Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ расчетно-кассового обслуживания предприятий



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
Анализ расчетно-кассового обслуживания предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Отдел по работе с юридическим лицами является самостоятельной структурной единицей отделения банка, возглавляются начальником отдела и подчиняется управляющему.

Отдел осуществляет по поручениям клиентов расчетные и кассовые операции, предусмотренные действующим законодательством и нормативными документами, регулирующими данный вид отношений банка и клиентов. Работа отдела строится на локальном балансе, который ежегодно передается в отдел бухучета и отчетности отделения.

Отдел создан для комплексного расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и осуществляет все виды такого обслуживания. Отдел осуществляет открытие и закрытие расчетных счетов на основании письменного разрешения управляющего.

Основными задачами отдела являются:

1) создание благоприятных условий для увеличения постоянных остатков на расчетных счетах клиентов;

2) предоставление овердрафтных кредитов клиентов с целью получения дополнительной прибыли;

3) создание разветвленной системы «Банк-Клиент» с целью увеличения скорости прохождения платежных документов и улучшения условий обслуживания клиентов;

4) создание информационной базы о клиентах, денежных потоках, которая могла бы использоваться руководством отделения в процессе принятия решений и формировании политики отделения на кредитном рынке;

5) привлечение юридических лиц на расчетно-кассовое обслуживание.

Отдел оказывает разнообразные консультационные услуги, информационные и др.

Отдел имеет следующую структуру:

- начальник отдела;

- заместитель начальника отдела;

- два главных инспектора.

Сберегательный банк заключает договора банковского счёта с клиентом, обратившимся с предложением открыть счёт на объявленных банком (для счетов данного вида) условиях, соответствующих требованиям, предусмотренных законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

По договору банковского счёта (как в рублях, так и в иностранной валюте) банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счёт, открытый клиенту, денежные средства, выполнять его распоряжения о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счёта и проведении других операций по счёту.

В договоре даётся исчерпывающий перечень документов, необходимых для открытия и ведения счёта конкретного клиента в соответствии с его правовым статусом и видом открываемого счёта. В договоре закрепляются также основные положения, касающиеся порядка ведения счёта. Пункты Типового договора о проведении платежей в порядке очерёдности, установленной законодательством, и о плате за услуги в соответствии с действующими тарифами банка не конкретизируются, т. к. законодательство и тарифы могут изменяться, но действующие тарифы обязательно оформляются приложением к договору.

В соответствии с договором банк вправе отказать клиенту в совершении операций по счёту в случаях:

1. представления платёжных поручений на проведение банковских операций при отсутствии средств на счёте клиента;

2. представления в банк ненадлежащим образом оформленных платёжных поручений и иных, необходимых для проведения банковских операций, документов;

3. нарушения сроков представления расчётных документов (если такие сроки предусмотрены договором или дополнительным соглашением);

4. не уведомления или несвоевременного уведомления банка о намерении осуществить платёж свыше суммы, предусмотренной договором (если данное условие включено в договор);

5. в других случаях, предусмотренных договором и не противоречащих действующему законодательству.

На основании данных бухгалтерского учёта отделения составляют ежедневный, оперативный, ежемесячный и годовой отчёты о кассовом исполнении Государственного бюджета в объёме и по формам, установленным ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

Для открытия расчётных, текущих и бюджетных средств клиент предоставляет в банк следующие документы:

1) Заявление на открытие счёта, подписанное руководителем и главным бухгалтером юридического лица;

2) Свидетельство о государственной регистрации;

3) Учредительные документы, подтверждающие статус юридического лица (заверенное нотариально);

4) Справка из органов статистики о присвоении кодов по ОГПО и классификационных признаков;

5) Справка из налоговой инспекции;

6) Справка из внебюджетных фондов о постановке на учёт;

7) Карточка с образцами подписей и оттиска печати в 2-х экземплярах;

8) Документ, подтверждающий полномочия должностных лиц на распоряжение счётом.

Операции по счетам клиентов в отделениях Сбербанка выполняются:

1) операционно-кассовым работником, или операционистом;

2) кассиром – по операциям с наличными денежными средствами.

Все расчётные отношения в Российской Федерации построены на общих принципах, совершаются по единым правилам, которые устанавливаются законодательством и нормативными актами Банка России. Расчёты между юридическими лицами осуществляются в безналичном порядке. Общий срок безналичных расчётов не должен превышать двух операционных дней.

Сбербанк России уделяет первостепенное внимание быстрому и качественному выполнению поручений своих клиентов, используя для этого систему межбанковских расчётов. Она объединяет Расчётный Центр в г. Москве и территориальные расчётные центры, охватывающие все регионы страны.

В расчётной системе Сбербанка используются только электронные платёжные документы, что позволяет максимально сократить срок прохождения расчётов благодаря применению передовых банковских технологий передачи, защиты и обработки информации.

Все расчётные операции осуществляются в режиме реального времени и в целом в рамках Сбербанка России – круглосуточно. Расчёты между клиентами, имеющими счета в отделениях или подразделениях банка на территории России – в течение суток.

При осуществлении безналичных расчётов допускаются следующие формы расчётов:

1) платёжными поручениями;

2) чеками;

3) аккредитивами;

4) расчёты по инкассо (платёжные требования, требования-поручения, инкассовые поручения), а также расчёты в иных формах, предусмотренных законом.

Предприятия могут выбирать любую из установленных форм расчётов, исходя из собственных интересов. Банк не вправе препятствовать осуществлению расчётов по формам, предусмотренным в договоре контрагентов. Платежи производятся только при наличии на счетах плательщиков собственных средств, если иное не оговорено между банком и владельцем счёта. Помарки и подчистки в расчётных документах не допускаются.

Расчёты между предприятиями и организациями осуществляются, как правило, в безналичном порядке, в установленных формах, путём перечисления средств со счёта плательщика на счёт получателя в банке.

Наиболее распространённой формой расчётов являются расчёты платёжными поручениями.

Клиент самостоятельно заполняет платёжные поручения и представляет в банк операционисту, ведущему его расчётный счёт.

Первый экземпляр платёжного поручения, подписанный лицами, имеющими право распоряжаться счётом и заверенный оттиском печати, используется для списания средств со счёта клиента.

Второй экземпляр платёжного поручения, если:

а) перечисленная сумма подлежит зачислению на счёт в другом банке – предназначается соответствующему учреждению другого банка;

б) счёт получателя ведётся в том же учреждении банка – используется как мемориальный ордер для зачисления на этот счёт;

в) счёт получателя ведётся в другом учреждении банка – то он прилагается к реестру-ордеру (ф.167) или служит основанием для зачисления на счёт, открытый в учреждении (ОПЕРУ). В этом случае на поручении должна быть разрешительная подпись главного бухгалтера.

Третий экземпляр платёжного поручения предназначен получателю платежа при выписке из его лицевого счёта.

Четвёртый экземпляр платёжного поручения, заверенный печатью банка и подписью специалиста банка в приёме поручения, возвращается клиенту.На всех экземплярах платёжного поручения операционист банка проставляет дату и свою подпись, а на первом экземпляре (также на втором, когда поручение служит ордером на зачисление); кроме того, указывает остаток средств по счёту после совершения операции. Сумма поручения записывается в лицевой счёт и операционный дневник.

Предельные суммы расчётов между юридическими лицами наличными денежными средствами на территории Российской Федерации устанавливаются действующим законодательством. В настоящее время предельный размер расчётов наличными деньгами – 10000 рублей.

Юридические лица, не имеющие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, по согласованию с банком могут расходовать поступающую в их кассу выручку на заработную плату и выплаты социального характера, закупку сельскохозяйственной продукции у населения, скупку тары и вещей у населения, а также на командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов.

Банку запрещено производить операции, связанные с выплатой наличных денежных средств предприятиям, без зачисления на соответствующий банковский счёт. Банк не вправе принимать в свою кассу от юридических лиц наличные деньги для зачисления их на счета третьих лиц. Приём наличных денежных средств от клиентов для зачисления на счёт производится по объявлению на взнос наличными, состоящему из объявления, ордера и квитанции.

Операционист банка записывает операцию по приёму наличных денег в лицевой счёт и операционный дневник, указывает на обороте объявления остаток средств на счёте после совершения операции, дату и ставит свою подпись, отделяет ордер от объявления и присоединяет его к лицевому счёту для выдачи владельцу при выписке, а объявление и квитанцию передаёт кассиру. Кассир проверяет правильность заполнения документов, подписывает их и выдаёт вносителю квитанцию. Объявление в составе отчёта передаётся в бухгалтерию для контроля.

Суммы кассовых документов отражаются в операционном дневнике в тот же рабочий день. Исправления и помарки в кассовых документах не допускаются. Получение наличных денежных средств юридическими лицами осуществляется только со своего расчётного (текущего) и (или) бюджетного счёта в размере, необходимом на оплату труда, выплаты социального характера, стипендии, пенсии, пособия, закупку сельскохозяйственной продукции у населения, страховых возмещений, а также на другие расчёты с физическими лицами, текущие хозяйственные нужды и командировочные расходы в пределах средств на своих счетах.

Наличные деньги, полученные в банке, расходуются строго по целевому назначению. Организации (за исключением предприятий-недоимщиков), независимо от их организационно-правовой формы, могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководителями предприятий, и обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов в порядке и сроки, согласованные с банком, в соответствии с правилами ведения кассовых операций. При необходимости лимит остатка кассы может быть пересмотрен банком.

Выдача денежных средств по чеку производится лицу, которое указано в чеке. Денежный чек действителен в течение 10 дней, не считая дня выписки. При выдаче наличных денег операционист банка:

1) поверяет правильность заполнения реквизитов, указанных в чеке, сличает суммы прописью и цифрами, подписи, оттиск печати на чеке и его номер с образцами подписей, печатью и номерами чеков в карточке;

2) удостоверяется в личности получателя денег, предлагает ему расписаться на обороте чека и сличает эту подпись с образцом подписи, имеющимся в предъявленном паспорте или документе, его заменяющем, записывает на обороте чека данные паспорта или заменяющего его документа (если сведения о документе заполнены получателем, сверяет их с предъявленным документом) и ставит свою подпись;

3) списывает сумму чека со счёта клиента, проставляет на обороте чека остаток средств на счёте после совершения операции, дату и свою подпись, записывает операцию в операционный дневник и передаёт документы в кассу.

Кассир проверяет:

1) наличие на обороте чека данных о предъявленном документе, удостоверяющем личность получателя;

2) сверяет расписку в получении денег на обороте чека с образцом подписи в паспорте или документе, его заменяющем;

3) наличие на чеке подписи операциониста;

4) подписывает чек;

5) выдаёт получателю деньги и возвращает документ, удостоверяющий личность получателя.

Учёт средств клиентов, открывших счета в банке в качестве предпринимателей без юридического лица, может осуществляться для их удобства на бланках лицевых счетов с выдачей сберегательной книжки. Лицевые счета таких клиентов хранятся в отдельной картотеке. Лимит кассы и предельный размер расчётов наличными деньгами для предпринимателей без образования юридического лица не устанавливается и проверка кассовой дисциплины не проводится.

В случае несвоевременного зачисления на счёт поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счёта, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счёта либо их выдаче со счёта банк обязан уплатить на эту сумму проценты в размере существующей учётной ставки банковского процента на день исполнения обязательств за каждый день просрочки.

Активно овладевать новой клиентурой – юридическими лицами – банк начал в 1995 году.

Сегодня Промышленное отделение Сбербанка РФ №8231 г. Екатеринбурга удерживает лидирующие позиции на региональном рынке расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов. Отделение совершенствует ведение наличных и безналичных операций в национальной валюте, стремится обеспечить высокую скорость прохождения платежей. В банке применяются различные формы расчётов и гибкая тарифная политика, повышается качественный уровень работы с клиентами. Решён ряд технических проблем: отделы и службы банка обеспечены современными технологиями с использованием средств автоматизации, что позволило повысить безопасность банковских операций, скорость проведения платежей. Больше двадцати предприятий и организаций осуществляют свой электронный документооборот с использованием системы электронной связи «Банк – Клиент».

Важным компонентом во взаимодействии с клиентурой менеджеры банка считают способность банка предложить клиентам комплексное банковское обслуживание и наибольшее число услуг с помощью дочерних структур и предприятий-партнёров. Чем больше услуг получает клиент, тем теснее его связь с банком. Усилия по расширению количества услуг уже позволили банку увеличить доходы от обслуживания юридических лиц.

Исходя из полученных данных по расчетно-кассовому обслуживанию (РКО) юридических лиц в Промышленном отделении Сбербанка РФ видно, что среднедневные остатки (тыс. руб.) постоянно растут – это говорит о постоянном повышении количества совершаемых операций по расчетно-кассовому обслуживанию среди юридических лиц и следовательно о повышении доходов банка. Также на доходы банка влияет количество счетов (штук) юридических лиц по РКО, что исходя из таблицы тоже увеличивается с каждым кварталом (кв.), а далее с каждым годом. Рассматривая далее таблицу с данными по РКО юридических лиц в данном отделении Сбербанка РФ четко заметно увеличение доли остатков на счетах юридических лиц в пассивах (в %) ,что указывает на аспект постоянного увеличения массы расчетно-кассовых операций вообще, в случае чего возрастает уровень используемых средств юридических лиц банком среди других известных пассивов банка. К тому же доходы от расчетно-кассового обслуживания являются самыми дешевыми пассивами (источниками) ресурсов банка. Динамику остатков на расчетных счетах клиентов по расчетно-кассовому обслуживанию таблица 5.

 

Таблица 5 Динамика остатков на расчетных счетах клиентов.

Среднедневные остатки(тыс. руб.)

2006 год

2007 год

I кв. II кв. III кв. IV кв. I кв. II кв. III кв. IV кв.
90000 95900 120300 150000 153000 169500 180700 200000
Количество счетов (штук). 1850 1990 2300 2700 2890 3112 3357 3500
Доля остатков на счетах юридических лиц в пассивах (в %). 9% 9,3 12% 14,3% 14,5% 17% 17,5% 20%

 

Рассматривая динамику доходов от расчетно-кассового обслуживания юридических лиц вполне четко заметно ее постоянный рост, особенно – это характерно при переходе со второго на третий квартал 2007 года, данный период в экономике нашей области подразумевает экономический рост в сфере бизнеса. Соответственно доля доходов на данный период в общей сумме доходов резко начинает расти в процентном соотношении, не только в Сбербанке РФ, но и в других коммерческих банках страны. Динамика доходов от расчетно-кассового обслуживания юридических лиц представлена в таблице 6.

 

Таблица 6 Динамика доходов от расчетно-кассового обслуживания юридических лиц

Доходы от расчетно-кассового обслуживания (тыс. руб.).

2006 год

2007 год

I кв. II кв. III кв. IV кв. I кв. II кв. III кв. IV кв.
210 390 750 800 875 930 1010 1250
Доля доходов в общей сумме доходов (в %). 0,7% 1,1% 1,5% 1,9% 2% 2,5% 3,7% 4,0%

 

Расходы от расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ показывают ее рост, однако если сопоставить их с доходами по РКО то это незначительно, так как их соотношение два к одному, доходы по расчетно-кассовому обслуживанию в два раза превышают их расходы это характерно только в 2007 году, когда назревает рост в экономике области, а следовательно и увеличение количества операций и рост массы счетов юридических лиц в сфере расчетно-кассового обслуживания. Пик преобладания доходов над расходами однако приходится к 2008 году, здесь доходы по расчетно-кассовому обслуживанию в три раза превышают расходы по РКО, что говорит о выгодности работы в этом направлении. Рассматривая же долю расходов в общей сумме расходов по отношению к доходной части можно сказать с уверенностью о том, что с каждым моментом времени все выгоднее и выгоднее работать в области РКО и что доля расходов в общей сумме расходов не так велика, а лучше сказать даже низка. Динамика расходов от расчетно-кассового обслуживания юридических лиц представлена в таблице 7.

Таблица 7 Динамика расходов от расчетно-кассового обслуживания юридических лиц

Расходы от расчетно-кассового обслуживания (тыс. руб.).

2006 год

2007 год

I кв. II кв. III кв. IV кв. I кв. II кв. III кв. IV кв.
115 170 250 300 310 350 370 375
Доля расходов в общей сумме расходов (в %). 0,1% 0,3% 0,5% 0,7% 0,7% 0,8% 1,10% 1,25%

 



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
Анализ расчетно-кассового обслуживания предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ расчетно-кассового обслуживания предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)