Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кардиналистическая теория потребительского поведения



2020-02-03 388 Обсуждений (0)
Кардиналистическая теория потребительского поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




Й вопрос:     

Полезность благ. Полезность какого-либо блага есть его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества. Впервые термин «полезность» был введен в научный оборот Иеремией Бентамом (1748-1832), английским философом и социологом. Он считал, что принцип максимизации полезности является основным принципом поведения человека. Рациональный потребитель так управляет своими расхода­ми на приобретение товаров и услуг, чтобы получить макси­мальное «удовлетворение», или максимальную полезность. При этом термин «полезность» может не совпадать с поня­тием «польза». Так, эффективное, но болезненное лечение не­сет человеку несомненную пользу, но имеет подчас нулевое или даже отрицательное удовольствие (полезность).

Теория потребительского поведения

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги. Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизировать совокупную полезность. Однако потребитель наталкивается на ограничения, связанные с величиной дохода, которым он располагает, и уровнем рыночных цен. Эти ограничения заставляют потребителя делать выбор между теми или иными благами.

Потребительский выбор – это выбор максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Таким образом теория потребительского потребления связана с анализом трех проблем: совокупной полезности, дохода и цен. Рациональное потребительское потребление предполагает, что потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях существующего у него бюджетного ограничения. Потребитель находится в состоянии равновесия, если он не может увеличить совокупную полезность, при данной величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

Основные направления теории потребительского поведения

Кардиналистическое (от мат. «кардинальное» - количественное число)

Ординалистическое (от мат. «ординальное» - порядковое число)

Направление кардинализм - основано на допущении возможности точно измерить полезность благ и на использовании с этой целью гипотетических количественных единиц полезности - ютилей.

Ординализм, более современное направление, концентрирующее свое внимание на приоритетах потребления, получило название от немецкого die Ordnung - порядок. Акцент здесь делается не на абсолютной величине полезности, а на сравнительных предпочтениях, на порядке, в котором в голове человека товары выстраиваются от самых желанных, до наименее привлекательных. Ординалисты анализируют шкалу предпочтений экономических благ, и устанавливают ряд аксиом, типичных для потребительского поведения при выборе покупателем альтернативных по потребительским свойствам наборов товаров. При наличии выбора среди многих альтернативных наборов благ покупатель предъявляет спрос, соответствующий его уровню благосостояния (бюджетным возможностям) и своим субъективным представлениям о максимальной полезности приобретаемых благ.

Кардиналистическая теория потребительского поведения

Полезность измерима абсолютно (единицы измерения полезности – «утили»).

Потребитель находится в равновесии, т.е. он максимизирует совокупную полезность распределяя свой доход таким образом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность, т.е. отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров. Условие потребительского равновесия выражается формулой:

где MU – предельная полезность товаров a,b,c, соответственно;

Р – цена товаров a,b,c.

Простые арифметические преобразования приводят нас к тому, что

Иными словами, согласно кардиналистической теории условием равновесия потребителя является равенство соотношений предельных полезностей любых благ соотношению их цен.

Общая полезность.

Общая полезность (TU - англ. - total utility) некоторого вида благ есть сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага. Предельная полезность (MU - англ. - marginal utility) — это прирост полезности, извлекаемой потребителем из дополнительной единицы конкретной продукции.

Общую полезность можно определить как TUn = U1+U2+...+Un, где Un – полезность последней единицы блага, n – номер конечного блага в его общем количестве. Соответственно, предельная полезность MUn = TUn - TUn-1 , где MUn – приращение полезности, ТUn – общая полезность при потреблении n-го количества блага, а TUn-1 – общая полезность при потреблении предыдущего количества блага.

Для количественной оценки степени удовлетворения потребителя от покупок кардиналисты используют условный, т. е. мыслимо представляемый показатель полезности благ (обозначается U от англ. utility - полезность). Другими словами, допускается, что экономисты точно знают, какую степень удовлетворения получил потребитель в результате покупки.

Последовательно покупая все большее количество экономических благ, считают кардиналисты, потребитель стремится увеличить для себя их суммарную, совокупную полезность. Накопленная сумма полезностей от всей совокупности последовательно приобретенных единиц определенного блага называется общей полезностью (и обозначается TU).

При совершении последовательной серии покупок одного и того же блага каждая дополнительная единица последующих покупок данного блага приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущие. Причины этого носят не экономический, а психологический характер. Человек так устроен, что первому платью, первой порции еды, первому телевизору в доме, он радуется больше чем второму, а второму ¾ больше чем третьему и т. д. Впервые особенность процесса насыщения субъективных потребностей людей в экономических благах описал Г. Госсен. Открытые им особенности данного субъективного процесса в сфере товарных покупок получили название первого закона Госсена, или закона убывающей предельной полезности благ. Предельная полезность.

Предельная полезность (MU), это полезность, которую приносит потребителю использование дополнительной единицы данного блага1. Этот гипотетический измеритель в теориях кардинализма выступает своеобразным критерием субъективно определяемой потребителем ценности экономических благ. Величина полезного эффекта от приобретения еще одной порции блага может быть ничтожно мала, но ее наличие увеличивает общую, суммарную полезность покупок данного блага. Стремление покупателя к приращению полезности выражается в дополнительных покупках экономических благ, которые удовлетворяют запросы и потребности, а следовательно, приносят соответствующий полезный эффект. Ведь суммарный полезный эффект от потребления 2-х, или 3-х, или 4-х и большего числа единиц товара выше, чем от 1-й единицы товара, имеющего необходимые покупателю потребительские свойства.

Однако, как уже отмечалось, при возрастании суммарного эффекта полезности одновременно происходит также неуклонное убывание предельной полезности каждой последующей дополнительной единицы одноименного блага. Классический пример: утоление жажды и удовлетворение от первого стакана воды большее, чем от второго, третьего и т. д., пока, наконец, в дальнейшем потреблении воды просто не отпадет надобность.



2020-02-03 388 Обсуждений (0)
Кардиналистическая теория потребительского поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кардиналистическая теория потребительского поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)