Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рабочие гипотезы исследования.



2020-02-03 142 Обсуждений (0)
Рабочие гипотезы исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Расхождения между предпочтениями учеников в сфере образования с фактическим содержанием образовательного процесса порождает неудовлетворенность учеников учебой в школе и ведет к росту конфликтов.

2. Ученики и учителя по-разному видят ситуацию конфликта. Чаще всего, ученики считают виноватым учителя, а учителя – учеников.

3. Причинами конфликтов, с точки зрения учеников, чаще всего являются оскорбления со стороны учителя, его нетактичное поведение, необъективность при оценке знаний и завышенные требования к знанию предмета.

4. Основными причинами возникновения конфликтов, по мнению учителей, являются нарушение дисциплины на уроке, плохое выполнение домашних заданий и нездоровые отношения между учениками.

5. Чаще всего в конфликты с учителями вступают учащиеся, родители которых имеют высокий социальный и экономический статус.

6. Более конфликтными являются учащиеся старших классов, нежели учащиеся младших или средних классов.

7. Чаще всего ученики конфликтуют с учителями – женщинами и с учителями старшего возраста.

8. Чем выше уровень успеваемости ученика, тем меньше у него происходит конфликтов с учителями.

9. Реже происходят конфликты в школах нового типа, то есть в гимназиях и лицеях.

10. Конфликты между учителем и учеником чаще всего завершаются компромиссом между ними или открытым противостоянием, до администрации и родителей дело доходит редко.

11. Если конфликт привел к откровенному противостоянию между учителем и учеником, то ученик, обычно, перестает посещать уроки данного учителя и сводит все контакты с ним к минимуму.

Методико-процедурный раздел.

Будет проведено пилотажное исследование, поэтому требование репрезентативности при формировании выборочной совокупности не соблюдается, но в выборку войдут представители всех основных групп, которые должны участвовать в основном исследовании. Исследование посвящено конфликтам в школе, поэтому должны быть представлены следующие социальные группы: учителя и ученики разных типов школ г. Перми.

Методом сбора информации является опрос, инструментом которого служит анкета. Анкета содержит следующие смысловые блоки:

1. Социально-демографический блок (пол, возраст и т.п.), который необходим для анализа зависимостей и выяснения влияния различных факторов.

2. Блок, посвященный конфликтам между учениками и учителями.

3. Блок вопросов об отношениях учащихся к получаемому образованию.

При анализе полученной информации будут использованы следующие методы:

1. вычисление частот и частостей,

2. ранжирование,

3. анализ зависимости между полом, возрастом, уровнем квалификации учителей, полом, классом учеников, материальным положением семей учеников, социальным статусом их родителей, величиной школьного коллектива, уровнем успеваемости учащихся, типом школы и показателями конфликтов между учителями и учениками.

 

Список используемой литературы

1. Воронин Г. Л. Конфликты в школе/ Г.Л. Воронин// Социологические исследования. – 1994. – № 3

2. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учеб./ В.И. Журавлев; Рос. пед. агентство. – М., 1995.

3. Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей / Н.Д. Исайчева // Вопросы психологии. – 1990. - № 4

4. Рыбакова М.М Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991.

5. Сперанский В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации / В.И. Сперанский // Социально-политический журнал. – 1995. - № 4

6. http://ru.wikipedia.org

7. http://www.pedlib.ru

 

 

Пермский государственный технический университет

Кафедра социологии и политологии

 

 

АНКЕТА

О себе, учебе, учителях

 

Приглашаем Вас принять участие в социологическом исследовании, касающемся проблем школы, учеников, учителей. Все вопросы, перечисленные в анкете, Вам близки и понятны, так как Вы сталкиваетесь с ними почти ежедневно на протяжении всех своих школьных лет. Ваше мнение будет для нас особенно важным и значимым.

Анкета анонимна, поэтому фамилию указывать не надо, мнение участников опроса разглашаться не будет.

Анкета заполняется очень просто: на большинство вопросов ответы уже даны. Ваша задача выбрать те из них, которые соответствуют Вашему мнению, и отметить их «галочкой» (V) или обвести «кружочком» букву, стоящую ряжом с выбранным Вами ответом.

Заранее благодарим Вас за четкое и правильное заполнение анкеты.

 

 

Пермь - 2010

1. Ваш пол

   1) мужской

   2) женский

2. Ваш возраст (напишите число исполнившихся лет) ____________

3. В каком классе вы учитесь? ___________

4. В какой школе (гимназии, лицее и т.д.) вы учитесь? (напишите название учебного заведения, его номер) ___________________________________________

5. Кем работают Ваши родители?

  Отец Мать
Специалист 1 1
Рабочий 2 2
Служащий – неспециалист 3 3
Военнослужащий или работник правоохранительных органов 4 4
Предприниматель, коммерсант 5 5
Руководитель на предприятии, в организации, учреждении 6 6
Руководитель в органах власти 7 7
Депутат 8 8
Занимается индивидуально-трудовой деятельностью 9 9
Домохозяйка 10 10
Безработный 11 11
Пенсионер 12 12
Другой вид занятий 13 13

 

6. К какой группе по величине дохода Вы относите свою семью?

1) высокообеспеченные

2) среднеобеспеченные

3) малообеспеченные

 

7. Как Вы оцениваете материальный достаток своей семьи по сравнению с другими семьями?

1) считаю его хорошим

 2) считаю его средним

3) считаю его плохим

8. Что Вы думаете о школе, в которой учитесь?

1) у нас дают хорошие знания, учитываются способности учащихся; хотя учащиеся сильно загружены, но учиться интересно.

2) у нас больше внимания уделяют не учебе, а личным качествам учащихся, их отношениям с учителями.

3) у нас не дают глубоких знаний, мало сильных преподавателей, большинство уроков ведется по учебникам.

 Ваше мнение другое. Напишите, какое _________________________________

_____________________________________________________________________________

 

9. Есть ли у Вас желание сменить место учебы?

I. Да, хотел(а) бы:

1) перейти в другую обычную школу

2) перейти в лицей, гимназию

3) перейти в спецкласс

4) перейти в вечернюю школу

5) поступить в техникум

6) поступить в ПТУ, СПТУ

II. У меня такого желания нет

10. Как вы учитесь?

1) на «5»

2) на «4» и «5»

3) на «3» и «4» (большинство 4)

4) на «3» и «4» (большинство 3)

5) бывают и двойки

 

 

11. Как дается Вам учеба?

1) тяжело, много не понимаю

2) трудно, слишком много пробелов в знаниях

3) трудно, трачу на учебу много времени и сил

4) легко, занимаюсь лишь по тем предметам, которые нужны для будущей профессии

5) легко, прилагаю усилия лишь к интересным для меня предметам

6) легко, поэтому уроками занимаюсь мало

7) легко, даже успеваю узнать многое самостоятельно сверх программы

8) легко, поэтому теряется интерес к учебе

9) легко, но учеба не позволяет проявлять себя и свои склонности

12. Что Вас больше всего не удовлетворяет в Вашей школе?

(можно выбрать несколько вариантов ответов)

1) нехватка, низкое качество учебников и учебной литературы

2) много ненужных неинтересных занятий

3) жесткий контроль и придирки учителей

4) плохая организация учебы (большая загруженность учащихся, частые пропуски занятий из-за нехватки учителей)

5) слабая связь полученных знаний с современной жизнью

6) плохая организация досуга и внешкольной работы

Что-то еще, напишите ___________________________________________________

13. Какими личностными качествами должен, на Ваш взгляд, обладать современный учитель? (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1) широким кругозором, эрудицией

2) высоким интеллектом, глубокой культурой

3) доброжелательностью, чуткостью, внимательностью, добротой

4) гибкостью, способностью к пересмотру своих взглядов и восприятию нового

5) общительностью, умением наладить отношения

6) неконфликтностью, терпимым отношением к инакомыслию

7) хорошими организаторскими способностями

8) живым активным характером

9) хорошим здоровьем

10) чувством юмора

11) чувством ответственности

Другими качествами, напишите, какими ___________________________________

14. Хороший ученик. Каков он? Отметьте, пожалуйста, все личностные качества, которые, на Ваш взгляд, дают основание признать его таковым

1) честный, порядочный

2) любознательный

  3) добрый, внимательный, готовый помочь другим

4) способный на нестандартные решения, суждения

5) имеющий свое мнение и готовый отстаивать его

6) проявляющий интерес к разным предметам

7) деловой, способный организовать ребят, быть лидером

8) воспитанный, вежливый

9) веселый, обладающий чувством юмора

10) терпимый, способный принять иную точку зрения

11) послушный, исполнительный, дисциплинированный

12) не стремящийся выделиться

13) интересующийся лишь определенным предметом

14) имеющий разносторонние интересы, занимающийся спортом, музыкой, танцами, рукоделием и т.д.

15) всегда готовый к урокам, способный к самоорганизации

16) покладистый

17) у меня нет четкого представления о хорошем ученике

15. Каково, на Ваш взгляд, типичное отношение учителей к ученикам?

(можно выбрать несколько вариантов ответов)

1) доброжелательное, дружеское

2) ровное, не выделяя кого-либо из учеников

3) требовательное, но уважительное

4) избирательное отношение к ученикам

5) готовность без обид отнестись к замечаниям учащихся

6) назидательное, стремление постоянно поучать

7) готовность помочь, дать совет

8) грубое, неуважительное

  9) панибратство, заигрывание с учащимися

10) высокомерное

11) стремление заинтересовать, развить творческую инициативу

12) стремление доказать, что учитель всегда прав

13) безразличное

16. Учителя какого пола преобладают в Вашей школе?

1) преимущественно женского пола с небольшим количеством мужчин

2) преимущественно мужского пола с небольшим количеством женщин

3) учителей – женщин и учителей – мужчин примерно равное количество

4) в школе преподают только женщины

5) в школе преподают только мужчины

17. Чем, на Ваш взгляд, определяется положительное отношение учащихся к учебе? (можно выбрать несколько вариантов ответов)

1) интересом, стремлением к новому

2) нежеланием отстать от других

3) стремлением получить хорошую профессию

4) соображениями социального статуса (неприлично быть необразованным)

5) желание стать культурным и образованным человеком

6) интересом к отдельным предметам

7) стремлением получить достаточно высокую эрудицию, необходимую для делового человека

8) нежеланием вступить в конфликт с учителями и родителями, боязнь наказания

9) нежеланием огорчать родителей

10) стремлением поступить в ВУЗ

11) желанием продолжить образование заграницей

12) расчетом за материальное вознаграждение за хорошую учебу

Чем-то еще, чем именно напишите _______________________________________

18. Каков, на Ваш взгляд, уровень квалификации большинства учителей в Вашей школе?

1) высокий. Учителя отлично знают свой предмет, умеют заинтересовать учеников.

2) средний. Учителя хорошо знают свой предмет.

3) низкий. Учителя ведут уроки по учебникам, не могут ответить на вопросы учеников по данной дисциплине.

19. Сколько учеников в Вашем классе? _____________

20. Что, по Вашему мнению должно дать и дает Вам образование?

(можно выбрать несколько вариантов ответов по каждому столбцу)

                                                                          

  Должно дать дает
Знания, необходимые для жизни в современном обществе    
Позволяет осознанно выбрать профессию    
Воспитывает самостоятельность критичность мышления и самокритичность    
Подготавливает к семейной жизни    
Воспитывает терпимость к иному мнению    
Помогает становлению личности, гражданина, освоившего социальные ценности и нормы, достижения культуры    
Развивает способности к быстрой реакции на изменения в окружающем мире и помогает адаптироваться к ним    
Помогает раскрыть и развить свои способности, самостоятельно получать новые знания    
Помогает освоить конкретное дело, ремесло (приготовление пищи, шитье, вязание, рисование и т.д.)    
Учит разбираться в людях и устанавливать хорошие отношения, контакты    

21. Часто ли у вас возникают конфликты с учителями?

1) часто

2) редко

3) не бывает

22. С учителями какого возраста у Вас чаще всего происходят конфликты или возникают напряженные ситуации?

1) с молодыми учителями (до 35 лет)

2) с учителями среднего возраста (до 55 лет)

3) с учителями преклонного возраста (от 55 лет)

23. С кем, учителем – мужчиной или учителем – женщиной, на Ваш взгляд, у учеников чаще всего происходят конфликты?

1) с учителем – женщиной

2) с учителем – мужчиной

3) и с теми, и с другими одинаково

4) затрудняюсь ответить

24. Какие последствия, о которых Вы знаете, чаще всего вызывают конфликты между учителями и учениками в Вашей школе?

 (можно выбрать несколько вариантов ответа)

1) ученик начинает лучше учиться

2) ученик начинает учиться хуже

3) ученик учится так же, как и раньше

4) ученик начинает плохо себя вести на уроках данного учителя

5) ученик начинает вести себя лучше на уроках данного учителя

  6) ученик ведет себя так же, как и до конфликта

7) ученик перестает общаться с учителем, не посещает его уроки

8) ученик начинает уважать учителя

9) ученик относится к учителю так же, как и раньше

Другие последствия, напишите, какие _____________________________________

__________________________________________________________________

25. Какие способы разрешения конфликтов чаще всего имеют место в Вашей школе? (можно выбрать несколько вариантов ответа)

1) учитель и ученик достигают компромисса в конфликтной ситуации

2) учитель морально подавляет ученика, заставляет его приспосабливаться к себе

3) конфликт настолько непримирим, что в его разрешение включаются родители и (или) администрация

4) никаких мер с обеих сторон не предпринимается в надежде, что конфликт сам сойдет на нет

Другие способы разрешения, напишите, какие ______________________________

______________________________________________________________________

 

26. Насколько остро между Вами и учителем чаще всего протекает конфликт?

1) конфликт протекает в острой форме

2) конфликт имеет среднюю остроту

3) конфликт имеет низкую остроту

4) конфликт протекает относительно спокойно, как разговор о своих мнениях

5) у меня нет конфликтов с учителями

27. Каковы, на Ваш взгляд, причины конфликтов учащихся с учителями?

1) оскорбления со стороны учителя

2) нетактичное поведение учителя

3) необъективность учителя при оценке знаний

4) завышенные требования учителя к знанию предмета

Другая причина, напишите, какая________________________________________

__________________________________________________________________

28. Кто, на Ваш взгляд, чаще всего конфликтует с учителями?

1) мальчики

2) девочки

3) и мальчики, и девочки в одинаковой мере

29. Часто ли в Вашей школе вообще происходят конфликты?

1) часто

2) редко

3) никогда

4) не знаю

30. Допустим, Ваш конфликт с учителем привел к откровенному противостоянию (к соперничеству). Какое последствие это может вызвать?

1) перестану посещать уроки данного учителя

2) постараюсь свести к минимуму контакты с данным учителем

3) постараюсь найти компромисс, сгладить конфликт

4) постараюсь доказать свою правоту во что бы то ни стало

5) подчинюсь мнению учителя

Другое последствие, напишите, какое _______________________________

31. Допустим, Ваш конфликт с учителем привел к компромиссу между вами. Какое последствие это вызовет?

1) мы с учителем станем лучше понимать друг друга

2) у нас с учителем появится взаимное уважение

3) все останется, как прежде

4) с данным учителем у меня конфликтов больше происходить не будет

Другое последствие, напишите, какое ____________________________________

_____________________________________________________________________



2020-02-03 142 Обсуждений (0)
Рабочие гипотезы исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рабочие гипотезы исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (142)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)