Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ



2020-02-03 306 Обсуждений (0)
Глава 4.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Стимуляция безопасного поведения может осуществляться в социальном плане, когда пунктуальное выполнение требований безопасности труда, обеспечивающее его высокую производительность и культуру, специально оценивается , ставится в пример другим, социально поощряется. Безопасному поведению может способствовать и материальная стимуляция, которая используется для усиления мотива выгоды В качестве отрицательного стимулирования обычно используются такие средства как лишение премии, вызов на цеховую комиссию, денежные штрафы, тюремные заключения, зелёные флажки.. Скиннер: « человек в своей практической деятельности руководствуется двумя категориями знаний: полученными от педагога или из книг или на собственном опыте.» Все ошибки рабочих он подразделяет на две общие категории:

- ошибки психомоторные

- ошибки принятия решения

Значительно сложнее обучать рабочих умению принимать правильные решения и избегать при этом опасных ошибок. Пауэлл выделяет два типа таких ошибок:

-ошибки, допускаемые в задачах с ограниченным выбором ( когда требуется принимать решение о выборе одного из ряда возможных действий)

- ошибки в задачах с открытым концом ( где тоже есть ряд путей, но при выборе любого из них возникают новые задачи)

При обучении, по мнению Пауэлла, нужно последовательно переводить ученика от уровня знания к уровню понимания и так далее до способности критически оценивать сложившуюся ситуацию.. Способность критической оценки является важной для избежания категорий ошибок и именно к этому уровню обученности следует стремиться для обеспечения безопасно работы.

Правила безопасности труда можно определить как узаконенные нормы, указывающие, как можно, как должно и как нельзя действовать в процессе труда и на территории производства, чтобы избежать несчастные случаи и аварии.. Что ограничивает свободу выбора действий рабочего. Необходимо специально выделять в инструкциях те пункты, нарушение которых связано с особенно часто нарушаются. Имеется реальная возможность сокращения числа пунктов действующих инструкций за счёт:

1. исключения ненужных требований

2. исключения требований, очевидных для нормальных, здравомыслящих людей

3. перевода пунктов, содержащих общие положения, из инструкций по безопасности в инструкции по эксплуатации техники и учебные пособия

4. ликвидация дублирования одних и тех же пунктов в разных правилах

Воспитание безопасного поведения можно определить как направленное воздействие на психику рабочего с целью развить у него качества, способствующие его безопасной работе. Воспитание можно рассматривать и как информационное воздействие и как эмоциональное воздействие.

Щлезингер выделяет два метода воздействия:

· одноканальные коммуникации, когда существует канал воздействия, но отсутствует непосредственный канал обратной связи для контроля за восприятием этого воздействия

· двухканальная коммуникация, при которой в процессе воздействия имеется возможность контролировать его восприятие

Средством одноканального воздействия являются печатные издания( инструкции, наставления, правила), плакаты по безопасности, стенные газеты, доклады, аудиовизуальные средства( телевидение, кино). Двухканальное воздействие реализуется методом бесед, коллективного обсуждения с рабочим несчастных случаев, путей использования средств защиты.

Воспитательные воздействия по выработке безопасного поведения дают полезный эффект только тогда, когда адресаты этих воздействий достаточно хорошо информированы по данному кругу вопросов.. Эффект воздействия почти всех рассмотренных методов воспитания непосредственно зависит от интереса, проявляемого самим рабочим и его группой к вопросам безопасности труда. Наиболее эффективными средствами воспитания были признаны беседа и плакат, наименее эффективными – наказания и состязания.

Главной задачей при воспитании безопасного в труде поведения является создание положительного отношения, настроя к вопросам безопасности, -= в таком случае почти все методы будут давать положительный эффект.

Перед использованием того или иного метода воспитательного воздействия следует в начале оценить интерес и отношение рабочих к вопросам безопасности и, исходя из этого, выбирать конкретный метод

В целях предупреждения несчастных случаев необходимо вовремя выявлять конкретные психологические причины их возникновения. В настоящее время можно выделить три основных подхода к проведению психологических анализов:

Клинический подход

Данный подход заключается в разностороннем изучении всех внешних и внутренних факторов, которые могли отдельно или в их сочетании явиться причиной неправильных действий человека и привести его к данному несчастному случаю. По каждому несчастному случаю составляются подробные доклады, раскрывающие его развитие, проявление и вытекающие из него последствия. Их составляют:

1. виновник происшествия

2. взаимодействовавшие с ним люди

3. свидетели происшествия

Важным аспектом клинического анализа является вопрос о достоверности выявленных в нём данных.

Любое происшествие является прежде всего следствием проявления каких –то особых причин, которые могут проистекать из особых свойств работника или же из особых обстоятельств.

К особым свойствам Липман относил:

1. недостатки знаний по професии или правилам техники безопасности

2. его физические недостатки

3. психические недостатки

К особым обстоятельствампроисшествия относились каквнешние, так и внутренние причины:

1. жара и другие погодные факторы

2. плохое освещение

3. переутомлённость рабочего

4. плохое отношение к работе

5. аффекты

6. чрезмерное честолюбие, рвение, спешность

7. склонность к алкоголю

8. заболевание во время работы

Миттенекер ввел понятие косвенной виновности человека в несчастном случае, которая квалифицируется тогда, когда он мог предвидеть возникновение несчастного случая, но не сделал этого и в результате не предотвратил его.

Балинт и Мурани предложили разделять причины несчастных случаев на непосредственные и косвенные. Непосредственной причиной они считали ту, которая явилась прямым толчком к несчастному случаю. Косвенная причина действовала относительно стабильно уже до начала несчастного случая и создавала условия для его возникновения.

По методике Флоренса, каждый несчастный случай рассматривался с четырёх точек зрения:

1. что(кто) является его причиной

2. связь несчастного случая с возможностью его предвидения и со сферой внимания

3. связь несчастного случая с психомоторной сферой и возможностью его предотвращения

4. условия, в которых произошёл несчастный случай

Статистический подход

При данном методе анализируется более ограниченные число показателей несчастного случая, которые, однако, строго стандартизированы по видам, категориям. Этот подход имеет свои самостоятельные сильные стороны, и в частности прогнозирующие способность, чего непосредственно не дают клинические анализы. К методам сбора статистических данных относятся:

1. инструментальные измерения психофизиологических показателей испытуемых

2. использование бланковых тестовых методик для оценки их различных индивидуальных качеств

3. применение методов анкет(опросников) , интервью и бесед по сбору стандартизированных данных

4. сбор сведений методом наблюдения

Для данного подхода важно, чтобы любая используемая в нём методика позволяла собирать однородные сведения по каждому оцениванию показателю.. Статистический подход направлен на выявление общих закономерностей проявления производственного или любого другого травматизма.

Моделирование

Моделью явления в общем случае принято называть его отображение, используемое в качестве его заместителя, а моделирование – исследование этого явления на модели.. Для сбора данных о побудителях несчастных случаев иногда используются методы моделирования поведения или моделирования безопасности.

Предупреждение об опасности, то есть придание ситуации соответствующей ей значимости, нужно считать важным путём профилактики несчастных случаев. Все обстоятельства, характерные для ситуации, в которой возник несчастный случай связываются с несчастным случаем и на будущее становятся настораживающими, это способствует избеганию опасностей при встрече с подобными ситуациями или их элементами. Одним из наиболее распространённых средств оповещения рабочего об опасности является использование аварийной сигнализации, отдельные внешние условия., актуализация предпосылок. Те же опасные ситуации, которые по тем или иным причинам не привели к происшествиям, обычно остаются неизученными. Такие случаи можно назвать предпосылками к несчастным случаям.

Опасные по соображениям безопасности труда точки – это особые места, выделяющиеся высокой концентрацией на них несчастных случаев.. Однако точки приходиться считать опасными не только по соображениям частоты несчастных случаев, но также и исходя из степени их тяжести.. Буркарда предложил разделять опасные точки на абсолютные и относительные и определять первые по высокой частоте несчастных случаев, а вторые - по степени их тяжести, независимо от частоты возникновения. Опасные точки можно ранжировать, располагая их в соответствующей иерархии: в первую очередь, по тяжести последствий отказов, далее по вероятности их возникновения и , наконец, по сложности ликвидации таких отказов или их последствий.

Важно, чтобы люди знали , что в таких состояниях они являются боле предрасположенными к опасности, и это обстоятельство уже будет дополнительно содействовать их самосохранению. Однако существует категория внешних факторов, снижающих уровень защищённости, действие которых непосредственно не ощущается и не осознаётся человеком ( воздействия космоса на человека). Внутренние факторы, незаметно для человека повышают его предрасположенность к несчастным случаям ( биологические ритмы человека).

Плакат по безопасности является наиболее массовым, наиболее признанным, а поэтому и самым распространённым средством наглядного воспитания безопасного поведения в труде. Если кратко сформулировать конкретное назначение плаката по безопасности, то это можно сделать, выделив три его главные цели:

1. привлечь к себе внимание

2. быть правильно понятым и запомниться

3. вызвать желаемую эмоциональную реакцию, желаемое отношение

Плакаты бывают разных типов:

положительные плакаты, где изображались способы правильного использования средств защиты, применения правил и положительный эффект этого

отрицательные плакаты демонстрировали результаты невыполнения правил, непринятия надлежащих мер по безопасности

Плакат не должен ограничиваться призывами «не делай так», а «делай так»; его главная задача – инструктируя, объяснять и убеждать рабочего, как именно создаётся безопасное поведение.

Барановский пришёл к следующим выводам:

1. Оценивать воздействие плаката следует только на тех людях, которым он адресован

2. Эмоциональная реакция на плакат зависит от времени его обзора

3. Рабочего интересуют на плакате не столько последствия ошибки, сколько причина происшедшего

4. Вывод о том, как надо действовать, должен вытекать не из надписи на плакате, а из рисунка.

5. Если на плакате изображается производственная обстановка, то она должна быть абсолютно точной.

6. Плакат должен создавать мотивацию к безопасной работе. Плакаты наиболее эффективно предупреждали несчастные случаи средней опасности. Плакат сильнее воздействовал на рабочих со стажем менее одного месяца.

Также могут быть плакаты – аллегории, воспитывающие общую мотивацию к безопасной работе. Среди положительных выделяют комические и нейтральные плакаты. Существуют и двойные плакаты, где противопоставляются польза безопасности и вред пренебрежения ею.

Комбинированный плакат ( двойной) был лучшим потому, что он практически передавал сюжет, по которому можно было составить целый рассказ: о характере опасности, её воздействии , способе защиты и эффекте.

Устрашающий плакат хорош тем, что он эмоционален и убедительно показывает опасность.

Комический плакат невольно обращает на себя внимание. Однако он не очень хорошо передаёт мысль.

Положительный плакат малоубедителен, в нём нет момента опасности, не виден эффект. Показ благополучия без выделения фактора опасности мало впечатляет.

Нейтральный плакат – это скорее объявление, немотивированный « прейскурант», экспонат на витрине.

Если расценивать плакаты по их целенаправленности, то по этому критерию можно выделить следующие классы плакатов:

· напоминающие о правилах поведения

· напоминающие о запрещённых приёмах труда

· напоминающие о необходимости использования средств защиты

· указывающие безопасную последовательность действий

· призывающие к безопасной работе

По характеру изображённых на плакате надписей их можно подразделить на :

§ запрещающие

§ предупреждающие

§ предостерегающие

 

Вывод о том, как надо действовать, должен вытекать не из надписи на плакате, а из рисунка и создавать мотивацию к безопасной работе. Применяемые плакаты должны привлечь к себе внимание, быть правильно понятым и запомниться и вызвать правильную эмоциональную реакцию, желаемое отношение.

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, причины, обстоятельства и факторы, способствующие предрасположенности человека к несчастным случаям, способствующие росту числа несчастных случаев - возникают по причине расширения диапазона воздействия человека на окружающий его мир: как по разнообразию и по интенсивности, так и с развитием техники.

Опасность растёт быстрее, чем человеческое противодействие ей. Важной причиной является цена ошибки человека, которая с развитием техники обходится ему гораздо дороже. Интенсивное использование её повышает возможность реализации этой опасности, проявляется адаптация человека к опасности. Безнаказанно нарушив правила и получив за счёт этого, какие - то мелкие выгоды, повторяются подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил.

Также выяснены и субъективные причины: показная смелость, недисциплинированность, склонность к риску. Большое влияние оказывает отсутствие у человека необходимых для данной работы индивидуальных качеств психологического или физиологического порядка, недостаток знаний или опыта, нарушение физического или эмоционального состояния и прочее. На несчастные случаи влияют и многие социальные факторы, такие, как психологический климат в коллективе, принятая система стимуляции труда, условия жизни, вплоть до капризов моды.

Система безопасности труда способствует повышению профессиональных умений человека производительно и безопасно работать, а также повышению мотивации к безопасному труду, обеспечивает человека правилами, индивидуальными средствами защиты, дополнительно увеличивая его результирующую защищённость. Воздействие системы безопасности труда на производство проявляется как в уменьшении производственных опасностей, так и в снижении уровней их действия благодаря применению средств стационарной защиты.

Наличие повышенной предрасположенности человека к опасности ещё не является достаточным условием несчастного случая. Такая предрасположенность не может читаться также его необходимым условием. Несчастный случай, вызванный ошибкой рабочего, может рассматриваться как результат нарушения нормального процесса предметной деятельности.

Для своевременного предупреждения несчастных случаев необходимо выявлять конкретные психологические причины их возникновения, необходимо обучать рабочих умению принимать правильные решения и избегать при этом опасных ошибок.

Чем выше мотивация человека к достижению цели, тем ниже готовность к риску. Кто сильно мотивирован на успех и имеет высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, кто имеет высокую готовность к риску, но при высокой защитной тенденции к избеганию неудачи.

Следовательно, главной задачей безопасности в труде является создание положительного отношения, настроя к вопросам безопасности, и тогда почти все рассмотренные методы при различных причинах нарушений будут давать положительный эффект в любых опасных ситуациях. В целях предупреждения несчастных случаев необходимо вовремя выявлять конкретные психологические причины их возникновения.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Котик М.И. Психология и безопасность. Монография по психологии труда, Питер, 2006 - 285 с.;

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350с.

3. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология в системах «человек-техника» : Учебное пособие. – К.: МАУП, 2003. – 296с.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. – «Феникс», 1997. – 736 с.

Дополнительная:

1. Клименко Н.А. Практика инженерной деятельности. – К.: УМК ВО, 1998. – 175с.

2. Лоос В.Г. Промышленная психология. – «Техніка», 1974. – 234 стр.

3. Толочек В.А. и др. Психология труда. Изд.: ПИТЕР, 2005 - 480 с.

4. Психология труда: Учеб. пособие /под ред. К.К.Платонова. – М.: Профиздат, 1979. – 216 с.

5. Власов Л.А. Психология безопасности труда, Изд.: Военмех, 2003 - 161 с.;

6. Огнев И.Н. Психологическая безопасность. Изд.: Феникс, 2007 г. 605 с.;

 



2020-02-03 306 Обсуждений (0)
Глава 4.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)