Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие конкурентоспособности страны на мировом рынке



2020-02-03 160 Обсуждений (0)
Понятие конкурентоспособности страны на мировом рынке 0.00 из 5.00 0 оценок




Существует также категория конкурентоспособности страны, которая возникла и формулировалась в процессе развития международной торговли, но совершенное толкование этого понятия не было найдено. Поэтому попытку охарактеризовать конкурентоспособность стран, определить их рейтинг при помощи комплексных показателей на мировом рынке, осуществил Международный экономический форум. Расчеты проводились с помощью многофакторных моделей, в которых 381 показатель сгруппирован в 7 сведенных факторов:

• внутренний экономический потенциал;

• внешнеэкономические связи;

• государственное регулирование;

• кредитно-финансовая система;

• система управления;

• научно-технический потенциал;

• трудовые ресурсы.

Показатели по каждой стране могут также дополняться оценками аналитиков, экспертов, данными выборочных опрашиваний руководителей крупных корпораций.

Учитывая сложность и сверхвысокую агрегатность показателя конкурентоспособности стран на мировом рынке, в экономической литературе последнего десятилетия появились предложения относительно определения этого показателя для стран через конкурентоспособность их ведущих фирм.

Конкурентоспособность фирмы (или отрасли, как совокупности фирм, которые выпускают более или менее однородную продукцию) на международном уровне определяется наличием значительной части ее продукции в объеме экспорта или объемом прямых инвестиций, которые она вкладывает в дочерние, совместные и другие предприятия за границей. Использование этих критериев дает возможность с достаточной вероятностью размышлять о наличии конкурентных преимуществ данной отрасли в международном масштабе.

Прибыльность отрасли может быть одним из важных показателей ее конкурентоспособности на внутреннем рынке, но не является достаточно объективным критерием конкурентоспособности на международном рынке, главным образом через протекционистские мероприятия с целью защиты национального производителя.

Итак, чтобы оценить конкурентоспособность любой фирмы или отрасли определенной страны на мировом рынке, нужно, в первую очередь, определить частицу этой фирмы или отрасли в совокупном экспорте страны. Частица экспорта страны и ее ведущих фирм (отраслей) зависит от уровня экономического развития страны и стадий развития конкуренции и формирования уровня конкурентоспособности фирмы (отрасли).

Так, если экономика страны развивается главным образом посредством имеющихся естественных ресурсов и дешевой рабочей силы, то её экспорт будет иметь сырьевую направленность и бедную товарную структуру. Конкуренция таких фирм (отраслей) на мировом рынке характеризуется начальной стадией, и будет определяться наличием именно первичных факторов производства.

К сожалению, Украина находится на стадии конкуренции, на основе факторов производства. Она обеспечена квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, имеет избыточный, однако несколько устаревший производственный потенциал, значительные запасы чернозема и ряда полезных ископаемых для развития черной металлургии, топливной промышленности и т.п. Вместе с тем все еще очень медленно реформируется экономика, не созданы надлежащие условия для обострения конкурентной борьбы. Определенный уровень прибыльности отдельные фирмы обеспечивают посредством экспорта сырья и продукции первичной обработки. Внутренний платежеспособный спрос ограничен. Экономика находится в состоянии упадка. Траектории роста конкурентоспособности некоторых стран указаны на схеме №1.

Конкуренция на основе инвестиций возникает в странах с довольно высоким уровнем развития, а конкурентные преимущества в экономике базируются на возможностях национальных фирм проводить политику активного инвестирования.

Развитие экономики стран, в которых возникает конкуренция на основе инноваций, характеризуется ускоренной модернизацией и обновлением производства, увеличением количества отраслей и фирм, которые могут конкурировать на внешних рынках.

Стадия конкуренции на основе богатства существенно отличается от трех предшествующих, так как не создает весомых стимулов для роста производства. Движущей силой экономики является уже достигнутое благосостояние, включая накопленный капитал и уровень доходов населения. Зависимость конкурентоспособности фирм на мировом рынке от стадий конкуренции представлена на схеме №2.

Конкурентоспособность фирм зависит от факторов и условий, которые присущи стране базирования. Экономическая среда в стране, где конкурируют фирмы, зависит от ряда факторов, которые определяют уровень их конкурентоспособности на внутреннем и на мировом рынке. К ним относятся факторы предложения, спроса, наличия комплекса соответствующих производств и отраслей, содействующая или тормозящая деятельность правительства (схема №3).

Как и во многих сложных моделях, в структуре факторов, которые обеспечивают конкурентоспособность отрасли (фирмы), присутствующий элемент случайности, а именно:

• появление изобретений;

• весомые технологические преобразования (например, развитие биотехнологии, микроэлектроники, космической медицины и т.п.);

• резкие изменения цен на ресурсы (например, рост цен на нефть во время войн в нефтедобывающих регионах);

• политические решения (например, закупка газа Украиной по ценам, выше мировых, из-за накопления задолженности за этот продукт);

• внезапное увеличение спроса на какой-либо товар или группу товаров (в связи с региональными кризами, естественными катаклизмами и др.).

В экономической литературе случается и такой вид конкуренции, как глобальная. Отрасли, в которых конкурентная позиция фирмы в одной стране существенно влияет на конкуренцию в другой, называют глобальными. К глобальным, в разные периоды развития экономики, относились разные отрасли, технологические открытия, которые существенно изменяли само производство. Так, переход от электромеханических способов производства к микроэлектронике кардинально изменил положение американских и немецких фирм и оказывал содействие выходу на мировой рынок соответствующих японских фирм. В таких отраслях получения конкурентных преимуществ приобретает особенно важное значение в связи с возможностью их всемирного использования.

Поэтому чтобы обеспечить конкурентоспособность, фирма, которая направила свои усилия на снижение затрат, может добиваться повышение качества продукции. Фирма, которая обратилась к специализации продукции, может быть конкурентоспособной по цене. Любой из двух видов конкурентных преимуществ обеспечивается соответствующей стратегией, характеристики которых приведены в таблице № 2.



2020-02-03 160 Обсуждений (0)
Понятие конкурентоспособности страны на мировом рынке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие конкурентоспособности страны на мировом рынке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)