Домашнее задание по курсу «Философия»
1. Одним из истоков философского знания является мифология. В чем они проявляются? Чем отличаются мифологические боги от бога в религии?
2. Понятия «философия» и «мировоззрение» взаимосвязаны. Как?
3. В средние века одной из главных проблем была проблема отношения между верой и разумом. Как эта проблема решалась? Появились известные 5 доказательств существования бога (написать их). Для чего они были сформулированы?
4. Каким образом научное и религиозное мировоззрение могут взаимодополнять друг друга?
5. Предмет философии охватывает самый широкий круг вопросов и проблем. Каких? В разные периоды истории на первый план выходили разные проблемы. Заполните таблицу.
6. Иосиф Бродский
Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги, Всё разлетелось к чёрту на куски. Я застрелиться пробовал, но сложно с оружием. И далее, виски: в который вдарить? Портила не дрожь, но задумчивость. Чёрт! всё не по-людски! Я Вас любил так сильно, безнадежно, как дай вам Бог другими — — — но не даст! Он, будучи на многое горазд, не сотворит — по Пармениду — дважды сей жар в крови, ширококостный хруст, чтоб пломбы в пасти плавились от жажды коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!
- Почему в стихотворении упоминается древнегреческий философ?
7. Каким образом апории Зенона объясняет современная математика?
8. В чем особенность восприятия поэтом А. Блоком реальных процессов развития, выраженного в знаменитых строках: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Умрешь – начнешь опять сначала. Бессмысленный и тусклый свет. И повторится все, как встарь: Живи еще хоть четверть века, Ночь. Ледяная рябь канала. Все будет так, исхода нет. Аптека. Улица. Фонарь.
9. Согласны ли Вы с утверждением, что «нельзя войти в одну и ту же реку дважды»? Почему? А однажды?
10. Является ли диалектика свойством объективного мира или это особенность нашего восприятия этого мира? Что общего и в чем различие между диалектикой объективной и субъективной?
11. Законы диалектики (Закон перехода количественных изменений в качественные, Единство и борьба противоположностей, Закон отрицания отрицания) являются всеобщими – т.е. можно найти их в самых разных процессах и явлениях действительности. «Всякое явление, развиваясь до конца, превращается в свою противоположность; но так как новое, противоположное первому, явление также, в свою очередь, превращается в свою противоположность, то третья фаза развития имеет формальное сходство с первой». О какой особенности развития говорит Г.В. Плеханов? Каким законом диалектики она фиксируется? Приведите несколько примеров, где все законы диалектики проявляются (пояснить где и как).
12. Парные категории диалектики: 1) единичное и общее: всякие общие свойства, связи, законы реализуются лишь через характеристики единичного сущего. Единичное – категория, выражающая относительную обособленность, дискретность объектов, присущие им специфические особенности, составляющие их неповторимую определённость. Общее – категория, выражающая единство, сходство классов или групп объектов. Общее не существует вне единичного; единичное существует только как общее. 2) явление и сущность - в свойствах и связях развивающегося явления всегда проявляется его сущность: «сущность является, явление существенно». Сущность – нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. Явление – непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление – это проявление сущности. 3) содержание и форма: содержание сущего (набор его элементов, свойств, связей и т.д.) определяет форму его развития, которая, в свою очередь, может влиять на содержание. 4) необходимость и случайность: любая необходимость (например, закон) проявляется в развитии сущего через случайности и дополняется ими; вместе с тем и случайности могут играть конструктивную роль и заключать в себе необходимость. Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. Случайность – тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. 5) причина и следствие: все свойства и связи развивающегося сущего есть следствия определенных причин (Принцип детерминизма).Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин или оснований, порождающих его: «Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто». 6) возможность и действительность: развитие сущего есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность (с новыми возможностями). Приведите по 2-3 примера на каждую пару категорий. 13. Содержание и форма – категории диалектики, которые выходят на первый план в искусстве. Проанализируйте, что изменяется в содержании при изменении формы в одном из приведенных примеров (или же приведите свои):
а) «Сирень». Фортепианное произведение Рахманинова, стихотворение и романс. Фортепианная транскрипция – https://yandex.ru/video/search?text=%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F&path=wizard&parent-reqid=1574194441678919-1582574912679937389500129-man1-1358&noreask=1&filmId=11808655629558494813
Е.Бекетова. Сирень По утру, на заре, По росистой траве Я пойду свежим утром дышать; И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду своё счастье искать…
Мне найти суждено, И то счастье в сирени живёт; На зеленых ветвях, На душистых кистях Мое бедное счастье цветёт. 1878
Романс - https://mixmuz.ru/mp3/рахманинов%20-%20сирень (послушать, например, Хиблу Герзмаву или Синявскую)
б) «Я вас любил» А.С.Пушкина и приведенное выше стихотворение И. Бродского; в) «Я помню чудное мгновенье…» Пушкина и романс Глинки на эти стихи (https://yandex.ru/video/preview?filmId=1889128470953084127&text=я%20помню%20чудное%20мгновенье%20слушать&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1574195456264256-1754258529155714201800125-sas1-5968&redircnt=1574195468.1); г) «Хочешь» в исполнении Земфиры и Людмилы Гурченко; д) как изменяется образ дождя в различных произведениях и контекстах; е) образ Иуды в различных произведениях (в том числе, Х.Л. Борхеса «Три версии предательства Иуды» https://e-libra.ru/read/150045-tri-versii-predatel-stva-iudy.html); ж) концерт Хворостовского Песни военных лет» https://www.youtube.com/watch?v=t2CVUOEfVKI и традиционное исполнение
14. Прокомментируйте поэтичные строки Дж. Донна (XVII в.): «Если то, что мы называем Вселенной, зародилось случайно из атомов, которые неутомимы в своем вихревом движении, то как случилось, что ты столь прекрасна, а я влюблен?».
15. О каких закономерностях объективного мира говорит английский поэт В.Блейк языком художественной образности? В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка.
16. В чем смысл основного вопроса философии?
17. По решению основного вопроса философии философы подразделяются на материалистов, субъективных и объективных идеалистов. Возьмите известную сказку (например, «Три поросенка») и охарактеризуйте каждого из героев как представителя одного из философских направлений.
18. Прочитать работу Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм». Ответьте на вопросы: - есть ли у человека предназначение? - что значит, «выбирая себя я выбираю человека вообще»? - раскрыть понятия: «тревога», «заброшенность», «отчаяние; - как сочетается: «человек – это свобода» и ответственность; - почему в итоге экзистенциализм – это гуманизм?
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |