Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 18. Стихи и сказки С. Я. Маршака



2020-02-03 756 Обсуждений (0)
Лекция 18. Стихи и сказки С. Я. Маршака 0.00 из 5.00 0 оценок




Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) внес неоценимый вклад в развитие и становление литературы для детей. В его лице соединились организатор детской литературы, редактор, учитель.

Маршак вовлек в детскую литературу десятки людей и, в первую очередь, самого себя. «Мне и в голову не приходило, – вспоминал он впоследствии, – что я могу когда-нибудь стать детским писателем». Ему казалось, что участие в детской литературе будет лишь его «временным пристанищем». Но это «временное пристанище» оказалось очень длительным и стало «самой большой удачей в его литературной биографии».

Важнейшим событием в жизни С. Я. Маршака была его поездка (в 1912 году), вместе с женой, в Англию. Там он изучил английский язык и поступил учиться в Лондонский университет. Во время своих путешествий молодые люди набрели на «лесную школу», или, как она иначе называлась, «Школа простой жизни», основанная педагогом Филиппом Ойлером, где народные детские песенки широко использовались в занятиях и играх. Здесь Маршак впервые познакомился с народными балладами и «с великой россыпью детского фольклора» – с песенками, считалками, прибаутками, здесь он начал принимать живое участие в работе и жизни детей и воспитателей.

В 1914 г. Маршаки вернулись в Россию. Освобожденный от военной службы Самуил Яковлевич уже вплотную подошел к общению с детьми – сначала в детской колонии на берегу Онежского озера, а потом в Краснодаре, где с группой педагогов он создавал «Детский городок». Именно там началась его работа – автора пьес-сказок (его соавтором была поэтесса Е.Васильева).

В 1922 году произошло главное событие: Маршак был вызван для работы в Петроград, где получил должность заведующего литературной частью ТЮЗа. Поиски авторов для создания репертуара детского театра привели его в Показательную библиотеку детской литературы при Пединституте дошкольного образования. Создателем библиотеки была Ольга Иеронимовна Капица (1866-1937) - замечательный фольклорист, собиратель детского фольклора и преподаватель детской литературы, она создала при библиотеке кружок исследователей детской литературы и «студию» детских писателей (которую впоследствии называли «колыбелью детской литературы»). Произошла встреча необыкновенной важности между Капицей и Маршаком, библиотекой и «студией». Студия приобрела совершенно новый размах, она стала той площадкой, куда приносили свои первые книжки Б. Житков, Е. Верейская, Е. Шварц, В. Бианки. Возникла необходимость печатать эти стихи и рассказы, и сначала появился небольшой альманах «Воробей»(1923-1924). Он очень быстро оказался недостаточным по своему объему для потока новой детской литературы, и в его недрах возник большой по формату и прекрасно организованный журнал «Новый Робинзон» (1924-1925). Именно здесь получили «путевку» в литературу многие писатели. Особенно развернулась на страницах журнала литературная работа Б. Житкова, именно здесь произошло открытие «Лесной газеты» В. Бианки.

Своим творчеством Маршак создал многоголосый и многокрасочный мир поэзии, и самая большая удача в его работе пришлась на 1920-е годы. Именно тогда возникали стихи, которые совершенно по-новому открывали мир, окружавший ребенка. «Откуда стол пришел?», «Что мы сажаем, сажая леса?», «Вчера и сегодня». Эти книги пробуждали у ребенка интерес к действительности. Книги были удивительны тем, что они сочетали в себе, одновременно, и познавательный интерес, и все элементы веселой книжки.

На большом сюжетном материале построены стихотворения Маршака: «Вчера и сегодня», «Детки в клетке», «Пожар», «Почта», «Багаж». В основе с историей «дамы» лежит перечисление семи предметов, они легко запоминаются. Но их передвижение и пропажа маленькой собачонки все время приводят в движение сюжет и позволяют познакомиться, по ходу, с действиями, голосами разных людей и хорошо узнать характер самой «дамы». И опять мы легко угадываем прием Маршака: ведь основное место в стихотворении составляют повторы:

Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Эти предметы будут перечисляться чуть ли не восемь раз и, конечно, легко, с удовольствием запомнятся. И именно потому, что так легко и просто запомнилась основа стихотворения, с таким живым интересом будут восприниматься немаловажные, придающие движение сюжету, подробности: как принимается багаж, как его везут, какие случаются происшествия в дороге – возникнет острая дорожная кульминация: потеря в дороге маленькой собачонки и замена ее на «огромного, взъерошенного» пса. Забавная история, похожая на анекдот, приобретает приключенческий и, вместе с тем, познавательный характер

Так же, как Чуковский, Маршак был сторонником энергичного стиха, в котором главное значение приобретал глагол, делающий стих упругим и сильным. Эта необычайная сила, заложенная в глаголе, полнее всего проявилась в стихотворении «Пожар». В нем все построено на противоборстве: с одной стороны несущая в себе гибель сила стихии и, с другой, вступающая с ней в борьбу сила и воля человека. Стихотворение построено на увлекательном, стремительно развивающемся, эмоционально напряженном сюжете, снова открывающем читателю что-то новое и очень важное в его представлении о мире. Ведь Лена всего лишь из простого любопытства чуть-чуть приоткрыла дверцу печки, и какая сразу же возникает, захватывая воображение, картина, которую Маршак создает с помощью одних лишь глаголов:

Приоткрыла дверцу Лена –

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Побежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок.

Для этого бушующего пламени Маршак находит удивительное образное сравнение: возникает сопоставление огня с коварным, хитрым и ловким зверем – лисицей, готовой на всякие уловки, чтобы умилостивить беспощадного пожарного Кузьму. И теперь от глагола Маршак переходит к звуковому ряду, заставляя услышать лживые уговоры лисицы:

Пощади меня, Кузьма,

Я не буду жечь дома…

Маршак помнил о том, что его читатель – ребенок, и поэтому, кроме истории борьбы Кузьмы с пожаром, он вводит в сюжет и существо, близкое ребенку – спасенную кошку, которая должна утешить плачущую навзрыд девочку.

Маршак доставлял читателю радость от игры словом, используя приемы «считалок», «дразнилок». Примером тому может служить стихотворение «Мяч» (Мой / Веселый / Звонкий / Мяч, / Ты куда / Помчался / Вскачь?»), которое одновременно и «считалка» (конец считалки: Лопнул, / Хлопнул – / Вот и все!»), и игра (Ты / Пятнадцать /Раз / Подряд / Прыгал / В угол / И назад), и веселый рассказ о любимой игрушке.

В своем творчестве Маршак утверждал новую традицию, традицию нонсенса, шутки, перевертыша, словесной игры. Все эти новации полнее всего нашли отражение в одном из самых знаменитых его стихотворений «Вот какой рассеянный». Как только стихотворение стало известным, Маршака буквально забросали вопросами о прототипе его героя. Можно привести один из ответов поэта: «Рассеянный с улицы Бассейной так рассеян, что прислал мне свой адрес, по которому я никак не могу понять, где он живет. Адрес такой: Кавказ, первый переулок, дом Кошкина, квартира 200000. Конечно, по этому адресу его найти невозможно. <...> А пока можешь писать ему по моему адресу…». Ходили слухи, что прототипом служил известный ученый И.А. Каблуков, и на полях чернового наброска у Маршака были строчки:

В Ленинграде проживает

Иван Каблуков.

Сам себя он называет

Каблук Иванов.

Впрочем, друзья поэта, зная его необычайную рассеянность, считали, что частично прототипом стихотворения служил он сам. Ни в одном стихотворении Маршака не было такого количества перевертышей, у героя абсолютно все наоборот:

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок на пятки

Натянул себе перчатки.

Он отправился в буфет

Покупать себе билет.

А потом помчался в кассу

Покупать бутылку квасу.

Рассеянность чудака проявляется не только в его действиях, но в его жестах, но и в его обращении со словами, понятиями. «Нельзя ли у трамвала / Вокзай остановить?», спрашивает Рассеянный у «Вагоноуважаемого Вагоноуважатого». Стихотворение это, доставляющее бесконечную радость читателю, способствуют интеллектуальной работе ребенка. «Лаконичные, веселые, звонкие строки “Рассеянного” полны перевертышей, – не потому ли они с давнего времени так привлекают к себе миллионы ребячьих сердец? В том смехе, с которым дети встречают каждый поступок героя, чувствуется самоудовлетворение, не лишенное гордости: “Мы-то знаем, что сковорода – не одежда и что на ноги не надевают перчаток!”». Чуковский убежден, что при чтении этого смешного стихотворения у ребенка появляется некоторое сознание своего превосходства над этим «незадачливым героем», и читатель даже возвышает себя в «собственном мнении».

Продолжая традицию большого стихотворения, в тридцатые-сороковые годы Маршак создает «Рассказ о неизвестном герое», «Мистера Твистера», позднее «Что такое год», интереснейшую «Разноцветную книгу», своеобразную книжку-картинку с иллюстрациями В.В. Лебедева, вернувшись, по существу, к многочисленным книжкам-картинкам двадцатых годов.

Из многих пьес Маршака особенное внимание привлекают «Кошкин дом» и «Двенадцать месяцев». Обратившись к известной потешке «Тили-тили-тили бом! Загорелся Кошкин дом», Маршак создал большую пьесу, населив ее многими действующими лицами, и придал ее сюжету достаточно драматический и поучительный конфликт. В пьесе снова проявляется стремление к шутке, к нонсенсу: уже само то, что в гости на богатый пир к кошке приходят такие разные гости, как козел, петух, свинья, заранее создает смешную ситуацию. И неудивительно, что гости никак не могут устроиться за одним столом. С каким юмором передает автор диалоги действующих лиц:

Свинья

Вот это стол –

На нем сидят!...

Коза

Вот это стул –

Его едят.

Козел

Смотри, какие зеркала!

И в каждом вижу я козла.

Коза

Протри как следует глаза!

Здесь в каждом зеркале коза.

Свинья

Вам это кажется, друзья,

Здесь в каждом зеркале свинья!!

Но в пьесе Маршака есть и другие действующие лица: маленькие котятки, которых, из-за того, что они бедны, даже не впустили в дом. И когда, по условиям потешки, Кошкин дом сгорает, именно у них, а не у тех, кто был ее «достоин», Кошка находит приют и любовь. Забавное, даже сатирическое начало в сюжете ведет к финалу лирическому, доброму.

Тема одной из лучших в нашей драматургии сказок для детей «Двенадцать месяцев» – единение человека с природой. Среди многих действующих лиц две девочки, и обе сиротки. Но одна из них – маленькая королева, которой, кажется, подчиняется все на свете. А другая – бедная падчерица, которая вынуждена подчиняться любым приказаниям злой мачехи. В их противостояние (они ничего не знают друг о друге) вмешивается сама природа в лице двенадцати месяцев. Посланная мачехой принести для королевы корзину подснежников в лютую зимнюю непогоду, падчерица встречается на поляне, у костра, со всеми месяцами: – так бывает один раз в году. Почему ради девочки, уступая друг другу место, братья дают время апрелю? Потому что каждый из них видел ее в работе, в дружбе с ними, знал ее настолько, что апрель дарит ей обручальное колечко, как символ ее вечной неразрывной связи со всеми братьями. Сказка полна блестящих юмористических эпизодов и диалогов, когда дело касается жизни маленькой королевы и ее придворных. Сказка очаровывает стихами, которые, как редкая инкрустация, украшают прозаический текст. Сказка дышит подлинной поэзией.

 

Вот какой рассеянный

Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки - Оказалось, это брюки. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Надевать он стал пальто - Говорят ему: не то. Стал натягивать гамаши - Говорят ему: не ваши. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Однажды на трамвае Он ехал на вокзал И, двери открывая, Вожатому сказал: - Глубокоуважаемый Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый Глубокоуважатый! Во что бы то ни стало Мне надо выходить. Нельзя ли у трамвала Вокзай остановить? Вожатый удивился - Трамвай остановился. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Он отправился в буфет Покупать себе билет. А потом помчался в кассу Покупать бутылку квасу. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Побежал он на перрон, Влез в отцепленный вагон, Внёс узлы и чемоданы, Рассовал их под диваны, Сел в углу перед окном И заснул спокойным сном... - Это что за полустанок? - Закричал он спозаранок. А с платформы говорят: - Это город Ленинград. Он опять поспал немножко И опять взглянул в окошко, Увидал большой вокзал, Удивился и сказал: - Это что за остановка - Бологое иль Поповка? А с платформы говорят: - Это город Ленинград. Он опять поспал немножко И опять взглянул в окошко, Увидал большой вокзал, Потянулся и сказал: - Что за станция такая - Дибуны или Ямская? А с платформы говорят: - Это город Ленинград. Закричал он: -Что за шутки! Еду я вторые сутки, А приехал я назад, А приехал в Ленинград! Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!


2020-02-03 756 Обсуждений (0)
Лекция 18. Стихи и сказки С. Я. Маршака 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 18. Стихи и сказки С. Я. Маршака

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (756)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)