Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ документов : понятие, виды, особенности применения



2020-02-03 189 Обсуждений (0)
Анализ документов : понятие, виды, особенности применения 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Социальный менеджмент — это область управления, формирующая у будущих специалистов теоретические и практические навыки, позволяющие эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной для человека социальной среды, проектировать социальные организации, что в свою очередь обеспечивает рациональное использование самого богатого и неограниченного из всех ресурсов —- человеческого.

Основная задача, которую решает социальный менеджмент, —

это координация, согласование, направление деятельности членов общества к единой цели. Они являются субъектами, осуществляющими сознательное воздействие на объект управления.

Субъект управления познает, сознательно использует законы развития сложных систем и планомерно организует деятельность

общества для достижения поставленных целей.

Объектом социального менеджмента являются общественные

отношения и соответствующие им процессы.

Становление и развитие социального менеджмента связано с

тем, что в современных условиях нарастают тревожные тенденции, угрожающие разрушению человека как личности, его связей

с обществом, оскудению его духовности и культуры.

К их числу следует отнести:

а) происходящие планетарные изменения в природной

среде (быстрое сокращение биологического разнообразия,

нарастание парникового эффекта и грядущее за ним изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, нарастающее загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);

б) резко растущая социальная дифференциация как между различными странами, так и внутри отдельных стран, что

в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения;

в) быстрый рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты;

г) расточительный режим расходования невозобновимых

природных ресурсов, неучет в деятельности современников интересов будущих поколений людей.

В результате возрастает противоречие между личностью и обществом —одна из коренных причин разбалансированности мира,

таящая в себе возможности нарастающих социальных взрывов и

катастроф. Углубление этого противоречия ведет к деградации

личности, укреплению ложных ценностей в духовном мире, что и

является в конечном счете причиной антисоциального поведения, нарастающей агрессивности, возникающих военных конфликтов.

Причинами разбалансированности социального пространства

являются также:

•неразвитость экономических структур, окружающих человека;

•нарушение социальных приоритетов, неадекватность

средств социальной защиты;

• характер политической организации общества, политического режима, неспособного обеспечить демократические методы решения общественных проблем;

• низкий духовный потенциал, недостаточная управленческая культура субъектов деятельности, что выключает коллективный разум, науку из нормального механизма функционирования общества.

К основным законам социального менеджмента относятся:

2. единство системы социального управления, обусловленного культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов административно-государственного управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов менеджмента;

3. пропорциональность управляемой и управляющей подсистем социальной системы, предполагающей рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;

4. оптимальное соотношение централизации и децентрализации функций социального управления. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации);

5. участие различных слоев населения в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.

Под принципами социального менеджмента следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития –социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития – законы и закономерности социального управления –принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют. Принцип позволяет формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального менеджмента должны:

§ быть основанными на законах развития общества, его социальных законах и законах менеджмента;

§ соответствовать целям социального менеджмента, отражать основные свойства, связи и отношения менеджмента;

§ учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

§ иметь правовое оформление, т.е. быть закреплены в различных нормативных документах.

К основным принципам социального менеджмента относят:

§ принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

§ принцип единства административно-государственного, хозяйственного и социально-культурного менеджмента;

§ принцип сочетания отраслевого и территориального социального управления;

§ принцип научности социального управления;

§ принцип прогнозирования социального управления;

§ принцип мотивации (стимулирования) труда;

§ принцип ответственности за результаты социального управления;

§ принцип рационального подбора кадров, их подготовки, расстановки и использования;

§ принцип экономичности и эффективности управления; принцип системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев); принцип иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы. При этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

§ принцип необходимого разнообразия (управляющая система 'должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);

§ принцип обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным).

Системы принципов управления изменяются в процессе общественного развития и социального управления. Тем не менее основные принципы менеджмента полностью исчезнуть не могут, так как выражают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

 

 

Сущность социального менеджмента определяет структуру его системы. Она состоит из таких компонентов: субъекты управления, объекты управления, процесс управления и механизмы системы управления.

К субъектам управления относятся население, органы власти (фе­деральные, региональные, местные), органы местного самоуправления в муниципальных образованьях, гражданские институты общества и институт менеджмента и финансово-промышленные группы, которые создаются в местных сообществах в рамках определенных программ. К объектам управления — социальные процессы, социальная сфера, социальные ресурсы на разных уровнях управления.

Механизмы социального менеджмента сводятся к социальному целеполаганию, к методам управления (экономическим, административно-организационным, юридическим, научным и т.д.). Среди них особенно выделяются социальные, которые являются объединяющими во всей системе управляющих воздействий. В их содержание входит совокупность мер по мотивации человеческого поведения, отношения к труду. К социальной организации относятся проектирование и создание социальных организаций, их постоянное инновирование, технологии саморазвития личности и реализации ее творческого потенциала, технологии самоменеджмента и профессиональной подготовки социальных менеджеров.

Процесс управления и механизм самой системы социального ме­неджмента включает методы социальной диагностики, сбора, анализа и хранения социальной информации, передачи ее субъектам Управления и осуществления контроля за деятельностью субъектов Управления по социальным нормативам на разных уровнях управления.

Для более эффективной реализации социальных целей и осуществления принципов социального менеджмента необходимо более полное использование следующих научных методов:

• социального проектирования и программирования;

• сбора и анализа социальной информации на основе современных вычислительных средств, прежде всего компьютерной техники, использования математических методов в обработке и хранении социальной информации;

• сплочения социальных организаций и групп, управленческих команд руководителей и специалистов в области социального менеджмента;

• создания положительной мотивации у людей к труду, к жизни в целом, к целесообразному поведению в организации и в обществе в целом (за счет инновирования целей организации, прояснения перспектив развития, разработки стратегии организации и личных интересов);

• психологического влияния (специальные тренинга и игровые методы), направленного на активизацию жизненных сил личности, в том числе и менеджеров;

• методов самосовершенствования личности, в том числе личности менеджера, развития самоменеджмента;

• использования знаний, полученных в фундаментальной науке, кибернетике, синергетике и других отраслях, прикладных исследованиях, пригодных для повседневных и перспективных задач, социологии управления.

Только системный подход ко всему комплексу проблем, решаемых в рамках системы социального менеджмента, позволит подъять его теорию и практику на уровень тех задач, которые сегодня стоят перед современным обществом. Именно поэтому будущие специалисты в области социального менеджмента должны в каждой изучаемой дисциплине вычленить социальный аспект решения проблемы и искать адекватные методы их решения.

 

Основная часть

 

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Реализация рассмотренных ранее принципов менеджмента осуществляется путем применения различных методов.

Метод управления—это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направ­ленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма — воздействие на конкретно сложив­шуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетание (комбинации). Все методы управле­ния органически дополняют друг друга, находятся в постоянном дина­мическом равновесии.

Направленность методов управления всегда одна и та же — они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой I Деятельности.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма.

 

Можно выделить следующие методы управления:

• личностно-психологические, использующиеся для формирования мировоззрения и личности управленцев как основных субъектов управления;

социальные и социально-психологические, применяемые с

целью повышения социальной активности людей;

 

• экономические, обусловленные экономическими стимулами;

 

• организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

 

• самоуправление как разновидность саморегулирования со-

циальной системы;

 

• моделирование, прогнозирование, экспертные оценки, диагностика;

 

• Методы глобального регулирования, ориентированные на

планетарно-космические масштабы управления.

 

Все методы можно разделить на основные и комплексные. В

основных методах четко выделяется содержательный аспект по

признаку соответствия методам управления, требованиям тех или

 иных объективных законов (например, социальных, экономических и др.). Комплексные методы представляют собой комбинации

основных методов.

Любой метод основан на познании объективных закономерностей и реализации их требований, но в нем отражены требования не только объективной реальности, но и человеческого сознания, рефлексии, которые служат преобразованию действительности на основе научной методологии, позволяющей оптимизировать сам процесс познания с помощью совокупности приемов,операций, процедур. Они могут быть традиционными, рутинными

и инновационными, творческими.

Сегодня востребована новая парадигма управленческой теории, основанная на приоритете главного субъекта управления —

творческой личности, для которой вопросы познания действительности, культуры мышления приобретают особую остроту.

Субъект управления выбирает и применяет методы управления,

поэтому творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха.

Управленческая деятельность должна начинаться с того, что

каждый управленец должен трезво оценить свои способности,

используя современные методики развития творческих личностей, успешно работать в плане самосовершенствования, активно

взаимодействовать с окружающим миром.

Для формирования современного мышления — созидательного, продуктивного, творческого, моделирующего и способного обустроить мировое сообщество на основе современных ценностей (добра, справедливости и гармонии) — служит метод формирования целостного мышления. Кроме того, лидер управления

должен осваивать разнообразные знания: теоретические, технологические, инструментальные — посредством активных методов обучения (участия в деловых играх, мозговых штурмах),

позволяющих анализировать конкретные ситуации и использовать частные методы, направленные на получение эффекта управленческой деятельности в конкретном случае.

Важно понимать, что являясь социальным управленцем, человек как открытая самоорганизующаяся система в каждый момент времени, вначале по отношению к самому себе выступает и как субъект управления и как его объект, и только затем он может выступать как субъект управления по отношению к внешнему миру. Учитесь властвовать собой, учитесь прежде организовывать в себе красоту, гармонию, радость. Только воспитав в себе эти

умения, можно говорить о возможности изменения к лучшему

окружающей действительности, иначе результат деятельности

может оказаться неожиданным: хотели как лучше, а получилось

как всегда.

 

Личностно-психологические методы

Таким образом, первыми и главными методами управления

являются личностно-психологические методы образования, самообразования, самоорганизации и самоконтроля управленца, где субъект является одновременно и объектом управления. К психологическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социальные психологические процессы на уровне народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

 

 

Социальные и социально-психологические методы

Социальные методы управления связаны способами достижения социальных целей общества — не только экономическими, организационно-административными средствами мотивации

человеческого поведения, но и через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных

структур, прежде всего управляющих. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные. Но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием се-

годня широко используется стимулирование творческим трудом,

большей социальной защищенностью, качеством социального

воздействия, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т.п.

Социальные методы включают широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального

стимулирования. Это позволяет упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм.

Важно подчеркнуть, что социальные методы управления сегодня становятся системообразующими потому, что целью системного анализа является определение приоритета целей и способа получения максимального управленческого результата. Таким приоритетом сегодня стал человеческий ресурс, реализация которого, как свидетельствует мировой опыт, определяет эффективность экономики (надежность и качество продукции), действенность политики (демократичность и справедливость), развитость духовно-культурной сферы.

Стало очевидным, что социальная система может укрепить свою

целостность, постоянно улучшая качество жизни людей с помощью различных методов управления, преимущественно социальных. Поэтому социальные методы становятся решающими при

оценке и анализе ситуации, при достижении устойчивого развития, в становлении новой общественно-экономической формации XXI века — ноосферно-корпоративной.

 

Социально-психологические методы управления направлены

прежде всего на изменение мотивационной сферы. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями их применения является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее, гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллектива.

К этим методам относятся методы комплектования малых

групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения

и т.п., например, социальное нормирование, социальное регулирование, моральное стимулирование, социально-психологические

воздействия. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные соотношения между работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относится использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют

требованиям выполняемой работы.

 

 

Экономические методы

Экономические методы управления представляют собой способы и средства достижения экономических целей управления

 на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.

К многообразным экономическим методам управления прежде

всего следует отнести экономическое стимулирование, направленное на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а

также каждого работника в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, нацеленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли.

 

 

Организационно-административные методы

Организационно-административные методы базируются на

властных отношениях, дисциплине и ответственности. Организационно-административное воздействие осуществляется в следу-

ющих видах:

 

• прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым

объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

 

• установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;

 

• разработка и внедрение рекомендаций по организации

и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых административному воздействию;

 

• контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

 

Основной формой реализации и применения организационно-административных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в производственный процесс в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.

В целом объективной основой использования организацион-

но-административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления.

Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших

 функций управления — функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации

действий подчиненных. Следует отметить, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок в работе. Важно определить разумное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных, экономических и социально-психологичес-

ких методов.

Административные методы не следует отождествлять с воле-

выми и субъективными методами руководства, т.е. администри-

рованием.

 

 

Методы самоуправления

Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благодаря использованию разных методов управляющего воздействия,расширяющих права и ответственность разных субъектов само-

управления.

Самоуправление предстает как процесс превращения человека,

трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в

ее субъект. Это особый вариант организации управления. Речь

идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределение

по труду, т.е. осуществляющих ключевые организационно-эконо-

мические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в

себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип

социально-экономических отношений между равноправными

субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по

поводу управления. Именно на этом уровне самоуправления вырабатываются те способы его дальнейшего развития, которые могут

быть распространены и на более высокие ступени управления.

Преобразование хозяйственного механизма организации

объективно предполагает демократизацию управления (самоуп-

равления). Сегодня решать вопросы повышения эффективности

управления можно только через заинтересованность и творческую деятельность всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участниками управления производственными и социальными процессами.

Новый хозяйственный механизм предусматривает высокую

 ступень децентрализации управления, является гарантом станов-

ления и развития самоуправления на разных уровнях социаль-

ной организации. При этом самоуправление рассматривается не

как антипод управления, а как реальное средство вовлечения в

управленческую деятельность все большего числа работников.

Метод централизации должен обеспечивать гармоничное, сис-

темное развитие в целом, метод децентрализации — принятие и

реализацию свободных решений каждым субъектом самоуправления. Другими словами, речь идет о признании прав субъекта

управления не только за государственными органами и обще-

ственными организациями, но и за социальными группами, тру-

довыми коллективами и каждой личностью. Следует учитывать,

что применение каждого из этих методов имеет свои пределы

эффективности. Необходимо определить, на каком уровне управ-

ления тот или иной метод окажется наиболее эффективным. В

этих условиях принцип демократического централизма превращается в принцип демократического управления, что в идеале

соответствует самоуправлению.

Самоуправление возможно только в таких экономических условиях, в которых каждый работник и трудовые коллективы реализуют себя в качестве субъектов собственности. В условиях самоуправления труд соединяется с управлением через отношения собственности. Так как экономической формой их реализации

является корпоративизм, то более благоприятные условия для

развития самоуправления складываются на нижнем уровне, где

корпоративные отношения проявляются наиболее значимо, их

развитие и внедрение подводит прочный экономический фундамент под процессы самоуправления и демократизации всей деятельности местных субъектов управления.

В целом очень важно понять, что возможности использования

различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество

назревших вопросов на основе самоуправления.

Моделирование, прогнозирование, экспертные оценки, диагностика

Сила научных методов состоит в том, что они позволяют получить достоверную информацию об объекте анализа, обеспечивают надежную проверку знаний, дают возможность прогнозировать будущее состояние объекта, указывают необходимые средства воздействия, обеспечивающие желанное изменение его. Они могут рационализировать процесс принятия решений в социальной сфере.

Такие научные методы, как моделирование, прогнозирование,

экспертные оценки, имеют многовековую историю. И все же есть

достаточные основания органически связывать современный инструментарий управления с научно-технической революцией, ее эпохальными достижениями. Она не только обновляет и повышает эффективность традиционных, веками используемых методов и средств, но и провоцирует революцию в методах и средствах управления.

Среди научных средств познания особая роль принадлежит

методам диагностики, которые направлены на комплексную оценку ситуации, выявление проблем, ≪болевых точек≫. Методы диагностики предполагают наличие норм, нормативов, ориентиров, которые выступают основой социального измерения. Социальная диагностика имеет ряд циклов: диагноз, прогноз, проект, внедрение,использующих методы сбора и анализа информации (социологической и статистической). Методы диагностики имеют свои

технологии: первый этап включает общее ознакомление с объектом, постановку задач, выявление состава диагностируемой ситуации, выбор показателей и методик; второй этап обычно связан с измерением и анализом процессов; третий этап — построение выводов, заключение по диагнозу и предложения по изменению положения дел к лучшему.

 

Методы глобального регулирования

 

К методам глобального регулирования относятся прежде всего биосферные. Сохранение биосферы сегодня является главной

целью всех людей, живущих на планете Земля. Для этого наука

предлагает ноосферный способ управления, который базируется

на четком понимании того, что человек является частью природы и должен подчиняться ее законам. Без сохранения природы

невозможно продолжение рода человеческого.

Кроме того, к методам глобального регулирования относятся

политические и государственно-правовые. Политические методы

закрепляют законодательным порядком интересы определенной

категории лиц или социальных групп в том случае, когда существующая нормативно-правовая база перестает отвечать требованиям современности, явно входит в противоречие с текущей ситуацией или существенно снижает качественные показатели жизни для конкретных групп, слоев населения. Государственно-правовые методы призваны законодательно управлять ситуациями глобальных изменений окружающей действительности.

Итак, все методы управления, которые субъектом управления

используются целостно, системно как средства объяснения и из-

менения окружающей действительности, основаны на выраже-

нии закономерностей движения человеческого мышления.

 

 

Также,к методам в социальном менеджменте, можно отнести анализ документов, интервью, социальные исследования.

Анализ документов : понятие, виды, особенности применения

Документальные источники содержат уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах. Поэтому очень важно найти адекватные методы, которые бы дали возможность получить эту информацию с достаточной надежностью, качественно интерпретировать содержание документов соответственно цели и задач исследования.

Оптимальный выбор метода анализа документов предусматривает соблюдение следующих требований:

- Определение вида, формы документа, подлежащего анализу в ходе исследования ;

- Выяснение общей ситуации на момент создания документа, обстоятельств его возникновения, исторического и социального контекста;

- Отграничение описаний, определенных событий от их оценок ;

- Установление надежности документа, его связи с предметом исследования;

- Подбор наиболее адекватного метода получения первичных данных и их анализа;

- Признание того, что официальные документы надежнее неофициальные, личные - по безличные, первичные - за вторичные.

Методы анализа документальных источников делятся на неформализованные (традиционные), принадлежащих к качественным методам, и формализованы, принадлежащих к качественно- количественных методов анализа документов.

Неформализованных (традиционный) метод анализа документов. Предусматривает толкование документов (чаще уникальных, количество которых незначительное), выяснения основных мыслей и идей конкретного текста через осознание, интерпретацию, обобщение содержания и логическое обоснование определенным выводам. Типичным примером неформализованных (традиционного) анализа документов является изучение научных публикаций и отчетов по определенной проблеме.

 

Во время его внедрения исследователь с помощью аналитических операций должен выяснить:

 

 

1. Что представляет собой документ, его исторический, социально-политический контекст?

2. Какие факторы способствовали его появлению ?

3. Кто его автор, и с какой целью он создал документ (по тексту всегда стоят конкретные люди со своими интересами, потребностями, всегда находит отражение в содержании документа)?

4. Насколько надежен документ?

5. Какая достоверность зафиксированных в нем данных, правдивость освещения фактов, содержания события, явления, процесса и т.д.?

6. Какая общественная действие, общественный резонанс документа?

7. Какую оценку можно дать логичным, языковым и стилевым особенностям документа?

Применение неформализованных (традиционного) метода анализа документов предусматривает выдвижение определенных гипотез, изучение сущности исследуемого материала. Большое значение при этом играют как объективные факторы (владение навыками архив -и источниковедения, ознакомление с опытом и традициями применения этого метода в исторической, психологической, юридической науках, осведомленность о системе хранения документов, правил пользования архивными фондами и т.п.), так и суб ' ективный (интуиция исследователя, критическое отношение к документу, умение логически анализировать текст и условия его появления, обобщать и составлять выводы.

Этот метод анализа документов имеет и определенные недостатки, которые прежде всего связаны с потенциальной возможностью появления субъективных смещений в восприятии и интерпретации текста, возникающие через разнообразные причины - психологические особенности исследователя, его вековые, половые и национальные признаки, состояние его физического и психического здоровья и т.д. Существенными являются и количественные ограничения этого метода, поскольку его применение возможно лишь при анализа незначительного числа документов. Поэтому в социологии наряду с неформализованных (традиционным) методом анализа документов широко используют формализованный метод анализа документов.

Формализованный метод анализа документов, или контент -анализ. Это метод качественно- количественного анализа документов. Сущность его состоит в алгоритмизованому выделении в тексте определенных элементов содержания согласно с целью и задачами исследования, классификации выделенных элементов в соответствии с концептуальной схемы, их подсчета и количественного представления результатов. Благодаря этому, во-первых, удается избежать субъективизма в изучении социальной реальности, а во-вторых, анализировать, систематизировать и обобщать значительные массивы документов.

Контент -анализ основывается на однообразных стандартизированных правилах поиска, учета, обработки и вычисления количественных показателей, характерных для исследуемого текста. Его использование предполагает рассмотрение содержания текста как совокупности сообщений, событий, оценок, межличностных отношений, социальных проблем, объединенных с помощью единой концепции в определенную целостность. Хотя формально контент -анализ и н



2020-02-03 189 Обсуждений (0)
Анализ документов : понятие, виды, особенности применения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ документов : понятие, виды, особенности применения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)