Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретический обзор.



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретический обзор. 0.00 из 5.00 0 оценок




Динамика спонтанной трансформации воспоминаний

Дипломная работа

 

Выполнила:

студентка VI курса, вечернего отделения

Пупкин К.Т.

 

Научный руководитель:

доцент, кандидат психологических наук

Нуркова В.В.

 

Москва

2008г.


Содержание.

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретический обзор. 6

1.1   Проблема соотношения содержания мнемического образа и фотографии. 6

1.2   Проблема конструктивного характера мнемических процессов в зарубежной и отечественной литературе. 10

1.3   Исследования пластичности воспоминаний на ранних этапах развития психологии. 11

1.4   Корреспондентный подход в современной когнитивной психологии. 13

1.5 Исследования эффективности произвольной и непроизвольной памяти в деятельностном подходе. 18

1.6   Фотография как культурное средство регуляции памяти. 21

Глава 2. Эмпирическая часть исследования. 23

2.1.  Эмпирическая часть I. 23

2.1.1.        Методика. 23

2.1.2.        Полученные результаты и их обсуждение. 24

2.2. Эмпирическая часть II 36

2.2.1.        Постановка проблемы эмпирического исследования II 36

2.2.2.        Методика. 36

2.2.3.        Полученные результаты, их обработка и обсуждение. 37

2.2.4.        Выводы по второй части эмпирического исследования. 46

Выводы.. 48

Заключение. 50

Литература. 52

Приложения. 54


Введение.

 

В последние годы одним из наиболее активно развивающихся направлений в исследованиях памяти является корреспондентный подход (Нуркова, Бернштейн, 2006). Исследователи, работающие в рамках данного подхода, концентрируют свое внимание на анализе конструктивных процессов, которые имеют место на стадиях запечатления, хранения и извлечения информации из памяти (Нуркова, 2000). На сегодняшний день убедительно показано, что работа всех мнемических подсистем включает в себя конструктивные компоненты. Другими словами, то, что мы вспоминаем, не является точной копией воспринятого, а претерпевает значительные трансформации по причинам как когнитивного, так и мотивационного характера (Нуркова, 2006, б).

Актуальность исследования. В литературе описан ряд факторов, которые повышают пластичность воспоминаний и ведут к искажению их истинности. Систематизация исследований, посвященных выявлению этих факторов проведена В.В.Нурковой (Нуркова, 2008). Показано, что максимальная вероятность ошибки наблюдается, когда:

1) информация запоминается непроизвольно;

2) мнемическое содержание подвергается глубокой переработке, что подразумевает организацию материала и его соотнесение с уже сложившейся системой знаний;

3) у субъекта возникает чувство знакомости материала без осознания реального источника получения информации;

4) осуществляется акт мысленной реконструкции события;

5) при условиях, провоцирующих своеобразный «мнемический конформизм», когда авторитетный источник утверждает, что событие имело место в реальности;

6) событие воспринимается как высоко вероятное;

7) субъект решает задачи, преобразуя материал более обобщенного содержания по сравнению с описанием конкретных жизненных эпизодов;

8) мнемическое содержание относится к «субъективному прошлому», т.е. к периоду жизни до последней по времени осознанной трансформации самоидентичности;

9) субъект работает с материалом, структурированным как биографический;

10) контекст кодирования и контекст извлечения информации не совпадают.

Однако до настоящего времени в исследованиях закономерностей пластичности воспоминаний вне рассмотрения остается ряд значимых аспектов этой проблемы:

· Не изучена специфика трансформации материала на каждой из стадий мнемического процесса (запечатления, сохранения, извлечения);

· Не учитывается степень деятельностной включенности субъекта при развертывании процессов непроизвольного запоминания;

· Не учитываются различия фиксации в памяти фрагментов образа, воспринятых в качестве «фигуры» и в качестве «фона»;

· Не учитываются особенности культурных средств, использование которых обусловило непроизвольное запоминание реального жизненного эпизода;

· Не учитывается динамический характер содержания, воспроизводимого в качестве эпизода прошлого, при этом воспроизведение симультанного (момент) и сукцессивного (сюжетное действие) эпизода неправомерно отождествляются;

· Не проводится анализ различий при воспоминании о персонажах - участниках эпизода прошлого и последовательности происходящих действий.

Таким образом, проведенное исследование является актуальным для расширения и уточнения знаний о механизмах функционирования конструктивных процессов в памяти человека с учетом известных законов восприятия (разделение образа восприятия на «фигуру» и «фон»), форм деятельностной включенности субъекта в процесс непроизвольного запоминания и динамических характеристик события, формирующего образ памяти.

Практическая значимость. Во многих областях практики, например, юридической, предполагается, что человек способен точно актуализировать из памяти целевую информацию после предъявления ключевого стимула, относящегося к ситуации прошлого (наводящий вопрос, фотография, в  том числе предлагаемая для опознания).

В связи с этим представляется крайне важным более детально определить, какие компоненты образа памяти являются наиболее уязвимыми для спонтанной трансформации, установить закономерности этих трансформаций и разработать рекомендации по их учету в практической деятельности.

Методологическими основаниями работы является культурно-деятельностный подход в психологии, интегрирующий идеи школы Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева с положениями П.И. Зинченко и А.А. Смирнова о детерминации характеристик мнемической продукции деятельностью, в которую включен субъект, и особенностями культурного средства, при помощи которого данная деятельность осуществляется. Работа опирается на многокомпонентную модель мнемических процессов (Аткинсон, Бэддели, Бахрик). В работе используется концепция автобиографической памяти личности как высшей психической функции В.В. Нурковой.

Новизна. В работе впервые собран и проанализирован эмпирический материал, соответствующий требованиям «экологического подхода» У. Найсера - рассматривается соотношение характеристик воспоминания об эпизоде прошлого и фиксирующей его фотографии, сделанной самим испытуемым. Впервые обнаружены разнонаправленные закономерности в воспроизведении центральных и периферических областей запечатленного в памяти эпизода. Исследованы трансформации восприятия и воспоминания о динамическом эпизоде и проведено различение между закономерностями трансформации сюжета эпизода (линия действия) и действующих лиц эпизода (линия персонажей).

Объект исследования: выраженные в вербальной форме воспоминания о статических и динамических событиях прошлого, относящиеся к содержанию сделанных самим человеком фотографий и к содержанию продемонстрированного ему видеофрагмента (в сравнении с описаниями, сделанными испытуемыми при непосредственном восприятии).

Предмет исследования: соотношение между характеристиками содержания восприятия фотографического снимка и видеофрагмента и воспоминаниями о них.

Гипотезы исследования:

1. Существует специфика в закономерностях трансформации центральных и периферических (с точки зрения вспоминающего) областей мнемического образа. А) Выявленные ранее закономерности трансформации образа памяти на стадии хранения не являются универсальными.

Б) Закономерности трансформации центральных («фигура») и периферических («фон») областей мнемического образа имеют разнонаправленный характер.

2. Включение в процесс восприятия культурного средства фиксации образа (фотография) определяет результат воспроизведения непроизвольно запечатленной образной части эпизода.

А) Воспоминание о сделанной испытуемым фотографии одномоментной сцены (кадр) выполняет функцию «ключа» для извлечения из памяти воспоминания о целостном динамическом эпизоде и детерминирует характер расхождений между содержанием фотографии и воспоминанием о ней.

Б) При воспроизведении динамического эпизода наблюдается диссоциация между воспоминанием о сюжетной линии эпизода (линией действия) и воспоминанием о персонажах, включенных в действие.

Задачи исследования:

· Провести обзор зарубежной и отечественной литературы, посвященный проблеме конструктивного характера мнемических процессов.

· Провести обзор литературы, посвященной проблеме различий в восприятии различных областей видимого образа (проблема «Фигуры» и «Фона»).

· Провести теоретический анализ возможности экстраполяции закономерностей, выявленных на материале процессов восприятия, на механизмы функционирования мнемических процессов.

· Разработать экологически валидную методическую процедуру, позволяющую учитывать активность субъекта в ходе непроизвольного запоминания, а так же динамику трансформации мнемического образа.

· Провести эмпирическое исследование с целью соотнесения характеристик вербализованного воспоминания о фотографии, сделанной самим испытуемым без установки на запоминание, и объективного содержания фотографии.

· Выявить различия в воспроизведении:

1) информационной структуры, относящейся к смысловому центру зафиксированной на фотографии сцены;

2) информационной структуры, относящейся к смысловой периферии зафиксированной на фотографии сцены;

3) информационной структуры, относящейся к целостному динамическому эпизоду, референтом которого является фотография.

· Провести эмпирическое исследование влияния фактора времени (длительности интервала между просмотром и актуализацией) на характеристики вербализованного воспоминания о динамическом видеофрагменте.

· Выявить влияние изменения деятельнстной позиции (снижение её активности) на уровень воспроизведения элементов содержания памяти.

· Выявить различия в воспроизведении информации, относящейся к действующим персонажам видеофрагмента и к последовательности действий.

 

Апробация работы. Доклад по результатам первой эмпирической серии исследования включен в программу Третьей Международной конференции по когнитивной науке (20-25 июня 2008, Москва).


Глава 1. Теоретический обзор.



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретический обзор. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретический обзор.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)