендуется подготавливать с учетом результатов работы экспертной комиссии по идентификации РНТД как единой технологии.

8. При проведении работ по идентификации РНТД как единой технологии в рамках инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (далее - инвентаризация) порядок и документальное оформление результатов работ должен соответствовать Положению об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ
от 14 января 2002 г. № 7. 

Обязательная или инициативная инвентаризация проводится рабочей инвентаризационной комиссией, создаваемой руководителем организации, выполняющей НИОКТР. Инвентаризация включает следующие мероприятия:

осуществление научно-технического, правового и экономического анализа результатов научно-технической деятельности с целью выявления объектов исключительных прав, потенциально охраноспособных РНТД, которые не могут являться объектами исключительных прав (далее - выявленные результаты научно-технической деятельности);

идентификация субъектов прав на выявленные результаты научно-технической деятельности;

разработка рекомендаций по получению правовой охраны на выявленные результаты научно-технической деятельности и их использованию в гражданском обороте (по каждому выявленному результату).

Согласно пп. 10-12 Методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно - технической деятельности (утверждены распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России, Минюста России от 22 мая 2002 г.
№ 1272-р/Р-8/149) научно-технический, правовой и экономический анализ РНТД осуществляется рабочей инвентаризационной комиссией путем проверки документов, подтверждающих права правообладателя, документов, связанных с выполнением НИОКТР, первичных учетных документов, иных документов и сведений.

Целью научно - технического анализа является выявление РНТД.

Целью правового анализа является определение правообладателя на каждый выявленный РНТД, включая установление действительности документов, подтверждающих права правообладателя.

Целью экономического анализа является определение коммерческой ценности и перспектив коммерческой реализации выявленных РНТД и прав на них.

Идентификация субъектов прав на выявленные РНТД осуществляется по результатам проведенного правового анализа документов и сведений, указанных в п. 10 Методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно - технической деятельности.

Экспертная комиссия может быть включена в состав рабочей инвентаризационной комиссии с целью проведения научно-технического и правового анализа РНТД на предмет их идентификации как единой технологии. Рекомендации по получению правовой охраны на выявленные результаты научно-технической деятельности и их использование инвентаризационная комиссия основывает на заключении экспертной комиссии.

9. В случае проведения работ по идентификации РНТД как единой технологии в виде научной, научно-технической экспертизы, организационные условия и порядок идентификации РНТД определяются заключенным с третьим лицом договором, в рамках которого такая экспертиза проводится. Такие работы и экспертиза не имеют правовой регламентации и проводятся экспертом, исходя из собственных специальных знаний и квалификации. 

10. Работы по идентификации РНТД как единой технологии рекомендуется проводить, когда необходимо выявить возможность признания едиными технологиями созданных или полученных РНТД, не только в течение, но и по окончании выполнения НИОКТР (в т.ч. для государственных нужд) или дополнительных работ. 

В частности, идентификацию РНТД как единой технологии рекомендуется проводить в следующие периоды:

- перед подачей заявок на конкурсы на право выполнения НИОКТР;

- перед заключением с соисполнителями-субподрядчиками НИОКТР договоров на выполнение НИОКТР, лицензионных договоров, договоров об отчуждении исключительных прав на РИД и иных договоров;

- во время проведения НИОКТР за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов или в виде субсидий;

- после получения письменного уведомления автора-работника о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя такого результата (служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец или служебное селекционное достижение), в отношении которого возможна правовая охрана;

- перед приемкой результатов работ соисполнителей-субподрядчиков НИОКТР, а также по ее завершении;

- перед подготовкой отчетной документации о выполнении НИОКТР, в т.ч. письменных уведомлений в адрес государственного заказчика о получении результата интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца, отчетов о НИОКТР;

- по окончании приемки результатов НИОКТР;

- перед подготовкой и направлением в установленном порядке сведений в рамках государственного учета результатов научно-технической деятельности гражданского назначения для внесения в базы данных заказчиков и регистрации РНТД;

- при подготовке сведений для ведения бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской отчетности;

- при оспаривании прав на единую технологию или исключительных прав на РИД в ее составе;

- по истечении шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии в случае, когда лицо, организовавшее создание единой технологии, (исполнитель) не обеспечило совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии.

 



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
II. Организация и проведение идентификации РНТД как единой технологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Организация и проведение идентификации РНТД как единой технологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)