Доходы и расходы бюджета
Доходы и расходы – особые экономические формы, которые отражают отдельные этапы бюджетного перераспределения стоимости. Факт их присутствия в обществе связан с развитием материального производства, самого человека и экономических отношений, систематически производящих необходимость их регулирования, и не зависит от политики или любой другой области государственной деятельности. Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и населением в процессе формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета представляют собой экономические отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и населением, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.Оказывая воздействие на формирование стоимостных пропорций в целях удовлетворения общегосударственных потребностей, названные экономические категории различны по своим функциям, общественному назначению. С помощью доходов осуществляется процесс формирования бюджетных ресурсов, в то время как расходы опосредствуют процесс их использования. Изъятие части стоимости в бюджет ведет к уменьшению материальных возможностей субъектов хозяйствования и населения для удовлетворения своих потребностей. Бюджетные расходы, напротив, на базе общегосударственных ресурсов увеличивают эти возможности, а в отдельных случаях даже полностью удовлетворяют некоторые из них. [Ром, с. 154-157] Доходы и расходы государственного бюджета связаны как между собой, так и с экономикой в целом, кроме того они оказывают влияние друг на друга. Объем расходов бюджета ограничен размерами поступающих бюджетных доходов, которые, в свою очередь, зависят от количественных показателей развития экономики. С другой стороны, через бюджетные расходы оказывается обратное воздействие на экономические возможности производства, осуществляется содействие росту его эффективности и ускорению научно-технического прогресса, что, конечно, влияет на объемы доходов самого основного централизованного фонда денежных средств. Доходы бюджетапредставляют собой часть бюджетных отношений, которые связаны с формированием денежных фондов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Формирование доходов бюджета осуществляется главным образом в виде налогов и обязательных платежей. Субъекты хозяйствования, в том числе и индивидуальные предприниматели, а также некоторые организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, граждане как физические лица, выступают плательщиками налогов и сборов в государственный бюджет в строгом соответствии с установленным законодательством. [Фис, с. 91] Доходы бюджета формируют не только материальную основу существования самого государства, базу удовлетворения потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Они выступают средством перераспределения денежных ресурсов в масштабах общества в пользу тех или иных групп населения, отраслей и территорий, являются одним из важнейших элементов системы финансового и, в целом, государственного регулирования хода воспроизводства, которое стимулирует либо дестимулирует течение тех или иных социально-экономических процессов. Доходы бюджета оказывают воздействие на уровень доходности социальных групп и видов деятельности, поэтому их необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление. Кроме того, взимание бюджетных доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен и состояние их эластичности, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. В результате они обеспечивают возможность смягчения циклических колебаний в экономическом развитии, регулирования стоимостных макроэкономических пропорций, корректировки темпов социально-экономического развития. [Струк, с. 35] Но необходимо отметить, что регулирующие возможности бюджетных доходов имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что в результате может привести к падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного ВНП, а впоследствии — и потенциальных доходов самого государства. Установление же низкого уровня изъятия сокращает бюджетные доходы, ограничивая тем самым масштабы возможного государственного регулирования. Посредством другой формы функционирования бюджета — бюджетных расходов — образуются доходы нетрудоспособных, и оказывается поддержка другим социально незащищенным гражданам. Если государство воздействует на величину указанных выплат, оно тем самым регулирует меру потребления данных групп населения в соответствии с экономическими возможностями общества. Бюджетные расходы способны оказывать активное влияние на формирование нового качества экономического роста. Приоритетное финансирование научных исследований, развитие прогрессивных отраслей, оптимизация структуры материального производства, сглаживание региональных диспропорций — основные направления расходования бюджетных средств. Помимо этого, расходы являются еще и основой существования рыночной инфраструктуры общего назначения. В итоге бюджетного воздействия в целом становится возможным процесс регулирования финансовой базы самого государства и денежных ресурсов, оставляемых в распоряжении других субъектов воспроизводства, корректировка объемов фондов потребления и накопления. Определенные формы, принципы и методы мобилизации и расходования бюджетных средств оказывают влияние на социально-экономические процессы. Степень регулирующего воздействия доходов и расходов зависит от соответствием отдельных элементов системы бюджетного воздействия условиям хозяйствования, реальным экономическим отношениям и сущности бюджета с одной стороны, а с другой — от проводимой в данный момент государственной политики. [Ром, с. 154-157]
Таким образом, возникновение государственного бюджета связно с появлением государства и развитием товарно-денежных отношений. В настоящее время нет единого подхода к определению сущности бюджета. Его можно рассматривать как экономическую категорию, как фонд и как план. Другими словами государственный бюджет – основной финансовый план страны, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. Кроме того бюджет отличают некоторые только ему присущие признаки. Основными формами функционирования бюджета являются доходы и расходы. Они определяют размеры и порядок образования основного централизованного фонда, в совокупности с направлениями и методами использования этих средств обеспечивают материальную базу существования государства, создают условия для выполнения органами власти yправленческих функций и самым непосредственным образом влияют на достижение целей системы государственного регулирования.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |