ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РФ
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга, критической величины расходов на его обслуживание заставил искать первопричины подобной динамики. Государственный долг подразделяется на две части — капитальный и текущий. Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) — непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).[15] Закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ», принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по вспомогательному критерию. В настоящее время данный закон утратил силу. Понятие внутреннего государственного долга России, представляющего собой долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ перед юридическими и физическими лицами, закреплен в Бюджетном кодексе РФ, в нем государственному долгу посвящена отдельная глава. Бюджетный кодекс РФ закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет понятия государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ. Государственный долг РФ определяется в Бюджетном кодексе РФ как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг субъекта РФ определяется как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а государственный долг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ. В соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме: - кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; - государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; - договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; - договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; - соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются[16]: - основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации; - объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; - объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; - объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации в государственных ценных бумагах представлена в приложении 1. Структура погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации по срокам и по видам обязательств представлена в приложении 2. Как видим, определяется рост внутренних заимствований государства. К росту государственного внутреннего долга приводит дефицитный бюджет. На государственный долг списывалось все текущее бюджетное недофинансирование за последние годы, приобретая суррогатные формы. Эта задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформлялось в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед ЦБ РФ, ПФ и др. объемом обязательств по ГКО – ОФЗ. Центральный банк и Минфин скорректировали свои усилия на узком «облигационном» сегменте финансового рынка. Управление долгом свелось к планированию объемов и периода обращения очередного выпуска ГКО – ОФЗ. Внешний долг бывшего СССР, унаследованный Российской Федерацией, превышал 90 млрд. долл., при этом советский долг был в основном средне- и краткосрочным.[17] В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: - объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией; - объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Структура государственного внешнего долга за 2005-2009 гг. представлена в Приложении 3. Понятие внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются, этот процесс ускоряется при исполнении такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается приток средств нерезидентов на рынок ГКО – ОФЗ, с другой – происходит смещение понятий – «внутренний валютный долг», существующий в форме «вэбовок». С допуском нерезидентов на рынок ГКО – ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ. Сегодня ЦБ вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО.[18] Заключение Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества. Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, через бюджет осуществляется социальная политика. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. Современной бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределенностей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан РФ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: от 31.07.1998 N 145-ФЗ, принят ГД ФС РФ 17.07.1998, ред. от 27.12.2009 / http://www.consultant.ru 2. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы [Текст] / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – 687 с. 3. Поляк Г.Б. Бюджетная система России [Текст]: учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. / Г.Б. Поляк - М.: ЮНИТИ-Дана, 2008. – 703 с. 4. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации [Текст] / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 838 с. 5. Селищев А.С. Макроэкономика [Текст]: учебник для вузов, 3-е издание / А.С. Селищев - СПб.: Питер, 2005. – 464 с. 6. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Введение в экономическую теорию; Микроэкономика; Макроэкономика; История экономических учений [Текст]: Учебник для вузов, 2-е издание / Л.Г. Симкина - СПб.: Питер, 2008. – 384 с. 7. Тарасевич Л.С. Макроэкономика [Текст] / Л.С. Тарасевич и др. - СПб.: СПб ГУЭФ, 2009. – 654 с. 8. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева, 13-е изд, перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 591 с. 9. Официальный сайт Министерства финансов РФ / http://www1.minfin.ru
Приложение 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ РФ, ВЫРАЖЕННЫЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГАХ[19] млрд. рублей
Приложение 2 СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СРОКАМ ПОГАШЕНИЯ И ПО ВИДАМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ (НА 01.02.2010 Г.)[20] млрд. рублей Год погашения |
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |