Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Органическая теория общества Герберта Спенсера



2020-02-03 510 Обсуждений (0)
Органическая теория общества Герберта Спенсера 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос дисквалификация

Статья 3.11. Дисквалификация

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой.

 

Органическая теория общества Герберта Спенсера

Органическая школа-направление в западной социологии конца 19-начала 20 века, рассматривавшее общество как аналог природного организма и пытавшееся объяснить социальную жизнь посредством прямой проекции биологических закономерностей.

Органическая школа имела глубокие корни в истории - сравнение общества с организмом использовалось многими авторами. Основоположником теории был Г.Спенсер, которого считают одним из главных представителей теории социального дарвинизма. Герберт Спенсер - английский философ и социолог-позитивист. Он вслед за Контом положил в основу социологии идею эволюции. Он создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии, и другим наукам. Г. Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении «Научные, политические и философские опыты».

Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма появляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.

Спенсер уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств: (1) как живые организмы, так и любые общества процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; (2) те и другие усложняются; (3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; (4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают. Спенсер Г. Научные, политические и философские опыты.- СПб.,1866.- С.421, 458.

Легко заметить, что система приводимых доказательств сходства общества с живых организмом целиком опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание специфические социальные качества общества. В подтверждение разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в государстве уподобляется им мозгу человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества, исчисляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и других социальных групп, а также политических партий. Торговля в обществе сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тела- с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравнивается с нервной системой живого организма. Проводя сравнение до мелочей,- писал Спенсер, - мы находим, что эти крупные (приведенные выше - авт.) аналогии влекут за собой множество мелких, гораздо более тесных, нежели можно ожидать. Спенсер Г. Указ. соч. С. 444-454,459.

Представляет интерес теория эволюции Г.Спенсера, в том числе социальной. В эволюции он выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). Спенсер Г. Основные начала.- Спб., 1898.- С. 237. Социальная революция по Спенсеру - прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Он показывает объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей. Правительственная эволюция является результатом социальных потребностей. «Конституции не создаются, они сами вырастают»,- утверждает он, подчеркивая обусловленность развития политических процессов потребностями и интересами людей. Спенсер Г. Система синтетической философии. В 2 т. Т.1. - СПб., 1899.- С. 168.

С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов. Он писал:

«Прогресс в человеческих обществах всегда происходит в направлении поглощения индивидуальных действий корпоративных органов». Там же. С.229.

В ходе социальной эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые в свою очередь возрастают в размере, в разнообразии, в определенности и сложности. Спенсер Г. Указ. соч. С. 235. Г. Спенсер далек от фаталистического понимания эволюции как абсолютно неподвластной человеку. Напротив, он постоянно подчеркивал, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности, ставил и решал вопросы мотивации социального поведения и деятельности людей. Более того, он заявлял, что общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. В то же время каждый гражданин должен смотреть на себя с точки зрения не только субъективной, исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место в обществе как «одной из многочисленных общественных единиц».

Нельзя обойти вниманием взгляды Г. Спенсера на проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе, которые до него ставил и решал О. Конт. Социальное равновесие истолковывалось Спенсером как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается, как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей выступает как фактор стабильности общества. Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе равновесия между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, наконец, между функционированием государственных учреждений и проведением граждан, обществом и личностью. Со времен Конта и Спенсера эта проблема постоянно решается в западной социологии.

Социология 23

Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию. Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мейн. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ

 

Каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет определенные обязанности и имеет какие-то права. Это все и является показателем положения в обществе, которое занимает личность, и его социального статуса, которым она обладает. Социальный статус определяет положение группы и ее членов в определенных сферах жизнедеятельности человека.

 

Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все эти определяющие Р. Мер-тон называл «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

 

Социальный статус бывает:

 

1) предписанный (приписываемый), т. е. тот, который человек получает вне зависимости от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, возраст);

 

2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т. д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец). Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

 

Для определения социального статуса человека большое значение имеют оценка существующих позиций в том обществе, в котором человек живет, определение престижности и авторитета этих позиций.

 

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид.

 

С помощью социального статуса регулируются отношения в группе, устанавливаются нормы и правила поведения представителей групп, которые соответствуют определенному статусу.

 

В различные эпохи нашего общества определяющим показателем были: при капитализме – доход, деньги, при социализме – трудовой вклад работника. Выполняя определенные обязанности, человек занимает определенный статус в обществе и начинает выполнять те социальные роли в обществе, которые соответствуют этому социальному статусу.

 

Важно усвоить следующее:

 

1) социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;

 

2) взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди;

 

3) в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;

 

4) социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

11 социология

 

БЮРОКРАТИЯ КАК ТИП СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Бюрократия – специфическая форма управленческих структур и отношений. Считается, что бюрократия – это негативная черта деятельности государства или организации, которая характеризуется образованием группы людей, которые осуществляют функцию управления и имеют задачи, интересы и цели, отличные от задач общества. Бюрократия характеризуется наличием привилегированного слоя служащих, разрывом между исполнительной властью и законодательной, безличной системой управления, служебной зависимостью, авторитарностью сознания.

 

В обществе тенденция к бюрократизации есть всегда, но общество должно способствовать ограничению таких тенденций.

 

Бюрократия обладает определенными социальными характеристиками, которые анализировал К. Маркс:

 

1) монополия чиновников на принятие решений;

 

2) стремление к закрытости;

 

3) использование различных привилегий;

 

4) представление государства главным источником социального порядка и благополучия;

 

5) волокита и коррупция;

 

6) минимизация наказаний членов власти.

 

М. Вебер известен как создатель классической теории бюрократии, вошедшей во все учебники мира. Он рассматривал бюрократию в двух смыслах – позитивном и негативном.

 

Воплощением бюрократии в позитивном смысле является государственный аппарат управления. Позитивная бюрократия являет собой высшую точку длительного исторического пути, по которому двигалась европейская цивилизация. На этом пути она отбросила другие типы социального устройства, предпочтя им бюрократическое.

 

М. Вебер считал бюрократию «идеальным типом» организации. Он предполагал наличие следующих свойств:

 

1) управленческая деятельность осуществляется постоянно;

 

2) установлены определенный уровень и компетенция каждого индивида в системе;

 

3) нужна специальная система подготовки чиновников. М. Вебер рассматривал бюрократию как эффективную форму социальной организации. Он считал, что она необходима, потому что создает дисциплину, повиновение, ограничение ответственности, безличность. В социологии часто критиковалась модель бюрократии, которую представил М. Вебер. Конечно, Вебер отмечал и недостатки бюрократии: игнорирование конфликтных ситуаций, отсутствие гибкости.

 

Должностные позиции в бюрократической организации строго соподчинены друг другу и расположены в иерархическом порядке. Каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим начальством и за свои личные решения, и за действия подчиненных. Объем власти руководителя над подчиненным четко обозначен. Его действия ограничены соответствующими правилами и инструкциями. Приказы должностного лица – не личная прихоть, а воплощение общих инструкций, которые руководитель лишь реализует, но не сочиняет.

 

Исторический опыт показывает, что идеальной организации нет и быть в природе не может.

 

Бюрократия при социализме связана с административно-командной системой, с сверхцентрализацией во всех сферах общественной жизни.

 

Борьба с бюрократией должна идти с помощью развития демократии, участия людей в принятии социально значимых для общества решений, совершенствования самоуправления, создания системы общественно-государственного контроля.

 



2020-02-03 510 Обсуждений (0)
Органическая теория общества Герберта Спенсера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Органическая теория общества Герберта Спенсера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)