Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности регулирования фондового рынка в России



2020-02-03 218 Обсуждений (0)
Особенности регулирования фондового рынка в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На рынке ценных бумаг встречаются весьма противоречивые интересы множества участников. Сама его природа достаточно сложна, рынок ценных бумаг нуждается в особом регулировании.

В то же время специфика рынка такова, что многие решения могут квалифицированно принять только непосредственные участники рынка. Они лучше других знают конкретные проблемы и пути их решения, обнаруживают махинации, которые просто невозможно заранее предусмотреть в нормативных документах, в состоянии оценить поведение участников. Поскольку проверка инвесторами потребительских качеств такого товара до момента покупки крайне затруднена, очевидно, что возможности злоупотреблений на рынке финансовых активов, в частности на рынке ценных бумаг, существенно выше, чем на других рынках. Отсюда необходимость особого регулирования отношений на этом рынке вызвана повышенной опасностью нарушения законных интересов инвесторов - граждан и юридических лиц, что, в конечном счете, должно быть предметом заботы государства. Но прежде всего необходимо дать определение системы регулирования рынка ценных бумаг или так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, обеспечивающую функционирование рынка ценных бумаг.

Система регулирования рынка ценных бумаг - единая система соподчиненности определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение сделок, подчинить их определенным требованиям и правилам. Регулирование - это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников по правилам честной и доверительной игры[13].

Ключевым моментом в процессе управления любой системой является определение цели. Цель системы управления рынком ценных бумаг для регулирования этого рынка состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.

На данный момент эта система включает в себя:

государственные органы регулирования;

саморегулирующиеся организации;

законодательные нормы рынка ценных бумаг;

этику, традиции и обычаи рынка.

Главная задача, которая стоит перед каждым органом, призванным регулировать фондовые операции, заключается в создании действенного и эффективного механизма, устанавливающего четкие правила и обычаи поведения на рынке, обеспечивающего выявление и жесткое пресечение любых попыток отклонения от них.

С учетом опыта стран с развитым рынком ценных бумаг государство должно осуществлять следующие функции:

разработку концепции развития рынка, программу ее реализации, разработку законодательных актов для запуска и развития рынка;

концентрацию ресурсов (государственных и частных) на цели создания инфраструктуры и совершенствование инфраструктуры;

контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрацию ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);

установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм;

создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;

создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций):

предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, налогового);

регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение отвлечения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства[14].

Законодательство о рынке ценных бумаг представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере выпуска (эмиссии) и обращения ценных бумаг. Данное законодательство есть составная часть предпринимательского законодательства, а потому обладает такими признаками, как комплексный характер, особый субъектный состав и сфера регулирования - рынок ценных бумаг.

Основополагающими нормативными правовыми актами в сфере рынка ценных бумаг являются:

Закон о рынке ценных бумаг;

Закон об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг;

Закон об ипотечных ценных бумагах;

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в ред. от 27 июня 2006 г. №138-ФЗ).

Среди кодифицированных актов первое место занимает Гражданский кодекс, многие положения которого прямо или косвенно регулируют отношения по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

К числу актов публичного права следует отнести Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, нормы которых непосредственно не направлены на регулирование рынка ценных бумаг, но имеют важное значение.

Законодательство о рынке ценных бумаг тесно связано с корпоративным и инвестиционным законодательством. Так, Закон об АО содержит достаточное число норм, посвященных ценным бумагам. В свою очередь, современное инвестиционное законодательство рассматривает ценные бумаги в качестве одного из объектов инвестирования.

Традиционно в системе подзаконных правовых актов особое место принадлежит указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, а также ведомственным актам, особенно актам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время - Федеральная служба по финансовым рынкам). Большинство положений и правил об осуществлении отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг были приняты этим органом (ФКЦБ РФ).

Законодательство о рынке ценных бумаг включает также локальные (корпоративные) правовые акты, издаваемые акционерными обществами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Особенностью правового регулирования отношений в сфере рынка ценных бумаг является наличие значительного числа правовых актов саморегулируемых организаций (гл.13 Закона о рынке ценных бумаг). В данной сфере действует саморегулируемая организация - "Национальная ассоциация участников фондового рынка" (НАУФОР).

Анализ положения дел в области регулирования российского рынка ценных бумаг позволяет констатировать, что пока еще система регулирования указанного рынка не вполне сложилась. Одной из наиболее острых проблем системы регулирования является отсутствие механизма реализации требований законодательства. Закон "О рынке ценных бумаг" был принят 22 апреля 1996 года. Однако работа практически по всем ключевым направлениям, которые на практике должны были обеспечить практическое внедрение ключевых требований закона о ценных бумагах, была организована таким образом, что не позволила в приемлемом объеме и в заданные сроки решить ни одну из стоящих задач перед теми, кто отвечал за регулирование рынка. Подзаконные нормативные акты были приняты с запозданием, которое не оставляло возможности для участников рынка и самих регулирующих органов должным образом подготовиться к выполнению их требований.

Уровень проработки и согласования принимаемых нормативных актов оказался таков, что вызвал острую критику других государственных органов и отдельных участников рынка. Разъяснительная работа по указанным нормативным актам, призванная подготовить участников рынка к нововведениям, объясняющая им смысл того, что им хотят предложить была организована крайне недостаточно. Аппарат регулирующих органов не был подготовлен к тому, чтобы выполнить им же самими на себя возложенные функции[15].

Следует рассмотреть также вопрос государственного регулирования с помощью нормативно-законодательных актов. На сегодня их принято более 300. Но это крайне незначительно по сравнению с многотомными собраниями законодательных актов по ценным бумагам в странах с развитым фондовым рынком. В связи с постоянным изменением экономического положения и ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают, к тому же в них имеются немало противоречий, двойных толкований и "белых пятен'" (трастовые операции, залог ценных бумаг, ссуда ценными бумагами, новые типы институциональных инвесторов, акции на предъявителя, безбумажный выпуск ценных бумаг, самоуправляющиеся ассоциации участников рынка ценных бумаг). Крайне запутана и сложна система налогов в этой сфере. По некоторым оценкам, действующая нормативная база начинает реально сдерживать развитие рынка ценных бумаг, непосредственно влияя на уменьшение объемов инвестиций в ценные бумаги.


Практический раздел

Задание 1

 

Рассчитать курс акции по следующим данным: дивиденд - 120 руб., банковский процент - 20%.

Решение

 

Курс акции = 120 руб. /0,2 = 600 руб.

Задание 2

Рассчитать дивиденд по следующим данным: курс акции - 500 руб., банковский процент - 25%.

Решение

 

Дивиденд = 500 руб. *0,25 = 125 руб.

Задание 3

 

Определить номинальную стоимость акции и дивиденды на одну привилегированную и на одну обыкновенную акцию

по следующим данным:

капитал акционерного общества - 400 млн. руб.;

число всех акций - 100000 шт.;

прибыль на дивиденды - 150 млн. руб.;

количество привилегированных акций - 10000 шт.;

процент на привилегированные акции - 25%.

Решение

 

Номинальная стоимость акции = 400 000 000 руб. / 100 000 = 4000 руб.

Дивиденды на привилегированные акции = 150 000 000 руб. *0,25 = 37 500 000 руб.

Дивиденд на одну привилегированную акцию = 37 500 000 руб. /10 000 = 3750 руб.

Дивиденды на обыкновенные акции = 150 000 000 руб. - 37 500 000 руб. = 112 500 руб.

Дивиденд на одну обыкновенную акцию = 112 500 000 руб. / 90 000 = 1250 руб.


Заключение

 

В условиях рыночной трансформации российской экономики и интеграции ее в мировую экономическую систему исследование складывающееся системы финансовых отношений приобретает особую актуальность и остроту.

Дело в том, что одна из главных причин кризисного состояния российской экономики - острейший дефицит денег. Парадокс состоит в том, что денег катастрофически не хватает не потому, что их мало, а потому, что они распределяются крайне нецелесообразно между отдельными субъектами экономики. В решении проблемы эффективного распределения денежных средств между субъектами экономики важная роль принадлежит финансовому рынку.

В настоящее время в России сложилась трехуровневая система финансирования экономики: бюджетное финансирование, банковские кредиты и прямые инвестиции через механизмы рынка ценных бумаг. Таким образом, в системе финансового рынка России возник и начал функционировать рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг охватывает только часть движения финансовых ресурсов. Помимо него имеют место и прямые банковские ссуды, а также межфирменные кредиты.

Рынок ценных бумаг представляет собой совокупность отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, а также совокупность форм и методов такого обращения. Эта система институтов и экономических механизмов, обслуживающих кругооборот ценных бумаг. На рынке ценных бумаг складываются отношения по поводу имущественных прав совладения и кредитования специфическими финансовыми инструментами - ценными бумагами.

Появление ценной бумаги как инструмента привлечения финансовых ресурсов позволяет вкладчику в определенной степени решить проблему риска, связанного с хозяйственной деятельностью, посредством приобретения такого количества ценных бумаг, которое соответствует его финансовому положению и отвечает его интересам в данный момент. Если кто-либо готов пойти на серьезный риск, он купит значительное количество ценных бумаг, в противном случае - ограничится покупкой одной ценной бумаги.

Это свойство ценной бумаги играет очень важную роль в финансировании венчурных (рискованных) фирм, которые занимаются новыми разработками. Дело в том, что получить кредит в банке для таких целей не всегда возможно, так как банки в большинстве случает требуют обеспечения своих кредитов. Выпуск же акций или облигаций под рискованные проекты позволяет финансировать новые фирмы.

Особенностью привлечения финансовых средств с помощью ценных бумаг является то, что, как правило, они могут свободно обращаться на рынке. Поэтому инвестор, который вложил свои средства в какой-либо проект путем приобретения ценных бумаг, может вернуть их, продав бумаги. В то же время его действия не затрагивают и не нарушают самого процесса производства, так как деньги не изымаются из организации, которая продолжает функционировать.

Возможность свободной купли-продажи позволяет самому инвестору определять время, на которое он желает разместить свои средства в тот или иной проект.

Наличие рынка ценных бумаг позволяет значительно расширить возможности финансирования научно-технических проектов и процесса расширенного воспроизводства в целом.

Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (фирмах и т.д.) и отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют дальнейших перспектив развития.

Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции.

В настоящее время перспективы фондового рынка в России представляются исключительно позитивными. Российскому фондовому рынку удалось, наконец, вырваться из состояния стагнации, и можно ожидать постепенного роста его ликвидности за счет притока сюда "свежих" денег иностранных инвесторов.

Стабильность курса российского рубля, упрощение налоговой системы, рост объемов внутреннего валового продукта и постепенный выход из кризиса банковской системы - все эти факторы, по мнению аналитиков, позитивно влияют на настроения инвесторов и повышают их интерес к российским ценным бумагам. Сейчас на западных рынках наблюдается устойчивый рост стоимости внешних долгов России, и многие компании планируют вернуться на рынки внешних заимствований после того, как в 2008 году они вынуждены были покинуть их.

К основным задачам современного этапа развития фондового рынка России относятся: создание условий для роста портфельных инвестиций. Сегодня в России есть предприятия, действительно заинтересованные в функционировании рынка ценных бумаг, и многие инвестиционные компании активно сотрудничают с ними.




2020-02-03 218 Обсуждений (0)
Особенности регулирования фондового рынка в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности регулирования фондового рынка в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)