Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности становления и развития социологии в России



2020-02-03 145 Обсуждений (0)
Особенности становления и развития социологии в России 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Предыстория социологии в России

2. Появление и распространение социологии в России

3. Основные социологические школы, сложившиеся в дореволюционной России: неопозитивистская, марксистская, антипозитивистская

 

 

Связан со спецификой развития Российского государства, где социология возникла позже, чем в Европе. Это не означает того, что социальная мысль отсутствовала. Это подтверждается рядом древнерусских документов (чисто религиозные произведения). В 18 веке, когда началось становление высшего образования и т.д., места социальным наукам не нашлось, разве что антропологическим и историческим наукам. Функцию отражения социальной действительности взяла художественная литература. «Евгений Онегин» был назван Белинским «энциклопедией русской жизни». Философия начала влиять только в 60-ых годах.

Становление в 50-ых годах социологии в Европе повлияло и на социальную мысль в России. Становление социологии как науки – 70-е гг. Переосмысливалось наследие далекого прошлого. Работа российских интеллектуалов легло в основу того, как люди отнеслись к новой науке. Специфика осмысления западного наследия преломлялось в России через призму размышлений о благе России, о благе ее народа. Мыслители, писатели, журналисты сплотились вокруг журнала «Русское слово». Российский читатель впервые знакомится с Контом, Спенсером, Миллем. Социологическое мышление формировалось в рамках позитивизма.

Не можем констатировать складывание школ в 70-80х гг. Только в 90-ых начали формироваться. Отличительной чертой, независимо от их интеллектуальных ориентаций, была оппозиция власти.

Россия выходила на путь индустриализации, развивался капитализм. Это переживалось интеллектуалами очень болезненно. Однозначного отношения к зарождению капиталистических отношений не было. Как относиться к обездоленной части народа?

Органический подход к обществу (организмический) – уподобление общества организму. Заключался в стремлении представить мир как некое иерархическое целое (в будущем – системный подход), где общество и человек только элементы (своеобразные).

Стремились обобщить социальный идеал, на который нужно было ориентироваться. Освободить общество от нежелательных тенденций. Этот идеал должен был ориентировать общество на направление органической целостности. Основное внимание в своих размышлениях отводили русской общине, видя в ней некий социальный идеал. Свои интересы сосредоточили на проблеме социальной динамики. Их метод можно отнести к эволюционистскому методу, прибегая к которому они исходили от единой человеческой истории. Она не отрицала существования различий между разными ее частями и периодами, но все это можно свести к определенным социальным типам.

Достаточно быстро эволюционизм был преодолен в работах Данилевского. Предложил циклический характер развития общества (цветок). Полностью снят из обихода эволюционизм был Питиримом Сорокиным.

Прагматизм – Россия ради России. Обнаруживаем здесь исключительное религиозное влияние мыслителей того времени. Скрытая религиозность определила гносеологию российских социологов. В отличие от европейской традиции выносить субъект за пределы объекта, российские мыслители помещают объект внутри субъекта. Бытие понимается как непрерывное становление социальности и ее субъекта одновременно. Познание бытия предстает одновременно как самопознание субъекта. В конечном счете в этих рассуждениях процесс познания и преобразования бытия совпадал. Именно поэтому центром соц. внимания становится соотношение реальности и общественного идеала. В итоге сложились две противоположные тенденции – утопического характера и реалистического характера.

Утопическая мысль: одномерность социального мышления, представление об обществе как о механическом агенте, принцип социального конструктивизма. Представители этого направления обосновывали мысль о том, что достаточно определить научно-социальный проект, чтобы иметь возможность осуществить его революционным путем. Марксизм в большевистском варианте.

Реалистическая ориентация настаивала на многофакторном подходе, который должен применяться к анализу общества. Общество понималось как сложное динамическое равновесие. Социологи этой ориентации настаивали на необходимости соизмерять эволюцию субъекта и социальные формы.

Те и другие, в стремлении найти формулу прогресса, в центр внимания поставили проблему социального поведения, соц. мотивации и структуры. Преобладало изучение социально-психологического взаимодействия. Формируясь как профессиональная группа, социологи России изначально были психологично настроены.

Когда была осознана неоднозначность соц. эволюции, усилилась тенденция к обоснованию идеи социального примирения. Появились работы, в которых утверждался плюрализм мнений, развивались теории кооперации, солидарности. Оставались в центре проблемы человека.

Во всей этой проблематике отмечается тенденция полного слияния этического и социологического подхода к решению. Процесс самоопределения социологии завершился к началу 20-х гг. 20 века, как и на Западе.

Этапы становления социологии по Карееву:

1) 1860-90 гг. – позитивистская ориентация. Работы Конта начали популяризовываться к 60-ым годам. Работы Лаврова (1823-1900) «Механическая теория мира», «Очерки теории личности» написаны в позитив. духе. Появляются статьи о Конте. Подключаются другие журналы. Появляются первые собственно социологические работы (Михайловский).

Соловьев: закон трех стадий – лишь социально-философская форма, скрывающая метафизическое содержание. Говорил, что учение Конта носит мистический характер. Соловьева не останавливало то, что Конт был энциклопедистом, он сам был таким. Не одобрял притязание позитивизма на мировоззрение общества. Говорил, что позитивизм начинает с ограничения человеческого познания. Оценил это учение как некую наукообразную утопию.

 

Официально социология утверждалась в России с трудом. Власть смотрела на новую дисциплину настороженно.

Натуралистическая школа (Данилевский, Стронин, Мечников, Лелеенфельд)

Психологическая школа (Лавров, Михайловский, Кареев, Де Роберти)

Марксистская школа

 

2) 1890-1900 гг. – в это время социологию ставили в один ряд с другими социальными науками. В это время социология обретает академические формы. Одновременно складывались прикладные версии социологии. Позитивистское направление подверглось сомнению, сложилось неокантианство. Лаппо, Данилевский, Новгородский.

Марксистская социология активно заявляла о себе. Версии – большевистский и меньшивистский, ортодоксальный и легальный.

Делаются первые попытки преподавать социологию. Благодаря деятельности Ковалевского, социология России выходит на международную арену. В 1901 году Данилевский и Де Роберти создали русскую школу общественных наук, где социология была обязательным предметом.

По требованию правительства школа была закрыта. После восстания в Петербурге был открыт частный психоневрологический институт. Здесь появилась первая социологическая кафедра.

3) Начало 00х – 1922 год. Отечественная социология определилась как общая теория социального. Интерпретация социального вобрала в себя все то, что было уже разработано российскими социологами. Ведущее направление – неопозитивизм (Сорокин, Тахтарев). Одновременно формировалась крестьянская социология. В 1912 году была открыта социологическая секция в Петербургском университете. В 1916 году – русское соц. общество им. Ковалевского. В 1920 г – факультет естественных наук с социологическим отделением в Петроградском университете.

Фазы:

1. Синтетическая 2. Аналитическая 3. Аналитико-синтетическая

1 – общий для позитивизма антимистический настрой. Познание возможно на основе синтеза естественных и социальных знаний. Общество трактовалось как надиндивидуальный организм. Были высказаны идеи относительно номиналистического характера. Ведущий принцип исследования – эволюционизм. Характерный метод – детерменизм, редукционизм.

Основная проблематика сосредоточилась вокруг индивида, группы. Соотносилось сознание индивида и группы. Проблема социального редуцировалась до проблемы психического. Сами представители направления признали, что такой подход непродуктивен. Слишком насыщен абстрактными сценами. В 90-е годы социология занялась проблемами культуры, социокультурных факторов. Обращалось внимание на специфичность социального познания. В конце наметился теоретический синтез.

2 – конец 19 века. Критика позитивизма, натурализма. Теоретики этого периода отличались неокантианскими взглядами. Обосновывали свое видение социального в рамках русской религиозной философии. Выдвигался лозунг: «Восстановление идеализма». Метод исследований – составление ценностных моделей общества. Прибегали к социокультурному анализу. Вызвано тем, как неокантианцы представляли себе общество. Общество для них – организация духовно-нормативного типа. Развивается закономерно, эта закономерность носит характер целевой необходимости. Целевая необходимость – общество ставит цель и идет к ней, выбор пути зависит от ценностей, на которые опираются люди. Различного рода соц. институты - только типы поведения. В гносеологическом плане в рамках подобного рода теории подчеркивалась специфика соц. познания. Утверждалось наличие границ рационализации социального. Проблематика – индивид, норма, культура, реальное и идеальное в обществе.

3 – представители того и иного направления признали недостаточность своих теоретико-методологических позиций. Неокантианцы ощутили потребность в соц. изменениях и их изучении, религиозные социологи задумались о сознании теории реального функционального существования общества. В это время сложилось четкое понимание социологии как общей теории социального. Общество понимается как целостный организм, элементы которого связаны функционально. Характер этих связей либо игнорировался, либо переводился в сферу иррационального. Методологией утверждался объективизм с элементами эволюционизма и попытка соединить реализм и номинализм. Основная проблематика социологов того периода связана с созданием теории соц. взаимодействия, изучением способов объяснения этого взаимодействия. При этом сосредоточились на реальном состоянии современного российского общества.

 

 



2020-02-03 145 Обсуждений (0)
Особенности становления и развития социологии в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности становления и развития социологии в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)