Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа с учебной, научной и дополнительной литературой



2020-02-03 723 Обсуждений (0)
Работа с учебной, научной и дополнительной литературой 0.00 из 5.00 0 оценок




При работе с печатными источниками информации необходимо подобрать учебную, научную и дополнительную литературу, учиться правильно анализировать текст источника, вести сопутствующие анализу записи. Для подбора литературы в библиотеке используется электронный каталог (алфавитный и систематический).

Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил.Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс по дисциплине. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках.

При изучении материала с использованием учебной, научной и дополнительной литературы следует переходить от рассмотрения одного вопроса к следующему только после правильного уяснения предыдущего, кратко фиксируя основные положения прочитанного и осмысленного текста.

Особое внимание при самостоятельном изучении учебного материала следует обратить на усвоение понятийно-категориального аппарата данной дисциплины. Необходимо подробно рассматривать и анализировать примеры, поясняющие основные понятия и категории, а также уметь приводить аналогичные примеры самостоятельно.

Должно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные для консультации с преподавателем.

Выводы, полученные в результате изучения материала, рекомендуется в конспекте каким-то образом выделять, чтобы акцентировать на них внимание при повторном прочитывании и осмыслении текста.

Помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия, категории и положения изучаемого материала. Такой лист помогает запомнить основные положения текста, а также может служить постоянным справочником.

Различают два вида чтения: первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудно воспринимаемых моментах. После него не должно остаться ни одного непонятного слова. Содержание материала не всегда может быть понятно после первичного чтения.

Задача вторичного чтения - полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и вторым, и третьим и т.д.).

Выработаны следующие правила самостоятельной работы с литературой:

1) составить перечень литературы, с которой следует познакомиться;

2) указанный перечень должен быть систематизированным (какие издания необходим для подготовки к семинарам, какие - для подготовки к экзаменам, а что интересует читателя за рамками официальной учебной деятельности, то есть какая литература может расширить общую культуру читающего);

3) необходимо обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (это позволит очень сэкономить время);

4) четко определить, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;

5) при составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут лучше сориентироваться, на какие издания необходимо обратить большее внимание;

6) все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: нужно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц, на которых указана в тексте данная цитата);

7) при условии, что книга является собственной, допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для читающего мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах);

8) если раньше студент мало работал с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты. Лучший прием для этого – научиться «читать медленно», когда читателю понятно каждое прочитанное слово.

9) эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи.

Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:

1) информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию);

2) усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить, как излагаемые автором сведения, так и логику его рассуждений);

3) аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему);

4) творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:

1) библиографическое: работа с электронным каталогом или просматривание карточек традиционного каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за определенный период и т.п.;

2) просмотровое: используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию

3) ознакомительное: подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц с целью познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;

 4) изучающее: предполагает доскональное освоение материала

5) аналитико-критическое и творческое чтение: два вида чтения, близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач.

Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее, поскольку именно оно позволяет в работе с учебной, научной и дополнительной литературой формировать знания в различных областях науки.

Выделяютследующие основные виды систематизированной записи прочитанного текста:

1. Аннотирование: предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

2. Планирование: краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого текстового материала;

3. Тезирование: лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

4. Цитирование: дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

5. Конспектирование: краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

В процессе конспектирования текстового материала следует:

1. Внимательно прочитать текст, уточнить в справочной литературе непонятные слова. При записи важно необходимо не забыть вынести справочные данные на поля конспекта.

2. Проанализировать текст, мысленно разделив его на абзацы. В каждом абзаце выделить главную мысль (идею). На основании анализа содержания текста составить план конспекта.

3. Кратко сформулировать основные положения текста, акцентировав внимание на аргументации автора.

4. Законспектировать материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании надо стараться выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывать цитаты. Цитируя, учитывать лаконичность, значимость мысли. Оформлять ссылку на источник цитирования, указывая номер источника в библиографическом списке, номера страниц в источнике, на которых расположена цитируемая часть текста.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к ёмкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;

- логичность изложения ответа;

- уровень понимания изученного материала.

 

                    2) Правила написания рефератов

 

Реферат (от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. Это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.

Написание реферата практикуется в учебном процессе в целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п.

Реферат помогает глубже постигать наиболее сложные проблемы курса, лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда. Подготовка рефератов способствует формированию правовой культуры у будущего специалиста, закреплению у него знаний, развитию умения самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления современности, вести полемику.

Выделяют следующие этапы работы над рефератом:

1. Выбор темы.

К выбору темы необходимо подойти как к выбору проблемы. Формулировка исследуемой проблемы не должна вызывать дополнительных разъяснений. Неточность, неполнота, некорректность формулировки темы реферата изначально свидетельствуют о том, что работа не завершена.

Желательно обратить внимание на наличие материалов по выбранной теме, следовательно, на возможные временные пределы написания реферата. С одной стороны, наличие обширных материалов сокращает время, с другой – отсутствие таковых предоставляет возможность показать собственное видение проблемы, выразить себя.

Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой (прочтение соответствующего раздела учебника, учебного пособия, конспектов лекций). После этого необходимо изучить нормативные акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем.. Можно использовать произведения, самостоятельно подобранные в результате изучения библиографии в библиотеке. Особенно внимательно необходимо следить за новой литературой по избранной проблематике, в том числе за журнальными статьями. В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал. План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал тему работы.

2. Составление плана реферата.

План лучше составить до написания работы и опираться на него во время ее написания. Это помогает сосредоточить внимание на рассмотрении определенных вопросов.

План не должен быть слишком сложным и запутанным. Например, для работы на 10-20 страниц вполне достаточно трех пунктов основной части и, возможно по 2-3 подпункта в каждом пункте (развернутый план).

С самого начала следует выделить основные пункты и подпункты, чтобы основное внимание уделять главным, а не второстепенным вопросам и аспектам рассматриваемой проблемы. Лучше не приступать к написанию работы до тех пор, пока план не будет приведен в должное состояние. Названия пунктов плана необходимо формулировать таким образом, чтобы примерное содержание каждого пункта было ясно из самого названия. С другой стороны, не следует давать слишком подробное описание содержания пункта.

В плане должны быть указаны страницы, на которых рассматриваются соответствующие пункты плана.

Структура реферата должна включать следующие части:

1. Титульный лист.

2. Введение.

3. Основная часть.

4. Заключение.

5. Список использованных источников информации.

6. Приложения (если они имеются).

Введение необходимо для обоснования актуальности темы и предполагаемого метода рассуждения. Это значит, что перед тем как перейти к самой теме реферата, необходимо попытаться ответить на вопрос: «Для чего нужно писать реферат по данной теме? Почему я выбрал именно эту тему? В чем ее актуальность?» Отвечать на эти вопросы следует кратко. Как правило, введение содержит основные направления работы, вопросы, на которые автор собирается ответить, информацию, необходимую для лучшего понимания и изложения темы.

Основная часть работы содержит рассуждения по теме, то есть раскрытие темы, ответ на поставленные вопросы, аргументы, примеры и так далее. Все существенное содержание работы должно быть изложено в основной части. Как правило, основную часть можно разбить на блоки информации. Таким образом, можно последовательно работать с каждым блоком, представляя аргументацию высказываемых положений, приводя примеры, делая промежуточные выводы.

Разбивая основную часть на пункты (блоки), необходимо помнить о том, что они должны быть примерно одинаковыми по объему, то есть необходимо соблюдать баланс. Если рассмотрение первого пункта занимает 10 страниц работы, а на второй и третий выделено только по две страницы, то налицо несбалансированность, что свидетельствует о недостаточной продуманности основной части работы.

Заключение необходимо для того, чтобы еще раз повторить и закрепить уже сказанное. Как правило, в заключении уже не дается никакой новой информации, а даются основные выводы и рекомендации, вытекающие из содержания работы. Заключение должно с одной стороны логично завершать реферат, с другой стороны, соотноситься с вводной частью так, чтобы цели и задачи, поставленные в начале работы, могли быть увязаны с ответами и выводами в заключении.

Реферат должен отвечать следующим требованиям:

1. Читабельность: означает, что реферат должен хорошо читаться, то есть при чтении реферата не должно возникать проблем с пониманием слов и выражений автора. В хорошем реферате легко следовать за мыслью автора, его доказательствами и выводами.

2. Последовательность и логичность: при написании реферата необходимо обратить особое внимание на то, чтобы все аргументы, подтверждающие основные утверждения были четко и ясно сформулированы.

3. Доказательность: все положения должны быть доказуемы. Доказательство должно постоянно проверяться на предмет точного следования теме.

При написании реферата необходимо соблюдать и общепринятые требования к его оформлению.

К таким требованиям относятся: оформление титульного листа, оформление страницы, расположение ссылок или сносок на использованную литературу, оформление списка использованной литературы, оформление иллюстраций, таблиц и приложений.

Оформление титульного листа.

На титульном листе должна быть отражена следующая информация (см. образец оформления титульного листа):

- название учебного заведения;

- название типа работы (реферат);

- учебная дисциплина;

- тема реферата;

- сведения об авторе (Ф.И.О., специальность, курс, учебная группа);

- сведения о преподавателе с указанием его должности.

- место написания (город);

- год написания.


ОБРАЗЕЦ                     

уПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное областное автономное образовательное учреждение

 

«Липецкий металлургический колледж»

 

 

РЕФЕРАТ

 

   по учебной дисциплине «История родного края»

 

   на тему «Усманский район»

 

 

Выполнил: студент специальности

                22.02.05 Обработка металлов давлением,

         1 курса, группы П 18-1

                                                        Иванов Максим Владимирович

 

 

                                                        Руководитель: преподаватель

 гуманитарных и социально-экономических дисциплин

                                                        Корнаухова Лариса Михайловна

 

Липецк

2018


Оформление страницы. Реферат может быть представлен как в письменном, так и в напечатанном виде, формальные требования будут различны, но общие требования таковы: текст должен быть только на одной стороне листа.

Реферат выполняется в формате А4 стандартным шрифтом Times New Roman размером 14 с межстрочным интервалом 1,5. Поля: левое (для сшивки реферата) – 3 см., правое – 1,5 см., верхнее, нижнее - 2 см.

Если реферат написан от руки, то почерк должен быть разборчивым и количество строк не должно быть меньше 30 и не больше 40. Небрежно написанные, грязные работы к оценке не допускаются и возвращаются их автору.

Расположение ссылок на использованную литературу. Как следует ссылаться на литературные источники? Цитата берется в кавычки, а после цитаты, в квадратных скобках пишутся две цифры: первая - номер книги в списке использованной литературы, вторая – номер страницы, на которой находится указанная цитата. Например, [2, 45], где 2 – номер книги в списке использованной литературы, а 45 – номер страницы, на которой расположена цитата.

Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок (внизу страницы, под чертой). Сноска должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой использована цитата или соответствующее положение. Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указанием года издания и номера (или выпуска).

При ссылке на газетную статью кроме названия и года издания указывают дату. Оформляя нормативные источники, необходимо указывать полное и точное название нормативного акта, дату его принятия и редакции, а также изменений и дополнений. При этом обязательными являются название, год, номер и статья официального издания, где был опубликован нормативный акт. Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке. Ошибки и описки как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на оценке.

Список использованной литературы. Так как суть реферата состоит в рассмотрении темы на основе определенных литературных источников, то в конце реферата приводится список книг, на основании которых написан реферат. Список литературы содержит книги в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, издательства, года выпуска, общего количества страниц.

Иллюстрации, которые расположены на отдельных листах реферата, включают в общую нумерацию страниц. Листы формата более А4 учитывают как одну страницу и помещают в конце реферата после заключения в порядке упоминания в тексте.

Иллюстрации небольшого размера, которые содержатся в тексте реферата, обозначаются словом «Рис.» И нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах части (главы). Номер иллюстрации состоит из номера части (главы) и порядкового номера иллюстрации и разделяется точкой. Например: Рис. 2.3 (третий рисунок второй главы). Если в реферате одна иллюстрация, то ее не нумеруют.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах части (главы) реферата. Номер таблицы состоит из номера части (главы) и порядкового номера таблицы, разделенный точкой, например: «Табл. 2.2» (вторая таблица второй главы). Ставится он в правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком. Если в реферате одна таблица, ее не нумеруют и не ставят «Табл.». Если таблица переносится на другую страницу, то над продолжением таблицы ставят «Продолжение табл. 2.2».

Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные.

Приложение оформляется как дополнение и продолжение реферата.

Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами, и иметь содержательный заголовок. Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте реферата. Если в тексте более одного приложения, то их нумеруют арабскими цифрами (без знака №).

Объем реферата – от 10 до 15 машинописных страниц.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- полнота и качественность информации по заданной теме;

- свободное владение материалом сообщения или доклада;

- логичность и четкость изложения материала;

- наличие и качество презентационного материала.




2020-02-03 723 Обсуждений (0)
Работа с учебной, научной и дополнительной литературой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа с учебной, научной и дополнительной литературой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (723)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)