Биолого-экологический практикум.
Лабораторная работа №1. Структура экосистем. Лабораторная работа №2. Органолептическая оценка качества воды. Лабораторная работа №3. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта. План аудиторной и самостоятельной работы студентов
_________________ ________________________________ _________________
Модуль 1. Живые системы. Лекции: Лекция 1. Живое и неживое. Современные представления об уровнях организации живого. Лекция 2. Общие свойства живого. Гипотезы возникновения жизни. Лекция 3. Онтогенез и филогенез. Биология индивидуального развития. Эволюция органического мира. Лекция 4. Сообщества. Трофические отношения между организмами. Типы биологических отношений в сообществах.
Семинарские занятия: Семинар 1. Особенности химического состава. Химические организация клетки. Органические и неорганические вещества. Семинар 2. Клетка – элементарная единица организации живого. Структурно-функциональная организация клетки. Неклеточные формы жизни. Семинар 3. Биология размножения – репродукция. Бесполое, половое размножение. Семинар 4. Индивидуальное развитие живых систем. Биология индивидуального развития. Семинар 5. Эволюция органического мира. Универсальный эволюционизм и синергетика. Семинар 6. Сообщества живых организмов. Типы биологических отношений в сообществах. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ___________________________________ Семинар 1. Особенности химического состава. Химические организация клетки. Органические и неорганические вещества. План семинарского занятия: 1. Биогенные макроэлементы. 2. Микроэлементы. 3. Вода, ее роль в живых системах. 4. Минеральные соли. 5. Биологические полимеры - белки. 6. Органические молекулы - углеводы. 7. Органические молекулы - липиды. 8. Биологические полимеры - нуклеиновые кислоты.
___________________________________ Семинар 2. Клетка – элементарная единица организации живого. Структурно-функциональная организация клетки. Неклеточные формы жизни. План семинарского занятия: 1. История изучения клеток. 2. Структурно-функциональная организация прокариотических и эукариотических клеток. 3. Структуры, свойственные растительным клеткам. 4. Структуры, свойственные животным клеткам. 5. Неклеточные формы жизни - вирусы. 6. Открытие, строение вирусов. 7. Действие вирусов в клетке. 8. Происхождение вирусов.
___________________________________ Семинар 3. Биология размножения – репродукция. Бесполое, половое размножение. План семинарского занятия: 1. Бесполое размножение. 2. Деление. 3. Образование спор (споруляция). 4. Почкование. 5. Размножение фрагментами (фрагментация). 6. Вегетативное размножение. 7. Клонирование высших растений и животных. 8. Половое размножение. 9. Гермафродитизм. 10. Партеногенез. 11. Оплодотворение. 12. Половой диморфизм.
___________________________________
Семинар 4. Индивидуальное развитие живых систем. Биология индивидуального развития.
План семинарского занятия: Эмбриональное развитие организма: 1. Образование зиготы. 2. Дробление (образование бластулы). 3. Гаструляция (образование гаструлы). 4. Нейруляция (образование нейрулы). 5. Органогенез. Постэмбриональное развитие: 6. Прямое развитие. 7. Непрямое развитие с неполным метаморфозом. 8. Непрямое развитие с полным метаморфозом. ___________________________________ Семинар 5. Эволюция органического мира. Универсальный эволюционизм и синергетика.
План семинарского занятия: 1. История развития эволюционной теории. 2. Теория эволюции Ж. Б. Ламарка. 3. Естественнонаучные предпосылки эволюционного учения Ч. Дарвина. 4. Наследственная изменчивость - основа эволюционного процесса. 5. Борьба за существование - основной фактор эволюции. 6. Естественный отбор - движущая сила эволюции. 7. Формы естественного отбора. 8. Макроэволюция и микроэволюция. 9. Универсальный эволюционизм и синергетика.
___________________________________
Семинар 6. Сообщества живых организмов. Типы биологических отношений в сообществах.
План семинарского занятия: Выполнение лабораторной работы №1. Структура экосистем. 1. Биоценоз, биотоп и биогеоценоз. 2. Биотические связи в биоценозах: Трофические связи; Топические связи; Форические связи; Фабрические связи. 3. Структура биоценоза: Видовая структура; Пространственная структура; Экологическая структура. 4. Устойчивость и развитие биоценозов. 5. Взаимоотношения организмов в биоценозе: нейтрализм, конкуренция, мутуализм (симбиоз), комменсализм, форезия, аменсализм, паразитизм, хищничество, аллелопатия. 6. Экосистемы и принципы их функционирования. 7. Биологическая продуктивность экосистем: первичная и вторичная продуктивность, правило пирамид. 8. Экосистемы: саморегуляция, устойчивость и развитие. 9. Искусственные экосистемы (агроценозы).
Рекомендации по освоению Текущая работа 1. На изучение первого модуля «Живые системы» запланировано 4 лекции и 6 семинарских занятий, таким образом, запланировано 10 аудиторных занятий. Согласно модульно-рейтинговой системе за каждое посещений аудиторного занятия студент получает 1 балл. При освоении материала «Живые системы» студент может пропустить лишь одно аудиторное занятие. По итогам этого модуля каждый студент должен получить не менее 9 баллов (максимальное количество баллов за эту форму работы составляет 10). 2. Обязательной формой организации работы студентов является конспектирование материала лекционного курса. Поскольку в модуле «Живые системы» запланировано 4 лекции, то каждый студент должен представить на проверку преподавателя 4 конспекта. Каждый конспект оценивается в 1 балл. Итого 4 балла. 3. Отдельно оценивается активная работа студента на семинарских занятиях: выступление с докладом – 3 балла и оппонирование выступления докладчика – 1 балл. Вопросы для подготовки к практическим занятиям представлены в предыдущем параграфе. При эффективном усвоении материала первого модуля «Живые системы» студент на 6 семинарах при учете его работы на каждом в качестве докладчика может набрать 18 баллов (6 семинаров по 3 балла за каждый). Кроме этого, оппонирование выступления одногруппника добавит к общему рейтингу еще 6 баллов (максимум). Студент считается освоившим первый модуль, если по этой форме работы набирает не менее 9 баллов за подготовленные и сделанные доклады и 3 балла за оппонирование выступления коллеги.
Индивидуальная работа: 4. Каждый студент должен выполнить 9 обязательных заданий: 1. «Заполнение таблицы «Химический состав клетки». Контроль - защита заполненной таблицы на семинаре. 2. Создание индивидуальных презентаций «Основные положения клеточной теории» или «Неклеточные формы жизни». Контроль - выступление с презентацией на семинаре. 3. Заполнение таблицы «Структурно-функциональная организация клетки». Контроль – защита заполненной таблицы на семинаре. 4. Составление наглядных схем митоза и мейоза. Контроль - проверка схем преподавателем. 5. Составление конспекта «Виды размножения». Контроль – тестирование. 6. Просмотр научно-познавательных фильмов. «Индивидуальное развитие живых систем». Контроль - письменный анализ просмотренных фильмов (контрольная работа). 7. Заполнение таблицы сравнения искусственного и естественного отбора. Контроль – защита заполненной таблицы на семинаре. 8. Схема-конспект «Биоценоз. Хвойный лес как экосистема», «Биоценоз. Водоем как экосистема», «Биоценоз. Дубрава как экосистема». Контроль – проверка конспекта. 9. Подготовка к лабораторной работе №1. Структура экосистем. Контроль – отчет.
Дополнительная работа: 10. Кроссворд «Основы биологии». 5. Каждое индивидуальное задание студент должен выполнить к семинару, на котором рассматриваются эти вопросы (План семинарского занятия представлен в модуле выше). Последний срок сдачи выполненной работы – заключительный семинар данного модуля.
Рекомендации к выполнению индивидуальной самостоятельной работы:
Задание №1. Заполнение таблицы «Химический состав клетки». Студенты должны, используя учебную литературу заполнить представленную таблицу.
Органические вещества | ||||||||||||||||
Белки | ||||||||||||||||
Углеводы | ||||||||||||||||
Липиды (жиры), липоиды | ||||||||||||||||
Нуклеиновые кислоты | ||||||||||||||||
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |