Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Частное учреждение образования



2020-02-03 155 Обсуждений (0)
Частное учреждение образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования Республики Беларусь

«БИП – Институт правоведения»

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бухгалтерский учет»

 

на тему: «Учет лизинговых операций в организации»

 

 

Студентка

ЭПФ, 4 курс, группа 1                                                                     

 

Руководитель:

 

 

                                               Минск 2011

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

1. Значение лизинговых операций в финансовой деятельности организации.................................................………………………………............6

1.1. Лизинг как форма инвестирования и финансирования................................6

1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая порядок осуществления лизинговых операций............................................................................................15

1.3. Особенности учета лизинговых операций в международной учетной практике.................................................................................................................17

2. Учет лизинговых операций..............................................................................31

2.1. Документальное оформление лизинговых операций..............................31

2.2. Особенности учета объекта лизинга на балансе лизингодателя............32

2.3.  Особенности учета объекта лизинга на балансе лизингополучателя....40

2.4. Проблемы и направления совершенствования учета лизинговых операций в Республике Беларусь................................................................................46

Заключение.............................................................................................................54

Список используемых источников......................................................................57

Приложения............................................................................................................61

 

Введение

  Экономика Республики Беларусь стоит в настоящее время перед необходимостью широкомасштабного обновления основных средств. Износ средств производства многих предприятий уже приблизился к абсолютному. Очевидно также, что применяемый в настоящее время способ увеличения объемов производства при практически отсутствующих инвестициях в долгосрочной перспективе не может привести к положительным результатам в развитии реального сектора экономики. В сложившейся ситуации одним из наиболее эффективных инструментов финансирования реального сектора экономики, в особенности малых и средних предприятий, имеющих значительно меньший "запас прочности" по сравнению с крупными предприятиями, может стать лизинг. Это подтверждается и международным опытом. Так, в настоящее время на лизинговые операции в развитых странах приходится 25-30 % инвестиций, а в некоторых из них указанный показатель еще выше (в Англии он составляет около 35 %).

  Актуальность данной темы связана с тем, что лизинговые операции, с их разнообразием способов и форм осуществления на практике, позволяют решить инвестиционные проблемы на макроуровне. Дело в том, что лизинг отвечает ряду потребностей производства, без удовлетворения которых оно не может нормально функционировать и развиваться в рыночной среде. Одна из них, пожалуй, самая важная, состоит в необходимости технико-технологического обновления производства, другая - в кредитно-финансовом обслуживании предприятий. Обе потребности взаимосвязаны и дополняют друг друга.

  Сущность лизинга выражается в тех экономических отношениях, которые возникают между поставщиком имущества, лизинговой компанией (лизингодателем), лизингополучателем и, в случае, если для приобретения имущества лизингодатель использует банковский кредит, банком-кредитором, предоставляющим этот кредит.

  Четыре стороны, имеющие зачастую противоречивые интересы, и обуславливают сложную природу лизинга. Именно с позиции системных взаимоотношений четырех участников лизинговой сделки нужно рассматривать сущность лизинга как экономической категории:

- для поставщика оборудования лизинг может рассматриваться как эффективная форма сбыта своей продукции;

- между лизингодателем и банком возникают кредитные отношения и проявляется сущность лизинга как традиционной кредитной сделки;

- для лизингополучателя лизинг представляет собой вложение средств в основной капитал, что делает его схожим с инвестициями;

- для лизингополучателя финансовая сторона лизинга позволяет рассматривать его как своего рода форму кредитования на приобретение долгосрочных активов, альтернативную традиционному банковскому кредиту;

- по форме организации финансирования для лизингополучателя лизинг схож с товарным кредитом: лизинг, как и товарный кредит, предполагает связь торговой и кредитной сделки. Однако необходимо иметь в виду, что при внешней схожести имеется и принципиальное отличие, связанное с правом собственности. Так, при товарном кредитовании передача заемщику товара сопровождается, как правило, и передачей права собственности на объект сделки, чего не наблюдается при лизинге.

  Лизингодатель выступает связующим звеном между лизингополучателем с одной стороны, банком и продавцом имущества - с другой. Сложная природа лизинга обусловлена его принципиальным отличием от обычной аренды. В аренду отдается имущество, которым собственник не в состоянии эффективно распоряжаться, а в лизинг (или как его еще называют - финансовая аренда) передается специально приобретенное для этой цели в соответствии с заявкой будущего лизингополучателя имущество, являющееся для лизингодателя своего рода "средством производства" в предпринимательской деятельности лизингодателя.

  Преимущества лизинга по сравнению с другими формами инвестирования максимально проявляются в том случае, если нормативно-правовая база, регулирующая осуществление лизинговой деятельности, создает условия для полной сбалансированности интересов всех участников лизинговой сделки, делая ее для них привлекательной с точки зрения экономической целесообразности.

 

1. Значение лизинговых операций в финансовой деятельности организации

1.1. Лизинг как форма инвестирования и финансирования

  Большинство предприятий Беларуси нуждаются в современном и высокопроизводительном оборудовании, так как физический и моральный износ основных производственных фондов составляет не менее 60% (в некоторых случаях — до 90%). Эта проблема решается медленно и неэффективно из-за отсутствия оборотных средств, невысокой покупательной способности потребителей продукции белорусских товаропроизводителей, большой внешней задолженности предприятий республики за энергоносители.
  Из-за кризиса неплатежей предприятиям редко удается изыскать собственные финансовые ресурсы для обновления производственной базы. Дотации же государства используются на погашение текущих долгов и увеличивают уровень инфляции. Что касается банковской сферы, то банки предпочитают вариант краткосрочного коммерческого кредитования, и под высокие проценты, которые трудно возместить прибылью от производственной деятельности. Ограничены и возможности привлечения иностранного капитала: международные организации не желают рисковать, инвестируя средства в страну, где рыночные реформы осуществляются столь медленными темпами. В результате складывается ситуация, при которой, с одной стороны, предприятия испытывают потребность в реконструкции и техническом перевооружении своего производства, а с другой — традиционные источники капитальных вложений не позволяют это сделать.

  Опыт зарубежных государств показывает, что в период экономических кризисов эффективным средством обновления технической базы предприятий является лизинг. За рубежом доля капитальных вложений в развитие производства, обусловленная реализацией лизинговых проектов, достигает 20-30% (в США — 28%, в ЕС — 15-17%). В Беларуси эта величина составляет только 2%. В экономически развитых странах около 80% новых видов продукции производится на оборудовании, взятом в лизинг. Так, 8 из 10 американских компаний арендуют или все оборудование, или все оборудование, необходимое им для ведения бизнеса, или часть его.
   Лизинг в Беларуси начал внедряться 10 лет назад, когда появились первые лизинговые компании. Заметный рост количества лизинговых компаний в РБ наблюдался с 1993 по 1996 год. К тому моменту, когда было введено лицензирование этого вида деятельности, в стране насчитывалось около 60 реально действующих лизинговых компаний. В настоящий момент на рынке работает не более 50 таких предприятий.

  Работающие сегодня на белорусском рынке лизинговые компании представлены в основном двумя группами: к первой относятся независимые операторы, работающие преимущественно в секторе малого и среднего бизнеса. В последние 3-4 года занимаются лизингом белорусские банки. У многих кредитных учреждений страны объем таких операций достигает 30% от общего объема кредитования. Однако основной объем лизинговых операций приходится на компании, созданные при банках. В силу особенностей действующего законодательства реализация банком инвестиционного проекта через собственную лизинговую компанию экономически более эффективна, чем осуществление подобного проекта банком-лизингодателем или независимой лизинговой компанией. Это преимущество обусловлено особенностями налогообложения и учета в банках и лизинговых компаниях.
Лизинговыми операциями активно занимается АСБ “Беларусбанк”, ОАО “Белпромстройбанк”, ОАО “Белгазпромбанк”. Среди лидеров следует назвать такие банковские лизинговые компании, как “Белбизнеслизинг”, “Белинтерфинанс” и др.

  К следующей группе относятся компании, созданные крупными товаропроизводителями (“Беларустракторолизинг” и др.). Заметное место на рынке занимают компании, принадлежащие физическим лицам (“Лотос”, “Лизинг-сервис”, “Лизинговые операции” и др.).

  Сущность и виды лизинга. В международной практике термин “лизинг” применяется для обозначения различного рода сделок, основанных на аренде товаров длительного пользования (инвестиционных товаров). В зависимости от срока договора аренды различают три вида арендных операций:
Краткосрочная аренда (renting) — на срок от одного дня до одного года.
Среднесрочная аренда (hiring) — от одного года до трех лет.
Лизинг (leasing) — от трех до двадцати и более лет.
Таким образом, лизинг — это долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленных арендодателем (лизингодателем) для арендатора (лизингополучателя) с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за лизингодателем на весь срок договора аренды.
В мировой практике выделяют два основных вида лизинговых сделок: финансовый и оперативный лизинг. В РБ распространение получил финансовый лизинг.
  Финансовый лизинг представляет собой лизинг имущества с полной окупаемостью или полной выплатой его стоимости. Данный вид лизинга имеет место тогда, когда в течение срока договора лизингодатель возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой операции.
При финансовом лизинге срок, на который оборудование передается во временное пользование, по продолжительности совпадает со сроком его полной амортизации.
  При оперативном лизинге срок договора короче, чем экономический срок службы имущества. Объект оперативного лизинга — это, как правило, оборудование с высокими темпами морального старения.
При оперативном лизинге происходит частичная выплата стоимости арендуемого имущества, т.е. лизингодатель за время действия одного договора возмещает лишь часть стоимости оборудования, и поэтому вынужден сдавать его во временное пользование несколько раз, как правило, разным пользователям.
  Рыночные функции лизинга. Финансовая функция лизинга выражена наиболее четко, поскольку лизинг является формой вложения средств в основные фонды. С ростом технического прогресса инвестиционные потребности народного хозяйства уже не могут в полной мере удовлетворяться исключительно за счет традиционных каналов финансирования, каковыми выступают бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, долгосрочный банковский кредит и прочие источники. При этом не только происходит смещение приоритетов в источниках (например, в перспективе должен увеличиться удельный вес собственных средств предприятий и организаций в связи с изменением норм амортизационных отчислений на полное восстановление активной части основных производственных фондов), но и появляются потребности в принципиально новых каналах финансирования.

  В этих условиях лизинг становится дополнением к традиционным источникам средств для удовлетворения инвестиционных потребностей предприятий. По своей экономической сущности из всех перечисленных выше источников лизинг наиболее близок к долгосрочному банковскому кредиту. Расширение масштабов лизингового бизнеса в перспективе может, хотя и незначительно, сузить сферу использования долгосрочного кредитования, но в целом приведет к общему росту заемных средств в источниках финансирования и кредитования основных фондов.

  Производственная функция лизинга заключается в оперативном и гибком решении лизингополучателем своих производственных задач посредством временного использования, а не приобретения машин и оборудования в собственность. Он наиболее эффективен в отношении особо дорогостоящей, с наибольшим риском морального старения, техники.
Характерные черты лизинга — оперативность и гибкость. Поэтому наиболее эффективно применение лизинга в отраслях народного хозяйства с сезонным и передвижным характером работ.

  Преимущества лизинга. Основные преимущества лизинга вытекают из принципа разделения юридического и экономического права собственности на арендуемые активы. Юридический владелец (арендодатель) может положиться главным образом на способность пользователя (арендатора) обеспечить достаточное количество средств для выплаты арендной платы. По этой причине лизинг может оказаться привлекательнее, чем традиционное банковское кредитование, особенно для быстроразвивающихся малых и средних компаний.
  Причиной широкого распространения лизинга является ряд преимуществ этой формы инвестиционного финансирования перед традиционным кредитом.
  1. Лизинг предполагает 100-процентное кредитование и, как правило, не требует немедленного начала платежей.

  2. Контракт по лизингу заключить обычно проще, чем получить кредит (особенно финансовый, т.е. несвязанный). Особенно это относится к мелким и средним предприятиям.

  3. Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, которая предполагает жесткие сроки и иные условия погашения.

  4. Риск морального и физического износа оборудования целиком ложится на арендодателя.
  5. Преимущества арендуемого имущества. В ряде стран взятое в аренду имущество при лизинге может не отражаться на балансе предприятия-пользователя, поскольку право собственности сохраняется за арендодателем. Лизинг, таким образом, не “утяжеляет” активы, арендная плата получателя оборудования относится на издержки производства (себестоимость) и соответственно снижает налогооблагаемую прибыль. Лизинг способствует увеличению общего объема операций арендатора по финансированию хозяйственного оборота и не препятствует привлечению традиционных источников средств. В этой связи современный лизинг часто классифицируется как “внебалансовое финансирование”.

  6. В случае лизинга арендатор может единовременно задействовать гораздо больше производственных мощностей, чем при покупке, а временно высвобожденные благодаря лизингу финансовые ресурсы направить на другие цели.
  7. Так как лизинг длительное время служит средством реализации продукции и развития производства, то государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций.
  8. Международный валютный фонд не учитывает сумму лизинговых сделок в подсчете национальной задолженности, т.е. существует возможность превысить фактические лимиты кредитной задолженности, установленные Фондом по отдельным странам.

  В то же время лизингу могут быть присущи следующие недостатки:
- Арендатор проигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования (в частности, из-за инфляции).

- Если научно-технический прогресс делает изделие устаревшим, при финансовом лизинге арендные платежи не прекращаются до окончания контракта.
- Лизинговые сделки, как правило, характеризуются сложной организацией.
- Стоимость лизинга выше, чем ссуды, поскольку риски износа оборудования ложатся на арендодателя.

- Соответственно последний закладывает это в стоимость лизинга.
Лизинг предоставляет арендодателю (обычно дочерней структуре) не меньше преимуществ и выгод, чем арендатору. К ним относятся:
- Расширение круга банковских операций и рост числа клиентов.
- Снижение риска потерь от неплатежеспособности арендатора.
- Собственность на лизинговое имущество сохраняется за арендодателем, для погашения обязательства он может отобрать имущество, отдать в аренду другому арендатору или продать.

- После занесения переданного имущества в актив баланса арендодатель начинает начислять амортизацию, которая не облагается налогом и направляется на увеличение фонда новых закупок оборудования.

- В отличие от простой банковской ссуды лизинговые платежи рассчитаны на средний и длительный сроки, и поэтому на период договора лизинга платежи арендодателю остаются стабильными.

- Начисление арендной платы, как правило, проще начисления и учета процентов по ссудам и ведения платежных дел предприятий в процессе долгосрочного кредитования.

  Опыт использования лизинговых отношений в РБ
Лизинг в Беларуси появился в конце 1991 года, причем параллельно развивался международный и внутренний лизинг. Уже к 1993 году этот вид деятельности был настолько заметен, что появилась необходимость в разработке правил его ведения. В апреле 1994 года вступили в силу методические указания по учету лизинговых операций, утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь. Среди стран СНГ это был первый документ по лизингу. При всей важности методических указаний они определяли правила только одной стороны лизинговой операции — бухгалтерского учета. Фактически лизинг существовал и даже развивался, но ни в Гражданском кодексе, ни в других законодательных актах он не был описан. Таким образом, получалось, что он находился вне закона. На практике возникало множество проблем, связанных с налогообложением, юридическими и другими вопросами, были даже судебные процессы.
  29 февраля 1996 г. было разработано Положение о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденное Министерством экономики. Это положение является основополагающим: лизинг признается как вид деятельности, даются его четкие признаки, указывается, что является предметом лизинга, рассматриваются основные правила построения договорных отношений и т.д.
  В данном положении совершенно не изменилось отношение к международному лизингу. Для международных лизинговых сделок характерными являются сроки от 3 до 25 лет. Таможенным кодексом установлено, что в режиме временного ввоза по истечении срока 1 год необходимо подать прошение начальнику таможенной службы на продление режима. На практике это означает, что решение, скорее всего, будет отрицательным. Кроме того, это оборудование не может быть передано в пользование (лизинг, аренду) третьему лицу. Значит, профессиональные лизингодатели РБ лишены возможности сотрудничать с коллегами из-за рубежа и быть участниками процессов, происходящих в мировом лизинге.
  Наше законодательство по-прежнему рассматривает получение в международный лизинг Президентом РБ оборудования как извлечение дохода иностранным лицом, и весь платеж должен быть подвергнут налогообложению у источника выплат по ставке 15%. Искушенные в международных сделках иностранцы либо просто не хотят иметь с нами дела, либо справедливо считают, что этот налог - дело внутреннее и их не касается: не выгодно - не бери. А ведь выгоды-то для нас в международном лизинге сверхочевидные. Потому что международный лизинг оборудования - это не что иное, как привлечение зарубежных инвестиций (но не в денежной форме, а в натурально-вещественной форме) в экономику РБ, да еще на условиях более льготных, чем отечественное долгосрочное кредитование из-за более низких процентных ставок, длительных сроков и экспорта налоговых льгот, предоставляемых правительствами развитых стран своим компаниям.

  Из вышесказанного следует, что одна из основных причин недостаточного развития лизинга в нашей стране - несовершенство действующего законодательства, в первую очередь, в области налогообложения, ценообразования, лицензирования, защиты прав собственника-инвестора.
  Структура рынка лизинговых услуг РБ. Этот рынок в Беларуси имеет свою специфику, обусловленную состоянием отечественной экономики. В структуре нашего лизинга основную долю занимают транспортные средства. Далее следуют сельскохозяйственная техника, компьютеры, медицинское оборудование и т.п. Такая структура сложилась в силу того, что:
- большинство отечественных лизинговых компаний не имеют средств на приобретение (для дальнейшей сдачи в финансовую аренду) дорогостоящих товаров (например, самолетов, электротурбин и т.п.);

- самая динамичная часть производителей (транспортные предприятия) так или иначе вынуждена брать оборудование в лизинг, чтобы соответствовать международным стандартам.

  В республике преобладают среднесрочные договоры лизинга. Это объясняется нерасположенностью банков к долгосрочным вложениям. Кроме того, любая лизинговая сделка требует залогового обеспечения, а при совершении лизинговой операции с зарубежными контрагентами - поручительств и гарантий, которыми не всегда располагают потенциальные отечественные лизингополучатели. Перспективы белорусского рынка лизинговых услуг зависят от инвестиционного спроса, который сегодня значительно превышает предложение. Можно прогнозировать (с минимальным риском ошибиться), что дальнейшие изменения структуры этого рынка будут зависеть в первую очередь от развития городской инфраструктуры, диктующей необходимость приобретения достаточно дорогой дорожно-строительной техники. Переоснащение и модернизация предприятий аграрного сектора поначалу осуществлялись у нас на условиях долгосрочной аренды. Однако в конце 1997 года в республике были введены новые правила проведения лизинговых операций (в схеме закупки сельхозтехники стал задействоваться государственный кредит РФ, предоставленный правительству РБ). С этого момента постепенно начала производиться замена финансовых инструментов модернизации белорусского АПК. Сегодня в Беларуси внутригосударственный лизинг сельхозтехники, произведенной на отечественных предприятиях, организован за счет внебюджетного фонда поддержки сельского хозяйства. Однако из-за своих ограниченных возможностей фонд не может обеспечить поставку всего комплекса необходимой техники. В то же время не до конца задействованные мощности белорусских машиностроительных предприятий не позволяют развивать экспортный лизинг (в первую очередь - со странами СНГ).
  Анализ структуры потребительских сегментов рынка лизинговых операций показывает, что наибольшее число договоров приходится на сектор услуг (транспортные перевозки, торговля). В качестве основных лизингополучателей сегодня выступают также банки, совхозы и колхозы. Большинство из них ориентируются на зарубежную технику. Основная часть объектов лизинга попадает на территорию Беларуси в результате сделок, где третьей стороной выступает иностранный производитель.

  Взаимосвязь экспортного и импортного лизинга очевидна. Так, насыщение станочного парка республики высокотехнологичным прецизионным оборудованием напрямую способствовало бы повышению качества продукции, что, в свою очередь, позволило бы переориентировать спрос (привлечь внимание внутренних потребителей к отечественным товарам) и положительно повлиять на структуру белорусского экспорта, увеличив в нем долю конкурентоспособной готовой продукции.

 

1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая порядок осуществления лизинговых операций

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими отношения по договору лизинга, являются:

1. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 декабря 1998 г. N 218-З (ст. 636 - 641);

2. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 июня 2006 г. N 127-З О РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ О СОЗДАНИИ БЛАГОПРИЯТНЫХ ПРАВОВЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

3. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 ноября 1999 г. N 309-З О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ ЛИЗИНГЕ

4. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1 марта 2010 г. N 104 О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВОПРОСАМ ЛИЗИНГА

5. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 сентября 2009 г. N 465 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

6. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17 июля 2006 г. N 449 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ, ПОЛУЧЕННОЙ НА УСЛОВИЯХ ДОЛГОСРОЧНОЙ АРЕНДЫ (ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА), И УРЕГУЛИРОВАНИИ РАСЧЕТОВ ЗА ЭТУ ТЕХНИКУ

7. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 июля 1998 г. N 352 О ПРИСОЕДИНЕНИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ К КОНВЕНЦИИ УНИДРУА О МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВОМ ЛИЗИНГЕ

8. КОНВЕНЦИЯ О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ ЛИЗИНГЕ

9. КОНВЕНЦИЯ УНИДРУА 28 мая 1988 г. О МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВОМ ЛИЗИНГЕ

10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 декабря 2010 г. N 554 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 июня 2010 г. N 865 О ПОЛОЖЕНИИ О ЛИЗИНГЕ

12. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22 января 2010 г. N 69/1 О ПРОЦЕНТНЫХ СТАВКАХ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БАНКАМИ КРЕДИТОВ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ДОГОВОРАМ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА)

13. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1 декабря 2009 г. N 417 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

14. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 апреля 2009 г. N 548/8 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ВНЕШНЕТОРГОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ ПРИ ЭКСПОРТЕ И ВНЕШНЕТОРГОВЫМ ДОГОВОРАМ ПРИ ВЫКУПЕ ПРЕДМЕТА ЛИЗИНГА

15. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 марта 2007 г. N 45 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ ПРОДУКЦИИ БЕЛОРУССКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА УСЛОВИЯХ ЛИЗИНГА

16. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 августа 2006 г. N 209 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

17. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 июня 2006 г. N 160 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 апреля 2004 г. N 75 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

19. ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3 января 1996 г. N 1 ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА НА ДОХОД С АРЕНДНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ВЗЯТЫМИ У ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА УСЛОВИЯХ ДОЛГОСРОЧНОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА)

 

1.3. Особенности учета лизинговых операций в международной учетной практике

   Историки расходятся в установлении точной даты возникновения аренды. Согласно одной из версий, аренда, как механизм финансирования, впервые была применена в Вавилоне и древнем Египте примерно 2000 лет до н. э. Первое документальное упоминание датируется примерно 550 г. до н. э. - во времена Римской империи в кодексе Юстиниана.

     Согласно историкам, следующее упоминание о лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель "одолжил" у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова. Следующий известный прецедент произошел примерно в 1248 году, когда была зарегистрирована официальная лизинговая сделка (в этот раз крестоносцы для своего очередного похода приобрели походное снаряжение и амуницию).

    Право внедрения аренды в деловую практику оспаривается двумя компаниями: английской British Railway Wagons и американской телефонной компанией Bell, руководство которой в 1877 году приняло решение сдавать свои телефонные аппараты в аренду.

   Финансовый лизинг в его современном определении берет свое начало в США. Основателем американского финансового лизинга считается Генри Шонфельд, организовавший в 1952 году лизинговую компанию для одной конкретной сделки в области железнодорожного транспорта. Убедившись в экономической целесообразности и перспективности лизинговых операций, он решил и далее заниматься этим бизнесом, основав известнейшую американскую лизинговую компанию "United States Leasing Corp." (в настоящее время "United States Leasing International Inc."). В Европе финансовый лизинг начал развиваться в конце 50-х - начале 60-х годов.

    Предпосылками для быстрого роста финансового лизинга в Северной Америке и Западной Европе послужили несколько факторов. Научно-техническая революция 50-х годов открыла перед предприятиями необходимость обновления основных средств. А механизм финансового лизинга позволял это сделать на более выгодных условиях, чем при покупке оборудования через банковский заем. Одновременно активно развивался рынок финансовых услуг, предлагая новые формы кредитования, низкие процентные ставки, что в сочетании с благоприятным налоговым режимом, сопутствующим лизинговым сделкам, сделало лизинг привлекательным для лизинговых компаний.

   В 70-е годы финансовый лизинг начинает развиваться на рынках Южной Америки, Азии и Африки. Восьмидесятые годы отмечены принятием концепции финансового лизинга практически во всем мире. За последние 20 лет ежегодный объем лизинговых операций в мире вырос в 10 раз и в 2000 году составил около 540 млрд долларов, при этом на США и Канаду приходится 41%, на Азию - 28%, на Европу - 19%.

   Особенности мирового развития лизинга. Отраслевая структура лизинговых операций варьируется в зависимости от конкретного региона. Так, например, в Европе широко используется лизинг автомобилей, причем как в личное пользование, так и для производственных целей. По данным издания "Европейский лизинг", до 50% общего объема закупок имущества на европейском рынке лизинговых услуг приходится на автомобили. Остальное приходится на производственное оборудование, лизинг морских судов, самолетов, компьютеров и др. Приоритет лизинга автомобилей в Западной Европе объясняется тем, что автомобильные компании вынуждены искать пути реализации своей продукции именно через этот механизм как наиболее эффективный.

   Однако следует учитывать, что в понятие "лизинг" на Западе входит как финансовая аренда, так и оперативная; причем последняя фактически является обычной арендой. В России же под понятием лизинг обычно понимается только финансовая аренда.

   Всего в Западной Европе через лизинг в настоящее время осуществляется более 20% инвестиций в производственные фонды. При этом до 80% лизингового бизнеса Западной Европы приходится на Великобританию, Германию, Италию и Францию. Переход на рыночное развитие Венгрии, Чехии, Словакии и других стран Восточной Европы, а также стран СНГ открыли новые возможности для лизингового бизнеса.

   Рынок лизинговых услуг в США превосходит страны Западной Европы, а тем более Восточной Европы и СНГ как по масштабам, так и по уровню развития. Широкое использование лизинга в США, да и в развитых странах Западной Европы, объясняется более благоприятными экономическими условиями, поскольку в этих странах (начиная с 50-х гг. - в США и с 60-х гг. - в Западной Европе) осуществляется значительная поддержка предпринимательского бизнеса, который в основном и развивается за счет инвестиций через лизинговый механизм. Для использования лизинга не обязательно предоставление особых налоговых льгот, вполне достаточно тех преимуществ, которые продиктованы самим механизмом. Так, возможность отнесения на себестоимость продукции лизинговых платежей имеет преимущество перед другими формами производственных инвестиций.

     Уровень и глубину развития лизинга в стране определяют:

- нормативно-законодательная база;

- государственное регулирование;

- макроэкономические условия, состояние инвестиционного рынка (инвестиционные льготы,

- уровень банковского процента, особенно налогообложения, степень инфляции и др.);

- использование системы бухгалтерского учета.

   Некоторые страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Дания) не принимали специального законодательства по лизингу, а реализуют его в рамках обычного коммерческого права, в то время как Франция, Португалия, Швеция имеют специальное законодательство, где указаны в основном права лизингодателя и лизингополучателя, их взаимоотношения с производителями имущества, сдаваемого в лизинг.

  Лизинг как специфическая форма экономических отношений отражается в юридическом документе, где оговариваются необходимые поручения, право доверительной собственности, договор о купле-продаже и др.

  Франция, Бельгия и Италия придерживаются концепции экономического собственника (как правило, опцион является обязательным условием лизинга), другие же (Великобритания, Ирландия, Голландия, а также США) строят взаимоотношения исходя из концепции юридического собственника. Кроме того, некоторые страны Западной Европы занимают в юридическом отношении промежуточное положение, имея в своем законодательстве элементы, характерные как для одной, так и для другой правовой системы.

  В Бельгии, Италии, Франции обязательным условием лизингового соглашения является продажа имущества по истечении срока соглашения по предварительно согласованной цене (опцион); в то же время в Великобритании и США опцион не является условием лизинга, где в соглашении предусматривается аренда-продажа. При этом, например, в США лизинг имеет форму финансовой сделки, используемой наряду с кредитом и другими займами.

Законодательством Германии, Швейцарии предусмотрен опцион, который приводит лизинг к соглашению купли-продажи в рассрочку особого типа, когда в случае лизинга владельцем имущества остается лизингодатель, а в случае купли-продажи в рассрочку право владения переходит к получателю в момент оформления соглашения. Лизинг отличается от аренды-продажи, купли-продажи в рассрочку, от сделки под обеспечение в основном экономически обоснованным размером платежей, т. е. договор лизинга, как таковой, определяется не по экономическим критериям, а по форме на соответствие юридическим нормам.

  В Великобритании и Франции многие соглашения трактуются как лизинговые; а в Германии они могут отвечать понятию сделки в рассрочку. Во Франции лизинговые соглашения, предусматривающие по окончании оговоренного срока возможность опциона (права выкупа по остаточной цене), относятся к сделкам кредит-аренда, причем такое различие имеет принципиальное значение, поскольку сделки типа кредит-аренда регулируются государством другими методами.

  Французское законодательство не позволяет изготовителю имущества совершать лизинговые операции.

  Государственное регулирование лизинговой деятельности в каждой стране имеет свои особенности. Там, где лизинг является специфической



2020-02-03 155 Обсуждений (0)
Частное учреждение образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Частное учреждение образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)