Виды вопросов в анкете
1. Количество вопросов не должно переутомить респондента. 2. Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа). 3. При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова. 4. Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех. 5. Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности. 6. В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос). В анкете желательно использовать разнообразные, но содержательные и конструктивные вопросы. Подразделяются: 1) По форме: открытые (ответ формулирует респондент), закрытые (варианты ответа), полузакрытые (1+2), прямые, косвенные (согласен, несогласен). 2) По конструкции ответов: дихтолические (да, нет), поливариантные (можно выбрать несколько ответов), шкалированные (предоставляется шкала, возможность поствить бал). 3) Психологические: вопросы-фильтры (используются для того, что бы отделить одних респондентов от других – «женаты ли вы?»), контрольные (2 случая – уточнение уже полученной информации, проверки искренности). 4) По содержанию: вопросы о фактах (сколько лет?); вопросы о мнениях, мотивах, оценках, суждениях; вопросы о знаниях. При составлении опросного листа для социологического исследования используются стандартные схемы.
2.1 Программа социологического исследования. Среди основных этапов социологического исследования первым является создание программы социологического исследования – основного документа, позволяющего рационально использовать имеющиеся ресурсы и целенаправленно осуществлять социологической исследование. Программа состоит из: 1. Обоснование актуальности социологического исследования. Обоснование осуществляется в письменной форме путем доказательства, аргументированности и использовании фактов и статистических цифровых материалов. 2. Формулировка проблемы – практичной или теоретической в сфере культуры и досуга. Проблема – противоречия между реальным состоянием изучаемого объекта или явелния и возможным состоянием, значительно отличающимся в лучшую сторону (противоречия между реальным уровнем физического развития и состоянием здоровья современной молодежи с одной стороны, и необходимостью укрепления здоровья людей как национального генофонда с другой стороны). 3. Формулирование цели социологического исследования. Цель – конечный результат социального исследования, который требуется получить в итоге. 4. Определение задач социологического исследования. Задача – последовательно выстроенные, лаконично и с научной точки зрения сформулированные этапы проведения социологического исследования 5. Определение объекта исследования Объект – та область знаний, в которой будут осуществляться социологические исследования. 6. Определения предмета исследования Предмет – одна из сторон объекта, которая подлежит дальнейшему углубленному изучению. 7. Характеристика методов социологического исследования В процессе исследования будут использованы следующие методы: · Анализ литературы по теме исследования · Опрос с помощью специально разработанной анкеты «Название». Предполагается опросить 200 человек такого-то круга, с использованием случайной выборки. · Наблюдение и фиксация результатов проведения в культ. Досуге программ. · Экспериментальный метод, основанный на личном участии в подготовке и проведении СКД на «Там-то». 8. База социологического исследования - Место и масштабы проведения социологического исследования. 9. Аннотация основных понятий, которые будут использоваться в социологическом исследовании. - своеобразный краткий словарь терминов и понятий. 10. Основные теоретические источники изучения темы. - в ходе обучения использовал идеи следующих авторов… и т.п. 2.2 Опрос как метод сбора социологических данных. В эмпирическом социальном исследовании применяются следующие виды опросов: 1. Интервьюирование - в социальном исследовании используется на начальных этапах для общего знакомства и предварительного изучения темы. Интервью заимствовано из журналистики и предполагает непосредственной общение исследующего с респондентом. Бывает: · Свободное интервью – опрашивается только тема, а процесс интервьюирования протекает в свободной форме с использованием различных технических средств фиксации ответов на вопросы. · Фокусированное интервью – вычисляется мнение многих и разных людей по одному узкому вопросу или событию. · Формализованное интервью – вопросы респондентам задаются в заранее составленной форме и строгой последовательности. Респондент отвечает на вопросы в свободной, самостоятельно сформулированной форме. · Частично формализованное интервью – на основе заранее подготовленных вопросов, дополняющихся в процессе и частично видоизменяющихся. Интервью – метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном общении опрашивающего с респондентом, в процессе которого опрашивающий получает необходимую информацию в форме ответов. 2. Анкетирование. Анкетирование – в письменной форме фиксируется последовательность вопросов. Ответы даются респондентам как в присутствии опрашивающего так и заочно. Краткая структура: 1. Название (соотв. Теме социологического исследования). 2. Обращение к респонденту (стимулирование респондента на заполнение анкеты, общая инструкция, указания и т.д.). 3. Основная часть (содержит последовательно сменяющие друг друга вопросы, направленные на получение необходимой информации). Основные требования к составлению анкеты: 1) 1.Количество вопросов не должно переутомить респондента. 2) 2.Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа). 3) 3.При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова. 4) 4.Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех. 5) 5.Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности. 6) 6.В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос). 4. Заключительная часть (сведения о респонденте). В анкете желательно использовать разнообразные, но содержательные и конструктивные вопросы. 3. Экспертные оценки. Составляется анкета и опрашиваются лишь специалисты (теоретики и практики) по изучаемой теме. Плюсы в том, что опрашивается малое число специалистов, социолог получает надежную информацию. Экспертные опросы часто проводятся как дополняющая основа массовых опросов. 4. Тестирование Широкое распространение тестирование получило в общественной и социальной психологии, педагогике, в деятельности по профессиональному отбору. В социологии тестирование применяется для изучения алых и средних социальных групп. Специфика состоит в том, что респондент письменно отвечает на вопросы, преимущественно личностно-значимого характера. Обработка материалов тестирования осуществляется с помощью ключа, т.е. заранее разработанное схемы. 5. Социометрия. Социометрия применяется для исследования структуры малых и средних социальных групп: · Изучается положение человека в социальной группе и его место среди других членов группы. · Изучаются взаимоотношения участниками в группе. · Определяются лидеры и аутсайдеры в группе. · Определяются микро группы внутри изучаемой группы. Это необходимо: · Для эффективного управления группой. · В педагогике для влияния на группу в целом и на отдельных участников группы. · Для формирования коллектива, как субъекта деятельности, способного решать как внешние по отношение к группе так и внутренние задачи.
3.1 Социологическое исследование бюджетов времени. - направлено на изучение затрат времени людей различных социальных групп на различные виды деятельности. Разные социальные группы расходуют время по-разному. Т делится на свободное и несвободное. Методы: 1. Дневниковый метод. Его особенность – каждый респондент по заданию социолога самостоятельно записывает в дневник (тетрадь) все виды своей деятельности на протяжении недели. После заполнения дневников социолог подсчитывает бюджет времени каждого, а затем средне-арифметичекий показатель по всей выборочной совокупности. 2. Анкетирование. Респонденту задают вопрос – сколько времени уходит у вас на различные виды деятельности в среднем в течение дня. Задание – написать цифрой количество времени затраченного в течение дня в средних показателях. Куда заполнять – таблица Затем подчитывается средне-арифметический показатели по генеральной совокупности и делаются соответствующие выводы.
3.2 Составление опросного листа (анкеты) Анкетирование – в письменной форме фиксируется последовательность вопросов. Ответы даются респондентам как в присутствии опрашивающего так и заочно. Краткая структура: 1. Название (соотв. Теме социологического исследования). 2. Обращение к респонденту (стимулирование респондента на заполнение анкеты, общая инструкция, указания и т.д.). 3 .Основная часть (содержит последовательно сменяющие друг друга вопросы, направленные на получение необходимой информации). Основные требования к составлению анкеты: 1. Количество вопросов не должно переутомить респондента. 3. Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа). 4. При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова. 5. Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех. 6. Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности. 7. В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос). 4. Заключительная часть (сведения о респонденте). Основные виды анкетирования: 1. По объему (сплошное, выборочное). 2. По способу заполнения (прямое (заполняет сам респондент), косвенное (заполняет социолог)). 3. По способу общения: очное (индивидуальное (один на один), коллективное), заочное (почтовое, раздаточное, электронное, прессовое).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (143)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |