Разновидности опросов и их специфика
Во всех отраслях науки, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Врачи, юристы, экономисты, психологи, журналисты, педагоги, социальные работники и специалисты других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации. Специфика метода состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной информации является человек (респондент) – непосредственный участник социальных процессов. Существует две разновидности опроса, которые связаны с письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предполагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей общения, обусловленного рядом обстоятельств[8]: · содержанием анкеты или интервью; · качеством работы анкетера или интервьюера; · состоянием респондента во время ответов на вопросы и т. д. Метод опроса позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое число респондентов и получать различную информацию. Однако следует учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса, что связано с особенностями осознания разными людьми различных сторон социальной практики. Анкетирование Наиболее распространенный в социологии вид опроса – анкетирование. Анкетирование – это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета. Анкета состоит из преамбульно-инструктивного раздела, а также из опросного листа и «паспортички». Преамбула – это единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений[9]. В анкете ставятся следующие вопросы: · прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы; · вопросы – «фильтры», позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, например, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за «фильтром» вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным; · процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса; · вопросы – «крючки», ставящиеся для того, чтобы респондент «клюнул», т. е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты; · контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений респондентов; · вопросы – «ловушки», являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов; · шкальные вопросы, т. е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо; · табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы; · дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа «да - нет»); · вопросы – «меню», т. е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов; · вопросы – «диалоги», ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц; · наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса; · открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты; · полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант; · закрытые вопросы, т. е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению. Вывод: Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования. Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение.
Интервьюирование
Разновидностью опроса является интервьюирование. Интервью – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого. Специфика интервью состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Метод интервью и по сей день продолжает оставаться одним из основных способов сбора информации. Предметные области, для изучения которых он использовался и используется, преследуемые при этом цели, контингент опрашиваемых – чрезвычайно многообразны. Его преимущества перед письменным опросом заключаются в следующем[10]: · опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент. Поэтому интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации; · этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы; · при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента. Вывод: Интервью – специфический метод исследования, характерный для социального познания. М. Вебер назвал этот метод сбора информации «королевским». Он недоступен естественным наукам, ибо «скалы не разговаривают».
Заключение
Исследование, к которому стремится социолог, предполагает опрос определенных лиц, и необходимо, чтобы эти лица по возможности, во-первых, участвовали в опросе, а во-вторых, отвечали искренне, внимательно, самостоятельно, подробно. В этой связи западногерманская исследовательница Н. Ноэль говорит об особой «драматургии опроса», включающей, в частности, раскрытие возможностей социолога произвести на респондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием. Проблема эта не только чисто методическая, но и этическая. Социологу приходится думать как о собственной исследовательской программе, так и о том, какие темы респонденты будут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтому анкета, по убеждению Н. Ноэль, должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это означает, что анкета должна осуществлять не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции. Таким образом, упорядоченным должен быть не только список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, но список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т. п. Иными словами, анкета - это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленного опосредованного общения. Интервью – это один из важнейших моментов журналисткой деятельности. И поэтому вполне естественно, что подготовкой к нему можно рассматривать специальные знания, навыки, умение. Весьма актуальны для журналиста знания аудитории: ее структура, интересы, потребности, информационный уровень. Установки. Стереотипы. При этом особенно важно иметь четкое представление о «своей» аудитории. Ее обобщенный образ нередко присутствует в сознании журналиста в интервью. Метод опроса позволяет в короткие сроки опрашивать довольно много респондентов и получать различную информацию. Но нужно учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса, что связано с особенностями осознания разными людьми различных сторон социальной практики.
Литература
1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие для вузов.- М.,2003. 2. Конкрен Ч. Методы выборочного исследования. - М., 2006. 3. Курбатов В. И. Социология. М., 2001. 4. Овсянников В. Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании.- М, 2002. 5. Павленок П. Д. Краткий словарь по социологии. – М.,2000. 6. Паниотто В. И. Качество социологической информации. – М.,2006. 7. Сагал Г. 25 интервью. - М., 2001. 8. Табарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. - М., 1998. 9. Толстова Ю. Н. Модели и методы анализа социологического исследования: Учебное пособие. - М., 1996. 10. Тощенко Ж. Т. Социология (общие курс). - М, 2002. 11. Чистов Л.М. Эффективное управление социально-экономическими системами: Теория и практика.- СПб., 1998. 12. Шумилина Г. Не могли бы вы рассказать.- М., 2001. 13. Ядов В. А. Социологическое исследование : методология, программа, методы. – М., 2005. 14. Якубович В. Б. Качественные методы или качество результатов// Социология: методология, методы, математические модели. - 2000. -№ 5-6. 15. Яковлев И. П. Социология. СПб., 2000.
[1] Курбатов В. И. Социология. - М., 2001- С.200. [2] Курбатов В. И. Социология. - М., 2001.- С.300. [3] Курбатов В. И. Социология. - М., 2001, С. 320-323. [4] Курбатов В. И. Социология. - М., 2001.- С. 325-330. [5] Яковлев И. П. Социология. - СПб., 2000.- С.211.
[6] Яковлев И. П. Социология. -СПб., 2000 – С. 212-213.
[7] Яковлев И. П. Социология. -СПб., 2000.- С. 214.
[8] Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие для вузов.- М.,2003.- С.138.
[9] Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие для вузов.- М.,2003.- С.200.
[10] Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие для вузов.- М.,2003.- С.205.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (136)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |