Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение различных методов профилактики наркомании среди несовершеннолетних в практической деятельности педагога-психолога



2020-02-03 157 Обсуждений (0)
Применение различных методов профилактики наркомании среди несовершеннолетних в практической деятельности педагога-психолога 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для исследования эффективности профилактических мероприятий наркомании среди несовершеннолетних была набрана группа в количестве 20 человек, возраст учащихся 14 лет.

Исследование проводилось на базе Межшкольного учебного комбината г. Тары.

Для выяснения отношения подростков к наркотикам и наркоманам использовались следующие диагностики: тест «Твое отношение к наркотикам и наркоманам» (приложение 1); анкета для изучения отношения к наркотикам (приложение 2).

На тест «Твое отношение к наркотикам и наркоманам» учащиеся отвечали серьезно и честно. Также к заполнению анкеты для изучения отношения к наркотикам ученики отнеслись не менее серьезно.

Проанализировав диагностики, можно сделать вывод, что 80% учеников правильно оценивают пагубность наркомании, а 20% имеют легкомысленный взгляд на эту проблему.

Для способствования осознанию несовершеннолетними наркозависимости и выработку у них навыков защитного поведения мы проводили следующие профилактические мероприятия:

Изготовление плаката «Мир без наркотиков». В этом задании принимали участие все учащиеся. Сначала ученики обсудили что будут рисовать, а затем приступили к изготовлению. Такие задания сплачивают коллектив, снимают напряжение в группе. На плакате ученики изобразили природу, теплый солнечный день и играющих детей. Так представляют себе ученики мир без наркотиков.

Следующим мероприятием был классный час на тему «Наркотики и наркомания» (приложение 3), в котором все учащиеся приняли активное участие и отнеслись очень серьезно. Они высказали свое мнение о наркотиках, о том можно ли избавиться от наркотической зависимости.

Очень интересными были задания, цель которых составить антинаркотические лозунги и составить примерные ответы которыми можно воспользоваться, если вам предлагают наркотические вещества. Ученикам очень понравилось составлять лозунги, так как сочиняли их в стихотворной форме, и каждый смог проявить свои литературные способности.

Наверное, самым важным среди профилактических мероприятий стал диспут «За и против». Задача учеников состояла в том, что они должны придумать аргументы «за» употребление наркотиков, а наша задача найти аргументы «Против». Диспут прошел очень оживленно. Все-таки наши аргументы «против» были убедительнее.

Для закрепления аргументов «против» употребления наркотиков была проведена встреча учеников с медработником. Он отвечал на вопросы учеников, которые они задавали о наркотиках, наркоманах и болезнях, которыми страдают наркоманы.

Затем, чтобы проверить эффективность проведенных нами профилактических мероприятий мы предложили ученикам те же диагностики что и вначале исследования.

Проанализировав данные, полученные из диагностик, можно сделать вывод, что 100% учеников теперь правильно оценивают пагубность наркотиков. А также то, что профилактические мероприятия оказывают положительный эффект. Ведь лучше предупредить заболевание, чем его лечить.


Заключение

 

В нашей стране накоплен значительный опыт антинаркотической работы - реабилитационной и профилактической. Актуальность этой проблемы возрастает день ото дня. Количество наркоманов и молодых наркозависимых возрастает в арифметической прогрессии. В среднем за год один наркоман вовлекает в это пагубное занятие десять человек. Каждый из них втягивает еще по десять и т.д. Цифры эти удручают. Но у нас уже формируется система профилактики.

Эффективность самого медицинского лечения составляет 5-10%. Лечением методами психологического воздействия занимаются работники медицины, психологические центры, а борьбой с распространением наркотиков - правоохранительные органы.

Также в данной проблеме очень важна роль педагогов. Учителя, психологи, социальные педагоги играют решающую роль. Главная педагогическая цель - сформировать психологический иммунитет. Он заключается в том, чтобы вызвать у молодого человека отрицательное отношение к наркотикам. В более раннем возрасте это идет на уровне: «хорошо - плохо». В старших - надо объяснить губительные механизмы действия наркотиков. К беседам на эти темы должны подключиться и медики, поскольку они лучше знают, что происходит с подростком в результате употребления наркотиков.

Сегодня в школе есть предметы, которые позволяют системно вести разговор о вреде наркотических средств. Например, ОБЖ, валеология.

Одновременно с наркотизацией в подростковой среде широко распространяются рискованные формы сексуально-девиантного поведения. Среди подростков все больше зараженных ВИЧ-инфекцией, больных вирусными гепатитами «В» и «С». Основная причина - внутривенное употребление наркотиков.

На основе высказанных положений можно сформулировать алгоритм решения проблемы и основанные направления антинаркотической профилактики.

Во-первых, это необходимость срочной, целевой подготовки и переподготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками.

Во-вторых, необходимо в экстренном порядке отработать реальные механизмы сотрудничества общества, различных общественных организаций и государственных структур с семьей. Не менее важно параллельно создавать широкую сеть консультативных пунктов. Они должны на профессиональном уровне обеспечить семьям первичную помощь, они должны стать посредниками между семьей и специалистами.

В-третьих, нужно найти достойное место в общеобразовательных программах основам здорового образа жизни, формированию простых ценностей радости и счастья от здоровья; воспитывать у ребенка быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней.

В-четвертых, необходимо обеспечить реальную социальную и правовую защиту детей, укреплять систему социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабилитационные центры, комиссии по защите прав несовершеннолетних).

Первичная профилактическая помощь должна опираться на школьную психологическую службу, на центры психолого-педагогической реабилитации, на сеть консультативных пунктов для детей и подростков.

Формируя убеждение о вреде наркотических веществ, нужно постоянно помнить, что нельзя работу строить на методах запугивания, без глубокого разъяснения проблемы, иначе будет лишь сиюминутный эффект.

Мы убедились на собственном опыте, что в просветительской работе не следует давать подробные сведения о наркотиках, о том, где и как они произрастают, как их изготавливают. Профилактическую работу с подростками следует вести педагогически мудро. Особенно важно раскрыть влияние на мозг и подчеркнуть, что процессы, происходящие в организме, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. «Важно донести до сознания подростка, что порабощенность наркотикам ведет к утрате жизненных перспектив, деградации личности. Убедить в том, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций».1

Эффективность профилактической работы определяется тем, насколько точно она ориентирована на конкретную личность, соответствует ли уровню ее развития, установкам, ожиданиям, стремлениям, интересам, учитывает ли мировоззрение, ценностные критерии, верования, привычки, стереотипы. Чтобы быть действенной, профилактическая работа должна строиться с учетом психологии поведения, психологии мышления, психологии массового и индивидуального сознания.

Применяемые сегодня в целях профилактики и борьбы с наркоманией разнообразные методы, средства, формы дают различные результаты. Наиболее эффективными из них являются: беседы, диспуты, дискуссии, но не исключено, что по мере развития этой проблемы будут появляться новые формы работы с наркозависимыми подростками.


Библиография

 

1. СБ. Белогуров. Популярно о наркотиках и наркоманах: Книга для всех. - Санкт-Петербург, - 1988 г.

2. М.И.Буянов. Размышления о наркомании / М. - 1990 г.

3. И.Г.Ванкон. наркотики - смертельная игра: Краткое руководство для тех, кто сталкивается с этой проблемой. - Чита, - 1998 г.

4. Ю.В.Василькова. социальная педагогика / М. - 2001 г.

5.     И.А.Вишняков, С.А. Маврин. Социальная работа с молодежью; психологические социально-педагогические аспекты / Омск - 2000 г.

6.     И.А.Вишняков, С.А.Маврин. Реалии социальной работы с молодежью: психологические аспекты и социально-педагогические аспекты / Омск, - 2000 г.

7. А.Гаврильчук. Здоровый образ жизни, его принципы и составляющие // Основы безопасности жизнедеятельности - 2001 г.

8. Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. Почему это опасно - М., - 2002 г.

9. Л.С. Горбатенко. Родителям и педагогам: все о наркомании / Ростов-на-Дону - 2003 г.

10. Г.В. Горцев. Энциклопедия здорового образа жизни – М., - 2001 г.

11. С.Гурски. Внимание наркомания. - 1988 г.

12. С.Гурски. Внимание родители - наркомания / М. - 1989 г.

13. А.Данилин, И.Данилина. Как спасти детей от наркотиков / М. -2001г.

14. Л.М. Зюбин. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися /М. - 1982 г.

15. Н.Н. Исмуков. Без наркотиков: Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. - М., - 2001 г.

16. З.В. Коробкина. У опасной черты: [О борьбе с алкоголизмом, наркоманией, курением] - М., - 1991 г.

17.     Н.Н. Куинджи. Валеология / М. - 2001 г.

18. А.Н. Маюров. Антиалкогольное воспитание / М. - 1987 г.

19. Е. Миронов. Прощайте наркотики / С.-Петербург. - 2001 г.

20. О.Н. Мосеева, И.И. Тараданова. Выбираем мир без наркотиков / Омск - 2003 г.

21. А.В. Мудрик. Социальная педагогика / М - 2000 г.

22. А.Нейк. Наркотики / М. - 2001 г.

23. С.Подобед. Наркомания - болезнь века: Как с ней бороться? // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2001 г.

24. М.С. Прусс, Л.Л. Кельин. Как избавиться от наркотической зависимости / М. - 2002 г.

25. Н.И. Рожков, М.А. Ковальчук. Профилактика наркомании у подростков / М - 2003 г.

26.     Е.П. Сгибнева. Классные часы в средней школе / М. - 2005 г.

27. Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. Профилактика наркомании у подростков / М. - 2001 г.

28. А.Смирнов. Здоровье и здоровый образ жизни // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000 г.

29.      Ю.В. Татура. Наркомания. Тонкости, хитрости и секреты / М. - 2004г.

30.     Р.Г. Углов. Береги здоровье и честь смолоду. - М., - 1988 г.

31. М.В. Шакурова. Методика и технология работы социального педагога / М. - 2002 г.

32.     Мир без наркотиков / Комиссия по молодежной политике и туризму. Администрация Омской области. - Омск, 1999 г.


Приложение 1

 

Тест «Твое отношение к наркотикам и наркоманам»

Ответь на предложенные тебе вопросы «да» или «нет»:

1. Вызывает ли у тебя наркоман чувство неприязни?

2. Возникает ли у тебя чувство тревоги, когда ты слышишь, что подростков-наркоманов становится в нашей стране больше?

3. Считаешь ли ты, что легкий наркотик может снять напряжение и повысить настроение?

4. Хотел бы ты иметь друга, употребляющего наркотики?

5. Считаешь ли ты, что наркотик вреден для человеческого организма?

6. Уверен ли ты, что без наркотика можно хорошо провести время?

7. Есть ли мотивы, оправдывающие употребление наркотиков?

8. Испытываете ли вы тягу к наркотикам?

9. Вызывает ли у тебя любопытство разговор о наркотиках?

10. Считаешь ли ты, что наркоман может быть хорошим сыном (дочерью)?

11. Нравится ли тебе внешний вид наркомана?

12. Вызывает ли у тебя недоумение человек, который постоянно думает и говорит о наркотиках?

13. Считаешь ли ты, что наркотики делают жизнь ярче и интересней?

14. Допускаешь ли ты мысль, что в твоем окружении могут быть люди, принимающие наркотики?

15. Можешь ли ты резко осадить тех, кто с восторгом говорит в твоем присутствии о наркотиках?

16. Считаешь ли ты, что наркоман - безответственный, слабохарактерный человек?

17. Нравятся ли тебе словечки из «лексикона» наркомана?

18. Считаешь ли ты, что наркотики - зло?

19. Считаешь ли ты, что наркотики вредят отношениям с родственниками?

20. Избегаешь ли ты тех людей, которые одобряют наркоманию?

Поставьте себе по одному баллу за каждый ответ «да» на вопросы 1,2, 5, 6, 12, 15, 16, 18, 19,20

и по одному баллу за каждый ответ «нет» на вопросы 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 13,14, 17.

Если ты набрал:

16-20 баллов. Ты, в основном, правильно оцениваешь пагубность наркомании. Твои взгляды достаточно устойчивы, а нравственное здоровье не вызывает опасения. В нужный момент ты сможешь сделать выбор, достойный настоящего человека.

8-15 баллов. Ты должен быть осторожен. Некоторые твои взгляды слишком легкомысленны. Есть такие, которые вызывают тревогу. Так недалеко и до беды. Будь тверже в своих негативных суждениях о наркомании.

0-7 баллов. Положение критическое. Ты настолько одобрительно относишься к наркотикам и наркоманам, что у тебя есть реальная возможность в скором будущем пополнить их ряды. Срочно пересмотри свои позиции. Желательно проконсультироваться у специалиста.


Приложение 2

 

Анкета для изучения отношения к наркотикам

1. Знаете ли Вы лично (не из газет или передач по радио, телевидению)
людей, употребляющих:

• Наркотики знаю не знаю

• другие токсические вещества знаю не знаю

2. Если Вы знаете людей, употребляющих наркотики, то известно ли
Вам, где они их достают?

• в аптеке

• в лечебных учреждениях

• у друзей, знакомых

• на черном рынке

• у взрослых, употребляющих наркотики

• в других местах

• мне это не-известно

3. Знаете ли Вы, сколько стоит порция наркотиков?_______________

4. Доводилось ли Вам пробовать:

• наркотики                                                     да           нет

• другие токсические вещества                      да            нет

5. Как вы думаете, следует ли принимать какие-то меры по борьбе с наркоманией и токсикоманией?

1. Никаких особых мер принимать не надо.

2. Следует улучшить медицинскую помощь наркоманам.

3. Ко всем наркоманам (токсикоманам) следует применять строгие меры, привлекать к административной и уголовной ответственности.

4. Надо прежде всего выявлять и наказывать тех, кто продает наркотики.

5. Не знаю, не задумывался (-ась).

А теперь несколько вопросов о Ваших взглядах и мнениях?

6. Какие из перечисленных жизненных ценностей имеют для Вас наибольшее значение (обведите кружком не более пяти ответов)?

1. Верные друзья.

2. Интересная работа, профессия.

3. Материальное благополучие.

4. Здоровье.

5. Уважение людей.

6. Развлечение и удовольствие.

7. Любовь.

8. Счастливая семейная жизнь.

9. Талант, одаренность.

10. Физическая сила.

11. Учеба, образование, знания.

12. Уверенность в себе, независимость.

13. Секс.

14. Служебная карьера.

15. Модная одежда.

Иное (что именно)? ___________________________________________

7. О чем Вы мечтаете? Чтобы Вы хотели, чтобы сбылось в Вашей жизни? ___________________________________________________________

8. Вы, очевидно, знаете, что некоторые люди, особенно из молодых, употребляют наркотики и другие одурманивающие вещества. Как Вы к этому относитесь?

1. Очень отрицательно. Считаю, что это пропащее дело.

2. Это их личное дело.

3. Почему бы не попробовать иногда.

4. Не знаю, не задумывался.


Приложение 3

 

Классный час.

Тема «Наркотики и наркомания».

Рассказ учителя. Тема нашего сегодняшнего разговора серьезная и тяжелая: мы будем говорить о наркотиках. Как, по-вашему, что такое наркотики? (Ответы - 5 мин.). Да, ребята, наркотики - это беда, разрушение и смерть. Выращивание растений, из которых впоследствии получают наркотики, наносит смертельный вред окружающей среде. Огромные площади лесов в Южной Америке варварски вырубаются и выжигаются, чтобы освободить место для кустарника коки, тысячи килограммов токсичных химических веществ выбрасываются в реки как побочный продукт очистки наркотиков. Животные и птицы отравляются и умирают медленной, мучительной смертью, чтобы люди в тысячах километров от них могли получить свою дозу наркотика. Как только не называют себя продавцы наркотиков - и «несущие радость», и «дающие покой». На самом деле это люди, несущие смерть и горе. Невозможно отличить слабый наркотик от сильного. Это знает не только продавец, он же единственный знает, что подмешано в наркотик. Известно много случаев, когда человек, первый раз попробовав наркотик, погибал из-за опасной примеси.

Обсуждение темы. Как вы думаете, почему люди принимают наркотики? (Ответы.) В основном люди с помощью наркотиков рассчитывают взбодриться или расслабиться. Одни наркотики, такие, как экстази, кокаин, являются возбудителями. Принимая их, человек чувствует возбуждение, прилив сил, готов бодрствовать целые сутки. Другие вещества - героин, алкоголь, вещества, входящие в состав некоторых клеев, - называют «успокоителями», они оказывают расслабляющее действие. Известно, что вдыхание паров клея уносит каждый год жизни около 150 молодых людей. ЛСД и так называемые волшебные грибы создают зрительные и слуховые образы, которых нет на самом деле, то есть галлюцинации.

Наркоманы - люди без будущего, они думают только о наркотике, сам наркотик разрушает их мозг, легкие, печень, а мысли о нем отбирают силы и разум. На одной из московских дискотек без устали танцевала 13-летняя девочка, позже ее подруга сказала, что она приняла какую-то капсулу, очень маленькую. Вдруг девочка упала на пол. «Скорая помощь» приехала вовремя, но спасти ее не удалось, не приходя в сознание, она умерла в машине. Что бы ни было причиной употребления наркотиков - скука, подражание друзьям, неумение отказать - результат, скорее всего, будет трагичным.

Тяжелее всего наркотики сказываются на психике, среди наркоманов очень много самоубийц. Многие наркоманы болеют вирусными инфекциями, вызывающими гепатит Б или СПИД. Оба эти заболевания практически не лечатся и приводят к смерти. Скажите, жалко ли вам наркоманов? Почему?

Как выдумаете, можно ли избавиться от наркотической зависимости? Каким образом? (Ответы - 5 мин.)

Творческое задание. В течение 10 минут каждый ряд должен придумать 10 вариантов занятий, которые помогут человеку отвлечься от грустных мыслей (Комментарий учителя.)

Заключительное слово. В Москве существует много медицинских центров, занимающихся лечением наркомании, если вовремя туда обратиться, жизнь человека может быть спасена. Предатель - не тот, кто, заметив проблему близкого человека, поднимет на ноги всех окружающих в поисках помощи, предатель тот, кто оставит его с проблемой один на один и не даст шансов выжить.


Приложение 4

 

Профилактическое занятие «Умей сказать нет!»

Задание 1. Ученикам предлагается составить варианты ответов отказа от наркотиков, которыми может воспользоваться любой.

Задание 2. Ученикам предлагается составить антинаркотические лозунги в стихотворной форме.


Приложение 5

 

Интерактивная игра (диспут) «За - Против»

Любую молодежную группу, в которой полезно провести репетицию этого занятия, нужно разбить на две части. «Единомышленники» должны быть территориально близки, должны совещаться. Выступать можно индивидуально. Половина присутствующих находит аргументы за употребление наркотиков, вторая половина - против.

Это примерно такой же диалог, как и диалог между теми, кто уже пробовал наркотики, или кто их распространяет, и теми, кто не хочет их пробовать. Внимательно прочитав книгу, преподаватель должен быть уверен в том, что не даст одержать «верх» аргументам «за наркотики». Кроме того, он должен сильно заинтересовать группу, это очень важно.


Приложение 6

 

Отношение учащихся к наркотикам и наркоманам

 

 

Констатирующий этап

 Ученики, имеющие

 Легкомысленные

 взгляды на проблему

 наркомании

 Ученики, правильно оценивающие пагубность наркомании

Приложение 7 Отношение учащихся к наркотикам и наркоманам

Контрольный этап

 

Ученики, правильно оценивающие пагубность наркомании



2020-02-03 157 Обсуждений (0)
Применение различных методов профилактики наркомании среди несовершеннолетних в практической деятельности педагога-психолога 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение различных методов профилактики наркомании среди несовершеннолетних в практической деятельности педагога-психолога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)