Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рынок как социальный институт.



2020-02-03 1261 Обсуждений (0)
Рынок как социальный институт. 0.00 из 5.00 0 оценок




План.

Введение

I. Рыночный механизм и его функции

1. Сущность рынка

2. Системы рынков

3. Формы торговли

4. Типы рынков

5. Рынок как социальный институт

6. Рыночная цена и законы её динамики

II. Конкуренция и монополия в рыночном механизме.

1. Взаимодействие конкуренции и рыночного механизма

2. Взаимодействие монополии рыночного механизма

III. Новое в развитии рыночного механизма на рубеже 20 – 21 в. в.

1. Тенденции современного рынка

2. Проблема перехода к развитому рынку

Заключение

Введение.

Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.

   Рынок представляет собой особую, универсальную систему принципов использования ограниченных ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих интересам растущего благосостояния общества.

   Невмешательство государства в механизм хозяйствования, защита конкуренции и права получения законных доходов оказались наиболее приемлемыми для преодоления противоречия между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей людей в разнообразных товарах.

   Современная экономика-это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие денежный эквивалент этих товаров.

    Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из “игры” по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.

I . Рыночный механизм и его функции.

Сущность рынка.

Знакомство с рыночными отношениями начнём с простейшего определения рынка, а затем перейдем к более сложным понятиям.

   Рынок-это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд в общественном транспорте. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают: А) Местный (в пределах села, города, региона) Б) Национальный (внутренний) В) Мировой Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: а) товарного производства и б) рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей. Исходное звено общей системы производство товаров оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям: а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен, б) в самом производстве создаются ожидаемые доходы участников рыночных сделок, в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создаётся необходимость самого рыночного обмена продуктами.

   В свою очередь, рынок оказывает обратное явление на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рыка.

   Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, область окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

   Другая функция: рынок выполняет роль главного контролёра конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствует нуждам потребителей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов доходно или убыточно реализовывать товары, для покупателей разорительно или выгодно их приобретать?

   Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: “Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь, то, что тебе нужно…” . Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.

   Описанные здесь функции рынка свойственные ему, скорее всего, в начальный период его существования в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок был в неразвитом в слитом, в нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставляющему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов.

   Если человек прожил всю жизнь в российской деревне или небольшом городе, то ему трудно понять, как преобразился известный ему с детства рынок в конце ХХ столетия. Почему сейчас говорят не просто о рынке, а о системе рынков?

Системы рынков.

Система рынков - это единая совокупность множества рынков различного назначения. Такая совокупность образовалась под воздействием ряда факторов.

Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство в следующих направлениях:

· натуральное производство в широких масштабах превратилось в товарное хозяйство;

· рабочая сила основной части трудящихся стала предметом купли-продажи;

· быстро развивалась сфера оплачиваемых услуг;

конечные результаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские разработки) превратились в товарный продукт.

Во-вторых, современное производство создаёт огромное количество полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека.

В-третьих, усилившееся во второй половине ХХ в. общественное разделение труда вышло за пределы производства и охватило рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, которые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.

В-четвертых, широкое развитие акционерных обществ привело к тому, что акции и другие ценные бумаги продаются на рынке ценных бумаг.

    Наконец, ускорившийся рост международных экономических связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют.

   Стало быть, развившийся во второй половине нынешнего столетия рынок немыслим без системы разделения труда в сфере обращения. В последней проявляются крупные виды дифференциации хозяйственной деятельности: общее (между крупными отраслями и сферами) и частное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда. В системе рынков достаточно определённо выделяются следующие отрасли:

· рынок потребительских товаров (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.)

· рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырьё, топливо и др.)

· рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса)

· рынок труда (для работодателей и наемных работников)

· рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях)

· рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход)

· рынок валют (национальные и международные учреждения, чрез которые производятся покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные с другими государствами)

· рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.)

Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необычайно повысили их активную экономическую роль. Рынок обеспечивает производство всем комплексом субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь все крупные производственные отрасли сильно завися от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается вообще значение товарного производства. Речь идет только о новом состоянии экономического организма, когда все его клеточки испытывают воздействие рыночных отношений.

Во второй половине ХХ в. степень развития каждой национальной системы рыночных связей получила новое измерение. Сейчас различают закрытое и открытое национальное хозяйство.

   Закрытая макроэкономика отличается тем, что все блага и услуги производятся и потребляются внутри страны. Открытым является такое хозяйство страны, в котором часть продукции создается для внутреннего потребления, а оставшаяся доля продаётся за рубежом. Вместе с тем государство закупает товары и услуги в иных странах.

   Переход от закрытой к открытой экономике связан с развитием форм и типов взаимодействия участников как национального, так и мирового рынка.

Формы торговли

   Рыночные связи различаются по неодинаковым признакам торговых сделок. Эти сделки можно классифицировать следующим образом.

1. По способам связи между агентами рынка различаются такие виды торговли. Производитель или владелец товара непосредственно продает его потребителю. Производитель реализует полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродаёт её потребителю. Посредничество бывает многозвенным, когда в нем последовательно участвует несколько перекупщиков вещей.

2. В зависимости от видов оплаты товаров выделяются следующие формы торговли. Бартерная торговля: безденежный обмен одного вида товара на другой. Продажа благ за наличные деньги (или с оплатой по чеку) . Так население приобретает нужные вещи на потребительском рынке. Реализация товаров по безналичному расчёту (оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца) . Данным способом чаще всего приобретаются средства производства. Продажа товаров наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая её путём перечисления денег продавцу) . Реализация товаров в кредит (покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату и в обмен небольшую плату и в обмен обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки) . Такая форма торговли предполагает обилие товаров, и она развивается к выгоде покупателей и продавцов. Предоставление товаров в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время за пользование благом) .

3. С учётом объема продаж различают две формы реализации товаров.

Оптовая торговля: продукты закупаются оптом (крупными партиями) торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи.

Розничная торговля: означает куплю-продажу преимущественно потребительских благ в небольших количествах. Таким способом отдельные лица приобретают нужные им продукты в магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках.

   Рыночные сделки различаются также по характеру взаимодействия их участников, что определяет неодинаковые типы рынков.

Типы рынков.

Рынок в одном важном отношении прямо противоположен натуральному хозяйству. В этом хозяйстве потребителю зачастую не предоставляется возможность выбирать по его желанию те или иные блага. Рынок же в принципе способен обеспечить его агентам максимальную степень экономических свобод.

   Данные свободы позволяют выбирать интересующие его товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ. Потребитель может также отыскать тех продавцов, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Продавец свободен выбирать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться вырученными деньгами от продажи по своему усмотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений выбирать условия торговой сделки.

   По степени развитости этих или иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: а) свободный; б) нелегальный; в) регулируемый.

   Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании, о котором сказано выше.

   Между тем определение “свободный” рынок требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого? Свободным такой рынок является для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет (полная независимость) . Так, продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого на классическом рынке экономические связи только по горизонтали. Между контрагентами (лат. Contrahens-договаривающийся) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливающего права и обязательства для обеих сторон на какой-то срок) .

   Рынок первого типа свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования.

   Ради истины нужно признать, что такая свобода имеет неприглядную сторону. Из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими “правил игры” этот тип рынка получил нелестные названия - “дикий” , “блошиный” , “нецивилизованный” .

   Второй тип рынка нелегальный – близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Но они существенно различаются между собой. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность – теневую торговлю. Она ведётся с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате рыночных сборов, налогов и т.п.) Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которыми законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие) .

   Первому и второму типам рыночных отношений присуща определяющая черта – стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают основные черты классического капитализма в рыночной сфере: на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий; предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с покупателями; сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.

   Такое положение было характерно для рыночного обмена XV-XIX вв. Но в ХХ в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.

   Рынок третьего типа – регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреплён в правовых нормах и поддерживается государством. Такой порядок обусловлен объективными причинами.

   Прежде всего, важную роль сыграли резко возросший уровень концентрации и централизации производства и расширение масштабов фактического обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными капиталами, они стремятся заблаговременно, обеспечить себе рынки, сбыта, охотно идут на выполнение выгодных государственных заказов. Примечательно, что по предварительным заказам фирм и государства реализуется, например, автомобилей до 60%, станков 100%.

Ко второй половине ХХ в. столетия рыночные связи существенно усложнились. Теперь на пути от производителя товара до потребителя выстроилась большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса (обслуживания) населения, который для многих изделий охватывает длительный период после приобретения товара (наладка и ремонт бытовой техники, автомобилей и т.п.) . Например, в США насчитывается свыше 380 тысяч фирм оптовой торговли и 1500 тысяч фирм розничной торговли, которые приобретают товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Все это привело к усилению общественного характера рыночных связей превратило регулируемый рынок в социальный институт.

   Примечательно, что лауреат Нобелевской премии Морис Алле (Франция) ввел понятие “экономика рынков” , подчеркнув, что в ней строго соблюдается определенные правила. М. Алле пришел к выводу: “Это миф, будто экономика рынков может быть результатом игры экономических сил и политического попустительства… Реальность состоит в том, что экономика рынков неотделима от институциальных рамок, в которых она работает” .

Рынок как социальный институт.

Под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и взаимоотношения.

   Во второй половине ХХ столетия нормальный рынок базируется на совокупности определенных институтов. Что же входит в такую совокупность?

   Во-первых, правовая система, которая организует правовое регулирование рынка. Для его субъектов устанавливают единые правила поведения. Правовые органы защищают субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора средства регулирования рыночных отношений.

   Во-вторых, сюда входят органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному контролю, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговая система; органы финансово-кредитной политики государства. Значит, современный рынок органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз – от государства к хозяйственным субъектам и в определённых пределах регулируют их поведение.

   В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы) . Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности поведения рыночных агентов.

   В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В неё входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.

   Таким образом, рынок предстал перед нами как единая совокупность рыночных связей. Эта целостность придаёт рынку новое качество – способность к саморегулированию на основе экономических законов, определяющих динамику цен.



2020-02-03 1261 Обсуждений (0)
Рынок как социальный институт. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рынок как социальный институт.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)