Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философские традиции в Украине. Учение Г. Сковороды «о трех мирах» и «двух натурах».



2020-02-03 207 Обсуждений (0)
Философские традиции в Украине. Учение Г. Сковороды «о трех мирах» и «двух натурах». 0.00 из 5.00 0 оценок




Ряд ученых считают возможным выделить в истории семь значительных философских образований: становление философской культуры в Киевской Руси (Х- Х111 вв.), философию украинского возрождения (Х1У- ХУ1 вв.), период Просвещения, связанный с философской культурой Киево-могилянской академии, период украинского предромантизма, связанный с деятельностью Кирилло-Мефодиевского братства (конец ХУ111- начало Х1х вв), отдельно украинской романтизм Юркевича и Гоголя, школу академической философии – блок позитивизма и рационализма, и наконец период формирования философских идей в традициях модернизма ХХ века, когда особую актуальность приобретают философские позиции украинской диаспоры.

Известна и другая периодизация философской культуры, представленная значительным философским критическим анализом развития украинского философствования - «Историей украинской философии» В.С.Горского, предложившего выделять три главнейших периода: становление философской культуры в недрах Киевской Руси, культуру казацкого барокко ХУ1-ХУ111 вв. как период формирования профессионального философствования и период романтических традиций: Х1Х – первая треть ХХ в. - когда в недрах философии начинает появляться тема украинской национальной идеи. Такая хронология философских образов отражает эволюцию трех типов культур: христианской традиции в образе греко-славянской культуры, классическую форму трансформации духовности Возрождения в менталитет эпохи просвещения (в культурологической интерпретации это культура эпохи барокко) и романтический образ культуры времени модерна. Такая система периодизации украинской философии, хотя и отражает видоизменение философских акцентов (можно считать, что в первом периоде философская проблематика концентрируется в теме «человек и Бог», во втором - в концепции «человек и мир», в третьем - сужает себя в философствование относительно человека как сущности нации), выпускает из поля зрения особое историческое время – эпоху становления этнического типа сознания, типа, в котором сформировалась главнейшая особенность украинского философствования - интерпретация философии как целостного знания о мире и человеке. Идея цельного знания, основанного на органической полноте жизни, понимание истины как своего бытия в истине, постижение иррациональных глубин космоса конкретным и живым инструментом – сердцем человека – вот тот жизненный источник украинского философствования, который и до сегодняшнего дня является живым родником национальной философской традиции.

Григорий Саввич Сковорода [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, - 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750-1753 годах (по др. данным, 1747-1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в селе Каврай. С 1759 году около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 1770-х годов вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях.

Сковорода был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.

Философское учение Сковороды, изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх "миров": макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, "символической" реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по Сковороде, Библия. Каждый из этих миров состоит из "двух натур": видимой ("тварь", сотворённый мир) и невидимой ("бог"). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению Сковороды, основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении "внутреннего", "сердечного", "единого" человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная "форма", законоустрояющая "материю", что даёт возможность говорить о тенденции Сковороды к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для Сковороды характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений Сковороды, где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В истолковании Библии Сковорода придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена Сковорода воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира.



2020-02-03 207 Обсуждений (0)
Философские традиции в Украине. Учение Г. Сковороды «о трех мирах» и «двух натурах». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философские традиции в Украине. Учение Г. Сковороды «о трех мирах» и «двух натурах».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)