Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности таможенного оформления товаров на территории отдельных особых экономических зон



2020-02-03 227 Обсуждений (0)
Особенности таможенного оформления товаров на территории отдельных особых экономических зон 0.00 из 5.00 0 оценок




Упрощенный порядок таможенного оформления отдельных видов товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации (далее - Порядок) применяется в отношении моторных транспортных средств для перевозки грузов, тягачей, прицепов, полуприцепов, тракторов, автобусов, морских и воздушных судов, железнодорожного подвижного состава, имеющих для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области[10].

Таможенное оформление товаров, поименованных в пункте 1, при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации в целях осуществления международной перевозки между территорией Калининградской области и территорией иностранного государства производится применительно к порядку, установленному таможенным законодательством Российской Федерации для перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств с учетом следующего.

При осуществлении таможенного оформления такого средства транспорта в месте его прибытия на территорию Калининградской области или в месте его убытия с этой территории вместе с документами и сведениями, представляемыми перевозчиком в соответствии с положениями статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066, N 52, ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711, N 34, ст. 3533, N 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, N 1, ст. 15, N 3, ст. 280, N 8, ст. 854, N 52 (ч. II), ст. 5504; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29), дополнительно представляется копия грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой это средство транспорта помещено под таможенный режим свободной таможенной зоны, либо копия паспорта транспортного средства (далее - ПТС) или копия паспорта шасси транспортного средства (далее - ПШТС), в котором содержатся сведения о номере таможенной декларации, в соответствии с которой данное средство транспорта помещено под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Копия представленного документа (грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой средство транспорта было помещено под таможенный режим свободной таможенной зоны, либо ПТС или ПШТС) после осуществления таможенным органом таможенного контроля при совершении таможенных процедур прибытия или убытия возвращается перевозчику или его представителю.

При декларировании такого средства транспорта в соответствии с таможенным режимом реэкспорта в качестве таможенной декларации применяется въездная/выездная декларация о транспортном средстве, форма которой утверждена Приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. N 916 "Об утверждении формы въездной/выездной декларации о транспортном средстве" (зарегистрирован Минюстом России 4 сентября 2003 г., рег. N 5045) (далее - ВВД).

ВВД заполняется в установленном порядке, а нижеуказанные графы заполняются следующим образом:

- в графе 3 ВВД указывают тип, регистрационный номер (название), владельца средства транспорта и в крайнем правом подразделе в верхней части указывают последовательно коды таможенного режима реэкспорта и таможенного режима свободной таможенной зоны;

- в графе 5 ВВД для гражданского воздушного судна указывают аэропорт отправления, аэропорт назначения, а также аэропорты промежуточных посадок, если такие будут иметь место согласно плану полета, номер рейса, а также планируемый срок обратного ввоза такого гражданского воздушного судна на территорию Калининградской области, а для остальных средств транспорта графа заполняется в установленном порядке;

- в графе 9 ВВД указывают сведения о наличии груза на средстве транспорта - "ДА" или "НЕТ" любым символом, если "ДА", то в графе указываются реквизиты (номер и дата) транспортных (перевозочных) документов (для гражданского воздушного судна реквизиты транспортных (перевозочных) документов не указывают);

- в графе 12 ВВД указывают регистрационный номер грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой средство транспорта было помещено как товар под таможенный режим свободной таможенной зоны.

При этом в таможенный орган в качестве документов, необходимых для таможенного оформления, представляются:

- копия грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой данное средство транспорта помещено под таможенный режим свободной таможенной зоны, либо копия ПТС или копия ПШТС, в котором содержатся сведения о номере таможенной декларации, в соответствии с которой средство транспорта помещено под таможенный режим свободной таможенной зоны (за исключением случая вывоза гражданского воздушного судна);

- копия задания на полет при вывозе гражданского воздушного судна.

При ввозе на остальную часть таможенной территории Российской Федерации средства транспорта, оформленного при вывозе в соответствии с пунктом 4 Порядка, за исключением ввоза гражданского воздушного судна, его таможенное оформление осуществляется применительно к порядку, установленному при ввозе товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.

При декларировании средства транспорта в таможенный орган вместо въездной декларации представляются два экземпляра выездной декларации о транспортном средстве, ранее оформленных на это средство транспорта при его вывозе с территории Калининградской области в соответствии с вышеуказанным порядком.

Документы, представляемые при декларировании указанного средства транспорта, должны содержать сведения об осуществлении с использованием декларируемого средства транспорта перевозки товаров и (или) пассажиров между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории Российской Федерации либо сведения, подтверждающие, что средство транспорта не используется в какой-либо перевозке товаров и (или) пассажиров.

Принимаемая ВВД регистрируется в порядке, предусмотренном для регистрации ВВД. После осуществления таможенного контроля при условном выпуске средства транспорта в соответствии с таможенным режимом реэкспорта должностное лицо таможенного органа в экземплярах ВВД в подразделе "Результат" графы "Д" проставляет штамп "Выпуск разрешен", подпись, дату подписи и оттиск личной номерной печати.

Один экземпляр ВВД (для таможни) остается в таможенном органе, принявшем ВВД, а другой экземпляр ВВД (для перевозчика) возвращается перевозчику либо его представителю.

Копия документа (грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой средство транспорта помещено под таможенный режим свободной таможенной зоны, либо ПТС или ПШТС) после осуществления таможенным органом таможенного контроля при совершении таможенной процедуры прибытия возвращается перевозчику или его представителю.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 104-ФЗ российские и иностранные товары, ввозимые участниками Особой экономической зоны на территорию на которой применяется режим свободной таможенной зоны, ввозятся, размещаются, используются в порядке и на условиях, которые установлены гл. 12 Таможенного кодекса Российской Федерации для таможенного режима свободной таможенной зоны с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом. Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ N 104-ФЗ при вывозе иностранных товаров, приобретаемых участниками свободной таможенной зоны для собственных производственных нужд, с территории зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и при их вывозе за пределы территории Российской Федерации указанные товары подлежат таможенному оформлению, а таможенные пошлины, налоги взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров[11].

При осуществлении хозяйственной деятельности на территории свободной таможенной зоны порядок налогообложения регулируется ст. ст. 5 и 6 Закона N 104-ФЗ, согласно которым в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2014 г. резиденты освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемой в развитие производства и социальной сферы на территории указанной области, при условии отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, совершаемых в пределах СТЗ[12].

Что касается других территорий СТЗ, то там согласно ст. 36 Закона N 116-ФЗ налогообложение у резидентов СТЗ осуществляется в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах, поэтому регулируются Налоговым Кодексом РФ.


2.2 Характеристика особых экономических зон как территорий

применения режима свободной таможенной зоны

 

Режим свободной таможенной зоны на территории Российской Федерации применяется на территории особых экономических зон. В Законе ОЭЗ определяются как определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, в определении ОЭЗ в Российской Федерации, содержащемся, выделяют следующие характерные черты[13]:

1. ОЭЗ является частью территории Российской Федерации - государственной и таможенной территории. Последнее уточнение имеет особое значение, поскольку вносит определенность в вопрос о том, распространяется ли на ОЭЗ таможенный суверенитет Российской Федерации, действует ли на территории ОЭЗ российское таможенное законодательство.

2. Границы ОЭЗ определяются Правительством РФ. В соответствии со ст. 6 комментируемого Закона Правительство РФ наделяется правом создания ОЭЗ на территориях субъекта Федерации или муниципального образования. Соответствующие решения оформляются постановлениями Правительства РФ об образовании ОЭЗ (например, Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 784 "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа"[14]).

3. Территория ОЭЗ отличается от остальной территории Российской Федерации тем, что на ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Определение предпринимательской деятельности содержится в п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. В нем предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"[15]).

Процедура создания особой экономической зоны определена Положением о проведении конкурса по отбору заявок на создание особой экономической зоны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 г. №563, и включает в себя 5 основных этапов (рис. 1) [16].

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется в первую очередь в предоставлении резидентам ОЭЗ при осуществлении ими предпринимательской деятельности различного рода льгот:

· таможенных (внешнеторговых);

· налоговых;

· финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.);

· административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.).


Рис. 1. Этапы создания особых экономических зон в Российской Федерации

 

Особенность правового режима предпринимательской деятельности проявляется еще и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ. В соответствии со ст. 38 Закона Об ОЭЗ, резидентам ОЭЗ предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, означающая, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

В мировой практике известны два альтернативных метода создания ОЭЗ – «сверху» и «снизу». В первом случае свободные зоны создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиций (Китай, частично Южная Корея).

Во втором случае (он сегодня распространен в мире гораздо шире) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.

В российском Законе об ОЭЗ избран первый подход – создание исключительно государственных ОЭЗ на государственной (муниципальной) земле и преимущественно на бюджетные средства. При этом возможность реализации инвестиционных проектов методом «снизу» (преимущественно за счет частных инвестиций) заведомо отвергается.

Впервые в нашей стране особые экономические зоны появились в конце 80-х годов прошлого столетия в связи с разработкой, так называемой единой государственной концепции свободных зон. Согласно данной концепции особые экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства[17].

Однако союзная программа по созданию и развитию особых экономических зон не была воплощена в полной мере по ряду различного рода причин, среди которых можно выделить несовместимость представленной концепции особых экономических зон с действовавшим общенациональным механизмом хозяйствования, неразрешенность технологических проблем функционирования особых экономических зон, а также пассивное отношение потенциальных инвесторов, причем как иностранных – в связи с ограниченностью представленных возможностей, так и национальных – в связи с отсутствием эффективных стимулов для образования предприятий в этих зонах и отсутствием возможностей по реализации эффективных инвестиционных проектов[18].

Второй этап становления особых экономических зон на территории России ознаменовался появлением типологии особых экономических зон («зоны свободного предпринимательства» (например, г. Ленинград, г. Выборг) и «свободные экономические зоны» (например, Алтайский край, г. Зеленоград (Москва)), которая, в сущности, не имела четких критериев, вследствие чего отличия в создаваемых особых экономических зонах не были связаны с типом особых экономических зон. Отличительными особенностями особых экономических зон на втором этапе становления их правового регулирования стали следующие: 1) цели создания особых экономических зон преодолели исключительную экспортную направленность; 2) предоставление льгот широкому кругу предприятий, а не только совместным; 3) статус особых экономических зон получают целые административно-территориальные образования; 4) особые экономические зоны уже теряет свою ярко выраженную отраслевую специализацию, становясь лишь территориями с более льготным уровнем налогообложения.

Третий этап характеризуется уменьшением территории особых экономических зон и созданием законодательной базы, соответствующей действовавшему на тот период гражданскому, налоговому и таможенному законодательству. Курс на устранение гигантских особых экономических зон путем их ликвидации или преобразования нашел свое отражение в Законе РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе»[19] и Указе Президента РФ от 27.09.1993 № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями»[20]. Последний из этих нормативных правовых актов содержал поручение Правительству РФ подготовить для последующего внесения на рассмотрение Федерального Собрания РФ законопроект «О свободных экономических зонах». Новые или преобразуемые особые экономические зоны того периода приобретают внешнеэкономическую ориентацию[21].

Фундаментальную основу современного правового регулирования особых экономических зон заложил ФЗ № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[22], который включил новейшие положения международной практики в данной сфере и теоретические разработки отечественных специалистов. Закон определяет правовой режим ОЭЗ на территории Российской Федерации, порядок их создания, функционирования и прекращения, а также особенности ведения на территории этих зон предпринимательской деятельности, призванной способствовать диверсификации российской экономики за счет развития, прежде всего, наукоемких, высокотехнологичных отраслей.

В соответствии со ст. 4 Закона об ОЭЗ, на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые особые экономические зоны.

Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.

Портовые особые экономические зоны создаются на территориях морских портов и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров. Пример классификации ОЭЗ в России по характеру деятельности представлен на рисунке 2[23].

 

Рис. 2. Классификация особых экономических зон в Российской Федерации по характеру деятельности


Промышленно-производственные зоны — зоны второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда на отведенную под них территорию стали ввозить не только товары, но и капитал, в зонах начали заниматься не только торговлей, но и производством. Эти зоны подразделяются на импорто- и экспортоориентированные — по месту сбыта основной части продукции.

Импортно-производственные зоны ориентированы на внутренний рынок принимающей страны (пример — бразильская зона Манаус). Таких зон очень мало. Большинство зон имеют экспортную ориентацию, которая лишь на более поздней стадии их развития начинает сочетаться с работой на внутренний рынок.

Экспортно-производственные зоны представляют собой ареалы повышенной экспортной активности, которая в других условиях, вне зоны, была бы исключена. Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон. В последующем они получили распространение в развивающихся странах.

На практике формирование свободных зон осуществляется на основе двух различных концептуальных подходов. Территориальный подход рассматривает зону как территорию, на которой действует хозяйственный преференциальный режим. Главное преимущество территориального принципа организации зон — возможность создания здесь высококачественной инфраструктуры и эффективного органа самоуправления. Функциональный (режимный) подход предполагает особый преференциальный режим, распространяемый на определенный вид предпринимательской деятельности. При этом статус субъекта зоны со всеми предоставляемыми льготами получают предприятия, относящиеся не к определенной территории, а к той или иной отрасли. В отличие от территориального режимный принцип организации зоны позволяет обеспечить ее тесные связи с национальной экономикой, дает возможность инофирмам самим выбирать оптимальный район для своей деятельности и открывает всем субъектам доступ к определенным видам экономической активности, независимо от местоположения зоны.

На крайних полюсах территориального и режимного подходов к организации зон находятся еще два принципа, и, следовательно, два типа зональных структур. С одной стороны, это обширные районы со статусом экспортно-производственных зон, с другой, — отдельные промышленные предприятия, работающие в режиме экспортно-производственной зоны. Наиболее известным примером первых являются специальные экономические зоны Китая (являвшиеся на первых этапах рыночными анклавами в плановой экономике, которая затем стала все более активно трансформироваться в рыночную экономику). В режиме зон второго типа работает большинство оффшорных компаний в странах Карибского бассейна и в Бразилии. Однако наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны в виде небольших территориальных образований, где указанные различия двух подходов во многом нивелируются.

Технико-внедренческие зоны можно причислить к зонам третьего поколения. Они возникают вокруг крупных научных центров как районы с особой инфраструктурой, обеспечивающей процесс ускоренной разработки новых производственных технологий и их передачу в национальное хозяйство. Для успешного становления и развития таких зон необходимы следующие условия: наличие в регионе престижного университета или другого научного центра с мощной исследовательской базой; наличие научного парка с повышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий; доступ к источникам венчурного (национального и иностранного) капитала, ориентированного на повышенные инвестиционные риски; благоприятные географические и климатические условия для работы и отдыха.

Сочетание всех указанных условий встречается редко, и поэтому каждая зона подобного типа по-своему уникальна (научные парки США, технополисы Японии).

В соответствии со ст. 4 Закона об ОЭЗ, особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

В современных условиях наиболее популярны следующие целевые ориентиры СТЗ, которые реализуются в соответствующих задачах (табл. 1)[24].

 

Таблица 1. Цели и задачи применения режима свободной таможенной зоны

Экономические  задачи Социальные  задачи Научно-технические задачи
-более широкое, по сравнению с основной территорией страны, привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению организационных процедур; -локальная ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа организациям и предприятиям ОЭЗ к определённым сферам внешнеторгового оборота; -обеспечение относительно интенсивного дополнительного роста валютных поступлений в бюджет страны и регионов. -ускорение развития отсталых регионов за счёт концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов; -повышение занятости населения путём создания новых рабочих мест с целью минимизации безработицы; -создание слоя высококвалифицированных менеджеров для обеспечения эффективного использования международной практики в сфере финансов; -удовлетворение спроса на высококачественные товары и насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами. -привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий; -ускорение инновационных и внедренческих процессов; -привлечение зарубежных специалистов и учёных; -модернизация техники и существующей инфраструктуры с целью повышения эффективности производства.

 


Вместе с тем, эффективная реализация стратегии развития ОЭЗ возможна, на наш взгляд, лишь в рамках перспективного маркетингового направления, обеспечивающего повышение конкурентоспособности локальной социально-экономической системы, – маркетинга территорий или регионального маркетинга.

Создание и функционирование ОЭЗ направлены на обеспечение благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику. ОЭЗ позволит гарантировать дополнительное привлечение как иностранных, так и отечественных инвестиций прежде всего в обрабатывающие сектора промышленности; развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития; создание новых высококвалифицированных рабочих мест. Функционирование ОЭЗ должно стимулировать развитие российских регионов, содействовать в решении проблем выравнивания уровня их экономического развития.

ОЭЗ призваны содействовать позитивным структурным преобразованиям в российской экономике, обеспечить переход от преобладания добывающих отраслей в пользу перерабатывающих отраслей промышленности. Они должны обеспечивать эффективную форму интеграции науки и производства, представлять собой площадку для развертывания инновационной деятельности и создания венчурных (рисковых) фирм, специализирующихся на разработке новых технологий.

Особо законодатель выделяет цель развития транспортной инфраструктуры. Для такой огромной страны, как Россия, транспортная система играет особую роль в обеспечении нормального функционирования всего народного хозяйства.

Федеральным законом от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"[25] в список целей, для достижения которых создаются, могут создаваться ОЭЗ, были включены туризм и санаторно-курортная сфера.

Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах – это особый порядок правового регулирования предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон, выражающийся в сочетании различных юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов действующих на территории особых экономических зон субъектов права. В правовом режиме воплощаются основные требования экономики. В частности, в целях привлечения иностранного капитала и активизации международного товарооборота в особых экономических зонах разработан, закреплен на законодательном уровне и апробирован на практике особый механизм, являющийся основой правового режима предпринимательства в особых экономических зонах и выражающийся в предоставлении определенным хозяйствующим субъектам различных преференций и соответствующих гарантий: таможенных, налоговых, финансовых, административных и др. Указанные преференции, будучи, по сути, стимулирующими средствами воздействия на общественные отношения в особых экономических зонах, играют первостепенную роль, в то время как ограничения содействуют наиболее полному, законному и справедливому осуществлению воли законодателя.

Следует сказать, что решение о создании или прекращении существования ОЭЗ может приниматься только Правительством РФ и оформляется в виде постановления. Другие органы власти не имеют таких полномочий. В связи с этим ознакомим читателей с Определением ВС РФ от 18.07.2007 N 86-Г07-15, в котором со ссылкой на Закон об ОЭЗ указано, что законодательное собрание субъекта РФ не вправе осуществлять собственное правовое регулирование в области установления территорий с особым льготным режимом хозяйственной, производственной, инвестиционной деятельности. Аналогичное решение вынесено в Определении ВС РФ от 24.01.2007 N 16-Г06-25 в отношении Закона об экономической зоне, принятого областной думой субъекта РФ, в котором в нарушение федерального законодательства предусматривалось предоставление льготы в виде возможности полностью не уплачивать налог на прибыль. Арбитры отмечают, что, хотя зоны экономического развития и свободные экономические зоны тождественны ОЭЗ, юридического статуса ОЭЗ эти территории не имеют. Соответственно, декларируемые на таких территориях льготы, в том числе в отношении налогообложения, неправомерны.

Более того, согласно ст. 40 Закона об ОЭЗ существование свободных таможенных зон, созданных до дня вступления этого Закона в силу (25.08.2005), прекращается, за исключением особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях, где отношения регулируются Законом N 16-ФЗ и Законом N 104-ФЗ в соответствии с которыми срок действия Калининградской ОЭЗ составляет 25 лет, а Магаданская ОЭЗ действует до 31 декабря 2014 г.

В настоящее время по решению Правительства РФ помимо зон в Калининградской и Магаданской областях на территории РФ созданы:

- две зоны промышленно-производственного типа на территории Грязинского района Липецкой области, Елабужского района Республики Татарстан ;

- четыре зоны технико-внедренческого типа на территории г. Томска, г. Дубны Московской области, г. Санкт-Петербурга, г. Москвы;

- семь зон туристско-рекреационного типа на территории Майминского и Чемальского районов Республики Алтай, Прибайкальского района Республики Бурятии, Алтайского района Алтайского края, Краснодарского края, Ставропольского края, Иркутского районного муниципального образования Иркутской области, Зеленоградского района Калининградской области.


Глава 3. Роль свободных таможенных зон в российской экономике, и

перспективы их развития

 

3.1 Значение свободных таможенных зон в российской экономике

 

Анализ показал, что общее число созданных в мире ОЭЗ составило около 1200, из них около 400 - это зоны свободной торговли, около 300 - промышленно-производственные зоны, еще около 400 - технико- внедренческие и 100 – сервисные (оффшорные центры, эколого- экономические регионы, исследовательские, научные парки, инновационные центры, туристические, рекреационные и др.). В процессе анализа функционирования СЭЗ, опыт их создания в развитых странах, развивающихся странах, в странах с переходной экономикой, в России, отражен в таблице Приложения.

Опыт функционирования СЭЗ в развитых странах свидетельствует о том, что такого рода территории организуются, как правило, для стимулирования наукоемких и энергосберегающих технологий; чаще всего там, где для этого существует развитая инфраструктура, в т.ч. социальная; в целях предоставления большей свободы предпринимательскому сектору с параллельным решением проблемы борьбы с высокой безработицей.

Каждая страна в процессе создания СЭЗ, решая стоящие перед ней проблемы, максимально учитывает национальные особенности и условия, разрабатывает адекватный им комплекс преференций и льгот. Достаточно долгий срок функционирования СТЗ в этих странах (с 30-х годов 20 века) доказал их эффективность в решении проблемы быстрого развития предпринимательского сектора, инвестирующего в новые технологии и создающего новые продукты, которые затем попадают на мировой рынок.

Также при реанимации территорий с особым экономическим статусом в России следует учитывать тот мировой опыт, который гласит, что основными причинами низкой эффективности уже работающих зон являются: неправильный выбор территории их размещения; недостаточная подготовка «площадки» - слабый инвестиционный начальный толчок, отсутствовавшая или непрофессиональная предварительная экспертиза; отсутствие или наличие ненадлежащего качества производственной и социальной инфраструктуры в зоне; несистемное введение налоговых льгот; плохо отлаженный механизм функционирования СЭЗ; выпуск фирмами-резидентами неконкурентоспособной продукции; отсутствие экономической и политической стабильности в стране; сложное, недостаточное или неустойчивое национальное законодательство о СЭЗ; неконтролируемое развитие теневой экономики и др.

В ближайшее время в России появятся новые свободные зоны технико-внедренческого типа, в которых планируется не только развивать инновационную деятельность, но и доводить ее до промышленного применения.

В 2009 году в Санкт-Петербурге появилась первая особая экономическая зона технико-внедренческого вида, на создание которой будет выделено из бюджета города 3 миллиарда рублей в период до 2010 год.

На сегодняшний день, одной из наиболее перспективных специализаций считаются нанотехнологии. Более 150 российских научных организаций ведут фундаментальные, поисковые исследования и разработку нанотехнологий. Уже пройдены основные этапы в области нормативно-правового обеспечения, в частности, приняты концепция, план действий по стимулированию развития наноиндустрии, выделены приоритетные направления НИОКР, наконец, разработана комплексная Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г.Существует, пять направлений коммерческого использования нанотехнологий[26].

В развивающихся странах целью применения свободных таможенных зон является экономический рост страны, более высокая степень индустриализации экономики, включение страны в международную торговлю или в отдельные отрасли. При этом основным источником привлекаемого предпринимательского капитала в свободные таможенные зоны являются иностранные инвестиции, в основном в силу недостаточности национального капитала.

В развитых странах, приоритетами применения СТЗ устанавливаются, как экономическое укрепление деятельности регионов или отраслей промышленности, а в ряде случаев конкретных предприятий. При этом критериями при выборе территорий особых экономических зон выступают уровень безработицы и денежных доходов населения. Так же необходимо учитывать специальные экономические условия развития, предоставляются только ограниченному числу регионов, так как будет сужаться сфера государственного макроэкономического регулирования, межрегиональной политики и возникнет угроза несбалансированности бюджетной системы.

Одновременно, характерной чертой применения СТЗ в промышленно развитых странах является попытка придать импульсы экономического развития отдельным территориям, их главной движущей силой является не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, важную роль играют также различные государственные дотации и кредиты.

Основными отличительными чертами процесса применения СТЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, непоследовательность, отсутствие четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом.

Проблемой низкой эффективности функционирования СТЗ в России стало отрицательное воздействие СТЗ на экономику региона. Льготы, действовавшие на территории СТЗ, негативно сказались на состоянии местных промышленных предприятий, не способных конкурировать с дешевой, практически беспошлинной импортной



2020-02-03 227 Обсуждений (0)
Особенности таможенного оформления товаров на территории отдельных особых экономических зон 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности таможенного оформления товаров на территории отдельных особых экономических зон

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)