ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
несовершеннолетний преступность судебный разбирательство Особенности норм, регламентирующих процесс по делам несовершеннолетних, наиболее отчетливо проявляются в предмете доказывания на предварительном следствии и в судебном заседании. Под предметом доказывания по уголовному делу несовершеннолетнего следует понимать систему обстоятельств, подлежащих установлению с учетом особенностей социально-психологических качеств этой категории подозреваемых, обвиняемых (подсудимых) и необходимых для правильного разрешения уголовного дела. Предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних включает в себя обстоятельства, подлежащие доказыванию по всем уголовным делам (ст. 73 УПК РФ), и обстоятельства, подлежащие установлению только по делам о преступлениях несовершеннолетних (ст. 421 УПК РФ). Таким образом, при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, устанавливаются особые обстоятельства, указанные в ст. 421 УПК РФ, а именно: 1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц и год рождения); 2) условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности; 3) влияние на него старших по возрасту лиц; 4) при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. В первую очередь определяется возраст подростка (число, месяц, год рождения — п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК РФ), поскольку уголовная ответственность наступает с шестнадцатилетнего, а по отдельным преступлениям - с четырнадцатилетнего возраста (ч. 1, 2 ст. 20 УК РФ). Данные о возрасте несовершеннолетнего необходимы для решения ряда вопросов: · о возможности совершения конкретного деяния с учетом физических данных несовершеннолетнего; · о возможности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности; · о применении особого порядка расследования; · о применении уголовно-процессуальных норм, устанавливающих сроки, виды и пределы наказания, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельств и т.д. Возраст может быть удостоверен путем предъявления свидетельства о рождении, паспорта либо выписки из книги ЗАГСа. Если не представляется возможным удостоверить возраст несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого путем предъявления (истребования) вышеперечисленных документов ввиду их отсутствия и невозможности получения, а также в случае, если предоставленные документы вызывают сомнение, то возраст устанавливается путем проведения судебно-медицинской экспертизы (п. 5 ст. 196 УПК РФ). В случае установления возраста экспертным путем за день рождения принимается последний день года рождения, установленного экспертизой. Если в заключении эксперта указан минимальный и максимальный возраст, то днем рождения считается последний день года рождения, соответствующего минимальному возрасту. При этом лицо считается достигшим соответствующего возраста не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. на следующие сутки. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних подлежат выявлению условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития и иные особенности его личности. Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего необходимо для оценки степени общественной опасности его личности, механизма формирования преступного поведения, решения вопроса об избрании конкретной меры пресечения, о путях исправления несовершеннолетнего и т.д. Перечень обстоятельств, которые необходимо выяснять при установлении условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, можно разделить на три группы: 1) обстановка и взаимоотношения в семье: состав семьи, материальные условия жизни, образовательный уровень ее членов, взаимоотношения между взрослыми членами семьи, взаимоотношения взрослых и детей, наличие конфликтных ситуаций, формы проведения досуга в семье и т.д.; 2) обстановка и психологический климат в учебном заведении, предприятии, фирме или организации, где учится или работает несовершеннолетний, его отношение к учебе или работе, взаимоотношения в коллективе; 3) обстоятельства, характеризующие связи и времяпрепровождение несовершеннолетнего вне дома или работы: вхождение в различные формальные и неформальные группы и объединения, характер общения в этих группах, формы проведения свободного времени . Для установления условий жизни и воспитания подростка, как правило, истребуются: 1) характеристики из образовательного учреждения, с мест работы и жительства; 2) справки из специализированного подразделения милиции по делам несовершеннолетних; 3) материалы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 4) справка о судимости, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров. Кроме этого, для установления данного обстоятельства в полном объеме необходимо допрашивать родителей, соседей, учителей, а также ввести в практику осмотры помещений, где проживает несовершеннолетний, обследование жилищно-бытовых условий с составлением протокола осмотра для приобщения к уголовному делу. Среди документов, содержащих важную информацию об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних, а также о других особенностях личности, особое место занимают его личные записи. К ним относятся дневники, письма, в том числе и записные книжки и т.д. Эти документы попадают в сферу внимания дознавателя, следователя в результате обыска, осмотра, представляются самими несовершеннолетними, их родственниками и другими лицами. Все указанные записи, помимо прочего, приобретают значимость для установления знакомств и связей подростка. Несомненно, по уголовным делам в отношении несовершеннолетних имеет важное значение установление уровня его психического развития и иных особенностей его личности. Так, согласно ч. 3 ст. 27 УПК РФ, если уровень психического развития несовершеннолетнего в возрасте 15 лет фактически соответствует уровню развития несовершеннолетнего в возрасте 12 лет, то уголовное преследование в отношении него подлежит прекращению, так как он не будет являться субъектом преступления в силу того, что не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения преступления. Термин «психическое развитие» является более общим понятием, и предполагает выяснение интеллектуального и личностного развития лица . Поэтому требование устанавливать психическое состояние несовершеннолетнего будет означать необходимость исследования как интеллектуального, так и личностного развития. Исследование уровня психического развития относится к числу вопросов, ответы на которые предполагают специальные познания и, следовательно, должны формулироваться специалистами. Согласно п. 3 ст. 196 УПК РФ установление психического состояния обвиняемого (подозреваемого), когда возникает сомнение в его вменяемости, сопровождается обязательным назначением судебной экспертизы. Практика идет по направлению назначения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Сведения об уровне психического развития также могут быть получены путем допроса самого несовершеннолетнего, его родителей, воспитателей, соседей, сверстников подростка, других лиц его окружения; истребованием документов из медицинских и учебно-воспитательных учреждений ПДН ОВД. Если несовершеннолетний находился под психиатрическим наблюдением, то помимо медицинской документации полезную информацию может дать допрос лечащего врача. Без тщательного выяснения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего и обстоятельств, негативно повлиявших на его воспитание, как правило, невозможно сделать правильный вывод о непосредственных причинах, приведших его к совершению преступления. Выяснение этих обстоятельств необходимы следователю и суду для правильного решения вопроса о мерах, которые целесообразно применить для исправления несовершеннолетнего. Обобщение судебной практики, проведенной по итогам 2006 года показало, что данные требование закона практически не выполняются. В связи с этим, заслуживает внимания опыт других судов Российской Федерации по введению такого элемента ювенальной юстиции как восстановительное правосудие. Модели восстановительного правосудия предлагаются разные, но суть заключается в том, что при судах работают социальные работники, медиаторы, которые выясняют условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, обстоятельств, негативно повлиявшие на его воспитание, собирают необходимые материалы и осуществляют в определенных случаях функцию примирения жертвы и правонарушителя. По делам, поступившим на обобщение, нам удалось установить, что возрастной состав несовершеннолетних на момент совершения преступления по изученным 569 уголовным делам в отношении 670 несовершеннолетних выглядит следующим образом: свыше 14 лет – 92 лица (13,7%); свыше 15 лет - 137 лиц (20,4 %); свыше 16 лет – 208 лиц (31%); свыше 17 лет – 233 лица (34,7%). Отсюда напрашивается первый вывод, что наиболее криминогенной является группа подростков в возрасте 16-17 лет. Именно они требуют пристального внимания. Подросток, чаще всего окончательно не сформировавшаяся личность, находится в большой зависимости от окружения, среды, материального положения и морального климата в семье. Как показал анализ уголовных дел за указанный период, 63,3% осужденных несовершеннолетних находились на момент совершения преступления в социально-опасных условиях: · - 135 осужденных несовершеннолетних воспитывались в неблагополучных, асоциальных семьях, где родители или один из них злоупотребляют спиртными напитками, не работают, имеют неудовлетворительные жилищно-бытовые условия (уголовное дело № 353/2006г. акт обследования жилищно-бытовых условий - несовершеннолетний Кононов А.А. (14 лет) проживал с матерью в летнем дачном домике, где отсутствует туалет, кухня, место для сна и занятий, везде грязь, мать и её сожитель не работают, пьют). Зачастую неприязненные отношения, сложившиеся в семье, являлись поводом совершения преступления несовершеннолетним. [9] Требование закона о необходимости установления влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ) означает, что выяснению подлежит круг лиц, положительно или отрицательно влияющих на подростка, и в чем конкретно это влияние выражается. Установление влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц представляет определенную сложность. Для установления этого обстоятельства необходимо допросить родителей и иных законных представителей, так как они часто объясняют совершение преступлений их детьми отрицательным влиянием антиобщественных элементов. Под вовлечением несовершеннолетнего в преступную деятельность судебная практика понимает действия, которые направлены на формирование у него желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений и сопряжены с применением физического или психического воздействия. Несомненно, по каждому уголовному делу в отношении несовершеннолетних должны устанавливаться обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и приниматься меры по их устранению (ч. 2 ст. 73 УПК РФ). Некоторые авторы справедливо отмечают, что установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, тесно связано с выяснением условий жизни и воспитания несовершеннолетнего .При изучении обстоятельств, способствовавших совершению подростком преступления, определенную роль играют допросы классных руководителей, педагогов различных дисциплин, мастеров производственного обучения, бригадиров, а также родителей. В соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ дознаватель, следователь, установив обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. Соблюдение установленных выше правил даёт возможность полно и объективно изучить личность несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого), принять правильное решение о возможности и целесообразности привлечения его к уголовной ответственности либо освобождения от неё, назначения ему уголовного наказания либо применения принудительных мер воспитательного воздействия, а также определить содержание этих мер.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |