Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-психологические проблемы личности пожилых людей в современном обществе



2020-02-03 171 Обсуждений (0)
Социально-психологические проблемы личности пожилых людей в современном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как указывалось выше, проблемы пожилых в современном обществе рассматриваются обычно как следствие индустриализации и урбанизации. По мнению Т. Харевен, такие объяснения достаточно упрощенны. Она предлагает изучать проблемы старения в связи с историческими сдвигами в трех областях индивидуальной жизнедеятельности: локализация в историческом времени, эффективность в сфере труда, социальные ориентации и функции семьи по отношению к пожилым [22]. И. Розоу, в свою очередь, предлагает рассматривать следующие культурно-социальные факторы, которые определяют, во-первых, специфику процесса старения, во-вторых, положение пожилых в обществе: владение собственностью и доход, стратегические знания, работоспособность, взаимная зависимость, традиции и религия, потеря ролей и ролевая неопределенность, потеря будущего. Владение собственностью и доход. Доход – это то, на чем держится экономика пожилого человека, а если его нет – пожилой попадает в угнетенную группу и целиком зависит от благотворительности общества. Собственность является основной в обеспечении независимости и безопасности пожилого человека. М. Мид приводит такой пример: в Польше до первой мировой войны крестьяне-землевладельцы обычно передавали землю своему женатому сыну в обмен на гарантии, что он будет заботиться о пожилой паре в течение всей оставшейся жизни [16].

В традиционных обществах собственность дает существенную власть над молодыми. Глава семьи не опасался насильственной "социальной отставки" в преклонном возрасте, так как важнейшая функция взрослой личности – труд – имела пожизненный характер. "Самодостаточность и независимость пожилых были связаны с пожизненным контролем над семейной собственностью, что с одной стороны, отодвигало момент экономической самостоятельности детей, а с другой – гарантировало родителям достойную старость" [22].

В наше время власть старших над молодыми, которые становятся независимыми в результате получения современного образования, не так зависит от собственности, как в традиционных обществах. "Та легкость, с которой многие представители второго и третьего поколений американцев снимали с себя всякую ответственность за пожилых, связана с утратой "санкций" в этой области. Крах системы этих "санкций", когда-то осуществлявшихся самими стариками, может означать, что прежнее положение стариков в обществе уже не будет восстановлено" [16].

Стратегические знания. В традиционных обществах, где экономика строилась на семейных связях, дело престарелого отца переходило к сыну, затем к внуку и поэтому активность старшего поколения была наполнена смыслом. "Концентрация экономической деятельности внутри семьи позволяла старшим осуществлять те или иные полезные функции до глубокой старости, повышало их авторитет и социальный престиж. Таким образом, пожилые сохраняли свои экономические и внутрисемейные позиции вплоть до смертного часа" [22].

В современном мире роль преемственности знаний значительно ослабла. Стремительное развитие общества и научно-технический прогресс обесценили понятие опыта пожилых, который сохранился только в некоторых областях знания и искусства. Опыт уже не эквивалентен знаниям, и пожилым не удается включиться в социальную эволюцию. Поэтому они не могут быть образцом подражания для молодых, не могут быть для них авторитетами и не уважаемы как "стратегические учителя".

Работоспособность. Известно, что при старении (нормальном и патологическом) существенным образом изменяются как нейродинамические параметры активности мозга, так и режим работы центральной нервной системы, что часто выражается в ограничении внешнего и внутреннего перцептивного пространства отдельных или параллельно осуществляемых когнитивных процессов и обозначается как "сужение объема психической деятельности" [15]. Если мы условно примем здоровье молодого человека 17-20 лет за 100%, то к 65 годам уровень здоровья снижается до 69%, к 75 – до 60% [9]. Другими словами, с возрастом снижаются физические и психические возможности человека. Для того, чтобы работа выполнялась пожилыми качественно, им рекомендуется однотипная привычная деятельность в тех сферах, в которых они работали наиболее длительное время, где ими накоплен больший опыт. Скорее всего, пожилые могут сохранять свое социальное функционирование в низкопродуктивных и примитивных технологиях. Уместно привести здесь высказывание современного американского социолога Э. Кюблер-Росс: "Парадокс современной цивилизации состоит в том, что она умножает число стариков, воспроизводящих культуру прошлого, в то время как знания и культурные ценности эволюционируют с невиданной быстротой" [16].

Традиции и религия. Современное общество можно определить как "прогрессивное". В нем исчезают оставшиеся постфигуративные элементы. Поэтому молодые люди принимают и несут очень ограниченное наследие. Их главные ценности, как определил Розоу, "материальные и, скорее мирские, чем священные, святые; скорее ориентированы на будущее, чем на прошлое; скорее прагматичны, чем традиционны" [16]. Пожилые перестают быть жизнеспособным символом продолжения истории и уважения традиций. Социальные изменения в мире свидетельствуют об изменении традиционных ориентации, которые ранее вызывали уважение к пожилым.

Ролевая неопределенность. Каждый человек проходит в течение своей жизни определенные стадии; дошкольные и школьные годы, получение образования, женитьба, забота о семье, детях, работа, появление внуков, выход на пенсию, вдовство. С раннего детства и до старости у человека происходит увеличение репертуара исполняемых ролей. При этом он "движется" от низкой ответственности к более высокой, от зависимости к независимости, от малых умений к большей компетентности. Непрерывная смена ролей с увеличением ответственности соответствует ожиданиям общества, и человек имеет активные представления о будущей роли. Таким образом, роли структурированы ожиданиями, требованиями и определенной активностью, которая необходима при исполнении какой-либо роли.

В массовом сознании роль пенсионера, вдовца, просто пожилого человека – очень неясная и в обществе отсутствуют соответствующие ролевые ожидания. Когда человек стареет, общество и семья как общественная единица не предъявляет к нему никаких требований, отвергает его, тем самым лишает определенной роли, меняет статус [3]. Ролевая неопределенность деморализует пожилых. Она лишает их социальной идентичности и часто оказывает негативное влияние на психологическую стабильность. Ведь рутинная повседневная жизнь пожилых не является исполнением какой-либо роли. А, кроме того, неструктурированные ситуации поздней жизни вызывают депрессии и тревогу, так как пожилые чувствуют вакуум социальных ожиданий и недостаток норм для них. Вполне справедливо И. Розоу, а также М. Александрова называют пожилой возраст такой стадией в жизненном цикле, где происходят систематические социальные потери и отсутствуют приобретения. "Главные жизненные задачи выполнены, ответственность уменьшается, зависимость возрастает. Эти потери связаны с болезнями и физическим недомоганием. Эти потери и их корреляты зависимости, изоляции и деморализации прогрессивно увеличиваются в поздней жизни" [3]. Они ясно показывают пожилому человеку понижение участия в социальной жизни и увеличение его маргинальности. Потеря ролей. Как отмечает К. Виктор, нравственная система современной западной цивилизации отдает предпочтение молодости, энергии, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной, косной и старомодной старости. Все эти ценности вместе с верой в собственные силы, автономией и независимостью передаются в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интернализацией новых ролевых функций. С этой точки зрения старость представляется как утрата социальных ролей.

Ю.Б. Тарнавский пишет о том, что старость - крайне критичный период времени. Она требует всех сил личности, чтобы приспособиться к окружающей обстановке. Но нередко человеку преклонного возраста трудно привыкнуть к новому статусу [19]. Автор отмечает, что пожилой возраст характеризуется не только минусами. Старость несет в себе много ценных, положительных качеств. Человек становится рассудительным, опытным.

Неминуемо наступающие в старости возрастные снижения адаптационных возможностей компенсируется профессиональным мастерством, глубокими познаниями и навыками, приобретенными в течение всей жизни. Адаптационные механизмы действительно снижаются, но это может быть успешно компенсировано высоким уровнем суждений, широтой кругозора.

Таким образом, личность человека по мере его старения изменяется, но старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологические (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности). "Человек стареет так и таким образом, как он жил в течение жизни и каким он был как личность" [10]

Старение личности может проявляться в выделенном зарубежными авторами синдроме "неприятия старения", в основе которого лежит внутренний конфликт между потребностями личности и ограниченными в силу физического и психического постарения возможностью их удовлетворения. Это противоречие приводит к явлению фрустрации и разным формам социально-психологической дезадаптации личности.

Влияние социальных и психологических моментов на процесс старения личности заключается в обрыве привычных социальных и психологических связей и отношения личности пожилого человека, что приводит по существу к социальной деривации, неблагоприятно воздействующей на личность. Этот эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и психологического одиночества, столь частой в позднем возрасте.

Выйдя на пенсию, человек теряет одну из главных ролей – перестает быть "добытчиком" в семье, тружеником в общественном смысле. В современном обществе трудовая деятельность выполняет целый ряд функций. Она не только обеспечивает человеку средства существования, дает определенный статус, но и реализует социальную активность индивида. На уровне личности она рассматривается как способность к сознательному выявлению и утверждению своего места в системе общественных отношений и самореализации. Социальная активность является мерой социальной деятельности и ее целью является реализация интересов общества, личности как члена данной социальной общности. Для любого человека трудовая деятельность является предпосылкой его полноценности, интересной жизни, творческой деятельности. Поэтому необходима работа и пожилым, у которых круг личных интересов значительно ограничивается и суживается [2].

Многие исследователи обратили внимание на то, что один из самых глубоких психосоциальных кризисов личности связан с выходом на пенсию [5, 8, 21], то есть с потерей работы, в то время как другие [20] считают, что сам по себе выход на пенсию не является причиной кризиса, а имеет отрицательное значение только при определенных чертах личности, психологической неподготовленности и неприятии положения пенсионера. Однако чаще исследователи приходят к выводу, что, выйдя на пенсию, пожилой человек частично либо полностью выключается из социальной жизни и не знает, чем себя занять. Иногда наиболее распространенной реакцией на пенсию является депрессия, соматические заболевания или ипохондрические мысли, нередко происходит распад семьи.

Е.С. Авербух пишет, что сам факт выхода на пенсию является для человека психической травмой: падает его социальная значимость, страдает его престиж, его самооценка и самоуважение. Новые требования ему зачастую не под силу, он чувствует себя отсталым [1].

Ю.М. Губачев также отмечает, что "преждевременный физический и духовный покой – это изнуряющий ад", под воздействием которого старость становится ранней, ненужной, патогенной, социально обременительной, сами же старики становятся не только скучными, беспокойными людьми, но даже опасными как для самих себя, так и для других людей. Творческий труд – главное лекарство от старости [16].

Возможное вдовство и выросшие дети, которые материально независимы, забирают у пожилого другую важную роль – главы семьи. Как уже говорилось выше, происходят изменения в здоровье, а неадаптивные стили жизни после выхода на пенсию влияют на то, что человек становится зависимым, статус его понижается. Это в свою очередь влияет на понижение самооценки и самоуважения. С выходом на пенсию увеличивается объем свободного времени, которое может оказать благотворное влияние на течение поздних лет жизни, так как от способа проведения досуга в известной степени зависит испытываемое старыми людьми чувство удовлетворения своей жизнью [2, 10]. Увеличение свободного времени дает основание членам семьи ожидать, что пожилой человек станет больше внимания уделять домашним хозяйственно-бытовым функциям, но пожилые люди не только не ориентированы на домашнее хозяйство и уделяют ему мало времени, но и дают этому низкую оценку. Скорее всего, домашняя работа не рассматривается как общественно-полезная и, кроме того, пожилой человек чувствует себя оторванным от коллектива [16]. Совместная деятельность, имеющая общественную значимость, восстанавливает автономию и независимость пожилого человека, компенсирует ему уменьшение личностного социального потенциала, поэтому в периоды, предшествующие глубокой старости, пожилые тяготеют к активной социальной жизни. Они хотят и могут быть полезны обществу [5]. Пожилые люди владеют опытом, знанием, однако им не достает силы, здоровья, адаптационных способностей и инновационных стремлений [8], кроме того, пожилые консервативны, догматичны в том случае, если они не заняты трудовой деятельностью, особенно связанной с творчеством [18]. Вышесказанное подтверждается эмпирическими исследованиями. Так, П. Адельманн сравнила количество проигрываемых одновременно социальных ролей пожилыми женщинами, их удовлетворенность жизнью и самооценку. Ею обнаружено, что женщины, играющие две социальные роли одновременно, демонстрировали более высокую самооценку и более низкий уровень депрессии, чем женщины, играющие только одну роль.

Потеря будущего. Существенным для пожилого является резкое изменение структуры его психологического времени. "В хронотопе личности резко уменьшается доля будущего времени, расширявшего ее жизненное пространство, являвшегося тем заслоном, которое препятствовало мощной власти прошлого завладеть когнитивно-эмоциональной сферой индивида. На протяжении почти всего своего индивидуального пути человек привык жить планами, близкими и отдаленными целями, проектами и замыслами – разными формами будущего" [5]. Между тем для многих пожилых людей выход на пенсию – это потеря будущего и жизненный мир представляется неопределенным и бессодержательным. Л.В. Бороздина и И.А. Спиридонова в исследованиях временной трансперспективы личности приводят следующие экспериментальные данные: "к 50 годам люди думают, что они прогрессируют в своем развитии, в 60 – прошлое, настоящее и будущее оценивается равно, а в 70 лет прошлое кажется лучше, чем настоящее, а настоящее лучше, чем будущее" [16]. Респонденты позднего возраста склонны располагать "лучший" возраст в прошлом, например, пенсионеры считают, что лучший возраст – 40 лет, в то время, как молодые люди – в настоящем. Этот же факт отмечает И.Ф. Клименко: уход на пенсию связан с потерей перспективы будущего и обращением личности к своему прошлому. "В это время будущее не планируется, воспринимается пессимистически, значимость данной временной перспективы для личности резко падает. Это период утраты продуктивной деятельности" [12]. Взаимная зависимость с близким окружением. В традиционных обществах труд и организационная структура семьи были взаимосвязаны между собой. Поэтому контакты и связи между возрастными группами были достаточно тесными, и это порождало у них ощущение взаимной зависимости. Тесные контакты и обмен функциями между поколениями в рамках семьи составляли важнейшие условия выживания пожилых людей в таком обществе, где отсутствовали иные формы гарантированной социальной поддержки в старости [22]. Это позволяло пожилым участвовать в семейном разделении труда вплоть до глубокой старости, обеспечивало им должный авторитет и личностную автономию. Под влиянием индустриализации и демографических сдвигов постепенно нарастала социальная дифференциация возрастных групп, усиливалась возрастная специализация экономических функций и, наконец, вытеснение пожилых с рынка труда (официальный выход на пенсию) привело к разрыву связей с поколением детей. Сейчас молодые способны материально обеспечить себя сами, а старшее поколение получает пенсию и другие виды социальной помощи. Все это способствует относительной материальной независимости поколений друг от друга. В связи с этим уменьшается необходимость кооперации, и тем самым разрушается семейная солидарность, взаимная зависимость. В современном обществе ответственность за пожилых становится формальной, ритуальной и деперсональной. Рассматривая современную семью в нашем обществе, Александрова указывает на то, что старики – отцы семейства не играют прежней роли, что молодое поколение не нуждается в поддержке стариков, а старики и вовсе отходят от семьи, не выполняя роли дедушек и бабушек [3].

Большинство пожилых людей состоит в сложных, разнообразных отношениях с семьей, друзьями и соседями. Между тем идеал существования пожилых – это тесные социальные связи при достаточно высоком уровне независимости, то есть рациональное сочетание семейной заботы и личностной автономии.

Многие авторы, рассматривая семейные и дружественные связи пожилых, большей частью обращают внимание на частоту контактов, то есть на количественную сторону. По мнению Р. Айзенберга и Дж. Триза о качестве связей и об уровне сплоченности говорят показатели: "близость", согласие, настроение между партнерами по общению. В процессе приспособления к потерям в позднем периоде жизни друзья служат "буфером" против травм, сопровождающих этот период. Дружеские отношения и контакты с соседями продолжают играть важную роль и на закате жизни, но форма их меняется, они становятся менее частыми и интенсивными [16].

Итак, рассмотрев перечисленные факторы, можно сделать вывод о том, что пожилые представляют достаточно малую ценность для современного общества, как в развитых странах Запада, так и в нашей стране. Другими словами, пожилые претерпевают девальвацию, обесценивание. Этот факт отражают негативные стереотипы и аттитюды пожилых в молодых группах.




2020-02-03 171 Обсуждений (0)
Социально-психологические проблемы личности пожилых людей в современном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-психологические проблемы личности пожилых людей в современном обществе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)