Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизм эмиссии банкнот



2020-02-03 244 Обсуждений (0)
Механизм эмиссии банкнот 0.00 из 5.00 0 оценок




Переход к системам неразменных кредитных и бумажных денег принципиально изменил механизм поддержания ста­бильности денежной единицы. Известно, что номинал (или ме­новая стоимость) неполноценных денег намного превышает ре­альную стоимость их материального носителя. Для поддержа­ния этого разрыва государство устанавливает свою монополию на выпуск денег в обращение. Эмиссионная функция сосредото­чивается в центральном банке, и государство гарантирует по­стоянство покупательной способности денег путем регулирова­ния денежной эмиссии (денежного предложения) в соответ­ствии с ростом производства товаров.

Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпускай обращения денежных знаков. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах осуществляют:

- центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;

- казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на которые приходится около 10% (в развитых странах) общего выпуска наличных денег.

Эмиссия банкнот осуществляется центральным банком тремя путями: предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей; кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг; выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Государство, стремясь к ослаблению возможных циклических колебаний экономических процессов, предпринимает меры к регулированию процесса производства, используя денежную и кредитную системы, которые тесно взаимосвязаны, особенно в результате господства кредитных денег.

Во многих промышленно развитых странах под влиянием усиления инфляции и нарастания кризисных явлений в экономике в середине 70-х годов получило распространение таргетирование — установление целевых ориентиров с целью регулирования прироста денежной массы в обращение и кредита, которыми должны руководствоваться центральные банки.

Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Эта мера рассматривается как важная форма борьбы с инфляцией и обеспечения стабилизации экономики. В США таргетируются все четыре денежных агрегата 1, М2, М3, М4), во Франции — только агрегат М2. Однако практика показала слабую эффективность такой формы регулирования, ибо денежное обращение находится под влиянием различных экономических факторов, а не только объема денежно-кредитных операций. В связи с этим в 80-е годы центральные банки ряда стран (Канады, Японии) отказались от таргетирования.

 

4. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2009 году

Состояние денежной сферы в 2009 г. характеризовалось постепенным укреплением национальной валюты, нормализацией ситуации с ликвидностью банковской системы, снижением процентных ставок и увеличением спроса на национальную валюту.

Денежная масса М2 за IV квартал 2009 г. возросла на 15,0% (за IV квартал 2008 г. — сократилась на 6,1%), а за 2009 г. в целом ее прирост составил 16,3% (за 2008 г. — 1,7%). Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило рост рублевой денежной массы в реальном выражении в 2009 г. на 6,9% (в 2008 г. наблюдалось ее сокращение на 10,3%).

Денежный агрегат М0 за октябрь—декабрь 2009 г. увеличился на 15,9% (за IV квартал предыдущего года — сократился на 2,8%). В целом за 2009 г. объем наличных денег в обращении вырос на 6,4% (за 2008 г. — на 2,5%).

На динамику денежного агрегата М0 существенное влияние оказывал спрос населения на наличную иностранную валюту. В феврале—июне 2009 г. на фоне стабилизации и постепенного укрепления рубля к доллару США и евро резко уменьшились объемы продажи банками наличной иностранной валюты населению при росте объемов покупок по сравнению с январем. В III квартале 2009 г. нетто-продажи составили 6,4 млрд. долл. США, в IV квартале их объем был незначительным (0,2 млрд. долл. США). В целом за 2009 г. нетто-продажи банками наличной иностранной валюты (долларов США и евро) физическим лицам равнялись 14,9 млрд. долл. США, что значительно меньше, чем за 2008 г. (47,5 млрд. долл. США).

Безналичная составляющая денежной массы М2 за IV квартал 2009 г. увеличилась на 14,7% (за аналогичный период 2008 г. — сократилась на 7,4%), а за 2009 г. ее рост составил 20,2% (за 2008 г. — 1,3%). В целом за 2009 г. средства юридических лиц на рублевых счетах выросли на 14,5%, средства физических лиц — на 27,1% (в 2008 г. наблюдались их рост на 5,6% и сокращение на 3,4% соответственно). При этом во II—IV кварталах 2009 г. отмечался рост депозитов предприятий и депозитов населения, тогда как в I квартале они сократились в абсолютном выражении.

В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.01.2010 уменьшилась относительно 1.01.2009 на 2,4 процентного пункта (до 25,7%), удельный вес депозитов "до востребования" снизился на 1,2 процентного пункта (до 27,7%), а доля срочных депозитов возросла на 3,6 процентного пункта (до 46,6%).

Несмотря на неустойчивую динамику, скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за 2009 г. на 2,4% (за 2008 г. — на 3,0%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за 2009 г. возрос с 33,1 до 33,9%.

Динамика кредитных агрегатов в IV квартале 2009 г. не свидетельствовала об изменении негативных тенденций, складывающихся на кредитных рынках. Задолженность по всем категориям кредитов продолжала сокращаться в абсолютном выражении, за исключением долгосрочных кредитов нефинансовым организациям и краткосрочных кредитов физическим лицам. В результате за 2009 г. задолженность по кредитам нефинансовым организациям увеличилась всего на 0,3% (годом ранее — на 34,3%). Задолженность по кредитам физическим лицам за 2009 г. сократилась в абсолютном выражении на 11% (в предыдущем году — возросла на 35,2%). Общий объем задолженности по кредитам за год сократился в абсолютном выражении на 2,5%.

Динамика кредитных агрегатов в целом в 2009 г. в определенной степени была обусловлена существенно снизившимся спросом на кредиты в результате ухудшения макроэкономической ситуации и ужесточения условий заимствования. В то же время предпосылками для восстановления кредитной активности являются благоприятная ситуация с ликвидностью на межбанковском денежном рынке, а также существенно ускорившийся во второй половине 2009 г. рост депозитной базы кредитных организаций.

В IV квартале 2009 г. активность на рынке облигаций Банка России существенно повысилась по сравнению с предыдущим периодом. Объем средств, привлеченных на аукционах по размещению ОБР на первичном рынке, составил в октябре 7,97 млрд. руб., в ноябре — 76,02 млрд. руб., в декабре — 181,99 млрд. рублей.

15 декабря 2009 г. было проведено погашение выпуска 4-10-21BR0-9 в объеме 13,2 млрд. рублей. В тот же день был проведен аукцион по размещению выпуска ОБР 4-12-21BR0-9 с датой погашения 15 июня 2010 года. Объем привлеченных средств на данном аукционе составил 145,5 млрд. рублей. Тогда же был произведен обратный выкуп по оферте выпуска ОБР 4-11-21BR0-9 на общую сумму 3,0 млрд. рублей.

Объем продажи ОБР Банком России на вторичном рынке (без учета аукционов) по рыночной стоимости составил в октябре 4,24 млрд. руб., в ноябре — 3,85 млрд. руб., в декабре — 5,14 млрд. рублей.

Объем операций Банка России по покупке собственных облигаций на вторичном рынке по рыночной стоимости в ноябре составил 0,15 млрд. рублей. В октябре и декабре данные операции не проводились

Заключение

В заключительной части мне бы хотелось коснуться тенденций развития кредита в современных условиях, роли кредита в условиях роста финансовых рынков. Как известно, в 80-х годах в кредитной системе развитых стран, а в 90-х и в нашей стране произошли изменения, к числу которых можно отнести быстрое развитие финансовых рынков, на которых мобилизация денежных средств происходит посредством выпуска ценных бумаг. Усиление использования ценных бумаг как способа аккумулирования денежных средств получило название "секьюритизации" (или "титризации").

В рамках секьюритизации происходит превращение части банковских требований в ценные бумаги. Получая государственную гарантию, эти облигации приобретают высокую надежность и легко становятся объектом покупки инвесторами, что улучшает в целом условия финансирования экономики.

 Нужно сказать, что сейчас особое место занимает коммерческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых кредитодателями выступает не одно, а несколько лиц.

Приоритетным методом финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке, да и сама система кредитования населения является весьма гибкой. Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация кредитных систем развитых стран.

 В нашей стране необходимо активно развивать новые формы кредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.

На основании изученного материала сделаем следующие выводы:

· Кредитные деньги, как и бумажные, являются неполноценными, т.е. не имеют собственной внутренней стоимости, а являются представителями стоимости.

· Кредитные деньги это знаки стоимости, возникающие на основе кредитов, обладающие всеобщей обращаемостью.

· Вексель - краткосрочное обязательство, обычно сроком до 3-х месяцев.

· Вексель это срочное долговое обязательство, а банкнота – бессрочное.

· Вексель имеет ограниченную обращаемость (обращается среди ограниченного круга лиц). Банкнота имеет всеобщую обращаемость. Она обязательна к приему в качестве оплаты.

· Банкнота - это вексель эмиссионного банка. Банкнота отличается от векселя, поскольку не выпускаются только для какой-то конкретной сделки.

· Чек есть письменный приказ владельца текущего счета в банке о выплате указанной суммы определенному лицу, или кому лицо прикажет, или предъявителю чека

· Банковская карточка это именной денежный документ, выпущенный банком, удостоверяющий личность владельца и дающий ему право на приобретение товаров и услуг при помощи оплаты безналичным способом или на получение наличных денег в банкомате.

 

 

Список литературы:

4. Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2009-20011 года/Деньги и кредит №12. 2005 г.

5. Бункина М.К., Семёнов В.А. Макроэкономика. – М.: Юрайт, 2009 г.

6. Видяпина В.И. , Учебник /– М.: ИНФРА-М «Экономическая теория» (политэкономия):, 2008 г.

7. Выборнова Н. "Роль коммерческих банков в стабилизации экономики". //Вопросы экономики. 2007 г.

8. «Деньги. Кредит. Банки», под редакцией О.И. Лаврушина, М., 2005 г.

9. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов -М.: ЮНИТИ, 2009 г.— 497 с.

10. Дробозина Л.А. – М.: Финансы, ЮНИТИ, «Финансы. Денежное обращение. Кредит»,2009 г.

11. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2008 г.

12. Поляков В. П., Московкина Л. А.. Основы денежного обращения и кредита. - М.: ИНФРА-М, 2006 г.

13.  Самуэльсон П., Нордхаус В. «Экономика», 2006 г.

14. Трошин А.Н., Фомкина В.И., М., «Финансы, денежное обращение и кредиты»,  2008 г.

15. Чепурина М.Н., «Курс экономической теории» – Киров, 2009 г.

 

 

 



2020-02-03 244 Обсуждений (0)
Механизм эмиссии банкнот 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизм эмиссии банкнот

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)