Глава 1. Теоретический обзор.
Динамика спонтанной трансформации воспоминаний Дипломная работа
Выполнила: студентка VI курса, вечернего отделения Пупкин К.Т.
Научный руководитель: доцент, кандидат психологических наук Нуркова В.В.
Москва 2008г. Содержание.
Введение. 2 Глава 1. Теоретический обзор. 6 1.1 Проблема соотношения содержания мнемического образа и фотографии. 6 1.2 Проблема конструктивного характера мнемических процессов в зарубежной и отечественной литературе. 10 1.3 Исследования пластичности воспоминаний на ранних этапах развития психологии. 11 1.4 Корреспондентный подход в современной когнитивной психологии. 13 1.5 Исследования эффективности произвольной и непроизвольной памяти в деятельностном подходе. 18 1.6 Фотография как культурное средство регуляции памяти. 21 Глава 2. Эмпирическая часть исследования. 23 2.1. Эмпирическая часть I. 23 2.1.1. Методика. 23 2.1.2. Полученные результаты и их обсуждение. 24 2.2. Эмпирическая часть II 36 2.2.1. Постановка проблемы эмпирического исследования II 36 2.2.2. Методика. 36 2.2.3. Полученные результаты, их обработка и обсуждение. 37 2.2.4. Выводы по второй части эмпирического исследования. 46 Выводы.. 48 Заключение. 50 Литература. 52 Приложения. 54 Введение.
В последние годы одним из наиболее активно развивающихся направлений в исследованиях памяти является корреспондентный подход (Нуркова, Бернштейн, 2006). Исследователи, работающие в рамках данного подхода, концентрируют свое внимание на анализе конструктивных процессов, которые имеют место на стадиях запечатления, хранения и извлечения информации из памяти (Нуркова, 2000). На сегодняшний день убедительно показано, что работа всех мнемических подсистем включает в себя конструктивные компоненты. Другими словами, то, что мы вспоминаем, не является точной копией воспринятого, а претерпевает значительные трансформации по причинам как когнитивного, так и мотивационного характера (Нуркова, 2006, б). Актуальность исследования. В литературе описан ряд факторов, которые повышают пластичность воспоминаний и ведут к искажению их истинности. Систематизация исследований, посвященных выявлению этих факторов проведена В.В.Нурковой (Нуркова, 2008). Показано, что максимальная вероятность ошибки наблюдается, когда: 1) информация запоминается непроизвольно; 2) мнемическое содержание подвергается глубокой переработке, что подразумевает организацию материала и его соотнесение с уже сложившейся системой знаний; 3) у субъекта возникает чувство знакомости материала без осознания реального источника получения информации; 4) осуществляется акт мысленной реконструкции события; 5) при условиях, провоцирующих своеобразный «мнемический конформизм», когда авторитетный источник утверждает, что событие имело место в реальности; 6) событие воспринимается как высоко вероятное; 7) субъект решает задачи, преобразуя материал более обобщенного содержания по сравнению с описанием конкретных жизненных эпизодов; 8) мнемическое содержание относится к «субъективному прошлому», т.е. к периоду жизни до последней по времени осознанной трансформации самоидентичности; 9) субъект работает с материалом, структурированным как биографический; 10) контекст кодирования и контекст извлечения информации не совпадают. Однако до настоящего времени в исследованиях закономерностей пластичности воспоминаний вне рассмотрения остается ряд значимых аспектов этой проблемы: · Не изучена специфика трансформации материала на каждой из стадий мнемического процесса (запечатления, сохранения, извлечения); · Не учитывается степень деятельностной включенности субъекта при развертывании процессов непроизвольного запоминания; · Не учитываются различия фиксации в памяти фрагментов образа, воспринятых в качестве «фигуры» и в качестве «фона»; · Не учитываются особенности культурных средств, использование которых обусловило непроизвольное запоминание реального жизненного эпизода; · Не учитывается динамический характер содержания, воспроизводимого в качестве эпизода прошлого, при этом воспроизведение симультанного (момент) и сукцессивного (сюжетное действие) эпизода неправомерно отождествляются; · Не проводится анализ различий при воспоминании о персонажах - участниках эпизода прошлого и последовательности происходящих действий. Таким образом, проведенное исследование является актуальным для расширения и уточнения знаний о механизмах функционирования конструктивных процессов в памяти человека с учетом известных законов восприятия (разделение образа восприятия на «фигуру» и «фон»), форм деятельностной включенности субъекта в процесс непроизвольного запоминания и динамических характеристик события, формирующего образ памяти. Практическая значимость. Во многих областях практики, например, юридической, предполагается, что человек способен точно актуализировать из памяти целевую информацию после предъявления ключевого стимула, относящегося к ситуации прошлого (наводящий вопрос, фотография, в том числе предлагаемая для опознания). В связи с этим представляется крайне важным более детально определить, какие компоненты образа памяти являются наиболее уязвимыми для спонтанной трансформации, установить закономерности этих трансформаций и разработать рекомендации по их учету в практической деятельности. Методологическими основаниями работы является культурно-деятельностный подход в психологии, интегрирующий идеи школы Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева с положениями П.И. Зинченко и А.А. Смирнова о детерминации характеристик мнемической продукции деятельностью, в которую включен субъект, и особенностями культурного средства, при помощи которого данная деятельность осуществляется. Работа опирается на многокомпонентную модель мнемических процессов (Аткинсон, Бэддели, Бахрик). В работе используется концепция автобиографической памяти личности как высшей психической функции В.В. Нурковой. Новизна. В работе впервые собран и проанализирован эмпирический материал, соответствующий требованиям «экологического подхода» У. Найсера - рассматривается соотношение характеристик воспоминания об эпизоде прошлого и фиксирующей его фотографии, сделанной самим испытуемым. Впервые обнаружены разнонаправленные закономерности в воспроизведении центральных и периферических областей запечатленного в памяти эпизода. Исследованы трансформации восприятия и воспоминания о динамическом эпизоде и проведено различение между закономерностями трансформации сюжета эпизода (линия действия) и действующих лиц эпизода (линия персонажей). Объект исследования: выраженные в вербальной форме воспоминания о статических и динамических событиях прошлого, относящиеся к содержанию сделанных самим человеком фотографий и к содержанию продемонстрированного ему видеофрагмента (в сравнении с описаниями, сделанными испытуемыми при непосредственном восприятии). Предмет исследования: соотношение между характеристиками содержания восприятия фотографического снимка и видеофрагмента и воспоминаниями о них. Гипотезы исследования: 1. Существует специфика в закономерностях трансформации центральных и периферических (с точки зрения вспоминающего) областей мнемического образа. А) Выявленные ранее закономерности трансформации образа памяти на стадии хранения не являются универсальными. Б) Закономерности трансформации центральных («фигура») и периферических («фон») областей мнемического образа имеют разнонаправленный характер. 2. Включение в процесс восприятия культурного средства фиксации образа (фотография) определяет результат воспроизведения непроизвольно запечатленной образной части эпизода. А) Воспоминание о сделанной испытуемым фотографии одномоментной сцены (кадр) выполняет функцию «ключа» для извлечения из памяти воспоминания о целостном динамическом эпизоде и детерминирует характер расхождений между содержанием фотографии и воспоминанием о ней. Б) При воспроизведении динамического эпизода наблюдается диссоциация между воспоминанием о сюжетной линии эпизода (линией действия) и воспоминанием о персонажах, включенных в действие. Задачи исследования: · Провести обзор зарубежной и отечественной литературы, посвященный проблеме конструктивного характера мнемических процессов. · Провести обзор литературы, посвященной проблеме различий в восприятии различных областей видимого образа (проблема «Фигуры» и «Фона»). · Провести теоретический анализ возможности экстраполяции закономерностей, выявленных на материале процессов восприятия, на механизмы функционирования мнемических процессов. · Разработать экологически валидную методическую процедуру, позволяющую учитывать активность субъекта в ходе непроизвольного запоминания, а так же динамику трансформации мнемического образа. · Провести эмпирическое исследование с целью соотнесения характеристик вербализованного воспоминания о фотографии, сделанной самим испытуемым без установки на запоминание, и объективного содержания фотографии. · Выявить различия в воспроизведении: 1) информационной структуры, относящейся к смысловому центру зафиксированной на фотографии сцены; 2) информационной структуры, относящейся к смысловой периферии зафиксированной на фотографии сцены; 3) информационной структуры, относящейся к целостному динамическому эпизоду, референтом которого является фотография. · Провести эмпирическое исследование влияния фактора времени (длительности интервала между просмотром и актуализацией) на характеристики вербализованного воспоминания о динамическом видеофрагменте. · Выявить влияние изменения деятельнстной позиции (снижение её активности) на уровень воспроизведения элементов содержания памяти. · Выявить различия в воспроизведении информации, относящейся к действующим персонажам видеофрагмента и к последовательности действий.
Апробация работы. Доклад по результатам первой эмпирической серии исследования включен в программу Третьей Международной конференции по когнитивной науке (20-25 июня 2008, Москва). Глава 1. Теоретический обзор.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |