Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гл. V . Принципы сохранения и и спользования регионального архитектурно-градостроительного наследия



2020-02-03 306 Обсуждений (0)
Гл. V . Принципы сохранения и и спользования регионального архитектурно-градостроительного наследия 0.00 из 5.00 0 оценок




Практически все периоды развития региона воплощены в памятниках архитектуры, археологии, истории и монументального искусства. Археологическое наследие особенно интересно сочетанием памятников разных групп населения многих эпох на относительно небольшой территории. Большой интерес представляют объекты культовой архитектуры XVIII – начала XX века. Наряду с православными храмами наследие включает сохранившиеся мечети, католические костелы и синагоги.

В советский период на Южном Урале происходило планомерное уничтожение культовых зданий. Целый ряд памятников находится в полуразрушенном состоянии и требует срочной консервации и реставрации (церкви в поселках Алферовка, Воздвиженка, Ильинка, Пугачевский, Пономаревка Оренбургской области; церкви в поселках Багаряк, Большой Куяш, Беликуль, Булзи, Илек, Лейпциг, Муратовка, Нижнепетропавловское, Попово, Сугояк, Урукуль Челябинской области и другие). Общий характер разрушений различается в горнозаводской и в степной (сельской) зоне. Церкви заводов в советский период в основном использовались как склады. Их завершение было утрачено, но фасады сохранили свой первоначальный облик. Например, церковь Дмитрия Солунского при Симском заводе, церковь Иоанна Предтечи в Катав-Ивановске и другие. В ряде случаев фасады храмов были искажены пристроями (церковь Рождества Христова в Юрюзани, одноименная церковь в Усть-Катаве, церковь Святого Николая в Кусе и др.). Сельские храмы в советское время, как правило, не перестраивались и разрушались постепенно, хотя и намеренно. Встречаются здания с утраченным завершением, но чаще разрушались стены, часть куполов, колокольня и т.д. Особенную тревогу вызывает состояние деревянных храмов, которые в настоящее время продолжают страдать от вандализма местных жителей (церкви: Казанской Богоматери в станице Лейпциг, Дионисиевская в деревне Муратовка Челябинской области и др.). Мусульманское культовое наследие сохранилось значительно хуже христианского. Наиболее интересные объекты находятся в Оренбурге, Оренбургской области (п. Ильинка, г. Сорочинск) и городе Троицке Челябинской области.

Уникальным следует признать индустриальное наследие региона, связанное с созданием рудников, заводов металлургического производства, традиционных промыслов по обработке металла и камня (Касли, Куса, Златоуст). Десять заводов на Южном Урале имеют статус памятников промышленной архитектуры (Аша-Балашевский завод, железоделательные заводы в Миньяре и Симе, медеплавильные заводы в Миассе, Карабаше, доменные заводы в Кусе, в Верхнем Уфалее, комплекс Пороги и др.). По степени концентрации, сохранности и уникальности индустриальное наследие региона не имеет аналогов в России.

Выполненное исследование посвящено досоветскому наследию, но, рассматривая принципы сохранения и использования памятников, нельзя игнорировать его связь с советским периодом. Поскольку наследие всех эпох находятся на одной территории, оно должно использоваться совместно. Наследие советского периода это, прежде всего города Магнитогорск, Орск, Озерск, Снежинск, Трехгорный, Новогорный.

В условиях постоянной перестройки городов проблема определения круга памятников, подлежащих охране, консервации и реставрации чрезвычайно актуальна. Представленное в предыдущих главах исследование позволяет определить исторические хозяйственно-культурные типы, характерные для Южного Урала, а также выделить подлинные памятники архитектуры и градостроительства, обосновать степень их ценности.

Настоящая работа развивает принципы изучения, охраны, консервации и реставрации памятников, заложенные в уральской программе «Каменный пояс» А.Э. Коротковского, Г.С. Заикина и А.А. Старикова, в которой ведущее место отводится памятникам промышленного зодчества. Не отрицая типологического принципа, в основу предлагаемой программы как основной положен средовой градостроительный подход. Наследие рассматривается как важнейшая часть городской среды, в которой должна сохраняться «память места». Большое значение придается, также, природно-климатическому и этническому факторам, взятым в исторической динамике.

В основу определения ценности архитектурно-градостроительных памятников Южного Урала положены концепция Г.В. Есаулова о культурно-экологической таксономии наследия и теория А.С. Щенкова об основных аспектах историко-культурной ценности наследия.

В соответствии с особенностями региона предлагается новая классификация градостроительного наследия по историческому, в том числе функциональному и этнокультурному признакам. В основу систематизации стилевой архитектуры, кроме самого стиля, положены типологические, хронологические, территориальные и конструктивные признаки. В определении ценности памятников основное место занимают специфические региональные черты, а также типичность или уникальность их для Южного Урала. Народное зодчество и третий пластразделяются по национальным, территориальным, конструктивным параметрам. Уникальность и характерность объекта определяется его местом в становлении архитектурных традиций этнических и субэтнических групп региона. В основе этих классификаций лежат исторический и типологический принципы, которые дополнены «линейными связями» взаимовлияний архитектурно-градостроительных традиций различных этнических групп населения региона.

На основе выявленного самобытного потенциала южноуральских архитектурно-градостроительных памятников разработаны принципы их использования в экономической и социальной сферах, в деятельности по просвещению и образованию населения. Основными направлениями использования являются: туризм и популяризация архитектурно-градостроительного наследия; развитие регионального варианта архитектуры в рамках общих российских тенденций; архитектурное, искусствоведческое и дизайнерское образование.

Автор выделяет следующие общие направления туристического использования памятников: экологическое, историко-познавательное, историко-мемориальное, этническое, паломническое (христианское, мусульманское и языческое).

В настоящее время в регионе многие памятники и целые комплексы не востребованы. На Южном Урале развит в основном экологический туризм (Игнатьевская пещера, Сикияз-Тамакский пещерный комплекс, Саткинский национальный парк «Зюраткуль» и др.).

На базе выявленных хронологических границ пяти основных этапов развития архитектурных форм (включая советский) автором определены наиболее значимые комплексы наследия региона: историко-познавательные и историко-мемориальные («Оренбург – губернский город», «Верхнеуральск – заповедник конца XIX в.», «Кыштымско-Каслинский горный округ», «Златоуст», «Троицк – торговый город», «Миасс – город золотодобытчиков» и др.); этнические («Новолинейный район – место компактного проживания малой народности нагайбаков», «Наследие кочевников» и др.); паломнические («Остров Веры», «Аркаим», «Игнатьевская пещера» и др.).

Проведенное исследование доказывает необходимость комплексного решения проблем охраны архитектурно-градостроительного наследия и природной среды Южного Урала, а также повышения значения наследия в системе рекреационных территорий. Природная среда должна быть сохранена как неразрывная часть контекста памятника. В предыдущих главах определены объекты, характерные для разных ландшафтных зон: приозерной, приречной, горной, степной. Характерно, что удаленность отдельных памятников способствует сохранению неразрывной связи их с природным окружением.

Выделяются следующие типы архитектурно-рекреационных образований: архитектурно-природные заповедники; архитектурно-ландшафтные парки, основой формирования которых являются выдающиеся объекты наследия; историко-ландшафтный (мемориальный) парк.

Типы музейных образований неразрывно связаны с системой приоритетов, сложившейся к настоящему моменту в регионе. Идентификация архитектурно-градостроительного наследия региона с точки зрения «свое» – «чужое» тесно связана с отношением основной части населения к природным феноменам края. Особенно значим этот аспект для объектов, носящих сакральную функцию, многих озер, пещер и гор, которые издавна почитались как святые. В настоящее время нельзя не констатировать тенденцию возрождения интереса к сакральной топографии региона и стихийного почитания этих мест (посещение и ритуалы, например, завязывание ленточек).

Этническая специфика в настоящее время тоже является чрезвычайно значимым для потребителя фактором ценности наследия. Если природная обусловленность экспонирования архитектурно-градостроительного наследия основывается на специфике Южного Урала, то интерес к этническим традициям и истории характерен для большинства периферийных регионов. В настоящее время существует потребность компенсировать насильственное прерывание культурных традиций этнических групп в советский период, что делает актуальным создание этнографических музейных образований. Основными формами этнического наследия на Южном Урале являются: историческое поселение; архитектурно-этнографический парк, на базе исторически сложившихся образований характерной этнической группы.

Анализ состояния сети музеев на Южном Урале показывает, что в настоящее время она активно развивается за счет очень небольших предприятий, в основном историко-краеведческой и этнографической направленности. Подавляющее большинство таких музеев создается по инициативе «снизу», в большой степени за счет энтузиазма жителей, особенно представителей этнических общин и казачества. В целом в регионе преобладают краеведческие, исторические, мемориальные и художественные музеи. Недостаточно представлены археологические, историко-архитектурные и этнографические музеи. Исключениями являются небольшие музеи в Новолинейном районе (Парижский, Фершампенуазский).

Градообразующее и стилеобразующее значение наследия выражается в использовании традиций в современной архитектуре. На Южном Урале в настоящее время остро стоит проблема взаимосвязи и содержательного соответствия сложившегося и вновь формируемого при реконструкции исторических территорий архитектурно-градостроительного образа. Решение этой проблемы должно включать сохранение: композиционно-пространственной целостности исторической части поселений, масштаба среды, выразительности общего силуэта и панорам, местных строительных и художественных традиций. Особое значение имеет современное использование ценных исторических зданий и градостроительных систем прошлого. Проведенный в предыдущих главах исследования анализ сложившейся на Южном Урале архитектурно-градостроительной ситуации позволяет развить и конкретизировать реконструкцию исторической архитектурной среды.

Памятники архитектуры все шире включаются в современную жизнь города. Перспективным механизмом сохранения архитектурно-градостроительного наследия является передача его в доверительное (трастовое) управление, что позволяет избежать приватизации памятников. К сожалению такой опыт, распространенный за рубежом, не нашел еще применения на Южном Урале.

Методы и приемы работы с памятниками архитектуры и градостроительства зависят от отношения общества к проблемам историзма и преемственности, от степени политизированности его мировоззрения. Современная картина мира характерна множественностью взглядов, мозаичностью, и динамичностью. Именно эти черты осознаются в настоящее время как ценность. Мировоззренческий «эклектизм» приводит к популярности эклектических направлений в архитектуре, ориентации на них в формировании современного варианта региональной архитектуры. Для Южного Урала некоторая эклектичность была основополагающей чертой всех архитектурных стилей Нового времени. Особенно большое воздействие на архитектурную практику Южного Урала оказывает наследие конца XIX – начала ХХ века. Важную роль играет и тот факт, что этот период был одним из моментов экономико-политического расцвета региона и определил облик исторической части многих современных южноуральских поселений. Результатом действия всех этих факторов становится появление неомодерна, нового византийского стиля, псевдорусского стиля, нового классицизма, необарокко и других подобных исканий.

На современном этапе понятие «архитектурная школа» на Южном Урале преждевременно рассматривать как целостную систему самобытных творческих приемов. Более правильно говорить о региональном варианте архитектуры. Воздействие наследия на современную архитектурную практику принимает следующие формы: использование архитектурно-градостроительных традиций, архитектурное цитирование, стилизация, воссоздание и строительство архитектурных объектов.

На Южном Урале существуют города, в которых остались только отдельные островки среды досоветского времени. Автором проанализирован широкий массив современных сооружений, которые вписаны в историческую среду. Интерес региональных зодчих к работе в таких пространствах в настоящее время очень высок. Правомерно говорить о сложившейся системе приемов вписывания новых объектов в характерную историческую среду, в основном конца XIX – начала ХХ веков. В их число входит соблюдение масштаба застройки, использование местных декоративных приемов и материалов, сохранение исторического силуэта.

Формирование региональных особенностей архитектуры в большой степени выражается в строительстве культовых зданий. Посредством культовой архитектуры этнические группы населения Южного Урала осознают свою культурную и религиозную самобытность. Этнический состав населения региона в настоящее время в целом соответствует картине XVIII – XIX веков, несмотря на миграции периода ХХ века.

Процесс формирования региональной культовой архитектуры находится в начальной стадии, т.к. зачастую цитируются и стилизуются не местные образцы, а мировые (церковь Иконы Скоропослушницы в В. Санарке). Прослеживается ориентация на неорусский и «кирпичный» стили начала ХХ в. Появляются отдельные образцы культовых зданий, метод формирования которых близок модерну конца XIX – начала ХХ вв. (собор Св. Николая в Златоусте, церковь в честь иконы «Взыскание погибших» в Челябинске).

Жилище является хранилищем этнокультурных традиций, т.к. опирается на жизненный уклад семьи. В его формировании, как было показано в предыдущих главах, важнейшее значение имеют этнические традиции и климатические особенности, которые вместе определяют своеобразие региона в области архитектуры и градостроительства. Накопленный опыт приемов, непреходящих архитектурных ценностей требует их полного использования на новом этапе региональной архитектуры. Национальные традиции этнических групп населения, в какой-то степени, сохранялись в селах в качестве приемов самостоятельного строительства. Такие дома наиболее полно отвечали запросам своих хозяев. Особенно важно в этой связи применение местных материалов, которые обычно использовались в комплексе с конструкциями заводского изготовления. Эти материалы придавали застройке естественную неповторимость, а также пластическую связь с природой и исторической средой поселения. Характерно было использование камня-плитняка для сооружений хозяйственного назначения в усадьбе и применение Каслинского и Кусинского литья в декоре зданий – традиция XVIII – XIX веков, сохранявшаяся в ХХ века. Примеры использования традиций в декоре сельских домов существовали на Южном Урале, несмотря на унификацию строительства. Интересны приемы обработки деревянных частей дома на фасадах и в интерьере, которые настолько индивидуальны и эстетичны, что использовались в сельском строительстве в течение всего советского периода. Прежде всего, это резные наличники окон и другие элементы фасадов. Современная южноуральская практика жилищного строительства в относительно крупных поселениях недостаточно учитывает региональные традиции архитектуры. Широко распространена тенденция цитирования мировых образцов самых различных направлений. В сельской архитектуре прослеживается ориентация на региональные традиции, возникновение как бы «новейшего фольклорного направления» вплоть до прямого заимствования исторических орнаментов для украшения стен, наличников и фронтонов жилых домов.

В целом, для современной южноуральской архитектуры характерно несоответствие между мощным стремлением «снизу» возрождать «дух места», глубинные этнические традиции и культуру с одной стороны и недостатком профессиональных знаний с другой. Прослеживается тенденция возрождения традиционной архитектуры в непрофессиональном строительстве, особенно в малых поселениях. Проблемы этого строительства сходны с проблемами реставрации в регионе: эклектичность образов, основанная на недостатке профессиональных знаний; использование не свойственных функции объекта композиционных, планировочных и декоративных приемов; использование неорганичных объекту конструктивных и отделочных материалов; неправомерное цветовое решение.

Изучение архитектурно-градостроительного наследия является неотъемлемой частью профессионального образования региональных архитекторов, искусствоведов и дизайнеров. Автором был внедрен в образовательную практику историко-функциональный метод изучения наследия, который использует разработанные в данном исследовании принципы его классификации. Метод охватывает цикл историко-теоретических дисциплин и работу с дипломниками. Он апробирован диссертантом в научно-педагогической практике. Примером является авторский курс «Архитектурные памятники Урала», который строится по историческому и по функциональному принципам.

 

Заключение

В результате проведенного исследования доказано, что основополагающей особенностью архитектурно-градостроительной культуры Южного Урала является ее мозаичность, которая образовалась за счет многочисленных напластований культурных слоев, как правило привнесенных на территорию региона извне. Наследие представляет собой наслаивающиеся друг на друга, переплетающиеся и взаимодействующие системы расселения, архитектурные и градостроительные типы, во многом обусловленные мировоззрением мигрирующих народов: языческими верованиями, исламом, христианством.  Несмотря на существование как переходящих из периода в период, так и специфических только для одного исторического этапа типов памятников, реконструкция архитектурно-градостроительного развития Южного Урала в целом дает основания рассматривать его как преемственный процесс. Наиболее устойчивой является традиция многократного размещения поселений на одних и тех же местах, наименее устойчивы в регионе планировочные типы. В работе выявлены своеобразие и типологический комплекс архитектурно-градостроительного наследия региона, структура градостроительных типов, закономерности развития, традиции и влияния. Историко-теоретический анализ наследия региона позволяет трактовать его как воплощение формирования и взаимовлияния культур этнических и субэтнических групп населения.

1. Установлено, что на процесс формирования архитектурно-градостроительного наследия региона на протяжении всего рассматриваемого периода влияло два вида факторов:

· Неизменные и относительно стабильные факторы: географическое положение региона, рельеф, наличие полезных ископаемых, система рек и озер, климат. Это основополагающие факторы, которые определяют своеобразие региона;

· Изменяющиеся факторы: культурные и религиозные традиции, обычаи этнических групп населения, экономические, политические особенности развития. Эта группа факторов ограничивает выбор архитектурных типов.

Природно-климатические факторы в регионе отличаются мозаичностью. Наличествует несколько взаимопроникающих природно-климатических зон: лесная, лесостепная, степная. Географическое положение региона тоже является основой мозаичности его архитектурно-градостроительной культуры. Горы на Южном Урале представляют собой символическую границу Европы и Азии, но не являются непроницаемым рубежом для миграционных потоков и архитектурно-градостроительных традиций. В меридиональном направлении регион тоже зона взаимовлияния кочевого и оседлого населения.

Этническая и политическая история Южного Урала явились основой мозаичности архитектурно-градостроительного наследия. Наблюдались постоянные миграции (переселения) как больших потоков (гуннов, тюрков, казаков, переселенческое движение и др.), так и малых групп (ссыльных разных периодов, добровольных мигрантов и др.).

2. В области системы расселения региона следует отметить устойчивую преемственность, которая определяется системой рек и озер, климатом, наличием полезных ископаемых. В ходе освоения территории региона происходила последовательная смена способов освоения пространства. От автономных объектов к единой системе взаимосвязанных поселений, относящейся к определенному племени или протоэтнической общности на этапе древности. В конце раннего железного века появляется сосуществование оседлого и кочевого способов освоения пространства региона, которое просуществовало до конца XVIII века, на протяжении древнего, средневекового и «российского» этапов. Полномасштабная российская колонизация региона принесла регулярные принципы расселения, строительство укрепленных линий и городов-заводов, в результате чего в целом сформировалась существующая по настоящее время система расселения. Преемственность системы расселения региона является ее характерной чертой. Зафиксировано строительство городов и поселков на одних и тех же местах на протяжении всего развития региона.

3. Анализ основных типов планировок поселений на каждом этапе развития показал, что планировочные элементы архитектурно-градостроительного наследия развивались наименее преемственно. Преемственность прослеживается либо до второй половины XVIII века, либо уже в период полномасштабного освоения региона русскими. Остальные похожие элементы в планировке поселений определяются особенностью рельефа и расположения водоемов, т.к. поселения часто располагаются в одних и тех же местах.

До второй половины XVIII века планировочные особенности существовали у каждой этнической группы населения региона. С внедрением регулярных принципов своеобразие планировочных приемов на Южном Урале определялось двумя факторами: расселенческой культурой казачества в степной зоне и принципами формирования городов-заводов в горной зоне. Особое значение в появлении планировочного своеобразия сыграл пересеченный рельеф с большим количеством водоемов.

4. В типологии сооружений, строительных приемах, материалах, конструкции преемственность четко прослеживается, начиная с древнейшего периода. В народном зодчестве и постройках «третьего пласта» наследия выявлена связь жилых сооружений дороссийского периода и периода освоения региона русскими поселенцами. До российской колонизации особенности наследия определялись тем, что различные этнические группы населения использовали свои традиционные приемы строительства. Начиная с XVIII века характер застройки определялся с одной стороны этническими традициями групп населения, с другой официальной линией архитектуры Российского государства. Эти тенденции находились в постоянном взаимодействии и активно влияли друг на друга.

На Южном Урале наблюдается запаздывание распространения барокко и классицизма по сравнению с центральной Россией и столицами на 10 – 30 лет. Архитектура барокко появляется с 30-х годов XVIII в. Ввиду постоянных перестроек большинство сооружений со временем приобретает черты классицизма. Начиная с 1770-х годов характерны сооружения в стиле раннего классицизма, часто с элементами барокко. С конца 10-х – 20-х годов XIX века господствующим стилем в культовой, гражданской и промышленной архитектуре, становится зрелый классицизм. Памятники романтизма единичны, практически не строились. С конца 1850-х годов начинают появляться элементы Тоновского, русско-византийского, неорусского, в конце XIX в. «кирпичного» стиля и модерна, а позднее неоклассицизма.

5. Принципиальной особенностью Южного Урала, его отличием от других регионов является ситуация состояния наследия, при которой памятников советского периода в городах значительно больше, чем объектов всех предшествующих эпох. Наследие других периодов, особенно дороссийских, разобщено по территории региона. Осознание его ценности неуклонно растет, что подтверждает актуальность проведенного автором исследования. Исследование выявило как тенденцию рост ценностного влияния наследия на развитие туризма, творческую практику и формирование культурного своеобразия и архитектуры региона, а также на архитектурно-художественное образование. В основу принципов использования наследия по этим направлениям положена его классификация, разработанная автором.

Значение наследия рассмотрено преимущественно в двух аспектах: его средоформирующего воздействия и культурного значения для региона. Эти два аспекта ценности наследия имеют взаимосвязанные свойства.

Средоформирующее воздействие наследия выражается:

· в значении памятников как каркаса пространственно-временой ориентации в архитектурной среде региона.

· в стилеобразующем воздействии наследия, формировании образа поселения и взаимосвязанной системы поселений, складывающегося поэтапно во времени;

Культурное значение выражается:

· в сложении системы значимых для культуры региона объектов наследия, формирующих ее своеобразие в области архитектуры и градостроительства;

· в формировании художественных предпочтений населения и сложении на их основе архитектурно-градостроительных традиций региона;

· в сохранении и совместном функционировании традиций разных этнических групп населения в формировании наследия;

· в возможности экспонирования и изучения архитектурно-градостроительного наследия в единстве с природными и этническими особенностями региона;

· в воздействии архитектурно-градостроительного наследия на творческую практику реконструкции и нового строительства, сложении региональных особенностей современных архитектуры и градостроительства;

· во влиянии архитектурно-градостроительного наследия на архитектурное и художественное образование в регионе.

6. С рассмотренных точек зрения в архитектурно-градостроительном наследии региона выделены уровни памятников архитектуры и градостроительства, ранжированные по их значимости, которые сложились в результате процесса становления и развития пространственной среды региона.

Высший уровень значимости – это объекты, обладающие наибольшей культурной и средообразующей ценностью. Они выявлены на основе следующих критериев:

· уникальности, отличности архитектурно-градостроительного памятника от аналогичных объектов соседних регионов;

· значимости архитектурно-градостроительного памятника в процессе эволюции наследия, преемственности и сохранения его элементов и характерных черт долгое время;

· наибольшего соответствия архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решения объектов природным, климатическим и географическим особенностям региона;

· степенью сохранности архитектурно-градостроительного памятника.

7. На основе выявленного и классифицированного наследия региона разработаны характерные туристические маршруты для экспонирования наследия в единстве с природными феноменами и этническими особенностями Южного Урала. Возрождение региональных традиций, способствует объединению этнических и субэтнических групп на основе общей архитектурно-градостроительной истории. Исключительно важная роль в этом процессе принадлежит архитектурно-градостроительному наследию Южного Урала.

 



2020-02-03 306 Обсуждений (0)
Гл. V . Принципы сохранения и и спользования регионального архитектурно-градостроительного наследия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гл. V . Принципы сохранения и и спользования регионального архитектурно-градостроительного наследия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)