Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современна этнополитическая ситуация в России.



2020-02-03 241 Обсуждений (0)
Современна этнополитическая ситуация в России. 0.00 из 5.00 0 оценок




Любое государство, особенно многонациональное, стоит перед необходимостью решения многообразных политических и национальных (этнических) проблем. Эти компоненты общественного развития тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии.Этнические проблемы нередко выступают фактором, который оказывает определяющее воздействие на политические процессы (распределение власти, властных полномочий, их легитимизация, характер государственного устройства, политический режим, институты политической системы). Национальное сознание, сумма представлений, в комплексе образующие то, что называется «национальной идеей», также влияют на политическую сферу (политическое сознание, политическую психологию, политическую культуру, нормы, регламентирующие политическое поведение или политическое участие граждан, специфические формы их мобилизации, рекрутирования для поддержки той или иной политики).Политическая деятельность, в свою очередь, – это не только объект, на который воздействует этнический фактор, но и важный инструмент осуществления задач, интересов, потребностей, складывающихся в области национального и межнационального. Эти интересы оформляются, осознаются, формулируются и проводятся в жизнь, в том числе при помощи средств политики. Более того, политические соображения часто имеют решающее значение в процессах консолидации этнических общностей, играют роль главных мотивов и импульсов национального сплочения вокруг каких-либо задач – национальное освобождение, самоопределение, борьба за суверенное существование и создание государства, за национальное выживание и процветание, за полноправное участие в международном общении.Таким образом, можно говорить об особой этнополитической разновидности общественных процессов. Эти процессы – реальный и значимый элемент всякого государственно-организованного и национально-структурированного общества.оссия – страна полиэтническая, многонациональная, многоконфессиональная, а российское общество отличается сложной этнонациональной структурой. Все это обусловливает необходимость серьезного анализа этнических проблем, основанного на реальной ситуации, а также выработки на его основе механизма согласования национальных интересов. Для того чтобы предотвратить или остановить конфликты, эскалацию насилия на этнической почве, нужна грамотная национальная политика. В противном случае под угрозой окажется безопасность России, ее территориальная целостность. Исходя из этого целью данной главы является, во-первых, анализ этнополитических процессов в России и перспектив их развития, во-вторых, оценка влияния на них религиозного фактора и, в-третьих, выяснение причин, характера и путей локализации таких факторов политической нестабильности, как межэтнические противоречия и конфликты. Рассмотрим в общих чертах процессы, определяющие этнополитическую ситуацию в современной России. В связи с распадом СССР важнейшими этническими проблемами стали следующие. Во-первых, государственное положение народов, изменение их государственного статуса. Как показывает практика, эта проблема решается либо путем этнополитического самоопределения этноса и образования самостоятельного государства, либо путем создания этнических и этнорелигиозных движений с целью оппозиционного давления на центральное правительство для восстановления некогда утраченного статуса (крымские татары, немцы Поволжья), вступления в ранее отнятые административные права на свою территорию (турки-месхетинцы, ингуши), изменения государственной принадлежности бывших автономий (Нагорный Карабах, Южная Осетия), перехода к принципиально новой государственности (Приднестровье, Чечня, Абхазия, Гагаузия). Во-вторых, проблема «мигрантов» (Прибалтика). В-третьих, положение коренного населения Севера и Дальнего Востока

13)Социальные основы политического конфликта. Политическому конфликту, как правило, предшествует рост социальной и политической напряженности в социально-политических отношениях. Социальная напряженность возникает, когда большинство людей не удовлетворены состоянием дел или ходом развития событий. Неудовлетворенность является ключевым понятием социальной и политической напряженности. Социальная напряженность при определенных условиях может трансформироваться в социально-политическую и политическую. Наиболее общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения., Главный вопрос в конфликтах – это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая одной группе людей распоряжаться деятельностью других.
В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.).

 

14) Понятие пол. капитала и его значение для социологических исследований. Политический капитал — это вся совокупность приобретенных политическим лидером «достоинств» (званий, титулов, должностей, статусов, политической практики, принятых решений, сделанных прогнозов и т. д.) в прошлом и в настоящем.По мнению Д. П. Зеркина, «под политическим капиталом подразумевается ряд признаков. В частности, обладание какой-то частью политической власти; включенность в политическую элиту; политический опыт и авторитет и т. п.1 С нашей точки зрения, такой признак, как «обладание какой-то частью политической власти», является необязательным для лидера. Бывший или реальный политик, обладающий политическим капиталом, может находиться в оппозиции или вообще вне политики. Но само обладание политическим капиталом может способствовать его возврату в реальную политику (Ш. де Голль, Ф. Рузвельт) либо оказывать влияние на политический процесс (быть востребованным) в ином качестве (например, бывший Государственный секретарь США Г. Киссинджер периодически привлекается (как частное лицо) для решения тех или иных политических проблем).Накоплению политического капитала могут способствовать успехи в иных сферах деятельности, например, академик А. Д. Сахаров стал известным политиком во многом благодаря своему вкладу в развитие ядерной физики. Однако основным критерием оценки «капиталоемкости» политика является его удачный опыт практической политической деятельности и обусловленное им доверие политических элит и широких социальных слоев. Например, Президент США Ф. Рузвельт благодаря своей эффективной политической деятельности четыре раза избирался на этот пост.

15) Понятие национальной идеи в социологии политики. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ — систематизированное, устойчивое ко времени обобщение национального самосознания, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических, художественных произведений, т. е. могущее иметь как рациональный, так и образный вид.Например, есть высказывания Эмерсона, Вильсона и Адамса о миссии Америки, которая должна управлять миром, а есть «образ» американской мечты («чистильщик сапог, который стал миллионером»), который тиражировался писателями, киноиндустрией. Национальная идея как бы отвечает на вопрос о смысле бытия определенной исторической общности: этноса, народа, нации, государства, отвечает на вопрос об их специфике, духовной миссии.Национальная идея конкретизируется целым рядом вопросов, характеризующих ее содержание. Среди них вопросы о «начале» исторической судьбы народа, вопрос о важных исторических победах, о поражениях, оставивших исторический шрам, о точках развилки истории и сделанном историческом выборе, об историческом будущем и целях существования, о специфическом месте на карте мира, среди соседей, в мировой культуре и мировом разделении труда, об основаниях и чертах народного характера и проч.Национальная идея часто представляется как продукт произвольного исторического конструирования или выбора великих политических деятелей («князь Владимир выбрал православие как религию и крестил Русь», Петр I «Россию поставил на дыбы», повернул в сторону Европы» и т. д.), но в то же время другие мыслители настаивают на нечеловеческом происхождении национальных идей («Идея нации есть не то, что она сама о себе думает во времени, но то, что Бог думает о ней вечности», — писал В. Соловьев).Россия на протяжении своей истории сменила несколько «национальных идей». После возникновения именно русского государства (до того это были различные славянские и финно-угорские племена) князь Владимир принял православие в качестве государственной религии и идеологии. Монгольское нашествие и потеря суверенитета привели к тому, что собственная идентичность стала переживаться наиболее остро, появилось множество монастырей, святых. Это был период «Святой Руси». Падение Византии и освобождение от ига Орды позже вообще сделало Россию чуть ли не единственной сильной православной державой, возникла концепция «Третьего Рима».Смутные времена были связаны с поиском новой идентичности, колебаниями между приверженностью старым порядкам и мессианством России и влиянием Европы. Петр I разрешил это противоречие, начав вестернизацию России, но с дальней целью — саму Россию сделать лидером Европы (чтобы Россия рожала «собственных платонов и быстрых разумом невтонов»). XVIII в. был веком увлечения Голландией, Германией, Францией, вообще Европой в России.Иллюзии кончились после похода Наполеона и победы русских, когда стало ясно, что Европа больше ничему Россию научить не может и сама слабее духом, сама переживает закат. Чаадаев, Пушкин, Достоевский, Соловьев, Федоров и другие мыслители вновь ставят вопрос о предназначении России.Вопрос в целом решался в консервативном духе: Россия — страна, которая должна спасти мир от одностороннего механистического бездуховного материализма Запада, любовью скрепить все человечество, Запад и Восток, объединить все начала, дать религиозное основание науке и технике, накормить и одеть угнетенных и страждущих. XX в. можно рассматривать как неожиданную реализацию этого принципа, либо переинтерпретацию, обновление национальной идеи.СССР видел своей миссией освобождение человечества от эксплуатации, построение самого правильного и справедливого общества, с прогрессом, служащим человеку. Москва претендовала на роль эталонного коммунизма, все отклонения от которого считала ревизионизмом.Крах советского проекта привел к новому смутному времени, сейчас вопрос о национальной идее для России более чем актуален. Гарантированно суверенен только тот народ, чей суверенитет никто не только не может, но и не хочет колебать. А это возможно только тогда, когда народ обладает ценностью в глазах других народов, когда он уникален, незаменим и неповторим, когда несет миссию, нужную другим народам. Когда он, говоря языком рынка, имеет «уникальное торговое предложение», «уникальное позиционирование». Но мало быть уникальным: Северная Корея тоже уникальна. Важно быть нужным другим, быть востребованным. Если Россия не связана ни с какой ценностью, ни с чем дорогим, то ее никто не будет беречь, ни мы сами, ни соседи, никто в мире.Тот, кто хочет быть сувереном, гарантированным сувереном, тот должен обеспечить себе такое место в мире, когда другие государства предпочтут умереть сами или нанести вред себе, нежели покуситься на того, кого считают воплощением некой духовной ценности.

16) Патриотизм как идеология и государственная практика. Патриотизм является неотъемлемой, непременной составляющей духовной жизни общества, одним из основных признаков духовного здоровья нации. Без патриотически настроенной, хотя бы пассионарной, части социума невозможно его прогрессивное развитие. В современной России существуют серьёзные проблемы, связанные как с самим пониманием необходимости формирования общенациональной идеи (идеологии) в условиях провозглашённого идеологического многообразия, так и определения её содержания, способов и средств реализации. Единственной, всеми (здравомыслящими) гражданами России признаваемой идеей, идеологией является - патриотизм российской нации. В России должна быть сформулирована национальная идеология ПАТРИОТИЗМА, реализация которой возможна только посредством русской (российской) национальной доктрины.
При этом патриотизм не следует рассматривать как нечто близкое к фашизму, расизму и ксенофобии. На это справедливо указывают отечественные исследователи: «патриотизм – это идеология и психология, политика и деятельность, выражающие особое, любовно-возвышенное, преданное отношение к Отечеству» . Патриотизм не тождественен бессмысленному геройству, которое создаёт опасность не только для самих псевдогероев, но и для всего общества и страны. Патриотизм – это квинтэссенция человеческих чувств к Родине и своему народу, выражающаяся в готовности пожертвовать ради них самым ценным – жизнью. Патриотизм присущ большинству людей, являющихся пассионариями народов России, и годы великих испытаний последней Мировой войны доказали это. Поэтому автор полагает логичным резюмировать статью следующим своим стихотворением.

17) Социально взаимодействие экономической и политической сфер общества. Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны между собой. Практически это — взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства. Преодолев абсолютизацию формационного подхода в изучении взаимодействия экономики и политики историки и экономисты отошли от изучения данной проблемы; философы, политологи заинтересовались теоретическими и правовыми аспектами темы. В политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя соответствующие экономические рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования. Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества: во-первых, организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующей законы и создающей условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способной защитить установленный порядок. Во-вторых, установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы. В-третьих, система отношений с мировым сообществом, позволяющая соотносить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне.



2020-02-03 241 Обсуждений (0)
Современна этнополитическая ситуация в России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современна этнополитическая ситуация в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)