Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика асоциальной субкультуры осужденных



2020-02-03 243 Обсуждений (0)
Общая характеристика асоциальной субкультуры осужденных 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В рамках пенитенциарной криминологии (как и криминологии в целом) личность осужденного должна изучаться вместе с теми особенностями, которые он приобретает в связи с лишением свободы, с теми состояниями, которые им переживаются в связи с этим, и теми социальными связями, в которые он включен в ИУ. Личность осужденного является частью предмета пенитенциарной криминологии наряду с пенитенциарной преступностью и ее причинами, особенностями пенитенциарного преступного поведения и его профилактики. Исследование личности осужденного имеет самоценное научное значение, но оно еще необходимо для понимания и объяснения причин совершения преступлений в местах лишения свободы, а поэтому, следовательно, имеет существенное практическое значение для их профилактики.

Одним из серьезных препятствий, стоящих сегодня на пути исправления в условиях пенитенциарных учреждений, является асоциальная субкультура с ее специфическим набором ценностных ориентации, норм поведения, сетью устойчивых неформальных взаимосвязей правонарушителей. Она навязывает осужденным определенный нормопорядок как в психологическом, так и физическом отношениях. Именно это вынуждает одних - скептически относиться к средствам перевоспитания, других - открыто противодействовать усилиям персонала, третьих - оставаться "в стороне" от проводимых воспитательных мероприятий. Возможности реализации актуальных потребностей личности оказываются также ограниченными, поскольку членство в группах и принятие субкультурных ценностей выступают в роли категорического императива, обязывающего вести себя должным образом.

С психологической точки зрения, асоциальная субкультура или так называемая "другая жизнь", представляет собой довольно стабильную сеть непосредственного взаимодействия осужденных. Она объективирована в неформальных стандартах поведения, внутри - и межгрупповых отношениях, неписаной нормативно-ценностной системе.

Данное образование спонтанно развивается в рамках любой социальной организации и составляет ее скрытую, неформальную структуру.

В общем виде асоциальная субкультура - это не имеющая правового статуса самоорганизация осужденных, возникающая в результате удовлетворения разнообразных потребностей личности в сфере психологических отношений или иных значимых целей в период отбывания наказания. Несмотря на внешний примитивизм, самоорганизация осужденных выполняет важные, нередко психотерапевтические функции. В частности, она содействует адаптации личности через смягчение страданий, обусловленных изоляцией от общества. Интеграция в неформальные группы дает ей возможность в той или иной мере реализовать свои потребности, в том числе и сексуальные, без утраты образа своего "я".

В силу социальной идентификации осужденный ослабляет влияние мощного психического дистресса, каким является тотальный институт лишения свободы со всеми вытекающими последствиями. Вместе с тем, участие в субкультуре оказывает негативное влияние на личность и группы осужденных. Принятые в ней ценности и стандарты поведения вступают в противоречие с нормами и моделями взаимодействия формальной организации.

В рамках субкультуры меняется субъективная привлекательность мер исправительного влияния. Они, например, могут менять свой потенциал на противоположный в зависимости от членства в группе. Например, совершение противоправных поступков в стенах пенитенциарного учреждения, влекущее такую меру наказания, как помещение в штрафной изолятор, поднимает престиж личности в глазах асоциальной группы. Напротив, содействие администрации или участие в органах самоуправления увеличивает риск стать объектом насмешек и преследований. Нередко это автоматически приводит к падению статуса со всеми вытекающими из этого последствиями. Вполне понятно, что в результате подобной трансформации группового сознания в микросоциальной среде консервируются преступные ценности и стандарты поведения, направленные на нейтрализацию воспитательных мероприятий. С функциональной точки зрения, охранительное по существу и криминогенное по ориентации, влияние субкультуры оказывается настолько сильным, что включение в преступную деятельность становится вполне реальным фактом даже после освобождения из мест изоляции. Можно привести немало примеров, когда в социальных ситуациях "незримые" неформальные группы выступали в качестве силы, направляющей субъектов на путь девиантного поведения. А если они уже встали на него - то мощным мотиватором, удерживающим личность в рамках асоциального сообщества.

Таким образом, процесс ресоциализации опосредуется влиянием двух факторов - микросреды общества в целом, которая преломляется через призму деятельности персонала пенитенциарного учреждения, средств массовой информации, семьи, общественности с одной стороны, и местной, локальной субкультуры осужденных, с другой. В условиях пенитенциарного учреждения любого вида, наряду с правовыми, моральными, нравственными ценностями активно развиваются ориентации и представления, прямо противоположные тем, которые признает общество, и символом которых служит асоциальное поведение. Казалось бы, одни и те же формально организованные и стихийно возникающие группы, составляя единую микросоциальную среду, выполняют, тем не менее, различные функции и являются носителями разных ценностей. В соответствии с этой спецификой развиваются и формы взаимодействия осужденных, преобладающей чертой которых служит неформальность взаимоотношений [16. С.107].




2020-02-03 243 Обсуждений (0)
Общая характеристика асоциальной субкультуры осужденных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика асоциальной субкультуры осужденных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)