Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возможности и условия применения факторинга в коммерческой организации



2020-02-03 175 Обсуждений (0)
Возможности и условия применения факторинга в коммерческой организации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Именно у нас, когда и представители малого и среднего бизнеса, многочисленные промышленные предприятия постоянно ощущают нехватку оборотных средств, дороговизну банковского кредита, отсутствие альтернативных источников финансирования поставщиков, факторинг может стать тем, что поможет ликвидировать взаимные неплатежи и ускорить платежно-производственный цикл.

Факторинг делает расчеты между партнерами значительно проще: продавец может сразу после поставки получить деньги, а у покупателя есть возможность согласовать с продавцом приемлемый срок отсрочки платежа, продавец может заниматься текущей деятельностью, обслуживанием клиентов.

Факторинг имеет преимущества и перед обычным кредитованием в экономии времени участников сделки, что имеет четкое материальное выражение. Особенно это выгодно для мелких бизнесменов, т. к. им приходится одними из первых вести жесткую конкуренцию на рынке с импортными товарами.

Для предприятий-поставщиков, испытывающих дефицит оборотных средств, факторинг может стать альтернативой традиционному способу привлечения средств – краткосрочному кредитованию. Основные отличия факторинга от кредита приведены в таблице 1.1.

Остановимся подробнее на наиболее важных преимуществах и недостатках факторинга по сравнению с кредитом.

Преимущества факторинга.

Отсутствие залога. При заключении договора факторинга банк не требует предоставления залога, открытия расчетных счетов поставщика и его дебиторов в одном из своих отделений, а также не проводит длительной проверки платежеспособности клиента. Должниками банка при факторинговом обслуживании поставщика становятся его дебиторы, а не предприятие-поставщик (гл. 43 ГК РФ).

При кредитовании коммерческие организации с помощью залога страхуются от возможности невозврата своих средств. При факторинге аналогичной страховочной мерой является распределение кредитного риска между большим количеством дебиторов поставщика. За счет этого снижается вероятность того, что сумма денежных средств, выданная фирмой-фактором поставщику, не будет возвращена полностью.

 

Таблица 1.1 – Основные отличия факторинга от кредитования

Условия договора Договор кредитования Договор факторинга
Срок, на который выдаются средства фиксированный На срок фактической отсрочки платежа покупателя фирме-фактору
Срок выплаты средств В обусловленный договором день В день поставки товара
Обеспечение (залог) требуется Не требуется
Сумма Заранее обусловлена Не ограничена и может быть увеличена по мере роста продаж клиента
Условия получения средств При оформлении каждого кредита необходимо предоставлять большое количество документов Заключив договор один раз поставщик получает деньги при предъявлении накладной и счета-фактуры
Возможность продления договора Погашение одного кредита не гарантирует получение следующего Может длиться бессрочно
Дополнительные услуги Не предоставляются Сопровождается управлением дебиторской задолженностью

 

Снижение рисков компании-поставщика. При факторинге фирма-фактор берет на себя значительную часть рисков своего клиента, в частности риски ликвидности, кредитные, валютные и процентные риски.

Факторинг позволяет избежать так называемых процентных рисков. Они возникают в случае, когда компания за счет привлечения кредитов пытается восполнить недостаток оборотных средств, вызванный отсрочкой платежей. Напомним, что процентная ставка по краткосрочным кредитам в первую очередь зависит от ситуации на рынке заемных средств, поэтому предприятие не застраховано от резкого удорожания кредитных ресурсов.

При заключении же бессрочного договора факторинга фактор гарантирует поставщику, что стоимость предоставляемых денежных ресурсов будет оставаться неизменной в течение довольно длительного периода времени (например, в течение полугода или года). Этот аспект факторингового обслуживания является дополнительным стабилизирующим фактором для бизнеса поставщика.

Все указанные риски будут подробнее рассмотрены далее.

Управление дебиторской задолженностью. Важной особенностью факторинга является то, что фактор не только осуществляет финансирование поставок в кредит, но и управляет дебиторской задолженностью клиента. Поставщику регулярно предоставляются следующие отчеты по состоянию дебиторской задолженности: о поставках, зарегистрированных за определенный период; о переводе средств поставщику; о поступлении средств от дебиторов; о статистике платежей по каждому дебитору; о состоянии просроченной задолженности.

Кроме того, по мере необходимости фирма-фактор связывается с покупателями (например, если сроки оплаты товара истекли). Таким образом, факторинговая фирма освобождает клиента от работы по отслеживанию своей дебиторской задолженности.

Однако не все покупатели решаются работать с поставщиком на условиях факторинга, поскольку не хотят видеть в качестве кредитора мощную факторную компанию вместо постоянного партнера. Стремясь избежать осложнений, факторы требуют, чтобы к договору поставки оформлялось приложение, в котором покупатель фиксировал бы свое согласие перечислить деньги за товар на счет фактора.

Недостатки факторинга.

Главный недостаток факторинга в том, что его использование обходится предприятию дороже, чем привлечение кредита. Факторинговая комиссия представляет собой общую плату за комплексную услугу и в общем случае складывается из следующих составляющих:

сбор за обработку документов (50–200 руб. за документ);

собственно факторинговая комиссия (0,5–3% от стоимости контракта);

проценты за использование денежных средств, предоставленных фактором клиенту сразу после отгрузки товара и получения от него товарно-транспортных документов (до 36% годовых).

Впрочем, при заключении договора на факторинговые услуги факторинговые компании, как правило, готовы учитывать индивидуальные особенности своих клиентов. Так, на размер комиссии влияют количество дебиторов у предприятия, сумма оборота в рамках факторинговых услуг.

Еще один недостаток в том, что из всех видов договоров факторинга у нас используется в основном договор с правом регресса, когда фактор имеет право вернуть кредитору денежные требования, не оплаченные должником в течение определенного срока. Этот факт сильно портит все прелести подобных договоров.

На рис. 1.1 выделены положительные стороны факторинга как инструмента финансового менеджмента.

В то же время не всякое малое предприятие может пользоваться услугами факторинговой компании. Не подлежат факторинговому обслуживанию:

• предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

• предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

• строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;

• предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок;

• факторинговые операции не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия.

Перечисленные ограничения оправданы тем, что в данных случаях факторинговой компании трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ.

Заинтересованность российского бизнеса в факторинге объяснима, т. к. именно факторинг, этот финансовый инструмент, стал одним из рычагов выхода из глубочайшего кризиса европейской экономики в после-военное время.

Подводя итог, можно констатировать, что:

1. Российская экономика нуждается во внедрении новых управленческих инструментов.

2. Менеджмент требует инноваций, которые должны учитывать особенности России.


Независимость от сроков платежей дебиторов 

Рисунок 1.1 – Положительные стороны факторинга как инструмента финансового менеджмента

 

3. Факторинг может стать одним из инструментов менеджмента в стабилизаций российской экономики, ее развитии при учете специфики современного этапа.

4. Потенциал факторинг имеет сейчас в экспортных операциях.

5. Объектами внутреннего факторинга могут стать фирмы малого и среднего бизнеса, которые испытывают острый недостаток оборотных средств.

Если обобщить преимущества факторинга, то можно сказать, что главными достоинствами его являются:

• превращение дебиторской задолженности в наличные деньги; уменьшение рисков неплатежей;

• увеличение ликвидности, рентабельности, прибыли;

• возможность расширения объемов оборота;

• повышение доходности;

• экономия собственного капитала;

• улучшение финансового планирования;

• возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков.

На рисунке Приложения 2 показаны преимущества факторинга.

Как видно из вышеизложенного, факторинг может быть действенным средством решения многих задач, он может принести пользу всем участникам факторинговых операций, может стать эффективным инструментом подъема экономики. Именно поэтому факторинг активно развивается на российском рынке и востребован многими коммерческими организациями.

 



2020-02-03 175 Обсуждений (0)
Возможности и условия применения факторинга в коммерческой организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возможности и условия применения факторинга в коммерческой организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)