Понятие, экономическая сущность налогов, их классификация.
Понятие и роль налогов. Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов. Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ. Элементы закона о налогах. Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы исчисления и способы уплаты и взимания налогов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: • объект налогообложения – это операции по реализации товаров (работ , услуг), имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога; • налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения; • налоговый период – определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате; • налоговая ставка – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой, • порядок исчисления налога – конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством о налогах; • порядок и сроки уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока. Виды налогов. Налога бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения— к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков. В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды). Функции налогов. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют пять важнейшие функции: 1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция). 2 Государственное регулирование экономики (регулирующая функция). 3 Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция). 4 Стимулирующая функция. 5 Контрольная функция Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - учреждения культуры, здравоохранения, образования и др. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Контрольная функция налогов. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина, в известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Практические задания Задача № 1 Составить бухгалтерские проводки: 1. Получен товар и тара от поставщика на 50000 и 600 руб соответственно; 2. Произведен расчет с поставщиком - ?; 3. Перечислено со счета кредиторам – 5600 руб; 4. Выдан аванс подотчетному лицу 2500 руб; 5. За счет прибыли пополнен уставный капитал; 6. Получены от поставщика основные средства 456000руб.; 7. Невостребованная кредиторская задолженность списана в доход предприятия. Ответ: 1. Д10К60-50000, Д10К60-600 2. Д60К51-50600 3. Д66К51-5600 4. Д71К50-2500 5. Д84К80 6.Д07К60-456000 7. Д63К91-1 Задача № 2 Составить товарный отчет по данным: 1. Товарный отчет № 22 за 1 - 5 марта 200__ г. 2. Склад № 21 оптово - промышленной базы "Сибторгпотребсоюз" 3. Материально - ответственное лицо - зав. складом Ильечев В. И. 4. Остаток на 1 марта 200__г. - товара на 132 504 рублей - тары на 5600 рублей 5. Приходные документы: а) счет - фактура № 1118 за 2. марта 98 г. от Мебельной фабрики: - товара на 145140 рублей - в том числе НДС - 18 % - оптовая наценка - 10 % б) счет - фактура № 345 за 4. марта 200__ г. от АОО НПЗ: - товара на 198800 рублей - тары на 1800 рублей - НДС - 18% - оптовая наценка - 5 % 6. Расходные документы: а) счет - фактура № 0032 за 3. марта 200__ г. магазину "Все для дома' - товара на 83 490 рублей - тары на 315 рублей - НДС - 18 % б) счет - фактура № 0033 за 4. марта 200__ г. магазину "Уют": - товара на 120 180 рублей - НДС - 18% Ответ: 1.а) 145140*0,18=22140-сумма НДС 145140-22140=123000-сумма без НДС 123000+(123000*0,1)=134181,82- сумма с оптовой наценкой. б) 198800*0,18=30325,42-сумма НДС 198800-30325,42=168474,58- сумма без НДС 168474,58+(168474,58*0,05)=176898,31- сумма товара с оптовой наценкой 1800*0,18=324-сумма НДС 1800-324=1476- сумма без НДС 1476+(1476*0,05)=1549,8- сумма тары с оптовой наценкой 2.а) 83490*0,18=15028,2-сумма НДС 83490-15028,2=68461,8-сумма без НДС 315-(315*0,18)=258,3- сумма без НДС б) 120 180-(120180*0,18)=98547,6-сумма без НДС см. Приложение №1 Задача № 27 Начислить заработную плату, произвести удержания и определить сумму к выдаче. Зав. производством с окладом 900 рублей отработала 18 дней вместо 23 по графику. Остальные дни болезнь. Стаж работы 4 года 10 месяцев. За два предыдущих месяца было начислено 2300 рублей за 42 дня. Ответ: 1) Расчет заработка полагающегося за 18 полностью отработанных дней: 900/23*18=704,35 руб. 2) Среднедневной заработок: 2300/42=54,76 руб. 3) Скорректируем средний заработок в зависимости от страхового стажа: 54,76*60%=32,86 руб. 4) Рассчитываем пособие: 32,86*(23-18)=164,3руб. Из этой суммы: 32,86*2=65,72руб. оплатит работодатель 32,86*3=98,58руб. за счет средств ФСС 5) К выплате подлежит: 704,35+164,3=868,65 руб. Список литературы: 1. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.03 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчётности организаций» (с изменениями, внесенными Приказом Министерства финансов РФ от 31.12.2004 № 135н). 2. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, с изменениями от 07.05.2003 № 38н, от 18.09.2006 № 115н). 3. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 24.03.2000 № 31н, от 18.09.2006 № 116н, от 26.03.2007 № 26н). 4. Астахов, В.П. Теория бухгалтерского учёта / В.П. Астахов. - М.: Софит, 2002. - 382 с. - ISBN 5-27-642856-3. 5. Гонфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В. Я. Гонфинкель. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. - 394 с.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |