Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 3. Материальная культура караимов



2020-02-03 501 Обсуждений (0)
Раздел 3. Материальная культура караимов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Национальный костюм

 

Стиль одежды крымских караимов - восточный, столь характерный в прошлом для коренных жителей Крыма. Немало общего было в костюмах крымских татар, греков, армян, крымских цыган и других поселенцев, веками живших бок обок на крымской земле.

Мужской костюм

Комплект мужской одежды состоял из нижнего белья, верхних штанов и рубахи, кафтана, кофты и верхнего кафтана. Поверх нижней рубахи и штанов типа кальсон одевали верхние штаны и рубаху. Их покрывал длинный, чаще полосатый, кафтан с небольшим прямым воротником, с застежкой на крючках на груди от шеи до талии. Подпоясывались кушаком. На кафтан одевали короткую, по пояс, не застегивающуюся кофту с рукавами чуть ниже локтя. Одежду завершал длинный до пят верхний кафтан. Зимой его покрывала шуба.

На ногах носили ботинки или туфли с кожаными галошами, либо сапоги.

Мужчины брили голову и бороду, но оставляли усы. Старики не брились.

Национальный головной убор - невысокая черная круглая барашковая шапка - караимка, как ее называли в Крыму. Головной убор - наиболее характерная часть мужской одежды крымских караимов - сохранился у старшего поколения до наших дней [18, с.65].

Праздничную мужскую одежду шили из дорогого, нередко светлого материала. Спереди ее расшивали золотом и серебром, украшали национальным орнаментом.

Мы видим, что крымские караимы по своему типу одежды очень близки к костюму крымских татар. Это очередное подтверждение, того, что эти народы были очень похоже как в стиле одежды так и в других отраслях.

Женский костюм

Женский костюм состоял из нижней рубашки, верхнего платья, кофточки и верхнего кафтана. Дома нередко носили и шаровары. В зависимости от достатка нижнее белье было из шелка или из домотканой материи. Социальным положением определялось и качество материала верхней одежды. Платье было длинным до пят, нижняя кромка с окантовкой. Подпоясывались широким поясом, часто с круглыми двойными серебряными пряжками.

Кофта - короткая, до талии, с широкими рукавами, опущенными чуть ниже локтя, распахнутая на груди и украшенная разноцветным орнаментом. Грудь под кофтой прикрывали ажурной белой сеткой с жемчугом или бисером. Нижний край сетки украшали монетами.

На ноги надевали чулки с красиво расшитыми подвязками и туфли или легкие, украшенные шитьем, сафьяновые сапожки. В грязную погоду носили вне дома высокие деревянные колодки или обувь типа сандалий на толстой деревянной подошве [9, с.38].

Голову покрывала невысокая круглая красная шапочка - феска. Сверху ее украшала кружевная, часто белая, накладка, расшитая жемчугом, бисером, золотом и серебром, с бахромой. При выходе из дома феску наполовину прикрывали платком, ниспадавшим до плеч, или шалью [17, с.42].

Жилища

 

Относительная замкнутость караимской общины способствовала сохранению устойчивого типа традиционного караимского жилища.

В архитектурном отношении караимские дома похожи на татарские. Отличает их украшение террасы: для татарских домов характерна терраса вдоль стены с деревянными колоннами, без украшений, в то время как для караимских домов характерен портик с колоннами, украшенными поверх капители резным орнаментом [16, с.18].

Дома караимов строились полтора - два этажа, верхний из которых предназначался для жилья, нижний, нередко с высоким каменным цоколем, отводился под хозяйственные нужды, под помещения конюшни или для содержания другого скота. Крыши - черепичные.

Дома караимов строились обычно внутри двора, но если они выходили на улицу, то только глухой стеной, и никогда не имели окон на улицу. Окна, выходящие во двор, закрывали деревянными резными решетками, которые, как и деревянное крыльцо дома, украшались тонкими колонками [14, с.60]. Двор обносился высоким каменным забором, калитка имела полукруглый свод, постепенно ее заменяют большие ворота.

Двор делился на две половины: черную - для хозяйственных нужд (содержания скота, птицы) и белую, мощенную, мощенную, - для семейных нужд. Вся жизнь семьи протекала в стенах дома и во дворе, изолированном от чужих глаз. Необходимым атрибутом белого двора был вместительный подвал для хранения продуктовых запасов в зимнее время, колодец и беседка, увитая виноградными ветвями, в которой семья проводила большую часть времени летом. Непременным атрибутом караимского двора являлось тутовое или абрикосовое дерево, в некоторых домах имелись фонтаны, небольшие бассейны и даже специальные помещения для бани.

Как правило, Г - образные в плане дома состояли из трех комнат, кухня находилась среди хозяйственных помещений на первом этаже. Две удлиненные жилые комнаты с толстыми стенами располагались на одной оси, вдоль них тянулась галерея. Между ними располагались небольшие сени, из них шел выход на чердак [11, с.13].

Необходимым атрибутом комнаты являлись - деревянные диваны без спинок с нижними ящиками для постельного белья. Сэты приставляли к стене, покрывали мандаром - тюфяком, набитым овечьей шерстью, и покрывали ковром.

Обязательный атрибут гостиной комнаты - софра, за которой сидели на ковре. Ее использовали в качестве обеденного стола.

Характерная особенность богатого караимского жилища - наличие дополнительного помещения для гостей: просторной парадной гостиной и примыкавшей к ней небольшой спальни с двумя входами.

В холодную погоду для обогревания комнаты употребляли переносную медную жаровню - мангал. В него клали древесный уголь, уже не имеющий угара. Вокруг мангала собиралась семья или гости, на нем же в медном кофейнике варили кофе для гостей.

Отличительной чертой караимского жилища была печь тандыр, в которой готовили пищу, пекли хлеб, а в зимнее время она служила местом времяпровождения: вокруг, по краям, усаживались члены семьи, спустив ноги в печь [6, с.12].

Особое значение в доме придавалось казану: он был разной величины и использовался не только для приготовления пищи, но и символизировал единство семьи.

Пища

 

Кухня караимов близка тюркской: основу рациона составляет мясо, в первую очередь баранина. Широко были распространены бобовые культуры, мучные изделия, сладкие блюда, овощи и фрукты.

Баранину употребляли в вареном, жареном, тушеном, вяленом, сушеном виде. Почетному гостю всегда подносили вареную баранью голову [5, с.45].

Жареная баранина готовилась и к столу, и впрок, то есть на зиму и весну. Ее укладывали в керамическую посуду и заливали курдючным топленным жиром, храня в сухом прохладном помещении до пяти - шести месяцев.

Мучные блюда - обязательный атрибут караимского стола. Наиболее древним является пирог с сырой бараниной и различные пирожки. Их готовили на тандуре, закрывая казаном, покрытым углями. Позже на ряду с печеными пирожки стали жарить в курдючном смальце из баранины в казанах, а затем в глубоких жаровнях. Такие пирожки назывались чыр - чыр и подавались к столу в горячем виде [7, с.13].

Тесто для пирожков замешивались на бараньем жире, иногда к мясу добавляли рис или картофель. Караимы знали и дрожжевое тесто, из которого готовили гырдачык - многослойные лепешки, а также хлеб. Наиболее популярным слоенное тесто, которое использовалось для приготовления лепешек, пирогов и пирожков.

Бобовые и овощи караимы употребляли в качестве самостоятельного блюда.

В качестве закусок популярны были печеные яйца, которые и сегодня часто подаются к столу [16, с.46].

Среди популярных блюд караимской кухни следует отметить халву, которую подавали как к повседневному, так и к праздничному и ритуальному столу. Белая халва, которую в Крыму называли "караимская", имела вид круглого пирога из стекловидной массы с вкраплением ореха, поскольку ее готовили из яичных белков с добавлением жаренных орехов. Караимская халва может долго храниться в закупоренных сосудах, в сухом и прохладном месте.


Выводы

 

Крымские караимы - один из малочисленных народов Крыма. Караи, проживающие на территории Крыма, считают себя самостоятельным народом.

Караимами называют представителей народа, исповедующего религиозное учение караимизм, которое основано на признании исключительно авторитета Библии и отрицания авторитета Талмуда и любых иных толкований Письменной Торы. Этим караимы противопоставляли себя евреям-талмудистам.

Религия помогла караимам не раствориться в татарской и литовской среде, сохранить свою целостность, как в этническом, так и в культурном смысле.

Одними из важных факторов и условий сохранения национального самосознания являются приверженность к обычаям и сохранение своих обрядов. Несмотря на все исторические катаклизмы, основные из них достаточно долго сохраняются в бытовой культуре народа.

Обычаи и обряды караимов связаны с главными событиями в жизни человека: рождением, браком, смертью, а также с календарными праздниками.

Рождение ребенка было важным и радостным событием для всей общины, особенно опекали и оберегали будущую мать, все родственники и соседи.

О породнении детей, главы семейств договаривались за долго до их совершеннолетия. Бракосочетание молодых было важным шагом в их жизни, которое сопровождалось рядом обрядов и традиций, в которые верили и соблюдали, для дальнейшего счастья их семей.

Смерть человека наносила траур всей общине. Это было печальным событием, которое имело свои обряды погребения.

Стиль одежды крымских караимов - восточный, столь характерный в прошлом для коренных жителей Крыма. Немало общего было в костюмах крымских татар, греков, армян, крымских цыган и других поселенцев, веками живших бок о бок на крымской земле.

Относительная замкнутость караимской общины способствовала сохранению устойчивого типа традиционного караимского жилища. В архитектурном отношении караимские дома похожи на татарские.

Пищевые предпочтения относятся к тем явлениям, которые имеют тенденцию долго сохранять свою национальную специфику. Традиции национальной кухни прочно удерживаются в повседневной и особенно в праздничной трапезе. Кухня караимов близка к тюркской: основу рациона составляет мясо, в первую очередь баранина. Широко были распространены бобовые культуры, мучные изделия, сладкие блюда, овощи и фрукты.

Караимы оставили большой этнический и культурный след в истории. Караимы в соцветии Крымских народов - один из уникальных народов.




2020-02-03 501 Обсуждений (0)
Раздел 3. Материальная культура караимов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 3. Материальная культура караимов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)