Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кейс. Ассортимент специальной одежды для инвалидов



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Кейс. Ассортимент специальной одежды для инвалидов 0.00 из 5.00 0 оценок




УДК 65.01(075.8)

ББК 65.290 я 73

Т45

Рецензенты:
доцент кафедры экономики и управления Санкт-Петербургского
государственного экономического университета, канд. техн. наук
Т. Б. Альгина;

доцент кафедры конструирования и технологии швейных изделий Санкт-
Петербургского государственного университета промышленных технологий
и дизайна, канд. техн. наук

И. А. Хромеева

Титова, М. Н.

Т45 Стратегический анализ ассортимента предприятий легкой
промышленности : учеб. пособие / М. Н. Титова, И. Е. Петрова. -
СПб.: СПбГУПТД, 2016. - 155 с.

ISBN 978-5-7937-1201-9

В пособии представлены наиболее приемлемые для отечествен-
ной системы управления методы стратегического анализа, основанные
на учете и сравнении параметров внешней и внутренней среды: порт-
фельный и специальный анализы ассортимента предприятий. Алгорит-
мы представленных методов и полученных результатов построены с
учетом специфики информационной базы предприятий легкой про-
мышленности. Материал дополнен практическими примерами из дея-
тельности успешных отечественных предприятий отрасли.

Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обуче-
ния и аспирантов. Представленные в нем методы стратегического ана-
лиза ассортимента могут использоваться для самостоятельной работы в
рамках изучения дисциплин «Стратегический анализ ассортимента
предприятий легкой промышленности», «Стратегическое планирова-
ние», «Бренд-менеджмент в индустрии моды», «Бизнес в сфере модной
индустрии и мерчендайзинг», а также служить методической основой
разработок курсовых и выпускных квалификационных работ.

УДК 65.01(075.8)
ББК 65.290я73

© ФГБОУВО «СПбГУПТД»,2016

© Титова М. Н., 2016

© Петрова И. Е., 2016


Введение

В условиях систематически растущей неопределенности, связанной с
рядом объективных факторов развития, наблюдается усложнение практиче-
ски всех направлений человеческой деятельности. Этому способствует также
процесс лавинного возрастания количества разнородной информации, кото-
рой необходимо грамотно пользоваться и учитывать в работе практически
каждому специалисту. Вопросы стратегического анализа ассортимента акту-
альны и для предприятий легкой промышленности, действующих в условиях
нестабильной рыночной среды, о чем свидетельствует большое число публи-
каций на эту тему наиболее известных специалистов в данной области.

Оптимально подобранный ассортиментный портфель предприятия пря-
мо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять долей
маржинального дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке
компании. При несбалансированной структуре ассортимента происходит
снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных
потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается
снижение экономической устойчивости предприятия.

На рынке производителей товаров легкой промышленности наряду с
крупными компаниями существует большое число малых и средних предпри-
ятий. Малый размер производства дает им ряд преимуществ, среди них: вы-
сокая мобильность, способность мгновенно отвечать на изменения рынка.
При этом малое предприятие подвержено большему риску, чем крупное, по-
скольку любой неверный шаг может обернуться банкротством. У крупных
предприятий, в свою очередь, повышен риск невостребованности продукции.
Однако в обоих случаях возникает необходимость решения задач стратегиче-
ского управления ассортиментом с учетом отраслевых особенностей пред-
приятий и различий в условиях их функционирования. Особенности органи-
зации производственных процессов (поточных линий), применяемой техно-
логии (содержание процессов производства и распределения продукции, со-
став их участников, перечень располагаемых (входных) ресурсов и др.) влия-
ют на сложность и трудоемкость работ, связанных с формированием ассор-
тиментных решений, разработкой стратегии и тактики управления ассорти-
ментом.

Многие из названных проблем нельзя назвать новыми для менеджмента
большинства предприятий отрасли, однако, на практике учет специфики
предприятий легкой промышленности при разработке стратегии и тактики
управления ассортиментом является весьма не простой задачей. В этих усло-
виях существует необходимость специального подхода к методам управле-
ния, так как именно их применение позволяет обеспечить конкурентные пре-
имущества.

Ассортиментная политика становится одним из важнейших инструмен-
тов в борьбе предприятия с конкурентами. Поэтому для производителей
одежды и обуви принципиально важны грамотное планирование ассортимен-
та, цен и затрат. Рынок изделий потребительского назначения меняется очень
быстро, и одним из условий успешного существования на этом рынке являет-
ся способность точно угадать запросы потенциальных потребителей, учесть
малейшие нюансы спроса, соотношение художественно-образных и функ-
циональных характеристик. Рынок изделий легкой промышленности является
высококонкурентным, поэтому при разработке новых изделий необходимо
учитывать не только ценовую и неценовую конкуренцию, но и использовать
собственные конкурентные преимущества.

В связи с тем, что учебное пособие предназначено для студентов на-
правлений обучения 29.04.01 - Технология изделий легкой промышленности
профилей «Технология швейных изделий» и «Технология изделий из кожи»,
29.04.05 - Конструирование изделий легкой промышленности профиля «Кон-
струирование швейных изделий» и «Конструирование изделий из кожи»,
38.04.02 - Менеджмент профиля «Стратегический менеджмент» и «Менедж-
мент индустрии моды и арт-объектов», авторами предложена соответствую-
щая данным государственным образовательным стандартам систематизация
методов стратегического анализа.

Авторами не преследовалась цель охвата всего многообразия исполь-
зуемых методов стратегического анализа ассортимента, к рассмотрению при-
няты самые известные и востребованные методики. Материал построен с уче-
том особенностей и специфики отрасли, иллюстрирован практическими при-
мерами из деятельности успешных отечественных предприятий легкой про-
мышленности. Авторами выделены наиболее приемлемые, с практической
точки зрения, методы стратегического анализа, основанные на учете парамет-
ров внешней и внутренней среды бизнеса, в том числе: портфельный анализ,
анализ ассортиментных матриц предприятий, управленческий анализ и др.
Особое внимание уделено графической интерпретации алгоритмов исполь-
зуемых методов и полученных результатов, а также учтена специфика стати-
стики и информационной базы предприятий отрасли.

Представленные в учебном пособии методы стратегического анализа
могут использоваться студентами для самостоятельной работы в рамках изу-
чения дисциплин «Стратегический анализ ассортимента предприятий легкой
промышленности», «Стратегическое планирование», «Основы экономической
деятельности предприятий», «Бренд-менеджмент в индустрии моды», «Биз-
нес в сфере модной индустрии и мерчендайзинг», а также служить методиче-
ской основой разработок курсовых и выпускных квалификационных работ.

1. Понятийный аппарат стратегического анализа ассортимента
предприятий легкой промышленности

1.1. Понятие и общая характеристика ассортимента

Добиться успехов на профессиональном поприще стало возможным
при условии понимания и управления таким понятием, как ассортимент. Как
известно, ассортимент является одной из важнейших характеристик товаров,
определяющих принципиальные различия между товарами разных видов и
наименований.

Ассортимент - это набор товаров, формируемый по какому-либо од-
ному или совокупности признаков.

В том же смысле, что и ассортимент часто употребляется понятие то-
варная номенклатура
, означающее всю совокупность изделий, выпускаемых
предприятием, или строго регламентированный перечень товаров. Ассорти-
мент товаров классифицируется по разным признакам: местонахождению,
широте охвата товаров, степени удовлетворения потребностей и характеру
потребностей.

По местонахождению товаров различают промышленный, торговый
ассортимент и ассортимент услуг.

Промышленный ассортимент - набор товаров, выпускаемый отдель-
ной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприяти-
ем, исходя из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент - набор товаров, формируемый организацией
торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материаль-
но-технической базы и представленный в торговой сети (в розничных и опто-
вых предприятиях). В отличие от промышленного ассортимента, торговый
включает, как правило, товары разных изготовителей. Торговый ассортимент
неизбежно формируется под воздействием промышленного, поскольку про-
изводственные возможности изготовителя определяют состав предложения.
Однако в условиях рыночной экономики производственные возможности из-
готовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгово-
го ассортимента.

Заказы торговых организаций, определяемые спросом потребителей,
оказывают все большее воздействие на формирование торгового ассортимен-
та. У работников торговли появилась реальная возможность влиять на про-
мышленный ассортимент через заказы товаров, пользующихся спросом.

Ассортимент услуг - это набор услуг, предлагаемых потребителям.

Одной из важнейших задач управления ассортиментом товаров являет-
ся его классификация. Классификацией называется последовательное распре-
деление объектов на отдельные классы, группы и другие подразделения по
наиболее общим для каждого уровня признакам. Классификация строится по
иерархической схеме: от более общего признака к менее общему. Каждое по-
следующее звено конкретизирует признак вышестоящего звена.

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды
ассортимента: сложный, простой, групповой, развернутый, сопутствующий,
смешанный.

Сложный ассортимент - набор товаров, представленный значитель-
ным количеством групп, видов, разновидностей, наименований товаров, ко-
торые удовлетворяют разнообразные потребности. Сложный ассортимент ха-
рактерен для предприятий и организаций, ориентирующихся на потребите-
лей с разным спросом. Продукция легкой промышленности (одежда, обувь,
галантерея) характеризуется сложным ассортиментом, так как в пределах од-
ного вида различаются по назначению, размеру, конструкции, фасону и дру-
гим признакам.

Простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим
количеством групп, видов и наименований, который удовлетворяет ограни-
ченное число потребителей. В пределах одного вида товар не различается по
назначению и другим признакам (диван, мягкая игрушка).

Групповой ассортимент - набор однородных товаров, объединенных
общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наибо-
лее часто в качестве общего признака выступает функциональное назначение
(одежда, обувь, аксессуары).

Составными частями группового ассортимента являются видовой и ма-
рочный ассортименты.

Видовой ассортимент - набор товаров различных видов и наименова-
ний в группе (например, одежда включает в себя такие понятия, как верхняя
одежда, легкое платье, белье и швейная галантерея, головные уборы, инвен-
тарь, снаряжение и другие изделия). Видовой ассортимент делится на ряд
подвидов.

Марочный ассортимент - это ассортимент брендов в целом или внут-
ренний ассортимент отдельного бренда. Бренд образуется при присвоении
товару марочного наименования. Когда под одним брендом продаются това-
ры разных товарных категорий, говорят о зонтичных брендах. Брендовые то-
вары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значитель-
ной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических по-
требностей. Это престижные марки одежды, обуви и др.

Сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют
вспомогательные функции и не относятся к основным товарам данной орга-
низации.

Смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, видов, наиме-
нований, отличающихся большим разнообразием функционального назначе-
ния.

По степени удовлетворения потребностей выделяют рациональный и
оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовле-
творяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают мак-
симальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техни-
ки, технологии. Рациональность ассортимента определяется соответствием
его структуры спросу, целям предприятия (особенно финансовым), требова-
ниям законодательства, этическим нормам и др. Рациональный ассортимент
способствует своевременной реализации продукции предприятия.

Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реаль-
ные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при
минимальных затратах на их проектирование, разработку и доведение до по-
требителей.

По характеру потребностей различают реальный и прогнозируемый ас-
сортимент.

Реальный ассортимент - действительный набор товаров, имеющихся в
конкретной организации производителя и продавца.

Прогнозируемый ассортимент - набор товаров, который должен будет
удовлетворять предполагаемые потребности.

Основными характеристиками ассортимента являются его состав и
структура. Для описания процессов управления ассортиментом на уровне
предприятия ассортимент по составу делится на укрупненный и развернутый
[16], [22].

Укрупненный ассортимент товаров - это ассортимент товаров, объе-
диненных в определенные совокупности, по общим признакам.

Состав промышленного ассортимента представляется как совокуп-
ность всех продаваемых товарных групп, товарных линий, товарных единиц
Товарная (ассортиментная) группа
рассматривается как совокупность товар-
ных линий (Range of goods). Товарная линия представляет собой группу това-
ров, тесно связанных между собой в силу аналогичных принципов функцио-
нирования, предназначенных одним и тем же группам клиентов, реализуемых
через одни и те же типы торговых организаций, в рамках одного и того же
диапазона цен (Product-line). Товарная линия представлена различными ви-
дами товара.

Развернутый ассортимент - это ассортимент товаров, представленный
его разновидностями или товарными единицами. Под товарной единицей по-
нимается минимальная величина, на которую можно разделить товарную
массу без потери присущих ей свойств (Stock keeping unit - SKU). Разверну-
тый ассортимент по сути представляет собой внутригрупповой ассортимент.

Торговый ассортимент, согласно этому подходу, включает: товарные
группы, подгруппы, товары (бренды) и их разновидности.

При анализе и формировании стратегий управления ассортиментом
учитываются такие его свойства, как широта, длина, глубина, гармоничность,
устойчивость и новизна.

Широта ассортимента характеризует количество видов, разновидно-
стей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Широта ас-
сортимента предприятия определяется количеством изделий определенного
назначения, или количеством ассортиментных (товарных) групп или товар-
ных линий. Например, предприятие швейной промышленности выпускает
женские юбки, брюки, жакеты, жилеты, широта ассортимента равна 4. Широ-
та ассортимента служит косвенным показателем насыщенности рынка това-
рами: чем больше широта, тем больше насыщенность рынка.

Длина ассортимента (товарной линии) характеризуется общим коли-
чеством товаров однородной группы или количеством разновидностей кон-
кретного вида изделия, способных удовлетворять одинаковые потребности.
Может рассматриваться характеристика средней длины товарной линии.
Длина товарной линии зависит от организационно-технических возможно-
стей производственных (поточных) линий предприятий-изготовителей.

Глубина (насыщенность) ассортимента характеризуется общим ко-
личеством товарных единиц. Может рассматриваться характеристика средней
глубины товара в ассортименте (товарной группе). Например, предприятие,
специализирующееся на изготовлении верхней женской одежды, производит
3 вида изделий для реализации: юбки, брюки, жакеты, каждый из которых
представлен пятью разновидностями. Глубина ассортимента в этом случае
равна 15.

Гармоничность (согласованность) ассортимента - это свойство, ха-
рактеризующее степень близости между различными ассортиментными груп-
пами с точки зрения их конечного использования, требований организации
производства и каналов распределения. Наибольшей гармоничностью отли-
чаются групповой ассортимент и его разновидности, наименьшей - смешан-
ный.

Устойчивость ассортимента характеризует способность набора то-
варов удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких то-
варов является наличие устойчивого спроса на них. Выявление товаров, поль-
зующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований мето-
дами наблюдения и анализа данных о реализации различных товаров.

Новизна ассортимента характеризует способность набора товаров
удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Обновле-
ние - одно из направлений ассортиментной политики организации, которая
проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Причины, побуж-
дающие изготовителя и продавца обновлять ассортимент, могут быть связаны
с заменой старых и разработкой новых товаров - лучшего качества или не
имеющих аналогов. Но необходимо учитывать, что обновление ассортимента
иногда связано с риском, так как новый товар может не пользоваться спро-
сом.

Структура ассортимента характеризуется соотношением (удельным
весом) товарных групп, подгрупп и отдельных ассортиментных позиций в
общем перечне. Структура ассортимента должна отражать потребительский
спрос, в противном случае образуются запасы неходовых товаров либо созда-
ется дефицит требуемых потребителю товаров.

1.2. Классификация ассортимента предприятий легкой
промышленности

В настоящее время легкая промышленность в совокупности с текстиль-
ным производством является одним из видов обрабатывающих производств
России, обладающим большим потенциалом развития.

Легкая промышленность помимо полного удовлетворения потребностей
населения предметами культурно-бытового, хозяйственного и спортивного на-
значений, производства снаряжения для армии, осуществляет выпуск комплек-
тующих изделий для обеспечения оптико-механической, радиоэлектронной,
музыкальной, медицинской и др. отраслей (футляры, чехлы, ремни и т.д.).

В настоящее время можно выделить три разновидности классификаций
продукции легкой промышленности:

экономико-статистическую, используемую для централизованного вы-
полнения планово-экономических расчетов и маркетинговых исследований;

торгово-товароведческую, построенную согласно прейскурантному
распределению товаров на группы.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОКП), напри-
мер, продукции швейной промышленности выделен класс 70 - «Изделия швей-
ные», каждому виду продукции соответствует шестизначный цифровой код.

Для классификации продукции и услуг обрабатывающей промышлен-
ности используется классификатор ОКДП, в котором под кодами 1800000
представлена одежда, мех и изделия из меха, под кодом 1810000 - одежда,
кроме изделий из натурального меха. Коды 1811000, 1812000, 1813000 - со-
ответствуют верхней одежде, белью и спортивной одежде. Каждая после-
дующая цифра кода дополняет информацию. Например, код 1811020 - пред-
меты верхней одежды из текстильных материалов (швейные изделия),
1811021 и 1811022 - предметы верхней одежды из текстильных материалов
соответственно для мужчин и мальчиков, а также для женщин и девочек. Пя-
тая цифра кода указывает на вид изделия, например, код 1811450 указывает
на пальто и полупальто мужские из шерстяных тканей.

Указанные классификации приемлемы на макроуровне, уровне государ-
ственного регулирования экономики (например, для правильной регистрации
товарных знаков по классам товаров, для правильного ведения системы на-
циональных счетов), могут быть полезны маркетологам при проведении мар-
кетинговых исследований, товароведам. Для целей регулирования процессов
управления ассортиментом на уровне предприятия подобные классификации
являются недостаточными.

Наряду со стандартами ассортимент товаров приводится в каталогах,
прейскурантах и прайс-листах, которые составляют предприятия-изготови-
тели и торговые организации. Эти документы выполняют двойную функцию,
информируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристи-
ках товаров.

Важнейшим вопросом классификации ассортимента в целях его страте-
гического анализа является правильный выбор признака, по которому тот или
иной товар может быть отнесен к определенной группе.

Традиционно основными признаками классификации продукции явля-
ются:

единство технологических процессов ее производства (товары разные
по виду и назначению);

направление или цель использования товаров (товары производственно-
технического назначения и товары широкого потребления);

физико-химические свойства (форма, размер);

комплексность спроса покупателей (товары для женщин, мужчин, това-
ры для спортсменов, туристов и др.);

другие признаки (например, с точки зрения связи между товарами).

В условиях рыночных отношений классификация ассортимента исполь-
зуется для статистического анализа производства и реализации продукции,
учета и планирования производства, проведения маркетинговых исследова-
ний рынка. Традиционно в этих целях на предприятиях легкой промышлен-
ности широта охвата товаров, формирующих ассортимент, определяется ко-
личеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов и наимено-
ваний.

Классификация ассортимента предприятий различных подотраслей
легкой промышленности имеет свои особенности. Общими особенностями
ассортимента предприятий легкой промышленности в рыночных условиях
являются:

широкий ассортимент готовой продукции. Множество видов, моделей,
конструкций, размеров изделий обусловлено большим количеством требова-
ний потребителей;

динамичность ассортимента, проявляющаяся в постоянном его расши-
рении. Большой и постоянно обновляющийся перечень используемых мате-
риалов;

рынкообразующий характер ассортимента.

Согласно классификации ЦНИИШП, одежда делится на два класса:
бытовую и производственную [47].

Класс бытовой одежды делится:

на подклассы по признаку условий эксплуатации (изделия верхние, лег-
кие, постельные, нательные, корсетные, головные уборы);

группы - по предметному перечислению, в том числе:

пальто, костюмы;

платья, блузы, юбки и другие нательные изделия;
белье верхнее, нательное, постельное, столовое;
полотенечно-платочные изделия;

швейная галантерея;

головные уборы;

изделия индивидуального и общего пользования (чехлы, погоны, пер-
чатки, сумки, рюкзаки, шторы, палатки и др.);

изделия технического назначения (мешки, торбы, чехлы автомобиль-
ные, брезенты для покрытия, флаги и др.;

подгруппы - по половозрастному признаку (мужская, женская, для
мальчиков и девочек подросткового возраста, младшего, старшего школьного
возрастов, ясельного возраста и для новорожденных);

виды - по сезонным признакам (зимняя, демисезонная, летняя, внесе-
зонная);

типы - по выполняемым специальным функциям (торжественная, по-
вседневная, домашняя, спортивная, бытовая (общего назначения).

Класс производственной одежды включает три подкласса: специальной,
форменной, технологической (санитарной)
одежды [38], [39].

Специальная одежда является средством индивидуальной защиты рабо-
тающих от вредных воздействий окружающей среды. Она классифицируется
по группам в зависимости от защитных свойств (влагозащитная, кислотоза-
щитная, термозащитная и др.). С учетом назначения спецодежды главной ее
особенностью является обеспечение надежности функционирования.

Подкласс форменной одежды включает одежду для военнослужащих,
работников специальных ведомств, транспорта, учащихся и др. Технологиче-
ская (санитарная) одежда предназначена для работающих на высокоточных
производствах для защиты предметов труда от работающего персонала.

В зависимости от конструкции изделия классифицируются следующим
образом:

по способу эксплуатации (плечевые, поясные);

по силуэту (прилегающие, полуприлегающие, прямые, расширенные);

по форме (мягкой, строгой, жесткой, спортивной);

по покрою (с втачным рукавом, рукавом реглан, полуреглан, манто, ки-
моно и др.; цельновыкроенными и комбинированными рукавами).

Особенностью ассортимента предприятий легкой промышленности яв-
ляется выделение внутри него групп товаров по внутривидовым признакам. В
качестве примера в табл. 1.1 приведена принятая в отрасли характеристика
внутривидового ассортимента предприятия, производящего швейные изде-
лия.

Таблица 1.1. Видовая классификация ассортимента продукции
швейного предприятия

Ассортимент Внутривидовой признак Пример
Внутри- групповой Количественное соотношение разновидно- стей продукции в пределах каждого ее вида, различающейся характером применяемых исходных материалов Платье из шерстяной ткани
Родовой Количественное соотношение разновидно- стей продукции, предназначенных для ее по- требления разными половозрастными груп- пами населения Пальто муж- ское, жен- ское, детское
Ростовоч- ный Количественное соотношение разновидно- стей продукции в пределах каждой группы родового ассортимента, характеризующейся ростами (длинами) изделий Платье 46-го размера. Платье 50-го размера
Размерный Количественное соотношение разновидно- стей продукции в пределах каждой группы ростовочного ассортимента, различающихся по ширине Сорочка на рост 170. Сорочка на рост 176
Полнотный Количественное соотношение разновидно- стей продукции в пределах каждой из групп ростовочного ассортимента, различающихся по объему и полноте Блузы с раз- личной сте- пенью обле- гания
Модельный Количественное соотношение разновидно- стей продукции в пределах группового и ро- дового ассортимента, различающихся фор- мой, конструктивным решением, отделкой, цветовой гаммой применяемых материалов Модель М-764. Модель В-342

 

Ассортимент обуви также строится по ряду специфических признаков:
по признаку материала верха (юфтевая, хромовая, текстильная, комби-

нированная; в том числе хромовая по видам материала верха - шеврет, шев-
ро, свиной хром и др.);

по признаку материала низа (на кожаной подошве, на подошве из ис-
кусственных материалов, на резиновой подошве и др.);

по признаку метода крепления низа (рантовая, клееная, винтовая, гвоз-
девая, горячей вулканизации и др.);

по признаку вида (конструкции) обувь подразделяется на ботинки, по-
луботинки, туфли, сапоги, сандалии, босоножки и др. [31].

Ассортимент кожгалантерейной промышленности представлен различ-
ными моделями сумок - пляжных, спортивных, специальных сумок для ме-
дицинских работников, туристов, журналистов, фотокорреспондентов и др.
[12].

1.3. Факторы формирования ассортимента

Процессы формирования рационального ассортимента называют ас-
сортиментной политикой
. При проведении ассортиментной политики, пред-
приятие нацелено на продажу товаров, обладающих высоким качеством и
конкурентоспособностью, в наибольшей степени удовлетворяющих потреби-
теля.

Выбор того или иного направления развития требует знания факторов,
влияющих на формирование ассортимента. Различают общие и специфиче-
ские факторы формирования ассортимента. Общими факторами, влияющими
на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос
и рентабельность производства и реализации.

Спрос - определяющий фактор формирования ассортимента, завися-
щий от сегмента потребителей. Спрос на продукцию предприятий легкой
промышленности в основном детерминирован внешними факторами:
требованиями моды, дизайна;

быстрой сменой моделей и коллекций;

ориентацией производства на схему «одна коллекция (один жизненный
цикл) один сезон»;

преобладанием в структуре спроса потребностей более высокого поряд-
ка.

Важнейшим фактором, влияющим на формирование ассортимента, яв-
ляется мода. Под влиянием конкурентной среды всего мирового товарного
рынка глобальным бизнесом становится индустрия моды. Она нацелена на
разработку и реализацию продукции, которая в конкретном периоде времени,
в модном сезоне будет пользоваться большим спросом и принесет наиболь-
шую прибыль. В настоящее время одежда и обувь являются не только основ-
ной потребностью человека, но и главным способом проявления индивиду-
альности.

Мода поддается влиянию со стороны следующих факторов:

экономических - модный товар рассматривается, как роскошь. Спрос на
такую продукцию проявляется активнее в экономически развитых странах и в
сегментах отрасли, представители которых владеют более значимыми объе-
мами свободных доходов;

социальных - качественные изменения в моде отображают перемены в
социуме, отношение к классовой структуре людей, споры о ролях мужчин и
женщин и так далее;

психологических - с помощью моды человек пытается выделиться из
всего общества и заслужить признание со стороны авторитетных окружаю-
щих.

Жизненный цикл моды начинается с основания нового дизайна или сти-
ля, а затем предложения его рынку. Потребители, которые считаются лидера-
ми в моде, покупают новый продукт и это возрождает новую тенденцию в со-
циальной среде, представителями которой они являются. Мода распространя-
ется от лидеров замкнутым кругом, во время чего вещи начинают считаться
модными. С насыщением рынка моды теряется признание и падает популяр-
ность, после чего формируется новая мода.

Таким образом, существует шесть стадий развития моды: создание,
принятие лидерами в моде, распространение на более крупные группы потре-
бителей, насыщение, спад, устаревание.

Рентабельность производства и реализации продукции является фак-
тором, влияющим на формирование ассортимента. Она определяется себе-
стоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых
оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке оте-
чественных изготовителей.

Специфическими факторами формирования промышленного ассорти-
мента являются сырьевая и материально-техническая база производства, дос-
тижения научно-технического прогресса, торгового ассортимента - производ-
ственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой
организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и форми-
рования спроса, материально-техническая база торговой организации.

Сырьевая база производственных предприятий определяется наличием
природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей про-
мышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты, а также затратами на
производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоемкость добычи,
сбора или выращивания отдельных видов сырья приводит к сокращению ас-
сортимента соответствующих товаров.

Материально-техническая база производства также оказывает влияние
на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площа-
дей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводит к тому,
что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. По-
следствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицит-
ных товаров фальсифицированными.

Достижения научно-технического прогресса - мощный стимул обнов-
ления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально но-
вых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного каче-
ства возможна в основном благодаря развитию науки, техники и технологии.

Специализация торговой организации относится к наиболее значимым
факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при созда-
нии, или лицензировании, или аттестации организации. Руководство органи-
зации принимает решение о специализации, от которой зависит ее после-
дующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.

Каналы распределения товаров также имеют значение при формирова-
нии торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемле-
мые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные
сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгово-
го ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых
имеется налаженная система сбыта.

Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности
рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют
на формирование торгового ассортимента. Торговые организации освобож-
даются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются из-
держки производства и возрастает прибыль.

Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управ-
ления ассортиментом и достигается посредством установления определенных
нормативных требований.

1.4. Анализ потребительского спроса как определяющего фактора
формирования ассортимента

Для успешной деятельности производителю товаров легкой промыш-
ленности необходимо располагать информацией об особенностях спроса на
производимый товар, определяемых различием потребительских предпочте-
ний. Предприятия сегодня не могут планировать производство изделий без
учета потребительского спроса. В условиях целевой направленности менедж-
мента на удовлетворение потребительского спроса особенности ассорти-
мента выпускаемой продукции
являются важнейшей характеристикой произ-
водства.

По результатам исследования, проведенного Р. Ф. Гинсбург и П. С. Пуш-
киным [10] при сопоставлении данных о степени значимости различных по-
требительских свойств, представленных для бытовой и специальной одежды
выявлено, что важнейшими элементами потребительских предпочтений для
бытовой одежды являются эстетические (48 %). Для специальной одежды эти
свойства имеют наименьшее значение (8,5%), так как данные изделия в
меньшей степени подвержены влиянию модных тенденций, что делает спрос
на них более предсказуемым. Значимость потребительских свойств согласно
результатам исследования бытовой (специальной) оказалась следующей:

эстетических - 48 (8,5) %);

эксплуатационных - 16,0 (28,9) %;
гигиенических - 31,0 (23,0) %;

физико-механических (защитных) - 5,0 (39,6) %.

Анализ спроса проводится для выявления целевого сегмента
потребителей, на который ориентирован выпуск конкретных видов
продукции; для выявления особенностей спроса и тре<



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Кейс. Ассортимент специальной одежды для инвалидов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кейс. Ассортимент специальной одежды для инвалидов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)