Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика политической сферы жизни общества, политическая организация, государство и его функции.



2020-02-03 209 Обсуждений (0)
Характеристика политической сферы жизни общества, политическая организация, государство и его функции. 0.00 из 5.00 0 оценок




Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, теории, политические отношения и организации, составляющие политическую систему общества, которая возникает на определенной ступени общественного развития.

Любое общество не может функционировать без управления, но его формы и содержание в различные периоды истории весьма существенно отличаются. Так, родовая община не знала политических отношений и политического регулирования, управление в ней осуществлялось как самоуправление, общественная жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом старейшин.

Распад родового строя и разделение общества на классы разрушили прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется интересом экономически господствующего класса, появляются новые отношения и, следовательно, новые механизмы регулирования общественной жизни, связанные с властью. Складывается политическая система общества, ядром которой стало государство.

Изучение политической системы представляет особый интерес прежде всего потому, что государство, партии и другие ее элементы играют большую роль в жизни современного общества, выполняя различные функции. Примечательным явлением нашего времени стала политизация общества, увеличение веса политики как фактора, влияющего на все стороны материальной и духовной жизни. Поэтому важно исследовать природу политики, сущность политической системы, экономические и социальные факторы, на основе которых она формируется и развивается.

Что же такое политика, если она стала неизбежным элементом человеческого существования?

Тремин"политика" многозначен и его содержание раскрывалось по мере изучения государства, других политических институтов и всех рычагов власти.

В переводе с греческого политика означает искусство управления государством, определенный способ осуществления целей государства внутри и за пределами его территории. Все философы, начиная с Аристотеля, подчеркивали самое характерное для политики как общественного явления - ее прямую или опосредованную связь с властью. Так понимали ее Ш.Фурье, М.Вебер, К.Маркс, В.И.Ленин. Таким образом, политика представляет собой особую сферу жизнедеятельности общества, связанную с отношениями между классами и социальными группами по поводу власти.

Понятие "власть" соотносится, как правило, с политической властью, хотя в действительности существуют разновидности общественной власти, возникшие задолго до появления государства. В общем плане власть - это способность и возможность осуществлять свою волю классом, группой,партией или личностью, оказывать воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или какие-либо другие средства принуждения и убеждения. Так, в первобытно-общинном строе власть носила общественный характер, осуществлялась всеми членами рода, которые избирали авторитетного старейшину.

Выделяют несколько видов власти - экономическую, политическую, классовую, власть группы или отдельной личности. В истории существовали и семейные виды власти, такие как матриархат и патриархат. Власть выполняет ряд функций: господства, руководства, управления и организации, контроля, которые присущи любому ее виду.

Понятие "власть" часто используют в качестве метафоры, говоря о "власти идей", "власти человека над природой" и т.д. Но наиболее адекватное свое выражение понятие власти находит в политической сфере.

Политическая власть представляет собой способность личности, класса или социальной группы проводить в жизнь политическую линию в соответствии со своими экономическими, идеологическими и политическими интересами. Следует сказать, что политическая власть предопределяется экономическим господством, которое и обеспечивает классу, индивиду право на политическое руководство. Экономическая власть как базисная первична, именно она обусловливает содержание политической власти, ее структуру, характер выполняемых функций. В этом появляется тесная связь политики с экономикой. Как надстроечное явление, политика вторична по отношению к экономическому базису, зависит от него и определяется им. Положение о том, что "политика" есть концентрированное выражение экономики", считается одним из важнейших для понимания ее сущности. Это значит, что самые глубокие корни внешней и внутренней политики государства определяются экономическими интересами класса или социальной группы, стоящей у власти.

Необходимо подчеркнуть и обратное влияние политики на экономику, которое выражается в том, что именно политикой определяются и решаются коренные экономические реформы в государстве. Активная роль политики в отношении экономики проявляется на всех этапах развития общества, но особенно в периоды революционных преобразований общественных отношений, когда решается главный вопрос экономической власти - владение собственностью.

Политическая власть реализуется в процессе политической деятельности в виде господства и управления, через политические отношения в обществе. Они складываются с возникновением классов и государства, являясь существенной частью всей сложной системы общественных отношений и имеют свою специфику. Она заключается в том, что политические отношения представляют собой отношения по поводу государственной власти.

Понятие политики тесно связано с понятием права. Политика и политические отношения возникают на определенном этапе развития общества, когда оно уже не может регулировать свои отношения, опираясь только на силу обычаев, традиций и общественное мнение. В это время появляется потребность в новой системе норм, законов, складывается правовая основа общества и государства. Право - это система общеобязательных социальных норм и отношений, закрепляемых в обществе с их помощью и охраняемых государством.

Для реализации права существует государство, которое следит за его соблюдением. Государство и право неотделимы друг от друга, они возникли и существуют одновременно. В отличие от моральных норм и традиций, обычаев, которые складывались стихийно, без особой государственной формы выражения, право устанавливается государством и выражается в виде законов.

Политические идеи, теории, взгляды и политические отношения находят свое выражение в различных политических организациях и институтах. К ним относятся: государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, средства массовой информации. Не все общественные организации являются политическими, но в то же время в обществе нет ни одной организации, стоящей вне политики. Это значит, что они реализуют свои цели, либо обращаясь непосредственно к государственной власти, либо через общественное мнение регулируют государственную политику. Иными словами в определенной степени несут не себе политическую нагрузку, не выполняя непосредственно политических задач. Сегодня, в условиях политизации общества, любые самодеятельно-общественные организации приобретают политический характер (например, развитие различных национальных движений и объединений, которые первоначально ставили задачи столько культурного и языкового совершенствования, а сейчас говорят о своем стремлении к политической власти).

Поскольку в обществе нет организаций, стоящих вне политики, следовательно, не может быть и граждан, исключенных полностью из политической жизни, все члены общества так или иначе, активно или пассивно принимают в ней участие.

Таким образом, политическая система представляет собой сложное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют три составных части: 1) подсистема политических идей, теорий, взглядов, эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) подсистема политических отношений между обществом и государством, различными классами и социальными группами, государствами и т.д., по поводу власти; 3) подсистема политических институтов, образующих политическую организацию общества: государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации.

Все элементы политической системы взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Так, политические взгляды, теории и отношения реализуются в деятельности политических институтов и наоборот - государство, партии формируют определенное политическое сознание. Политическая система носит исторический характер, т.е. меняется с переходом от одной формации к другой, от одной исторической эпохи к другой. Например, для рабовладельческого и феодального общества государство было собственно первой политической системой. Важнейшие институты жизни, такие как собственность, семья, сословия и корпорации, церковь приобретали статус элементов государственной жизни. Фактически общество было слито с государством. Но по мере общественного прогресса политическая система все более усложняется, приобретая многогранность, хотя государство и продолжает оставаться ядром политической системы.

Сегодня мы можем говорить о новой технологии власти, опирающейся на достижения НТР, которая заключается в использовании бюрократического, военно-полицейского аппарата, системы коммуникаций и средств массовой информации. Все это дает возможность по-новому связывать власть и общество, влиять на сознание в политических целях, привлекать более широкие слои населения к участию в политической жизни.

Политические партии возникли в конце XVII- начале XVIII веков, отражая борьбу сторонников различных направлений в новой нарождающейся буржуазной государственности. Это были формы борьбы с монархами за ограничение их власти, за расширение состава политической элиты. А к середине XIX века формируются массовые политические партии (христианско-демократические, социалистические и др.). Партии прошли длительный эволюционный путь развития. Их характер зависит от многих факторов: социального и экономического развития страны, традиций, демографической ситуации и т.д. Следовательно, и роль партии в политической системе будет особая для каждой страны.

Сегодня партии играют существенную роль в политической жизни, отражая интересы классов и социальных групп, их положение в обществе, отношения с другими социальными институтами и государством. Они имеют свой аппарат, бюджет, устав, регламентирующий отношения членов партии. Разрабатывают идеологическую программу своей деятельности, обосновывая место, роль и перспективы класса, группы, чьи интересы они выражают. Партия - это тот политический механизм, который позволяет приводить к государственной власти

своих представителей.

Профсоюзы, как другой важный элемент политической системы, появились на основе общественного разделения труда. Как правило они представляют собой группы людей одной и той же профессии, объединенных общими интересами. Задача профсоюзов - защищать интересы трудовых коллективов, быть в определенной степени в оппозиции к администрации, являться ей противовесом.

Конечно, количество организаций, принадлежащих к политической системе, больше, чем рассмотрено нами. Развивается общественная жизнь, появляются новые и исчезают старые политические институты. Но особая роль в политической системе по-прежнему остается за государством.

Федерализм, система, согласно которой области, соединенные в одно целое государство, сохраняют в большей или меньшей степени свою политич. самостоятельность.- Федералисты, приверженцы федерализма. В Германии и Австрии сторонники политич. автономии отдельных государств и областей. Во время франц. революции 1792-93 Ф. то же, что жирондисты в противоположность монтаньярам. В Сев. Американ. Соединен. Штатах приверженцы союза (республиканцы), в противоположность демократам, кот. настаивают на самостоятельности отдельн. штатов и назывались во время междоусобн. войны конфедератами.

Суверенитет государственный (нем. Souveränität, от франц. souverainete - верховная власть), верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Термин "С." в государственно-правовом смысле был впервые введён в 16 в. французским учёным Ж. Боденом. Идея С. (народного С.) была использована буржуазией в её борьбе против абсолютизма и феодальных порядков, для привлечения на свою сторону народных масс. В разных социально-экономических формациях С. имеет различное содержание, так как решающим является социально-классовая сущность государственной власти и экономический строй данного общества. Основу С. социалистического государства составляет полновластие народа.

государство есть социальный институт, осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной территории.

Говоря о функциях государства, как основных направлениях его деятельности, необходимо выделять не только функции классового взаимодействия, но регулирования всех других общественных отношений, направленных на соблюдение интересов граждан общества в целом.

Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние: конституционная, правоохранительная, экономического регулирования, социальной защиты населения и т.д. - направлены прежде всего на управление общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние: внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-идеологическая, направлены на отстаивание интересов в межгосударственных отношениях.

Государство имеет свои признаки: 1) наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию, разведку и т.д.; 2) территориальное деление населения; 3) налоги, необходимые для содержания государственного аппарата и обеспечивающие финансовую основу государственной деятельности.

Государства различаются по форме, которая включает в себя: форму государственного устройства, форму правления и политический режим. Рассмотрим эти составляющие в перечисленной последовательности.

Государства, являясь сложными образованиями, различаются прежде всего по способу территориально-государственного устройства в зависимости от степени суверенности, самостоятельности субъектов, входящих в его состав. По этим признакам выделяют унитарное и федеративное государства, конфедерацию.

Унитарное государство - единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. В таких государствах существует единая конституция, гражданство и правовые нормы. Конечно, масштабы централизации и контроля со стороны центра варьируются в разных странах. Это государства с преимущественно мононациональным населением (Нидерланды, Польша, Швеция, Италия, Уэльс, Шотландия, Англия и др.).

Федеративное - представляет объединение нескольких крупных, относительно самостоятельных, территориальных образований (штаты, земли и т.д.) на основе договора, конституции (Австралия, Австрия, США, ФРГ, Канада). Вместе с тем федерация - это единое государство с общей территорией, границей, законодательством, системой власти, армией, экономической и финансово-денежной системой. Субъекты федерации могут иметь свои особенности в системе законодательства и структуры власти, обусловленные спецификой данного государственного образования, особенностями этнического, историко-культурного, религиозного характера. Федерализм характерен как для многонациональных стран (Россия, Индия), так и для преимущественных однонациональных (ФРГ). Федерацию различают простую, сложную, мягкую и жесткую, моно и многонациональную.

Конфедерация - временное объединение самостоятельных государств. Это форма непрочная и обычно либо распадается, либо преобразовывается в федерацию (США - 1776-1787; Швейцария до 1848).

Государства различаются и по форме правления, которая представляет собой устройство основных институтов политической власти в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или принадлежит выборному органу. Это монархия или республика.

Монархия - государство, главой которого является один человек. Монархии могут быть абсолютными, где власть правителя не ограничена ничем (Саудовская Аравия); ограниченными или конституционными, власть в них ограничена рамками парламента или конституции (Марокко, Кувейт). В современных условиях в ограниченных монархиях власть правителя выступает только гарантом государственности и своеобразным уравновешивающим началом между законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) властью, а на систему государственного правления существенного влияния не оказывает (например, королевская Великобритания).

Монархия существует тысячелетия и в специфической форме сегодня сохраняется во многих странах мира (Великобритания, Дания, Испания).

Другой формой правления является республика, власть в ней осуществляется выборными органами. Она может быть парламентской и президентской республикой. В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним. В президентской - президент глава государства и правительства, существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти. Президент обладает как исполнительной, так частично законодательной и судебной властью (президенты Франции, США, России). Это позволяет уравновешивать различные ветви власти, снимать возникшие противоречия, обеспечивать целостность власти, выступать гарантом государственности, хотя таит в себе и опасность авторитаризма, особенно при неразвитости демократических традиций.

Весьма важную роль в определении сущности государства играет политический режим, который отражает наиболее существенные черты функционирования политической системы общества. Он выражается в конкретных формах и методах осуществления государственной власти,характере партии, стоящей у власти, ее идеологии, реальных возможностях использования гражданами прав и свобод, в той роли, которую играют глава государства и правительства.

Политические режимы могут весьма значительно отличаться даже при одинаковых формах правления. Поэтому их границы простираются от широчайшей демократии до режима личной власти или фашистской диктатуры (в качестве примеров можно привести парламентские режимы в Швеции, ФРГ; президентский в США; фашистский - в Чили во времена Пиночета; франкистский - в Испании). Изучение политической системы и ее составных элементов настоятельно требует анализа сущности демократии как социального института.

Термин "демократия" один из старейших в политической науке, достаточно сказать, что он упоминается в V-веке до нашей эры в работе Фукидира. Естественно, что его содержание весьма существенно изменилось за столь длительный исторический срок.

Не рассматривая теорию демократии в античной философии, в эпоху Просвещения и в учениях начала ХХ века, отметим современный подход к данной проблеме.

Демократизация неразрыво связана с формированием правового государства и гражданского общества, как исторической альтернативой тоталитаризму и тоталитарному государству. Само слово "демократия" означает народ и власть, т.е. народовластие. Демократию рассматривают, во-первых, как форму государства, следуя традиции Т.Гоббса, К.Маркса и других ученых. Во-вторых, она характеризует принципы деятельности различных общественных организаций помимо государства, таких как партии, профсоюзы, различные молодежные объединения и т.п. В-третьих, отражает политический режим как степень соотношения прав и свобод граждан, сущность избирательной системы, участие граждан в управлении государством, методы осуществления власти. И, наконец, демократия выражается в политическом сознании общества в виде идей равенства, свободы, братства, представляя собой определенную политическую ценность и идеал. Таким образом, демократия должна пронизывать всю политическую систему общества: форму государственной власти, принципы деятельности общественных организаций, политический режим и политическое сознание.

Тоталитаризм (от лат. - цельность, полнота)- понятие обозначающее ряд социальных режимов ХХ века, в которых структура власти базировалась на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в экономику, культуру, общественную и личную жизнь. В политический язык термин "тоталитаризм" ввел в 20-е годы Б.Муссолини для характеристики руководимого им движения и режима. При этом он использовал идеи включившегося в фашистское движение Джентиле, о тоталитарном государстве, как воплощении нравственного духа народа, о растворении индивидуальности в тотальных политических структурах.Н Тоталитарный строй выступает как замкнутое рационально-технократическое общество, расчеловечивающее человека, превращающее его в винтик на основе психофизиологической инженерии и уничтожения морали, любви, религии, подлинного искусства и науки. С 30-х годов различные концепции тоталитаризма начинают распространяться в социально-философской и художественной литературе как осмысление практики нацизма, дается описание тоталитаризма как общества, качественно отличного от всех, которые существовали в истории. Тоталитарный режим слагается из следующих основных элементов: всеохватывающая идеология, обращенная не к разуму, а к инстинктам; монолитная массовая партия как носитель этой идеологии и одновременно безымянная машина власти над всеми сферами жизни общества; наделяемый сверхъестественными способностями вождь, оплот непрерывного массового террора.

В некоторых работах (Аренд "Источники тоталитаризма") доказывается отличие тоталитаризма от других форм государственного насилия - деспотии, тирании, диктатуры; прослеживается превращение личности в элемент тоталитарной системы, для которого характерно сочетание слепой веры с крайним цинизмом. Другие авторы (Адорно "Авторитарная личность") показывают общие черты людей, обнаруживающих наибольшую склонность к нацистской пропаганде. Для них характерны эрозия традиционных ценностей, неукорененность в устойчивых социальных группах, отсутствие собственного Я. У подобных людей складывается "тоталитарный синдром": невозможность самодетерминации и готовность целиком подчиняться тому, кто обещает стабильное

существование. В более широком плане тоталитаризм связывается с выходом в ХХ веке на политическую сцену "массового человека" (Шпенглер, Ортега-И-Гассет, Бердяев), легко попадающего в ситуации экономических и военных потрясений, под действие пропаганды национализма, мифологии "народности" как натурально-органического единства. Идеологии тоталитаризма противостоят идеи и ценности политической демократии и правового государства.



2020-02-03 209 Обсуждений (0)
Характеристика политической сферы жизни общества, политическая организация, государство и его функции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика политической сферы жизни общества, политическая организация, государство и его функции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)