Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Качественные методы: case study , фокус-групп.



2020-02-03 186 Обсуждений (0)
Качественные методы: case study , фокус-групп. 0.00 из 5.00 0 оценок




Большой объем информации, необходимой исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. Анализ содержания документальных источников в ряде случаев позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы. Социолог обращается к анализу таких документов как научные публикации, отчеты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная документация.

Документ – средство закрепления различными способами на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Информация может фиксироваться с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д.

Анализ документов – метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения. Как достоинство этого метода можно отметить возможность изучения информации не только о текущем событии, но и прошедшем, кроме этого, это один из самых экономичных методов.

Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Документы обычно содержат богатую и емкую информацию об этой действительности. Поэтому не следует планировать, а тем более выходить на полевые исследования, не получив предварительно официальные статистические данные, не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если они имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и т. д.

Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление о всем их многообразии. Ориентироваться во всем многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован.

По форме фиксации информация делится на:

• Письменные документы (в них сведения изложены в форме текста);

• Статистические данные (цифровая форма изложения);

• Иконографическая документация (кино-, фотодокументация);

• Фонетические документы.

Существуют самые разнообразные методы анализа документов, однако наиболее распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований являются традиционный (классический) и формализованный (количественный).

Под традиционным, классическим анализом «понимается все многообразие, умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Фактически же это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование. Традиционный анализ документов дает возможность социологу проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Данный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания.

Контент-анализ, или научный анализ содержания текста (документа), - это метод исследования, применяемый в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. но развитие этого метода преимущественно связан с социологическими исследованиями, т.е. они применяются всюду, где решаются те или иные исследовательские задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращения в обществе, восприятия читательской, слушательской, зрительской аудиторией. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналитическое исследование.

Одна из особенностей контент-анализа состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации: прессы, телевидения, радио. Но он используется и при анализе документов: любого вида отчетности, протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров, соглашений и т. п. Этот метод часто используется различными спецслужбами: до 80% самой секретной информации добывается с его помощью.

В социологическом исследовании газетные тексты, соглашения, протоколы, договоры и т. д. выступают в качестве объекта анализа. На основании изменений в текстах газет, журналов передач телевидения и радио, в текстах договоров и т. п. можно судить о тех или иных тенденциях, политических и идеологических установках, раскладе политических сил, функционирования интересующих социальных институтов, общественных организаций и партий, имеющих непосредственное отношение к объекту анализа.

Качественные (неформализованные) методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых явлений. Отсутствие формализации делает невозможным массовый охват обследуемых объектов, в результате чего число единиц обследования часто снижается до минимума. Отказ от широты охвата компенсируется «глубиной» исследования, т.е. детальным изучением явления в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями.

Качественные исследования позволяют получить глубокую, развернутую информацию о предмете исследования. В отличие от количественных, качественные исследования фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. В качественных исследованиях широко используются проективные и стимулирующие техники - неструктурированные, недирективные способы задавать вопросы, которые помогают исследователю раскрыть мотивы, верования, установки, отношения, предпочтения, ценности, степень удовлетворенности, проблемы респондентов и пр. относительно продуктов или брендов. Проективные техники способствуют преодолению таких трудностей коммуникации, как вербализация чувств, отношений и т.п., а также выявлению латентных мотивов, неявных установок, вытесняемых чувств и пр.

Анализ случая (case study) – углубленное выборочное исследование какой-либо проблемы на одном отдельно взятом, но представительном объекте (отдельный индивид или малая группа). При этом предмет исследования, его взаимосвязь с объектом изучаются с большей подробностью и тщательностью. Для сбора данных здесь используются наблюдение, интервью, протоколы, тесты, архивные документы, артефакты, аудио- и видеозаписи, записи испытаний. Основное требование к наблюдателю – дать наиболее детальное описание, позволяющее восстановить живую атмосферу события. Сущность исследования заключается в том, чтобы детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию.

Фокус-группы – один из методов сбора данных, представляющий собой групповую дискуссию, сфокусированную на определенной, интересующей заказчика теме. В дискуссии участвуют 8-12 участников-респондентов и модератор-исследователь, который следит за тем, чтобы дискуссия шла по нужному направлению и ни один из вопросов не был упущен. Фокус-группы можно использовать для генерирования идей, изучения терминологии и выяснения моделей поведения потребителей.

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта.

Наблюдение редко бывает основным методом сбора социальной информации. Обычно оно применяется наряду с другими методами и служит специфическим целям.

В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различают:

1. Невключенное (внешнее) наблюдение. Исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваются в их ход, не задают никаких вопросов - они просто регистрируют ход происходящих событий.

2. Включенное наблюдение, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.

Преимуществом данного метода в сравнении, например, с интервью, является то, что присутствие наблюдателя не вызывает искусственных изменений в исследуемой ситуации. Наблюдение как метод используется в тактике этнографического исследования и case study как фиксирование форм жизнедеятельности определенной группы.

Также нельзя не упомянуть о таких методах, как

Анализ вторичной информации – поиск и интерпретация существующей информации, относящейся к предмету исследования. Вторичными называются данные, собранные вне рамок данного исследовательского проекта.

Глубинные интервью – серия индивидуальных интервью по заданной тематике, проводимых согласно путеводителю обсуждения (гайду). Глубинные интервью, в отличие от структурированных, применяемых в количественном опросе, позволяют глубже проникнуть в психологию респондента и лучше понять его точку зрения, поведение, установки, стереотипы и т.д.

Тайный покупатель (Mystery Shopping) – широко используемый за рубежом и постепенно получающий распространение в России метод оценки качества обслуживания в торговой точке, офисе, сервисном центре и т.п. Оценка осуществляется посредством визитов или звонков в места обслуживания клиентов специально обученных интервьеров, исполняющих роль «тайного покупателя».

Этнографические методы – берут начало в социальной антропологии и представляют собой детальные описательные исследования различных групп людей, их привычек, образа жизни и пр. В качестве конкретных методов сбора информации можно назвать включенное наблюдение (погружение в ту или иную целевую группу), неформальные и продолжительные интервью и т.п.

Экспертный опрос – это проведение полуформализованных или неформализованных интервью с экспертами по теме исследования. В отличие от метода экспертных оценок, информация, получаемая в результате интервьюирования экспертов, как правило, не обрабатывается методами статистического анализа.

Итак, поле возможностей качественных методов чрезвычайно широко и может быть структурировано по тактикам анализа и методам, а также сферам применения в разных областях социологического знания.

 

 

3. Представьте себе, что Вы подыскиваете на работу социолога. Перед Вами несколько вариантов:

- философское образование и курсы социологов;

- социологическое образование;

- инженерное образование и курсы социологов;

- историческое образование (или педагогическое, юридическое) и курсы социологии.

Какой вариант Вы выбрали бы? Объясните.

Предположим, я являюсь директором в коммерческой организации, где срочно требуется социолог. И не хочу доверять собственному отделу кадров такое ответственное задание, как поиск профессионального социолога и как начальник сама пытаюсь решить эту проблему. Да и при том же, а вдруг мне нужно изучить своих конкурентов, провести исследование их деятельности.

Вначале мне секретарь принес четыре анкеты и все как на подбор: философ, инженер, историк и собственно сам социолог. Ну что мне эти резюме? Что-то я вообще не поняла мне нужен социолог, а из претендентов, по сути, только один. Да и занята я, чтобы разбираться в дополнительных курсах каких-то социологов. И если есть курсы, зачем учиться на профессию лет пять, не меньше? Может проще взять социолога по образованию, да и дело с концом?

Да, социолог учился своему делу долгое время, после преподавал в институте. И да этот ученый до мозга ума, скорее, всего, сумеет справиться с порученным мной заданием. Он многое изучал: статистика и социальная теория, компьютер, некоторые отрасли права, экономики, политологии, истории, социальной политики, психологии. И это еще не весь перечень его знаний.

Вот в чем загвоздка… Я все равно не могу за него поручиться, не знаю наверняка, как он будет работать у меня. В чем он преуспеет, а что испортит. И этого мне не скажет никто. Корочка социолога не дает мне гарантии, что он будет результативным и надежным работником в моей фирме.

Более того, я ни о ком не могу так сказать из новоприбывших.

Да у него есть определенные знания, навыки и качества, присущие социологам:

- аналитическое, критическое мышление;

- умение искать информацию, самостоятельно ставить и разрешать задачи;

- коммуникативные навыки;

- навыки написания связных текстов;

- способность примерять на себя чужие социальные роли.

Но эти навыки и знания есть и у остальных претендентов! А у философа, между прочим, даже опыт работы в подобной организации.

Да и кто сказал, что историк не может разбираться в социологии не хуже, а даже лучше, чем сам социолог по образованию?

Так как поступить? кого выбрать? каждый из них безупречен в своем высшем образовании: лучшие институты, преподаватели. Плюс диссертации, труды, публикации, статьи. Теория, по крайней мере, на высоте.

В общем, я приняла всех четырех на испытательный срок. Пусть победит терпеливейший.

В итоге остался инженер, а не социолог как предполагала в начале. Оказался отличным наблюдателем и аналитиком. К тому же очень усидчивый человек, а за компьютером немало времени нужно провести, чтобы добиться результата и не ошибиться в расчетах. Конкретные прикладные исследования и консультирование по управлению организациями его «конек».

В общем, не ошиблась я с выбором. А ведь могла бы взять на работу и философа и юриста, если бы они доказали свой профессионализм социологов на деле. А корочка ничего не значит. В моем случае у всех был документ, но если бы я просто судила по образованию и определенным навыкам, присущим данной профессии, то ошиблась бы бесповоротно. А все почему? От человека и его желания, терпения, личного знания, действий зависит профессионализм и поворот дела. И уж точно не оттого, что он должен знать «по долгу» профессии, потому что это не обсуждается.

 

Использованная литература :

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология Учебное пособие для вузов. М., Центр социологического прогнозирования (ПИК ВИНИТИ), 2003.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 3е изд., М., КДУ, 2003.

3. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.

4. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. Учебное пособие. М., Гардарики, 2004.

5. Социология. Учебник для вузов / под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. Гардарики, 2007.

7. Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Прикладная социология. Учебно-методическое пособие. Омск, НОУ «ОГУ», 2003.

8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 768 с.

9. Социология: Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов III курса специальностей: 0610 «Государствен-ное и муниципальное управление», 0611«Менеджмент организации», 0615«Маркетинг», 0602«Экономика труда», 0605«Бухгалтерский учет, анализ и ау-дит» и студентов IV курса специальности 0604 «Финансы и кредит» (первое высшее образование) – М.: ВЗФЭИ, 2007

10. Социология. Основы общей теории: Учебник /отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – 912 с.

 

 

20.12.2010 г.



2020-02-03 186 Обсуждений (0)
Качественные методы: case study , фокус-групп. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Качественные методы: case study , фокус-групп.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)