Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация мер виктимологической профилактики



2020-02-03 3468 Обсуждений (0)
Классификация мер виктимологической профилактики 4.67 из 5.00 3 оценки




Для того чтобы выработать систему воздействий на определенного человека, необходимо иметь полное представление о нем как о личности. Такое преставление, как минимум, складывается из знания позитивных и негативных черт нравственно-психологического облика данного лица и оценки потенций его общей и специальной виктимности, т.е. того, как могут негативно проявиться те или иные личностные качества в опасных ситуациях[24].

На основе оценки по поведенческому параметру срабатывает четырехэтапная схема охвата объекта, интересного в виктимологическом отношении лица:

а) выявление объекта индивидуальной профилактики по характерному для него поведению и определение классификационной категории;

в) осуществление первоначальных мер, направленных в область нейтрализации внешних негативных воздействий и негативных проявлений самого профилактируемого индивида;

в) изучение индивида на психологическом уровне и определение социально-психологического типа, к которому он относится;

г) выработка возможно более полного представления о личности профилактируемого и реализация воспитательно-предупредительных мер с учетом индивидуальных характеристик данного лица.

Меры профилактики преступлений по отношению к агрессивным потерпевшим

Исходным в реализации профилактики виктимологического направления является весь комплекс мер, направленных на преступлении как такового. Достижение результата в данном случае обеспечит и отсутствие вредных последствий. Среди тактических приемов профилактики могут быть использованы все, начиная от воздействия через любые каналы на потенциального потерпевшего, вплоть до мер его изоляции и привлечения к ответственности. Воздействие на лицо всегда направлено на то, чтобы склонить его к отказу от агрессивных намерений, действий. Успех здесь достигается на различных уровнях: от решения частной задачи на данное время – отказ от преступления в определенный момент и в определенной обстановке – до положительного изменения установки лица и на этой основе обеспечения нормального поведения его в дальнейшем.

Если в результате профилактического воздействия потерпевший поймет и осудит свое поведение, есть основания полагать, что это свидетельство стабильных положительных изменений в его представления, установке.

К профилактическим мерам следует отнести и действия по устранению ситуаций возможных виктимных последствий путем создания условий, исключающих или значительно затрудняющих агрессивное и вместе с тем опасное поведение лица (группы).

Меры профилактики преступлений по отношению к активным потерпевшим

По отношению к этой категории потерпевших (для них характерны обращение с просьбой о причинении им вреда или действия, направленные на причинение вреда своими силами) профилактические мероприятия виктимологического характера необходимо строить с учетом двух направлений воздействия: первое – непосредственно на потенциального потерпевшего, второе направление – на потенциального причинителя вреда, если таковой имеется.

В тактическом плане воздействие на потенциальных потерпевших должно включать предупреждение о возможности (или, что лучше, – неизбежности) привлечения к уголовной ответственности, как самого потерпевшего, так и лица, причинившего вред по его просьбе. Смысл воздействия – добиться отказа от совершения преступления.

Особое место в виктимологическом направлении профилактики занимают медицинский надзор и контроль (для таких преступлений, как производство криминального аборта, убийство из жалости).

Наиболее действенный эффект профилактического характера может быть достигнут за счет длительного позитивного воздействия, обеспечивающего положительное формирование личности, что применительно к наиболее характерным для активных жертв преступлений, и связано с половым воспитанием, формированием твердых нравственных представлений о гражданском долге, отношении к чужой собственности.

Меры профилактики преступлений по отношению к инициативным потерпевшим

Эта категория потенциально уязвимых лиц включает в себя в первую очередь лиц, профессиональная деятельность которых чревата возникновением конфликтных ситуаций (сотрудники государственных органов, администраций, депутатов и др., профессия которых обязывает их к различного рода рискованным вмешательствам и действиям, а также лиц, положительное вмешательство которых в опасные ситуации не связано с какими-либо формальными моментами). По характеру вреда, причиняемого данным лицам, это чаще всего преступления против жизни, здоровья, достоинства личности (в плане общей профилактики важное место занимает их обучение, правильный профессиональный отбор, вооружение, широкая организация правовой пропаганды и т.д.).

Таким образом, в отношении данной категории потенциальных система профилактики состоит из мер:

а) направленных на обучение и воспитание каждого конкретного лица;

б) обеспечения средствами индивидуальной защиты и создания системы такого взаимодействия по линии «инициативное лицо – орган милиции», при которой вмешательство милиции было бы максимально эффективным;

в) законодательных – в плане совершенствования законов о необходимой обороне;

г) правового воспитания населения.

Меры профилактики преступлений по отношению к пассивным потерпевшим

Комплекс мер виктимологического характера должен строиться в расчете на потерпевших, объективно способных оказать сопротивление преступнику, и объективно на это неспособных.

С целью профилактики преступлений в отношении лиц, объективно неспособных (стабильно или временно) противодействовать преступнику, необходимо:

- в общественных местах силами наружной службы милиции осуществлять своевременное удаление пьяных;

- больных, престарелых, подвергающихся насилию в семьях, помещать в дома престарелых и лечебные учреждения;

- при наличии оснований изоляция причинителя вреда (например, путем привлечения к уголовной ответственности по ст. 119 УК РФ; принудительный размен и принудительное выселение);

- регулярное посещение работниками милиции неблагополучных семей;

- организация лечение от алкоголизма и наркомании.

В отношении пассивных потерпевших, которые объективно могут противодействовать причинителям вреда, но не делают этого по различным причинам, профилактические меры, помимо направленных на непосредственную их защиту, связаны с активизацией этих лиц, воспитанием в них сознания необходимости противодействовать преступнику.

Значительную часть пассивных потерпевших составляют несовершеннолетние. Источники информации о пассивных потерпевших могут быть различные: сведения из медицинских и детских учреждений, от населения, изучение уголовных дел и т.д.

Специфичен комплекс индивидуально-профилактического воздействия на некритичных потерпевших, для которых характерным является неумение разобраться в ситуации, предусмотреть возможность опасного развития событий. Некритичность потерпевших может проявляться в сочетании с пассивным и активным, положительным и отрицательным поведением.

Профилактические меры:

- воспитательная работа;

- обучение распознанию опасных ситуаций и поведению в них;

- правовая и медицинская пропаганда;

- работа с излишней доверчивостью возможных жертв;

- обеспечение должного внутреннего порядка в местах проживания (общежития);

- внедрение средств охранно-пожарной сигнализации;

- информирование сотрудниками правоохранительных органов потенциальных жертв о возникновении опасных ситуаций.

Кроме того, не следует пренебрегать мерами предупредительного медицинского плана, так как среди потенциальных жертв определенную часть составляют лица с психическими отклонениями.

 

Таким образом, для совершенствования правового обеспечения виктимологической профилактики целесообразно оформить деятельность по совершенствованию организационно-управленческого и правового обеспечения виктимологической профилактики в единую правовую систему, способную обеспечить высокий уровень, единство, непрерывность, преемственность осуществления функций субъектами данной деятельности. Единая правовая система должна быть юридическим инструментом реализации мер воздействия на виктимность.

В логике развития этих направлений необходимо прежде всего выработать основополагающий законодательный акт, который бы служил стержнем всей правовой системы профилактики, и уже непосредственно в его содержании реализовать принципы, идеи, положения и задачи виктимологического направления воздействия на преступность. Такой основополагающий нормативный акт должен быть разработан для уровня всей системы социальной профилактики, а в последующем - для внутриведомственного использования. Наличие конкретизированного общего и внутриведомственного нормативного правового документа позволило бы с единых позиций устранить коллизии, дублирование, наладить необходимое взаимодействие разноотраслевых и снизить внутриведомственную разобщенность сотрудников, служб и подразделений органов внутренних дел. В данных актах нашли бы реализацию исходные начала, задачи и основные методы виктимологической профилактики, а также наиболее типичные и апробированные формы, средства и тактические приемы предупредительной деятельности.

Совершенствование правового обеспечения оказывает опосредованное влияние на организацию виктимологической деятельности сотрудников, служб и подразделений органов внутренних дел. Далее с учетом правовых возможностей можно последовательно и подробно регламентировать вопросы сбора и обработки виктимологической информации, планирования и собственно организации работы, контроля и взаимодействия субъектов деятельности, определения критериев оценки результатов, учитывая специфику однородных субъектов и особенности виктимогенной обстановки того или иного региона (местности, обслуживаемой территории).

Совершенствование правовой системы внутриведомственного правового регулирования, в частности органов внутренних дел, представляет собой один из этапов разработки общей правовой системы социальной профилактики преступлений. Ведомственный нормативный правовой комплекс должен в полной мере описать технологию, тактические приемы и способы осуществления виктимологической профилактики различными службами и подразделениями органов внутренних дел. Во главе ведомственного нормативно-правового комплекса должен стать основополагающий нормативный акт, определяющий стратегию виктимолого-профилактической деятельности в целом для органов внутренних дел. Целесообразным представляется разработка Наставления по профилактике преступлений, в рамках которого необходимо предусмотреть раздел по осуществлению виктимологической составляющей данной работы.

Говоря о совершенствовании организационного обеспечения виктимологической профилактики, необходимо отметить важность повышения уровня и результативности координационной деятельности виктимолого-профилактической работы. На местах эта функция должна принадлежать местным органам исполнительной власти, а на федеральном уровне - федеральным органам исполнительной власти. Это будет, в свою очередь, означать выполнение ими непосредственно управленческих функций (анализ, планирование, организация, контроль и взаимодействие), а также позволит сконцентрировать усилия всех участников (субъектов) профилактической деятельности на выполнение виктимологических задач, определить круг общих мер профилактики преступлений, с учетом специфики региона (обслуживаемой территории), выполнение и реализацию мер воздействия на виктимность, целенаправленно и рационально использовать имеющиеся силы и средства.

В плане совершенствования виктимологической профилактики немаловажное значение имеет работа по изменению законодательства в области обеспечения компенсации жертвам преступлений[25].

В этой связи представляется возможным предложить следующую схему совершенствования виктимологического законодательства:

- разработка и принятие программной Государственной концепции помощи жертвам преступлений, которая определила бы основные направления формирования системы государственной и негосударственной помощи жертвам преступлений, а также особенности структурного, ресурсного и материального финансирования системы государственной поддержки жертв с помощью средств, полученных за счет наложения на преступников дополнительных судебных издержек;

- создание и принятие основанной на положениях Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и жертв злоупотребления властью и иных международно-правовых документов Декларации прав потерпевших от преступлений в России, отражающей общие принципы правового положения жертв преступлений в национальной правовой системе и служащей ориентиром при формировании специального законодательства;

- разработка и принятие с учетом анализа действия Декларации и Закона "О потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью" государственной (или региональных) программы снижения виктимности граждан, которая наряду с иным специальным виктимологическим законодательством была бы направлена на конкретные категории населения (женщин, детей, престарелых).

Принципиально важным для дальнейшего совершенствования виктимологической профилактики, создания целостной системы обращения с жертвами преступлений, является реализация таких отправных конституционных положений, как право на возмещение вреда и ответственность государства за реализацию данного права, право жертв быть информированными, право на защиту и поддержку.

Юридическую и моральную ответственность за возмещение ущерба, причиненного жертвам преступлений, должно нести государство. При этом не жертва преступления, а государство реализует весь комплекс мероприятий, проводимых с преступником, направленных на возмещение вреда.

В аспекте предоставления правовой помощи и защиты жертв необходимо пересмотреть традиционную систему оказания таковой помощи с уклоном на преступника, в то время как в первую очередь она должна быть предоставлена жертвам преступлений. Жертвы должны иметь доступы к специальным системам поддержки, а также иметь специальные гарантии соблюдения их прав и интересов.

В аспекте совершенствования виктимологической профилактики актуальным является вопрос подготовки соответствующих кадров. В этих целях целесообразным было бы проведение специального обучения работников правоохранительных органов, направленное на организацию обращения с жертвами преступлений.

Решение комплекса указанных задач возможно лишь при последовательной проработке вопросов ресурсного и законодательного обеспечения виктимологической политики, а также разработки нормативных стандартов обращения с жертвами преступлений. Необходимо создать систему не просто правового просвещения и образования, а систему просвещения именно в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Каждый гражданин должен знать свои права, уметь отстаивать их. Чрезвычайно важна целенаправленная работа по воспитанию гражданской позиции у подрастающего поколения.

Данные предложения по совершенствованию организационных форм и методов работы в области виктимологической профилактики, осуществляемой органами внутренних дел, правового регулирования указанной деятельности являются основными из того множества нерешенных проблем, которые имеют место в существующем состоянии предупредительной деятельности и требующих своего разрешения.

 

Заключение

В сознании большинства людей жертва преступления - это обычно личность, потерпевшая от неправомерного поведения других лиц. Проведенный учеными анализ поведения жертв свидетельствует, что в некоторых случаях и до половины пострадавших сами вольно или невольно "помогали" совершению против них преступлений.

Виктимология - словообразование, производное от латинского "viсtima" - жертва и греческого "logos" - учение, наука. Этим термином обозначается учение о жертве, то есть научная дисциплина, изучающая качественные и количественные характеристики и другие вопросы, связанные с личностью и поведением пострадавших от физического, морального или имущественного вреда. Исследованию подвергаются потерпевший от преступления, связь "преступник — потерпевший", виктимность (повышенная способность человека в силу ряда духовных и физических качеств при определённых объективных обстоятельствах становиться "мишенью" для преступных посягательств) и виктимизация (процесс превращения лица в жертву преступления). Виктимология позволяет создать единый банк данных о потерпевших от преступлений, и тем самым организовать систему научного обслуживания практической деятельности правоохранительных органов.

Современное состояние виктимологических исследований позволя­ет сделать вывод, что виктимология как теория жертвы преступления, как криминальная (криминологическая) виктимология имеет право на существование. В этом своем качестве она представляет собой частную криминологическую теорию. Разовьется ли она в виктимологию, пред­метом которой станут жертвы не только преступлений, но и иных собы­тий некриминального характера, пока ответить однозначно нельзя. Это вопрос времени.

Сегодня реально существует криминальная (криминологическая) виктимология, и она достаточно успешно решает одну из самых акту­альных задач и теории, и практики борьбы с преступностью: учит рас­сматривать и оценивать каждое конкретное преступление объектив­но, не перекладывая всю вину только на преступника, формирует осознанное, лишенное предвзятости отношение к потерпевшим от преступлений не только позитивным, но и негативным поведением; в конечном счете обеспечивает разработку мер виктимологической профилактики, основанных на принципе разумного гуманизма; соци­ально-психологической реабилитации жертв; их защиты и компенса­ции причиненного ущерба.

Для совершенствования правового обеспечения виктимологической профилактики целесообразно оформить деятельность по совершенствованию организационно-управленческого и правового обеспечения виктимологической профилактики в единую правовую систему, способную обеспечить высокий уровень, единство, непрерывность, преемственность осуществления функций субъектами данной деятельности. Единая правовая система должна быть юридическим инструментом реализации мер воздействия на виктимность.

Направления деятельности должны осуществляться в процессе осуществления общего и индивидуального виктимолого-профилактического воздействия, выявления, устранения или нейтрализации факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявления групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействия на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработки или совершенствования уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений.

Решение комплекса указанных задач возможно лишь при последовательной проработке вопросов ресурсного и законодательного обеспечения виктимологической политики, а также разработки нормативных стандартов обращения с жертвами преступлений. Необходимо создать систему не просто правового просвещения и образования, а систему просвещения именно в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Каждый гражданин должен знать свои права, уметь отстаивать их. Чрезвычайно важна целенаправленная работа по воспитанию гражданской позиции у подрастающего поколения.

 



2020-02-03 3468 Обсуждений (0)
Классификация мер виктимологической профилактики 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Классификация мер виктимологической профилактики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)