Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке.



2020-02-03 147 Обсуждений (0)
Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке. 0.00 из 5.00 0 оценок




В финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в административном порядке при не удовлетворяющем исходе не исключает возможности обращаться в суд общей компетенции или арбитражный суд.

Административный порядок действует в основном при применении мер государственного принуждения к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Учитывая подчиненность всех государственных и муниципальных органов власти и подведомственных им учреждений, административный порядок позволяет быстро решать возникающие вопросы. Кроме того, он используется и при применении мер государственного принуждения к коммерческим предприятия и гражданам. Административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений применяется не только при защите прав государства, но и при защите прав других субъектов. Так предприятия и граждане могут обращаться в вышестоящие органы власти за защитой своих прав. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами. В качестве примера можно привести бесспорный порядок взыскания бюджетных средств в случае нецелевого их использования органами Федерального казначейства Министерства финансов.[19] Субъекты, к которым применены меры административного характера в целях защиты своих прав и законных интересов вправе обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности или обратиться в суд или арбитражный суд. Оба порядка защиты прав субъектов могут быть использованы и в других случаях их нарушения.[20]

Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений применяется реже, однако он тоже получил широкое распространение. Общие положения о подведомственности при судебном рассмотрении дел по спорам, возникающим в сфере управления, что относится и к финансовой деятельности государства, определены Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»[21] и Арбитражным процессуальным кодексом.[22] В отношении граждан преобладающий характер носят конституционные нормы, защищающие права и свободы человека и гражданина, в соответствии с которыми каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.[23] Применение данных конституционных положений в финансовых правоотношениях означает, что взаимоотношения государства с гражданами (взыскание неуплаченных налогов и сборов, финансовых санкций и т.д.) возможны только в судебном порядке. При этом для ускорения прохождения судебных инстанций Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации разрешил применение судебного приказа при рассмотрении дел по взысканию с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам (рассмотрение дела единолично судьей по заявлению соответствующего государственного органа, в результате чего выдается судебный приказ, имеющий силу исполнительного документа).[24]

В тоже время взаимоотношения граждан с государством предусматривает оба порядка защиты прав - действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в административном порядке или в суде. В данном случае Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации установил порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.[25] Другой стороной защиты прав в финансовых отношениях граждан и организаций с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Например, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб — возмещению.[26] Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав.

Отдельно необходимо обратить внимание на роль Конституционного Суда РФ в защите прав субъектов финансовых правоотношений. По Конституции России[27] и Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации»[28] в его полномочия входит: разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится и к сфере финансовых отношений.

Вывод. Установленный порядок защиты финансовых прав и законных интересов участников финансовых правоотношений позволяет всем субъектам данных правоотношений эффективно защищать свои права.


Список используемой литературы:

 

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003).

2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004).

3. Налоговый кодекс РФ, Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.12.2003).

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ.

6. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ.

7. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ (ред. от 15.12.2001) «О Конституционном Суде Российской Федерации».

8. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 04.07.2003) «О судебной системе Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

10. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 23.12.2003) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

11. Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 22.08.2004) «О закрытом административно-территориальном образовании».

12. Постановление Правительства РФ от 27.08.1993 № 864 (ред. от 28.01.1997) «О Федеральном казначействе Российской Федерации».

13. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2004.

14. Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв. Ред Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

15. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. Ред. М.В. Карасева – М. Юрист, 2002.

16. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

17. Финансовое право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. — М.; ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

18. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.

19. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 1999.


[1] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2004. С. 32.

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации, Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ, ст. 5, 12.

[3] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 23.12.2003) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 22.

[4] Налоговый кодекс Российской Федерации, Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ, ст. 56.

[5]Там же, ст. 12.

[6] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004).

[7] Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 1999. С. 16.

[8] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2004. С. 36.

[9] Ровинский ЕА. Основные вопросы теории советского финансового права. М.,1960. С. 134-138.

[10] Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000. С. 26.

[11] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2002. С. 41.

[12] Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 22.08.2004) «О закрытом административно-территориальном образовании».

[13] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ст. 12, 132.

[14] Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.12.2003), ст. 50.

[15] Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

[16] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 161.

Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.12.2003), ст. 50.

[17] Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.12.2003), ст. 23.

[18] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ч. 1 ст. 32.

[19] Постановление Правительства РФ от 27.08.1993 № 864 (ред. от 28.01.1997) «О Федеральном казначействе Российской Федерации».

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 284.

[20] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2002. С. 45.

[21] Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 04.07.2003) «О судебной системе Российской Федерации».

[22] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ, гл. 1.

[23] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ст. 46.

[24] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, гл. 11.

[25] Там же, гл. 25.

[26] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ст. 52.

[27] Там же, ст. 125.

[28] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ (ред. от 15.12.2001) «О Конституционном Суде Российской Федерации».



2020-02-03 147 Обсуждений (0)
Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)