Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика хозяйства



2020-02-03 256 Обсуждений (0)
Характеристика хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок




По объему ВВП Белоруссия находится на 5-м месте в СНГ после России, Украины, Казахстана и Узбекистана, но по ВВП на душу населения делит 1-е место с Россией, хотя ранее уступала ей. Снижение ВВП по сравнению с другими странами СНГ происходило медленнее, хотя нарушение хозяйственных связей и рост цен на топливно-энергетические ресурсы повлияли на ухудшение экономической ситуации, появилась проблема безработицы. Реальные доходы населения снизились, но Белоруссия занимает 4-е место среди стран СНГ по реальной заработной плате наемных работников — 107 долл. (Россия — 203, Казахстан — 139, Украина — 108).

Особенностями территориальной структуры хозяйства являются концентрация промышленностив восточных районах, главным образом в крупных городах — Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве. В довоенный период развивались такие отрасли, как торфяная промышленность, станкостроение, моторостроение, льняная, швейная, кожевенная, пищевая промышленность. После войны были созданы тракторостроение, автомобилестроение, производство мотоциклов и велосипедов, радиоэлектронная промышленность и совсем недавно нефтепереработка, нефтехимия и черная металлургия. Отраслями специализации в рамках СССР были: тракторостроение, станкостроение и автомобилестроение (90% грузовых автомобилей вывозилось), производство калийных удобрений, синтетического волокна (2-е место после России), ЭВМ.

Белоруссия обладала примерно 5% военно-промышленного потенциала бывшего СССР, который включал 120 предприятий, на них было занято около 400 тыс. чел., многие из них были монополистами в стране; 15 научно-исследовательских институтов специализировались на военных разработках. Минск являлся центром исследований, разработок и производства компьютеров в ВПК. При этом Белоруссия полностью зависела от поставок нефти и газа, угля, проката черных и цветных металлов, деловой древесины и пиломатериалов, цемента и др.

Вывод: особенностями территориальной структуры хозяйства являются концентрация промышленностив восточных районах, главным образом в крупных городах — Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве. Доля промышленности в структуре ВВП составляет 39%, сельского хозяйства— 16%,услуг —45%.Можно заметить, что эти показатели увеличились по- сравнению с 1990 годом. По первому показателю Белоруссии принадлежит 1-е место в СНГ.

 

Промышленность

Топливно-энергетический комплекс. До середины 1960-х гг. главным видом топлива был торф,Белоруссию даже называли «торфяным Донбассом». После строительства трубопроводов доля торфа в ТЭБ резко сократилась (с 80 до менее 10% ныне). Добыча нефти в 1997 г. составила 1,8 млн. т; она невысокого качества и используется лишь дня производства масел и смазочных материалов. Годовая потребность в нефти — 25 млн.т. Добыча газа — 0,2 млрд. м3, а потребность — около 20 млрд. м3. В 1997 г. Белоруссия получила из России 10,5 млн. т нефти и 15,8 млрд. м3 газа, поэтому НПЗ Новополоцка и Мозыря работают не на полную мощность. Республика ввозит около 700 тыс. т угля из России и Украины, но ввоз сокращается из-за снижения добычи в этих странах. Выработка электроэнергии сократилась с 40 млрд. кВт-ч в 1990 г. до 26 млрд. кВт-ч в 1997 г. Основная ее часть производится на ТЭС на мазуте, угле и торфе. Наиболее крупные из них — Лукомльская, Смолевичская, Березовская, Гродненская. После чернобыльской катастрофы страна отказалась от строительства АЭС.

Новой отраслью для республики является черная и цветная металлургия, хотя масштабы их незначительны (по прокату в 1997 г. — 1,1 млн. г). Действует передельный завод в Жлобине, работающий на металлоломе, в Глубоком — завод алюминиевых сплавов, а в Молодечно — порошковой металлургии. Отрасль испытывает недостаток в сырье. Недостающая часть проката для машиностроения поступает из России и Украины.

Машиностроение — ведущая отрасль. Одной из главных его частей, является автомобилестроение, развивающееся с 1947 г. В годы оккупации в Минске был построен авторемонтный завод «Даймлер-Бенц», после освобождения в его корпусах начали сборку автомобилей, поступавших в СССР по ленд-лизу, — такова предыстория завода. Ныне он производит грузовые автомобили грузоподъемностью от 7,5 до 30 т, тягачи с полуприцепами, лесовозы и самосвалы. В 1980-е гг. в Жодино был создан его филиал, который специализируется на производстве большегрузных (до 120 т) автомобилей БелАЗ для работы в карьерах открытой добычи. В Могилеве выпускаются карьерные самосвалы, мощные тягачи и вкреперы. Производство автомобилей в 1985 г. составляло 43,3тыс, в 1997 г. — 13,0тыс. В автомобилестроении происходят изменения: сокращается производство большегрузных автомобилей, расширяется номенклатура изделий. В Жодино осваивается производство польских автомобилей «Люблин», легких грузовиков, автофургонов и микроавтобусов. В Минске налаживается производство автобусов по немецким и венгерским технологиям, в Лиде — сборка автобусов из российских деталей. Белоруссия всегда ввозила легковые автомобили и автобусы из России и Украины, сейчас значительная часть их поступает из европейских стран;

Тракторостроение также является отраслью специализации. Главное предприятие находится в Минске, детали и узлы производятся в Витебске и Бобруйске. В 1991 г. производство тракторов составило 95,5 тыс., в 1997 г. — 27,4 тыс. Сельскохозяйственное машиностроение развивается в Гомеле (силосоуборочные комбайны), Лиде (картофелеуборочные машины) и в Барановичах (оборудование для животноводческих ферм). Белоруссия ввозит зерноуборочные комбайны из России.

Станкостроение специализируется на производстве металлорежущих станков, автоматических линий с ЧПУ, кузнечно-прессового оборудования. Главными центрами являются Минск (завод автоматических линий и агрегатных станков — крупнейший в Европе), Витебск (завод заточных станков), Гомель, Барановичи и Орша. Однако производство станков в 1990-е гг. сократилось более чем в 4 раза.

Одной из составляющих специализации Белоруссии является приборостроение, радиоэлектронная и электротехническая промышленность: в Минске производятся радиоприемники и телевизоры, холодильники, в Витебске и Гомеле — силовые трансформаторы, кабель, в Лиде — электроизделия. В настоящее время эти предприятия испытывают сильную конкуренцию со стороны европейских стран.

Из других отраслей машиностроения можно упомянуть производство оборудования для торфяной промышленности (Гомель), пассажирских катеров (Витебск), катеров на подводных крыльях (Гомель).

Химическая промышленностьразвивается с 1961 г., когда на базе Старобинского месторождения началось производство калийных удобрений, в 1980-е гг. оно составляло 5 млн. т (4-е место после Канады, ФРГ и России), к 1997 г. снизилось до 3,2 млн. т. В Гомеле на базе хибинских апатитов было создано производство фосфорных удобрений, азотные удобрения производятся в Гродно на базе природного газа, поступающего из России. Нефтехимический комплекс создан на базе Новополоцкого и Мозырского НПЗ. В Новополоцке работает крупнейшее предприятие по производству синтетического волокна (в 1990 г. давало 40% союзной продукции), в Могилеве производят лавсан, а в Борисове и Полоцке — пластмассы. Крупный шинный завод работает в Бобруйске, Минск стал центром фармацевтики.

Крупные нефтеперерабатывающие заводы, работающие на нефти, которая транспортируется из России по трубопроводам "Дружба" и Сургут—Полоцк, построены в Мозыре и Новополоцке. Используются также небольшие местные ресурсы нефти, разрабатываемые в Гомельской области.

Выпускаются также химические волокна, пластмассы, шины для автомобилей и сельскохозяйственных машин.

Значительная роль в структуре промышленности принадлежит леснойи деревообрабатывающей.Промышленная заготовка древесины ведется в Гомельской, Витебской, Минской и Брестской областях, но за счет собственной древесины обеспечивается лишь производство клееной фанеры. Деловая древесина ввозится из России. Деревообработка развита в Мозыре, Витебске, Борисове и Речице. Для производства бумаги и картона используется и своя древесная масса, и привозная целлюлоза. Центрами являются Шклов, Борисов, Слоним и Светлогорск. Белоруссия полностью обеспечивает себя сырьем строительной индустрии, за исключением цемента. Одной из старейших отраслей является стекольная промышленность. Достаточно развиты легкая и пищевая промышленность, ориентирующаяся на собственную сырьевую базу. Специализацией является льняное производство, которое представлено 53 заводами по первичной обработке льна и Оршанским комбинатом, где завершается льноперерабатывающий цикл.

Вывод: Добыча нефти в 1997 г. составила 1,8 млн.т, в настоящее время этот показатель немного увеличился до 2 млн. т.

Новой отраслью для республики является черная и цветная металлургия, хотя масштабы их незначительны (по прокату в 1997 г. - 1,1 млн. г, а в 2006 г. – 1,3 млн. г.). Машиностроение — ведущая отрасль. Производство автомобилей в 1985 г. составляло 43,3тыс, в 1997 г. — 13,0тыс, в 2006 г.- 25,5тыс. Тракторостроение также является отраслью специализации. Главное предприятие находится в Минске. В 1991 г. производство тракторов составило 95,5 тыс., в 1997 г. — 27,4тыс, а в 2006 г. 30,3тыс. Одной из составляющих специализации Белоруссии является приборостроение, радиоэлектронная и электротехническая промышленность. Крупные нефтеперерабатывающие заводы, работающие на нефти, которая транспортируется из России по трубопроводам "Дружба" и Сургут—Полоцк, построены в Мозыре и Новополоцке.

 

Сельское хозяйство

 

Отраслями специализации сельского хозяйства являются молочно-мясное животноводство, свиноводство, производство льна и картофеля. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 9,3 млн. га, пятая часть их — осушенные земли (осушение ведется уже более 100 лет). В структуре растениеводства главная роль принадлежит зерновому хозяйству. Валовой сбор зерна из-за сокращения посевных площадей снизился с 7 млн. т в 1990 г. до 6,4 млн. т в 1997 г. Из зерновых на первом месте находится яровой ячмень, вторая культура — озимая рожь, а затем — овес, пшеница, гречиха. Из технических культур в Белоруссии производят сахарную свеклу, лен, коноплю и махорку. Важное место принадлежит и картофелю — около 7 млн. т в год. По его урожайности Белоруссия уступает лишь Прибалтийским странам.

Животноводстводает большую часть продукции по стоимости (свыше 70%)производство ее на душу населения превышало средне-союзный показатель в 1,5—2 раза. Ведущее положение принадлежит разведению крупного рогатого скота молочно-мясного направления, вторая отрасль — свиноводство.

Выделяется несколько зон сельскохозяйственной специализации: север отличается более благоприятными климатическими условиями для льноводства и животноводства молочно-мясного направления (дает более 70% продукции сельского хозяйства страны). Запад с более теплым и мягким климатом и плодородными почвами является районом молочно-мясного животноводства, свиноводства и свеклосеяния (здесь расположены почти все сахарные заводы). Полесье — основной район естественных пастбищ — специализируется на мясомолочном животноводстве, свиноводстве и льноводстве, а юго-восток — на разведении крупного рогатого скота молочно-мясного направления, производстве картофеля и овощей, имеет мощные пригородные хозяйства.

Предприятия пищевой промышленностиизготовляют разнообразную продукцию, но особенно выделяется мясо-молочная промышленность. Имеются крупные молочно-консервные, маслосыродельные заводы. Созданы сахарная, плодоовощеконсервная промышленность. Сахарные заводы размещаются на западе и юге республики (в Брестской и Гродненской областях) вблизи посевов сахарной свеклы.

Как мы уже заметили, что отраслями специализации сельского хозяйства являются молочно-мясное животноводство, свиноводство, производство льна и картофеля. Из зерновых на первом месте находится яровой ячмень. Животноводстводает большую часть продукции по стоимости (свыше 70%), и в настоящее время этот показатель остается также высоким. В Белоруссии также имеются крупные молочно-консервные, маслосыродельные заводы, а также сахарные заводы.

 

Транспорт

Белоруссия имеет более развитую транспортную систему в сравнении со странами СНГ. За исключением морского, развиты все виды транспорта. Ведущая роль принадлежит железнодорожному,формирование которого началось еще в середине XIX в. Протяженность железных дорог 5,5 тыс. км, а густота — 2,2 км на 100 км2 (в России — 0,6). Особенно важна его роль во внешних экономических связях. В перспективе предполагается реконструировать часть дорог, а также проложить магистраль, связывающую основную территорию России с Калининградской областью. На втором месте по значимости находится автомобильныйтранспорт. Парк автомобилей увеличился в 1990-е гг. и составляет около 900 тыс. Важное значение имеет трубопроводныйтранспорт, за транзит нефти и газа из России на Запад Белоруссия получает энергоресурсы. Предполагается проложить через территорию страны новые трубопроводы «Россия—Европа». Судоходны Днепр с притоками, Неман и Западная Двина. 95% грузооборота речного транспорта приходится на Днепровско-Бугский водный путь от устья Припяти до порта Пинск (512 км) и далее по Днепровско-Бугскому каналу до Бреста (196 км). Главными портами являются Гомель, Мозырь, Брест.

Сделаем вывод, что в Белоруссии развиты все виды транспорта, кроме морского. Ведущая роль принадлежит железнодорожному, а также автомобильному. В настоящее время также важное значение имеет трубопроводный транспорт, за транзит нефти и газа из России на Запад Белоруссия получает энергоресурсы. Транспортная сеть Белоруссии обеспечивает 70% поставок российского экспорта в европейские страны. Развитие транспорта В Белоруссии набирает обороты.


Заключение

 

В данной курсовой работе была рассмотрена актуальная тема проблемы экономического развития и хозяйственная специализация Белоруссии. Были раскрыты вопросы, касающиеся природных условий и ресурсов, трудовых ресурсов, экономики, территориальной организации, транспорта и связи.

Таким образом, Белоруссия — небольшое по площади государство, экономически независимое. Из топливных ресурсов страна располагает торфом, нефтью, газом, сланцами и бурым углем, но масштабы их крайне ограниченны.

Что касается населения Белоруссии, то большая часть, как мы увидели, сосредоточена городах - 72%. Для Западной Белоруссии характерна хуторская система расселения: сказывается пребывание в составе Польши, когда район там был наиболее отсталым.

В динамике населения резко выделяется период после чернобыльской трагедии. Именно с этого времени начинает снижаться рождаемость и увеличиваться смертность, а с 1993 г. наблюдается превышение смертности над рождаемостью. Белоруссия имеет довольно высокую плотность населения.

Нужно заметить также, что на территории Белоруссии проживают не только белорусы - 78%,но и русские - 13%, проживают также поляки, украинцы, евреи.

Что касается экономики, белорусы сумели сделать свою страну не только суверенной, но и экономически независимой. Валовой внутренний продукт за прошедшие пять лет вырос больше чем на 43 процента. Объем промышленного производства потребительских товаров в стране за пять лет был увеличен в полтора раза. В целом экономическая стратегия, предусматривающая активное участие государства в управлении экономикой, оказалась правильной. Белорусы разработали также Государственную программу возрождения и развития села.

Особенностями территориальной структуры хозяйства являются концентрация промышленностив восточных районах, главным образом в крупных городах — Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве. Отраслями специализации сельского хозяйства являются молочно-мясное животноводство, свиноводство, производство льна и картофеля.

Упоминая транспорт и связь, заметим, что Белоруссия имеет более развитую транспортную систему в сравнении со странами СНГ. За исключением морского, развиты все виды транспорта. Ведущая роль принадлежит железнодорожному, особенно важна его роль во внешних экономических связях. Также, важное значение имеет трубопроводныйтранспорт.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, Белоруссия не только суверенное, но и экономически независимое государство. У Белоруссии выгодное географическое положение: близость к европейским государствам, способствует развитию внешнеэкономических отношений с ними.


Список используемой литературы

1. Алексеев А.И, Николина В.В.: «География: население и хозяйство Белоруссии: Учебник для вузов общеобразовательных учреждений» Москва 1998, - 270 с.

2. Клайв Гиффорд: «Большой иллюстрированный справочник: Страны и континенты» «Махаон» Москва 2005 г. 500 с.

3. Лагутенко Б.Т.: «Справочник по экономической географии» 2001 г. Москва 400 с.

4. Максаковский В.П: « Учебник по географии для школьников» 2002 г. 350 с.

5. Общественно-политический журнал Федерального собрания – Парламента. Российская Федерация сегодня 2007 г. 67 с.

6. Статкомитет СНГ. М: «Внешняя торговля стран Содружества Независимых Государств: Статистический сборник», 2002 г. 320 с.

7. Степанов М.В.: «Мировая экономика» 2005 г. 556 с


Приложение

 

 

Естественное движение населения, чел на 1000 жителей

 

Год Рождаемость Смертность Естественный прирост
1990 13,9 10,7 3,2
1992 12,4 11,3 1,1
1994 10,7 13,6 - 1,9
1996 9,3 13,0 - 3,7
1999 8,8 23,4 - 4,6
2001 7,8 20,1 - 4,8
2006 7,0 18,8 - 4,7

 

Занятость по отраслям хозяйства в %

 

Отрасль 1990 1997 2000 2006
Промышленность 31 27 30 37
Сельское и лесное хозяйство 19 18 19 20
Транспорт и связь 8 7 7 7
Строительство 12 7 9 9
Сфера услуг 30 33 34 33

Увеличение ВВП на душу населения в %

 

год 1990 1994 1998 2000 2006
ВВП 10% 15% 18% 20% 43%

 



2020-02-03 256 Обсуждений (0)
Характеристика хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика хозяйства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)