Почерковедческая экспертиза
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ФИЛИАЛ
Криминалистика Контрольная работа на тему «Почерковедческие экспертизы.
Санкт-Петербург 2009 Содержание Введение................................................................................................................................... 2 Почерковедческая экспертиза............................................................................................. 2 Вопросы, разрешаемые экспертизой................................................................................. 2 Сравнительные материалы, необходимые для производства почерковедческой экспертизы.................................................................................................................................................... 2 Свободные образцы почерка (подписей).......................................................................... 2 Экспериментальные образцы почерка, подписей........................................................... 2 Вывод........................................................................................................................................ 2 Список использованной литературы................................................................................. 2
Введение Исследование документов и почерка в современной криминалистике является одной из важнейших и актуальных задач, так как в настоящее время все чаще и чаще преступники отказываются от таких грубых средств аргументации и переходят В зависимости от характера совершенных преступлений следователи Рукописи, обнаруживаемые на местах происшествий или изымаемые при обыске, в том числе и при личном обыске, бывают краткими и пространными, выполненными неизмененным почерком и почерком измененным. Изменения Письмо в широком понимании является средством закрепления звуковой речи во времени с помощью начертательных знаков, которые воспринимаются зрительно. При письме пользуются строчными и прописными буквами, римскими и арабскими цифрами, специальными научными знаками, знаками препинания, диакритическими знаками и лигатурами (сочетанием двух или нескольких письменных знаков, написанных слитно или вписанных друг в друга). Формирование письменной речи на любом языке представляет собой сложный процесс. Он слагается из технических, графических и орфографических навыков. На развитие навыков письма, на его технику и определенную устойчивость признаков влияет ряд факторов: методика обучения, степень тренированности и профессия. Исходные теоретические положения устойчивости графических и иных навыков письма содержатся в учении академика И. П. Павлова о динамическом стереотипе. Несмотря на колебания, которые естественны для каждого почерка, последний настолько индивидуален, что по рукописи можно установить Признаки почерка бывают общими и частными. К общим относятся признаки, характеризующие почерки в целом, как систему привычных движений, и темп письма. В них также включают размер, наклон, разгон, связность и нажим почерка. Частными являются признаки, характеризующие систему движений при выполнении отдельных элементов и письменных знаков (форма и направление движений,
Почерковедческая экспертиза Почерковедческая экспертиза – один из видов идентификации личности. Потребность в проведении почерковедческой экспертизы возникает при наличии основания сомневаться в выполнении подписи лицом, от имени которого она значится, при необходимости установления факта выполнения записи Для разрешения вопросов об исполнителе рукописного текста, цифровых Образцы почерка подразделяются на общие, выполненные обычным для данного лица (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.) почерком и в обычных условиях, и специальные, выполненные рисовкой, вычерчиванием, с подражанием печатному шрифту, то есть с соблюдением специальных условий. К общим свободным образцам относятся рукописи, в отношении которых имеется уверенность, что их исполнитель не предполагал, что они будут использованы в качестве образцов почерка для экспертизы. Обычно это рукописи, написанные вне всякой связи с расследуемым преступлением. Наряду с этим общие образцы могут быть и экспериментальными, когда, например, рукописи выполняются подозреваемым лицом по предложению следователя или оперативного работника в связи с расследуемым преступлением. Для проведения почерковедческих экспертиз в распоряжение эксперта должны быть направлены как свободные, так и экспериментальные образцы почерка. Отсутствие или неудовлетворительность свободных образцов почерка нередко влекут невозможность выполнения экспертизы или недостаточную определенность выводов эксперта. Представление лишь одних экспериментальных образцов допускается в исключительных случаях при невозможности получения свободных образцов, что обязательно отмечается в постановлении о назначении экспертизы. Наилучшими свободными общими образцами почерка чаще всего служат рукописи, сопоставимые, с исследуемым рукописным документом по назначению (например, служебные бумаги), по общему виду почерка (размер букв и пр.), Важнейшим требованием, предъявляемым к свободным образцам письма, является их достоверность, то есть несомненность происхождения. Поэтому следователь или оперативный работниц должен удостовериться в том, Экспериментальные образцы почерка получают двумя путями: посредством диктовки или предложения составить какой-либо документ (автобиография, объяснение по определенному вопросу, заявление или другой документ). При наличии достаточного количества свободных общих образцов можно ограничиться первым способом, при недостаточности или отсутствии свободных образцов необходимо их получение как под диктовку, так и в виде самостоятельного письма. Не допускается предоставление лицу возможности списывать текст Кроме свободных образцов почерка, все остальные рукописи, предназначаемые для экспертизы, должны быть выполнены лицом в присутствии следователя или оперативного работника. При получении образцов почерка, как правило, целесообразно диктовать текст исследуемой рукописи. Однако, когда из-за тактических либо этических соображений нежелательно оглашать содержание исследуемого документа, следователь (оперативный работник) составляет и диктует связный текст, который, отличаясь по содержанию от исследуемой рукописи, включал бы в различных сочетаниях слова и отдельные буквы из нее. Текст диктуется ровным, спокойным голосом, достаточно ясно, но без выделения и подчеркивания интонацией особенностей написания отдельных слов Кроме общих образцов почерка, нередко возникает необходимость В тех случаях, когда исследуемая рукопись выполнена путем рисовки, вычерчивания, левой рукой или иным необычным способом, оперативный работник или следователь при подготовке образцов почерка для экспертизы выясняет, Второй вид специальных образцов почерка получают или под диктовку или посредством предложения лицу составить в присутствии следователя или оперативного работника какую-либо рукопись. В обоих случаях соблюдаются условия, соответствующие написанию исследуемого документа (способ выполнения, шрифт, бумага, орудие письма и т.п.). Для этого в распоряжение лица, у которого отбираются образцы, представляются соответствующие орудия Для экспертизы текстов, написанных левой рукой, необходимы специальные рукописные образцы, выполненные левой рукой подозреваемого. Отбираются они путем диктовки заранее подготовленного текста. Кроме этих образцов, эксперту должны быть направлены и общие образцы почерка правой руки подозреваемого. Принадлежность представляемых на экспертизу образцов почерка определенному лицу или лицам фиксируется в протоколе изъятия образцов, который составляется При хранении в уголовном деле или пересылке рукописных документов Почерковедческая экспертиза, прежде всего, нацелена на идентификацию личности исполнителя записей, подписей. Наряду с идентификационными Успех почерковедческой экспертизы зависит как от уровня профессиональной подготовки эксперта, его опыта, так и от того, насколько правильно подобраны материалы для производства экспертизы. Вопросы, разрешаемые экспертизой Постановка перед экспертизой вопросов зависит не только от задач, которые решает по делу следователь или оперативный работник, но и от характера исследуемых рукописных материалов. По каждому конкретному делу они далеко 1. Как давно написан текст документа (время возникновения документа устанавливается относительно, например, по примененному алфавиту, существовавшим правилам грамматики и др.)? 2. В каком состоянии находилось лицо при выполнении текста документа (этот вопрос также решается относительно, путем сравнения текстов, выполненных одним и тем же лицом в нормальном и болезненном состоянии)? 3. В каких условиях был написан текст - в обычных или необычных? 4. Весь ли рукописный текст выполнен в данном документе одновременно? 5. Какой рукой (правой или левой) выполнен текст? 6. Каков возраст лица, написавшего определенный документ (школьник, лицо среднего или старческого возраста)? 7. Одним или разными лицами выполнены тексты всех исследуемых документов? 8. Выполнен ли текст или отдельные фрагменты исследуемого документа данным лицом?
Сравнительные материалы, Успешное решение задач экспертами возможно только при правильно собранных сравнительных материалах – образцах почерка (подписи) предполагаемого исполнителя. Методикой судебно-почерковедческой экспертизы разработан ряд общих требований, предъявляемых к сравнительному материалу, которые и будут рассмотрены ниже. К ним относятся, прежде всего, надлежащее качество и достаточное количество сравнительных материалов-образцов. Надлежащее качество образцов – это сопоставимость их по времени написания и виду документа, языку, содержанию, материалу письма, способу выполнения и, если возможно, по условиям выполнения. Достаточное количество образцов – это такой их объем, который обеспечил бы возможность полного и всестороннего сопоставления всех признаков, содержащихся в исследуемом тексте, подписи. Единых для всех экспертных ситуаций рекомендаций по количеству представляемых образцов дать невозможно. Однако практикой установлено, что свободных образцов почерка должно быть Исследуемые рукописи могут быть очень краткими и написанными Для решения судебно-почерковедческих задач представляются три вида образов почерка и подписи: свободные, экспериментальные и условно-свободные.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |