Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения



2020-02-03 143 Обсуждений (0)
Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Психология – это область научного знания, которая изучает психические процессы, состояния и свойства человека. К психическим процессам относятся ощущения, память, мышление, воображение и др. Примерами психических состояний являются чувства, эмоции, мотивация и др. Психические свойства людей – это способности, задатки, характер, темперамент и др. (1)

Во всех этих предметах внимания психологической науки изучению подлежат как общее, закономерное, так и особенное, специфичное в их возникновении и развитии. На заре появления психологических знаний все эти объекты внимания ученых обозначались понятием «душа».

На ранних этапах развития научного знания, его четкое разделение на современные науки было слабо выражено или отсутствовало. Поэтому ряд суждений, позже развившихся в законы, принципы или направления психологической науки был сформулирован людьми, которых мы со школьных лет привыкли считать философами, историками, врачами и т.п.

Истоки большинства наук, в том числе и психологии, развивавшихся представителями европейской цивилизации, находятся в античной культуре – культуре Древней Греции, Древнего Рима и современных им государств бассейна Средиземного моря – сложившейся в более чем тысячелетнюю эпоху от 7 в. до н.э. до 5 в. н.э. Сказанное относится и к терминологии. Достаточно напомнить, что само название науки образовано от двух греческих корней – «псюхе» («душа») и «логос» («учение, наука») (2).

Понятием «душа» многие античные философы пытались обозначить главное, сущностное начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривали ее как причину, источник жизни.

Достижения античной психологии дошли до нас и могут быть изучены по философским и медицинским трактатам, литературным памятникам, как авторским (пьесы, поэмы), так и фольклорным (мифы, легенды).


Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения

 

С древних времен существуют три способа познания: религиозный (теологический), художественный, научный. Религия строится на мифе, искусство – на художественном образе, наука – на опыте, объясненном с помощью логики. Все эти способы были в разной степени задействованы учеными античности.

Первые представления о душе в античном мире, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделяли некоторые функции души, прежде всего, энергетическую – побуждение тела к активности (как физической, так и умственной). Эти представления легли в основу исследований первых философов. Их наиболее ранние работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, является главным орудием в познании мира. На этом этапе душа рассматривалась как нематериальный двойник тела (3).

Область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм – всеобщее одушевление. В этом подходе выделяются две исторические формы – анимизм и гилозоизм. Под первым понимается вера в сонм духов, «странствующих» по телам животных и растений и покидающий их после смерти. Под вторым – осмысление природы как единого материального тела, наделенного жизнью (а значит и душой) (3).

Важнейшие объекты внимания античных ученых в области знаний, ныне относимых к психологии, могут быть обозначены как происхождение и структура души. В их объяснении обнаруживаются три направления, по которым шел поиск ответов.

Первым направлением стало объяснение психики на основе законов движения и развития материального мира. Главной тут была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, от их физической природы. Разработка этого направления закрепила права материалистического подхода к анализу психических процессов и явлений, стала предтечей экспериментальной психологии.

Второе направление античной психологии опиралось на исключительную связь проявлений психики с миром живой природы. В нем были заложены основы изучения психики как способа организации поведения живых систем, а не просто как множества отдельных субстанций определяющих реакции множества «тел».

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от культурной системы, в которой тот существует, от ее понятий, идей, этических ценностей. Правда в античное время то, что мы сейчас обозначаем как элементы культурных систем рассматривалось отчужденно от материального мира, от реальной истории и культуры общества, в виде абстрактных духовных сущностей, чуждых (не связанных с) материальным «телам» (3).

Первоначально (7–6 вв. до н.э.) философские учения возникают не в континентальной Греции, а в греческих колониях на побережье Малой Азии (Восточное Средиземноморье), в Милете и Эфесе. С утратой этими центрами политической самостоятельности в результате персидских завоевательных войн, сосредоточием античной философской мысли становится Западное Средиземноморье, острова Сицилия, Самос и др.

Победоносное для греков завершение войн с персами (5 в. до н.э.), в том числе, возвысило Афины как крупнейший научный центр. Появился «социальный заказ» на людей образованных, умеющих красноречиво говорить, убеждать, спорить.

С возвышением Македонии и распространением эллинской культуры на восток, и вкруг Средиземного моря, вслед за завоеваниями Александра Македонского (4–1 вв. до н.э.) возник ряд новых научных центров, среди которых особо выделялась Александрия Египетская.

Первый – четвертый века нашей эры – время доминирования в Средиземноморье римской цивилизации, научные школы которой существовали, в основном на территории метрополии и в некоторых старых центрах греческой культуры (3).

 

 




2020-02-03 143 Обсуждений (0)
Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (143)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)