Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды вопросов в анкете



2020-02-03 143 Обсуждений (0)
Виды вопросов в анкете 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Количество вопросов не должно переутомить респондента.

2. Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа).

3. При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова.

4. Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех.

5. Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности.

6. В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).

В анкете желательно использовать разнообразные, но содержательные и конструктивные вопросы.

Подразделяются:

1) По форме: открытые (ответ формулирует респондент), закрытые (варианты ответа), полузакрытые (1+2), прямые, косвенные (согласен, несогласен).

2) По конструкции ответов: дихтолические (да, нет), поливариантные (можно выбрать несколько ответов), шкалированные (предоставляется шкала, возможность поствить бал).

3) Психологические: вопросы-фильтры (используются для того, что бы отделить одних респондентов от других – «женаты ли вы?»), контрольные (2 случая – уточнение уже полученной информации, проверки искренности).

4) По содержанию: вопросы о фактах (сколько лет?); вопросы о мнениях, мотивах, оценках, суждениях; вопросы о знаниях.

При составлении опросного листа для социологического исследования используются стандартные схемы.

 

2.1 Программа социологического исследования.

Среди основных этапов социологического исследования первым является создание программы социологического исследования – основного документа, позволяющего рационально использовать имеющиеся ресурсы и целенаправленно осуществлять социологической исследование.

Программа состоит из:

1. Обоснование актуальности социологического исследования. Обоснование осуществляется в письменной форме путем доказательства, аргументированности и использовании фактов и статистических цифровых материалов.

2. Формулировка проблемы – практичной или теоретической в сфере культуры и досуга.

Проблема – противоречия между реальным состоянием изучаемого объекта или явелния и возможным состоянием, значительно отличающимся в лучшую сторону (противоречия между реальным уровнем физического развития и состоянием здоровья современной молодежи с одной стороны, и необходимостью укрепления здоровья людей как национального генофонда с другой стороны).

3. Формулирование цели социологического исследования.

Цель – конечный результат социального исследования, который требуется получить в итоге.

4. Определение задач социологического исследования.

Задача – последовательно выстроенные, лаконично и с научной точки зрения сформулированные этапы проведения социологического исследования

5. Определение объекта исследования

Объект – та область знаний, в которой будут осуществляться социологические исследования.

6. Определения предмета исследования

Предмет – одна из сторон объекта, которая подлежит дальнейшему углубленному изучению.

7. Характеристика методов социологического исследования

В процессе исследования будут использованы следующие методы:

· Анализ литературы по теме исследования

· Опрос с помощью специально разработанной анкеты «Название». Предполагается опросить 200 человек такого-то круга, с использованием случайной выборки.

· Наблюдение и фиксация результатов проведения в культ. Досуге программ.

· Экспериментальный метод, основанный на личном участии в подготовке и проведении СКД на «Там-то».

8. База социологического исследования

- Место и масштабы проведения социологического исследования.

9. Аннотация основных понятий, которые будут использоваться в социологическом исследовании.

- своеобразный краткий словарь терминов и понятий.

10. Основные теоретические источники изучения темы.

- в ходе обучения использовал идеи следующих авторов… и т.п.

2.2 Опрос как метод сбора социологических данных.

В эмпирическом социальном исследовании применяются следующие виды опросов:

1. Интервьюирование

- в социальном исследовании используется на начальных этапах для общего знакомства и предварительного изучения темы. Интервью заимствовано из журналистики и предполагает непосредственной общение исследующего с респондентом.

Бывает:

· Свободное интервью – опрашивается только тема, а процесс интервьюирования протекает в свободной форме с использованием различных технических средств фиксации ответов на вопросы.

· Фокусированное интервью – вычисляется мнение многих и разных людей по одному узкому вопросу или событию.

· Формализованное интервью – вопросы респондентам задаются в заранее составленной форме и строгой последовательности. Респондент отвечает на вопросы в свободной, самостоятельно сформулированной форме.

· Частично формализованное интервью – на основе заранее подготовленных вопросов, дополняющихся в процессе и частично видоизменяющихся.

Интервью – метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном общении опрашивающего с респондентом, в процессе которого опрашивающий получает необходимую информацию в форме ответов.

2. Анкетирование.

Анкетирование – в письменной форме фиксируется последовательность вопросов. Ответы даются респондентам как в присутствии опрашивающего так и заочно.

Краткая структура:

1. Название (соотв. Теме социологического исследования).

2. Обращение к респонденту (стимулирование респондента на заполнение анкеты, общая инструкция, указания и т.д.).

3. Основная часть (содержит последовательно сменяющие друг друга вопросы, направленные на получение необходимой информации).

Основные требования к составлению анкеты:

1) 1.Количество вопросов не должно переутомить респондента.

2) 2.Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа).

3) 3.При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова.

4) 4.Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех.

5) 5.Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности.

6) 6.В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).

4. Заключительная часть (сведения о респонденте).

В анкете желательно использовать разнообразные, но содержательные и конструктивные вопросы.

3. Экспертные оценки.

Составляется анкета и опрашиваются лишь специалисты (теоретики и практики) по изучаемой теме.

Плюсы в том, что опрашивается малое число специалистов, социолог получает надежную информацию.

Экспертные опросы часто проводятся как дополняющая основа массовых опросов.

4. Тестирование

Широкое распространение тестирование получило в общественной и социальной психологии, педагогике, в деятельности по профессиональному отбору.

В социологии тестирование применяется для изучения алых и средних социальных групп.

Специфика состоит в том, что респондент письменно отвечает на вопросы, преимущественно личностно-значимого характера. Обработка материалов тестирования осуществляется с помощью ключа, т.е. заранее разработанное схемы.

5. Социометрия.

Социометрия применяется для исследования структуры малых и средних социальных групп:

· Изучается положение человека в социальной группе и его место среди других членов группы.

· Изучаются взаимоотношения участниками в группе.

· Определяются лидеры и аутсайдеры в группе.

· Определяются микро группы внутри изучаемой группы.

Это необходимо:

· Для эффективного управления группой.

· В педагогике для влияния на группу в целом и на отдельных участников группы.

· Для формирования коллектива, как субъекта деятельности, способного решать как внешние по отношение к группе так и внутренние задачи.

 

3.1 Социологическое исследование бюджетов времени.

- направлено на изучение затрат времени людей различных социальных групп на различные виды деятельности.

Разные социальные группы расходуют время по-разному.

Т делится на свободное и несвободное.

Методы:

1. Дневниковый метод.

Его особенность – каждый респондент по заданию социолога самостоятельно записывает в дневник (тетрадь) все виды своей деятельности на протяжении недели. После заполнения дневников социолог подсчитывает бюджет времени каждого, а затем средне-арифметичекий показатель по всей выборочной совокупности.

2. Анкетирование.

Респонденту задают вопрос – сколько времени уходит у вас на различные виды деятельности в среднем в течение дня.

Задание – написать цифрой количество времени затраченного в течение дня в средних показателях.

Куда заполнять – таблица

Затем подчитывается средне-арифметический показатели по генеральной совокупности и делаются соответствующие выводы.

 

3.2 Составление опросного листа (анкеты)

Анкетирование – в письменной форме фиксируется последовательность вопросов. Ответы даются респондентам как в присутствии опрашивающего так и заочно.

Краткая структура:

1. Название (соотв. Теме социологического исследования).

2. Обращение к респонденту (стимулирование респондента на заполнение анкеты, общая инструкция, указания и т.д.).

3 .Основная часть (содержит последовательно сменяющие друг друга вопросы, направленные на получение необходимой информации).

Основные требования к составлению анкеты:

1. Количество вопросов не должно переутомить респондента.

3. Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа).

4. При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова.

5. Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех.

6. Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности.

7. В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).

4. Заключительная часть (сведения о респонденте).

Основные виды анкетирования:

1. По объему (сплошное, выборочное).

2. По способу заполнения (прямое (заполняет сам респондент), косвенное (заполняет социолог)).

3. По способу общения: очное (индивидуальное (один на один), коллективное), заочное (почтовое, раздаточное, электронное, прессовое).

 



2020-02-03 143 Обсуждений (0)
Виды вопросов в анкете 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды вопросов в анкете

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (143)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)