Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы философии эпохи Возрождения.



2020-02-03 162 Обсуждений (0)
Основные принципы философии эпохи Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок




План

 

1. Работа с понятиями.

2. Основные принципы философии эпохи Возрождения.

3. Философия природы: Парацельс, Н. Кузанский.

4. Философия естествознания: Л. Да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно.

2 часа.

 

I. Вводная часть занятия.

1. Организация занятия.

2. Определение темы, мотивации, задач занятия.

                                                                        5 минут.

 

II. Основная часть занятия.

3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.

                                                                       28 минут.

 

 

Работа с понятиями.

Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир.

Гуманизм - 1)культурное движение эпохи Возрождения;

2)образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития, отстаивает ценность человека как личности.

 

Основные принципы философии эпохи Возрождения.

В XIV в. в Европе начинаются большие изменения. Связаны они с разложением феодального общества и появлением новых политических, экономических и культурных тенденций. Развитие ремёсел, торговли, появление первых мануфактур, рост городов способствовали экономическому подъёму европейских государств. Он сопровождался укреплением светской власти – королевских монархий. В философии усиливались антисхоластические тенденции. Всё это объективно стимулировало секуляризацию – освобождение от господства религии и церковной идеологии.

Средневековая культура и образ жизни вытесняются возрожденной моделью античного типа культуры. Отсюда и название эпохи – Возрождение. Конечно, античная культура не могла быть реставрирована в своём первозданном виде. Влияние предыдущего исторического этапа – Средневековья – оказалось значительным.

В области философии на первый план выходят учения Платона и неоплатоников. Переосмысливаются идеи Аристотеля, Эпикура и эпикурейцев, стоиков. Разумеется, не сразу преодолевается давление религиозной философии. Но центром философской мысли уже становится не Бог, а человек. Антропоцентризм – важнейшая особенность философии Возрождения. В этот период она выступает в содружестве с гуманитарным знанием и искусством.

Утверждение антропоцентризма в европейской культуре эпохи Возрождения связано с деятельностью гуманистов. Гуманизмв широком смысле — мировоззрение, в котором человек считается высшей ценностью. Оно отстаивает идеи человечности и челове­ческого достоинства, свободу и справедливость. В узком смысле гуманизмом называется культурное движение в Европе XIV—XV вв., целью которого было изучение и популяризация античных язы­ков, литературы и искусства, а также философии. Родина гума­низма — Италия, идейный центр — Флоренция. Видные предста­вители: Данте Алигьери(1265 – 1321), Франческо Петрарка, Лоренцо Балла, Марсилио Фичино(1433 – 1499), Пико делла Мирандола(1463 – 1494), Эразм Роттердамскийи другие.

Уже Данте — предшественник и вдохновитель гуманистов — в своих произведениях человеком интересуется больше, чем Бо­гом. Человек, утверждает он, есть «величайшее чудо». Позже у гуманистов этот интерес выльется в определенный антропо­центризм. Что же изменяется в понимании человека?

Во-первых, реабилитируется природное начало. Все телесное и чувственное, считавшееся в Средние века греховным, теперь воспринимается в качестве естественного и неотъемлемого (по крайней мере, на Земле) аспекта человеческой сущности. Эпикурейское отношение к жизни, точнее, к чувственным удо­вольствиям оказывается весьма созвучным мировосприятию Воз­рождения. Закономерно, что земная жизнь со всеми ее благами начинает цениться если не больше, то уж никак не меньше небесной.

Во-вторых, переосмысливается место человека в мире и пред­определенность его судьбы. Не бог, не звезды, утверждает Пико, а сам человек благодаря дарованной свободной воле решает свою судьбу. Философ подчеркивает, что человек является господином как внешней, так и внутренней, т.е. своей собственной, природы (ум и душа). Если он возвышается над ней, значит, он возвыша­ется и над небесами. В формировании подобных умонастроений талантливого графа Пико не последнюю роль сыграли эзотериче­ские каббалистические трактаты, к которым он относился с боль­шим почтением.

    В-третьих, несмотря на реабилитацию природного начала, гу­манисты не отрывают человека от       Бога, а, наоборот, сближают их. Происходит обожествление человека как существа, поставленного властвовать над природным и социальным миром (Фичино).

При этом существенно изменяется от­ношение к деятельности. Для Средневеко­вого мышления труд есть проклятие, кара за грехи. Искупление грехов трудовым способом, конечно, воспринимается как благо. Но все-таки в нем есть что-то под­невольное. Кроме того, не труд (произво­дительный, творческий, интеллектуальный и т.д.) считается высшей формой челове­ческой деятельности, а религиозное дела­ние (молитва, изучение Библии, отправле­ние обрядов и т.д.). Возрождение изменяет систему ценностей. Труд постепенно перестает восприниматься в качестве проклятия. Особое значение приобретает творческая деятельность, в которой человек, подобно Богу, создает нечто повое, эстетически прекрасное. Человек-тво­рец (художник в самом широком смысле слова) становится объ­ектом внимания и даже поклонения.

Культ человека-творца дополняет культ красоты. Но уже не в небесном, абстрактном ее понимании (высшее невообразимое совершенство Бога), а в земном, чисто человеческом. Символ ис­кусства Возрождения — Мадонна, в которой земное, телесное начало порой затмевает начало духовное.

Обожествление человека объективно способствовало возвыше­нию достоинства личности. При этом сословные различия и родо­вые титулы перестают иметь решающее значение. Личные способ­ности и достижения приобретают все более существенный вес.

 

3)Философия природы: Парацельс, Н. Кузанский.

В натурфилософии эпохи Возрождения господствующее место занимал пантеизм (философское учение, отождествляющее Бога и мир). При этом Бог рассматривается не как надмирная Абсолютная Личность, а в качестве особого духовного начала, которое пронизывает и одухотворяет природу. Таким образом, природа не противопоставляется Богу как низшая сфера бытия, а обожествляется.

Возрожденческий пантеизм существовал в двух разновидностях – мистической и натуралистической. В мистической версии природа растворяется в Боге. В натуралистической – Бог растворяется в природе и мыслится как активная, духовная, движущая её сила, заключённая в самих природных вещах. Представителем мистической версии был Парацельс (1493 – 1541), представителем натуралистической – Дж. Бруно (1548 – 1600).

Парацельс провел несколько лет в одной из тайных школ на Востоке. Вернувшись в Европу, практиковал и учил медицине. Глу­бокое познание тайн природы и человеческого организма снискало ему славу весьма удачливого и авторитетного врача. Если верить легенде, он умел излечивать многие неизлечи­мые и тяжелые заболевания. В таком случае не приходится удивляться, что Парацельс, имея завистников, был обвинен в связях с дьяволом и однажды убит неизвестным наемным убийцей.

Основой медицинского учения Парацельса были натурфи­лософия, алхимия, астрология, ботаника и некоторые другие естественные науки. В философии он опирался на Платона, неоплатоников, неопифагорейцев, герметизм и, вероятно, близкие последнему восточные тайные учения. Природу пони­мал как единое живое целое, пронизанное мировой астраль­ной душой и археем— особой энергией, которая может быть отождествлена с жизненным началом. Человек есть микро­косм. Познавая скрытые силы своей души, он овладевает ар­хеем и может использовать его для воздействия на природу и се­бе подобных. К пониманию законов природы ведет познание трех ее символических элементов: ртути (дух), серы (душа) и со­ли (тело). Физическая и духовная алхимия основана на умении управлять взаимодействием этих элементов.

В подобных положениях не следует искать буквальный смысл. Это чистые символы. Парацельс не был бы эзотериком, если бы излагал свои мысли прямо и открыто. Поэтому некото­рые из его методов лечения до сих пор остаются тайной. Извест­но лишь, что их общей основой выступал оккультный принцип соответствиямежду органами и системами человеческого орга­низма, с одной стороны, и планетами, минералами, растениями — с другой. Лечение, согласно Парацельсу, — это, прежде всего вос­становление нарушенной гармонии. Оно обязательно должно распространяться на дух, душу и тело человека. Несмотря на то, что смысл философских постулатов-символов, лежавших у осно­вания эффективной «магической» терапии Парацельса, остался нераскрытым, его врачебная практика значительно повлияла на развитие медицины.

Ученый-кардинал Николай Кузанский (1401 – 1464), открыл принцип совпадения противоположностей. Бог бесконечен (абсолютный максимум), а в бесконечности противоположности неразличимы и фактически совпадают. Следовательно, и в Боге все различия исчезают. Абсолютный максимум совпадает с абсолютным минимумом. Отсюда вытекает следующий практический вывод: Вселенная (как творение Бога) охватывает все вещи, а каждая вещь содержит в себе Вселенную – в её «свёрнутом» виде. Человек в таком случае есть микрокосм, заключающий в себе потенциальный макрокосм.

Кузанский пришёл к выводу о совпадении противоположностей: единое – «минимум» – тождественно бесконечному – «максимуму». Например, при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того, с окружностью совпадают не только диаметр, но и центр, а тем самым точка («минимум») и бесконечная прямая («максимум») представляют собой одно и то же. Аналогичный пример с треугольником: если одна из его сторон равна бесконечности, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом, прямая линия есть в первом случае – круг и его радиус, во втором случае прямая есть треугольник с его основанием и боковыми линиями.

 



2020-02-03 162 Обсуждений (0)
Основные принципы философии эпохи Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные принципы философии эпохи Возрождения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)