Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологический эволюционизм Л. Уорда



2020-02-03 226 Обсуждений (0)
Психологический эволюционизм Л. Уорда 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «философия»

на тему:

« Психологическое направление в социальной философии»

План

Введение................................................................................................. 3

1. Психологический эволюционизм Л. Уорда...................................... 4

2. «Законы подражания» Г. Тарда и теория человеческих действий В. Парето............................................................................................................ 6

3. Психологическое направление как субъективный метод в объяснении явлений общественной жизни в русской социологической мысли 11

Заключение.......................................................................................... 14

Список литературы............................................................................ 15

 

 

 Введение

В данной работе поступательно представлено психологическое направление социальной философии, в целом, а также взгляды ведущих философов, как зарубежных (Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето), так и отечественных (П. Лаврова, Н. Михайловского), особенности, основные идеи и категории психологического направления социологических исследований в работах названных философов.

Принципиальным для психологического направления социологических исследований является то, что рассмотрение человеческой эволюции осуществляется с позиций психологических особенностей человека, а не с позиций его биологического начала, что именно законы психики людей, выступают как законы человеческой эволюции, осуществляющиеся под влиянием разного рода психических сил.                                

Психологическое направление традиционно рассматривается как теоретическое направление, оказавшее большое влияние на развитие социальной философии, которая выступает как система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни. Социальная философия исследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторон общественной жизни, закономерности и тенденции развития общества. Кроме того, она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений [2, с. 320-321].

Психологическое направление социальной философии представляет целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем с позиций психики человека, его психологических установок, механизмов социальнро-психологических взаимодействий и взаимовлияний.

Изучение и понимание роли психических установок отдельных индивидов и целых групп в процессах социальной эволюции позволяют описать общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане и в ее историческом развитии, но показать первостепенную важность психических особенностей человека в процессе его социализации и участия в социальной жизни.

 

Психологический эволюционизм Л. Уорда

 

Психологическое направление социальной философии представлено прежде всего в трудах Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето и некоторых других мыслителей.

      Лестер Уорд (1841 – 1913 гг.) - американский социолог, которого нередко называют отцом социологии в США. В целом, положительно восприняв идеи эволюционного развития общества, обоснованные в трудах О. Конта и Г. Спенсера, Л. Уорд перенес центр тяжести с биологических моментов на психологические. В своих трудах "Динамическая социология", "Психические факторы цивилизации", "Очерки социологии" и других он пытается раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей и тем самым обосновать психологические механизмы развития общества. Он писал, что "социальные силы суть силы психологические и заключаются в умственной природе индивидуальных членов общества"

Проблема причин и движущих сил деятельности людей одна из центральных в социальной философии Л. Уорда. По его мнению, в качестве изначальной причины деятельности любого субъекта выступают его желания. Он характеризовал желания людей как "всепроникающий и весь мир оживляющий принцип... пульс природы, главная причина всякой деятельности". Обосновывая "философию желаний" Л. Уорд выделяет первичные желания, связанные с удовлетворением потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и т.п. На их основе формируются более сложные желания людей, в том числе - в творческой деятельности, гражданской свободе, а также моральные, эстетические и религиозные желания.

 "Желания людей, - пишет Л. Уорд, - порождают их волю", которую он называет "динамическим двигателем общества". Желания и воля выступают, по Л. Уорду, как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества [9, с. 326-327].

Он рассматривает их как весьма динамические психические силы, действующие чаще всего непроизвольно, стихийно. Эти слепо действующие, во многом иррациональные силы до конца не осознаются людьми и не вполне контролируются ими. Влекомые этими силами, люди действуют в заданном направлении и нередко лишь потом осмысливают свои поступки. Но даже если желания и влечения человека осознаны им, он мало может управлять ими и, как правило, следует им. И все-таки, считает Л. Уорд, очень важно осознавать желания, чтобы хоть как-то управлять своими действиями в соответствии с требованиями цивилизации. Он пишет, что "с тех пор, как действия организма начали определяться сознательными желаниями, начались большие преобразования, которые продолжаются до сих пор". В качестве основного носителя коллективных стремлений и целей у Л. Уорда выступало государство [6, с. 262].

Поскольку действия людей осуществляются в их взаимном общении, они, по мнению Л. Уорда, являются социальными действиями. В этом смысле действующий в обществе человек выступает как социальное существо. В связи с этим Л. Уорд выдвинул и обосновал проблему законов и принципов социальных действий людей. Ранее проблему социальных законов по-своему решали О. Конт, Г. Спенсер и К. Маркс.

Изучение этих законов Л. Уорд относил к области социальной философии или теоретической социологии, которая, по его словам, "в значительной степени является философией", поскольку "помогает понять законы общества". Данные законы выступают, по Л. Уорду, как законы социальной деятельности людей и человеческой эволюции. Они осуществляются под влиянием указанных выше психических сил, прежде всего человеческих желаний и воли. Их Л. Уорд и называет основными психическими факторами цивилизации. Выявление их роли лежит в основе "психологического эволюционизма" Л. Уорда [8, с. 86].

Сознательное воздействие на психические факторы цивилизации (на человеческие желания и волю), насколько это возможно, позволяет придать развитию общества социально направленный характер, совершенствовать его в интересах большинства людей. Именно так высказывался Л. Уорд как ученый и политик, социально-политические взгляды которого выражали в свое время интересы широких демократических кругов США [9, с. 327].

 

 



2020-02-03 226 Обсуждений (0)
Психологический эволюционизм Л. Уорда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологический эволюционизм Л. Уорда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)